Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
«Дидактическая кукла Маша – времена года»
Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие речи»
возрастная группа: вторая группа раннего возраста
Выполнил: воспитатель Халяфиева С.Ф
Квалификационная категория: первая
стаж работы в данной должности: 11лет
2020г.
Направленность: расширить знания детей о дидактической кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности.
Предпосылки: обогащение материально – технической базы и развивающей среды группы.
Вид: дидактическое пособие.
Предназначение: для детей 2-3 лет.
Продолжительность: с 10марта по 20 марта 2020г
Актуальность:
Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают.
Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Ребенок ведёт с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.
Дидактическая кукла в раннем возрасте является тем инструментарием - методическим приемом, который используется, в первую очередь, в организованном обучении и как игровая мотивация. В свободное время кукла играет роль специального тренажера - при обучении малышей одеванию и раздеванию, при укладывании спать, в игровых ситуациях сюжетно-ролевой игры "Семья", "Больница", «Парикмахерская" и др., с ее помощью дети осваивают игровые действия и правила, учатся действовать с предметами-заместителями. Играя с дидактической куклой, дети, сами того не подозревая, получают новые знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Цель: формировать умение использовать одежду по назначению.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с различными видами одежды по сезонам;
- формировать обобщающее понятие «одежда», ее связи с сезоном;
- формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
- приучать детей к разнообразным действиям с дидактической куклой, направленными на обогащение своего кругозора.
-обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать понимание речи, логическое мышление, зрительное восприятие, память, внимание, наблюдательность.
- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, размеру; называть их местоположение;
- развивать умение понимать обобщающие слова;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность и любовь к окружающему миру;
- воспитывать у детей навыки культурного поведения;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам, чувство заботы.
Ожидаемый результат
- знания о разных видах одежды;
- интерес к созданию одежды для кукол;
- сформируется устойчивый интерес к куклам;
- повысится речевая активность детей;
- развитие в разных видах деятельности;
- знание стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами.
Описание пособия:
Нашу дидактическую куклу зовут Маша. Кукла изготовлена из материала, соответствующего требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13(разделVI пункт 6.10) Куколка имеет приятную внешность, черты лица аккуратно и тщательно детализированы, особенно выразительны зеленые глаза с пушистыми ресницами. Одежда нашей куклы проста по крою; дети легко снимают и надевают её на куклу.
Кукла «Маша» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Играть с пособием может разное количество детей.
Кукла «Маша» прекрасно подходит как для работы, на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Пособие доступно детям и для самостоятельной деятельности, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Кукла – хороший тренажёр для приобретения и закрепления полученных навыков. Кукла «Маша» – отличное диагностическое средство при выявлении уровня моторного развития ребёнка! Применение дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. Кукла «Маша» вызывает у детей огромный интерес: красочная и весёлая, она надолго привлекает внимание ребенка.
Дидактическая кукла «Маша» представлена четырьмя временными сезонами: весна, лето, осень, зима.
Рост куклы высотой 43 сантиметра с богатым гардеробом всесезонной одежды. Одежда, обувь, головные уборы, аксессуары, атрибуты имеют разные цвета, фактуру и виды застёжек, с которыми детям будет интересно познакомиться.
Этапы работы:
I – подготовительный (10- 12 марта 2020г)
- подбор и изучение методической литературы;
- выбор материала;
- изготовление учебно – дидактического пособия;
II- основной(13-19 марта 2020г)
Реализация основных видов деятельности:
- знакомство детей с дидактическим пособием
- использование дидактических игр в работе с детьми;
III – заключительный (20 марта2020г)
Обобщение материалов и результатов работы:
- обобщить и представить результаты методической разработки.
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- участие одного ребёнка, подгруппы детей;
- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.
- можно переставлять, переносить.
Список использованной литературы:
1. ФГОС Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С.,Васильевой М. А.
2. «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова
3 «Развитие речи в детском саду» В.В.Гербова
4. Интернет - ресурсы
Тематический план:
Месяц | игры | Форма работы |
13.03.2020г | Знакомство детей с дидактической куклой. Пальчиковая игра «Замок» Дидактическая игра «Угостим куклу Машу чаем». | индивидуальная подгрупповая |
16.03.2020г | Игра- ситуация: «Оденем куклу Машу на прогулку» Чтение стихотворение: «Я одеться сам могу» В. Зайцев | индивидуальная подгрупповая |
17.03.2020г | Сюжетно -ролевая игра «День рождения куклы Маши» Лепка «Угощение для куклы Маши» Пальчиковая гимнастика: «Я пеку, пеку, пеку» | индивидуальная подгрупповая |
18.03.2020г | Игра- ситуация: «Кукла заболела» Рисование пальчиками «Бусы для куклы Маши» | индивидуальная подгрупповая |
19.03.2020г | Игра- ситуация: «Укладываем куклу спать» Дидактическая игра «Помоем руки Маше». Чтение стихотворение А.Барто «Девочка чумазая»: | индивидуальная подгрупповая |
Приложение
Приложение№1
Знакомство с куклой Машей
Цель: активизирование речи детей с использованием куклы в качестве наглядного материала.
Материалы и оборудование: кукла, стул для куклы.
Задачи:
Образовательные:
-активизировать речь детей с помощью вопросов;
-формировать у детей умение и здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого);
- расширять у детей опыт ориентировки в частях собственного тела (глаза, нос, рот, руки, ноги).
Развивающие:
- развивать понимание речи, логическое мышление, зрительное восприятие, память, внимание, наблюдательность.
- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, размеру;
- развивать умение понимать обобщающие слова;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность и любовь к окружающему миру;
- воспитывать у детей навыки культурного поведения;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам, чувство заботы.
Воспитатель: дети, посмотрите, кто это к нам пришел?
Дети: Кукла.
Кукла (воспитатель): Здравствуйте, дети! Я пришла к Вам в гости.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с куклой. Скажем ей: «Здравствуй, кукла».
Дети: Здравствуй, кукла!
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: дети, давайте познакомимся с куклой.
Кукла (воспитатель), обращаясь к ребенку, спрашивает, как его зовут.
Воспитатель: Меня зовут Сирина Фагимовна (обращается к кукле).
Воспитатель: А как тебя зовут? (обращается к кукле).
Воспитатель (подносит куклу к уху): Дети, кукла говорит, что ее зовут Маша.
Воспитатель: Кукла Маша, ты познакомилась со всеми ребятами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая кукла Маша красивая, какое у нее нарядное платье. А какого цвета платье у куклы? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это у куклы?
Воспитатель: Носик, глаза, рот (воспитатель показывает на кукле части тела, опрашивает детей и хвалит за ответы).
Воспитатель: А где у нас с вами ротики? (дети показывают).
Воспитатель: А как наши ротики умеют открываться? Широко-широко (дети открывают ротики) - упражнение «Бегемотик».
Воспитатель: А как наши ротики умеют целовать мамочку? (дети целуют) - упражнение «Хоботок».
Воспитатель: А это что у куклы? (показывает на щечки куклы).
Воспитатель: Давайте нашу куклу Маша научим надувать щечки. Надули все щечки. Сдули. И еще разик (дети надувают щечки) – упражнение «Хомячок».
Воспитатель: дети, посмотрите, что это у куклы? – Ножки (ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Это ножки. Кукла может топать ножками – плясать.
Воспитатель: А сейчас давайте мы с вами потопаем ножками. Вставайте на ножки, возьмем нашу куклу Маша гулять по дорожке. Возьми ее за руку, Алиана (дети встают на ножки и шагают по группе) – игра «Большие ноги».
Воспитатель: дети, а у нашей куклы есть ручки. Покажите, а где Ваши ручки? (Дети показывают).
Воспитатель: Правильно, вот они!
Воспитатель: дети, давайте покажем кукле нашу игру «Замок» (проводится п/и «Замок»).
Воспитатель: На двери висит замок, кто его открыть бы смог? Повертели, покрутили, постучали и открыли.
Воспитатель: дети, нашей Кукле Маше было очень интересно с Вами, но ей надо уходить. Давайте попрощаемся с ней. Скажем кукле: «До свидания».
Дети: До свидания!
Приложение №2
Дидактическая игра «Угостим куклу чаем».
Цель игры: учить пользоваться чашкой, ложкой, благодарить; учить производить цепочку логичных действий; активизировать активный словарь: чай, чашка, ложка, салфетка, скатерть, блюдце.
Оснащение: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.
Ход игры: в гости к детям приходит кукла Маша, здоровается с детьми. Взрослый предлагает угостить куклу чаем, спрашивает, что для этого нужно. Ребенок называет, взрослый достает посуду, просит ребенка ему помочь накрыть на стол, задает вопросы: «Что надо сделать сначала? (Постелить скатерть). Что потом? (Поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки). А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытирать губы после еды)». Дети расставляют посуду для куклы , взрослый «разливает чай», дети угощают , вытирают им губы салфеткой. Кукла благодарит детей. Взрослый хвалит детей: «Какие вы молодцы, накрыли на стол, угостили куклу чаем.
Приложение №3
Игра – ситуация «Оденем куклу Машу на прогулку»
Цель: учить соотносить виды одежды по временам года Задачи: Образовательные: называть предметы одежды; учить соотносить виды одежды по временам года; показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года. Развивающие: развивать активность, наблюдательность, самостоятельность. Воспитательные: воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других. Методические пособия, оборудования Кукла Маша, одежда для куклы (пальто, шапка, шарфик, рукавицы, кофта, брюки, носочки, сапоги); заготовка для аппликации – шапочка и круг, треугольник, квадрат; предметные картинки с изображением одежды и атрибутов к ней. Ход занятия Организационный момент. Приветствие. Сюрпризный игровой момент (стук в дверь). Приходит в группу к детям грустная кукла Маша, одетая в летнюю одежду. Воспитатель: Давайте поздороваемся с Машей. (Обращает внимание детей на внешний вид куклы) Что случилось с Машей, как вы думаете? (Ответы детей.) А теперь послушайте Машу. Да она вся дрожит… (обращается к Маше). Машенька, чем ты опечалена, не заболела ли? Маша: Я гуляла на улице и очень замерзла, увидела детский сад и решила зайти к вам погреться. Воспитатель: Почему замерзла Маша? Какое сейчас время года? Что на ней надето? (Шелковое платье, туфли.) Маша: А какую одежду вы носите сейчас? (Дети рассказывают). -А почему нужно так одеваться (чтобы не заболеть, на улице уже стало холодно, надо бережно относится к своему здоровью). Маша: А вот я не знаю, как правильно одеваться. Воспитатель: Ребята тебе помогут. Поможем ребята? Игра «Комплект одежды для прогулки». Детям предлагаются пейзажные картинки с изображением разной сезонной погоды – идет дождь, зима, лето – светит солнце, осень и весна. На столах одежды и атрибутов к ней. |
Маша (смотрит, как дети выполняют задание, и обращается к ним). Почему ты подобрал именно эту одежду? Мне кажется, что нужно было подобрать другую одежду. Я благодарю вас, ребята, за то, что вы научили меня правильно выбирать одежду к каждому времени года и по погоде.
Сейчас мне нужен комплект одежды для весны. У меня он есть (брюки, носочки, сапоги, кофточка, пальто весеннее , шапочка, шарф, рукавицы).
Маша: Но вот беда, я ребята совсем не умею одеваться. Вы меня научите?
Стихотворение: «Я одеться сам могу» В. Зайцев
Мне уже четыре года.
Я одеться сам могу.
Если тёплая погода –
Без пальто во двор бегу.
Если ветер сильно дует,
Если слякоть или дождь,
В детский садик не пойду я
Без пальто и без калош.
Я привык свои ботинки
Чистить щёткой каждый день.
Из костюма все пылинки
Мне вытряхивать не лень.
Игра «Оденем куклу Машу на прогулку».
Дети, используя алгоритм одевания, одевают Машу на прогулку:
- носочки, брюки, сапоги, кофта, пальто, шапка, шарфик, рукавицы.
Маша: Спасибо ребята, я очень много сегодня узнала от вас. Я теперь буду всё выполнять и своим подругам куклам расскажу, научу их одеваться правильно и по погоде.
Воспитатель: от теперь мы можем отпустить Машу и её подруг гулять.
Давайте с ней попрощаемся. До свидания Маша! Приходи к нам в гости!
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- На какие группы мы разделили одежду? В какие игры мы играли?
Приложение № 3
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Маши»
Цель: активизирование речи детей с использованием куклы в качестве наглядного материала. |
Ход игры
Действия педагога направлены на куклу.
Воспитатель: дети , посмотрите, кто к нам пришёл? Это кукла Маша. А что это она нам принесла? Давайте посмотрим… (воспитатель показывает красочную открытку, в которой написано поздравление для куклы Маши).
Педагог обращает внимание на внешний вид куклы и предлагает задачу на сообразительность.
Воспитатель: дети, сегодня у Маши день рождения. Посмотрите, какая она нарядная и красивая. У неё сегодня праздник. Маша мне что-то говорит… Она нас тоже приглашает на свой праздник. Вот только Маша совсем не знает, как можно отпраздновать день рождения. Поможем ей? Давайте с вами вспомним и расскажем Машеньке, как мы празднуем дни рождения в группе, дома (рассказы детей из опыта).
Дети с помощью воспитателя наряжаются в праздничную одежду, организуют в игровом уголке праздничную обстановку с помощью воздушных шариков.
Воспитатель: что же нам ещё нужно для празднования дня рождения? (ответы детей). Кто хочет быть подружкой Маши? Как тебя будут звать? Кто будет другом Маши? (дети отвечают).
- Посмотрите, какое хорошее настроение у Маши, она улыбается! К ней пришли подружки и друзья. А кто хочет сказать пожелания для Маши? (дети говорят пожелания).
- Маша приглашает всех потанцевать (звучит музыка, дети танцуют). Как весело на дне рождении!
- А сейчас Маша просит, чтобы мы ей помогли накрыть на стол. Что же нам понадобится? Как называется посуда? Куда положим салфетки? Для чего они нужны? (ответы детей).
- Маша приглашает всех за праздничный стол. Угощайтесь, накладывайте на тарелочки пирожные (муляжи, помогайте друг другу. Приятного аппетита!
- А сейчас давайте ребятки скажем Машеньке спасибо! Нам было всем, сегодня, весело, но, к сожалению, нам пора попрощаться с Машенькой. Давайте все дружно поможем ей навести порядок. Молодцы, ребята!
Приложение№4
Лепка «Угощение для куклы Маши»
Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах песка и воды, подводя детей к пониманию о различиях сухого и влажного песка.
Программные задачи:
- формировать умение экспериментировать с материалами и веществами (песком); стимулировать интерес к играм с использованием природного материала (песка), знакомя детей со свойствами (сухой - рассыпается, сырой – лепится);
- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком;
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- организовывать дидактические игры на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики руки;
- формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;
- воспитывать желание слушать народные песенки, стихотворения.
Планируемые результаты:
- Соблюдает элементарные правила игры с песком, разворачивает игру вокруг собственной постройки;
- различает и называет игрушки;
- общается (по возможности) в диалоге с воспитателем, сопровождает речью игровые действия;
- слушает доступные по содержанию стихи;
- эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
- играет рядом с другими детьми, не мешая, подражает действиям сверстника.
Предварительная работа:
В условиях зимнего времени года оживить воспоминания об играх с песком летом, наполнить жизнь детей особенно увлекательными занятиями для зимы, когда на улице снег, лед.
- Чтение художественной литературы (потешек : «Сорока – белобока», «Баранки – калачи, с пылу, с жару, из печи»);
- Пальчиковая гимнастика: «Я пеку, пеку, пеку»;
- Рисование на песке (пальчиками, палочками): «Дорожки», «Солнышко»;
- Дидактические игры: «Какой формы?», «Найди такой же», «Прятки с игрушками»;
- Практическое игровое упражнение: «Праздничная одежда»;
- Игровые ситуации: «Готовим праздничное чаепитие», «Кормление кукол».
Приёмы работы: показ и объяснение способов выполнения работы; указания; помощь; вопросы; обыгрывание; поощрение; художественное слово; совместное выполнение действий; самостоятельное выполнение действий детьми; игровая ситуация.
Материалы: Модуль с песком и водой; формы для игр с песком, совочки, как предметы - орудия: 1 совочек и 4-5 формочек (на 1го ребенка); леечки с водой; кукла и мягкие игрушки для обыгрывания; кукольная посуда.
Содержание игрового экспериментирования.
Ход деятельности
Воспитатель вносит в группу празднично одетую куклу, привлекает внимание детей к игрушке, читая стихотворение:
«Куколка Маша –
Гостья наша,
К малышам она пришла,
Поиграть с песком звала»
Воспитатель: дети, давайте поздороваемся с куклой Машей.
Затем, воспитатель объединяет вокруг модуля с песком 2-3 ребенка, приглашая поиграть в игры с песком.
Воспитатель:
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идём играть, дружок!
И. Финк.
Знакомит малышей с игровой мотивацией:
У нашей Маши день рожденья
Будем стряпать угощенье
Сладкое, румяное, песочное печенье.
Воспитатель: дети из чего мы с вами будем готовить угощение для гостей? Отгадайте загадку:
«Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой»
(песок)
Воспитатель от имени куклы «обращается» к детям:
Вот вам формочки, возьмите,
В них песочек наберите,
И посмотрим мы сейчас,
Что получится у нас?
Педагог с куклой пытаются из сухого песка сделать куличик, показывают, как действовать совочком, насыпать песок в форму, и умело переворачивать на твердую поверхность стола. Свои действия взрослый поясняет:
Сколько Маша не старалась,
Ничего не получалось!
Из сухого - то песка –
Все печенье рассыпалось!
Воспитатель объясняет детям, что песок сухой, рассыпчатый, поэтому печенье не получается. Кукла обращается к детям:
Что же делать?….
Как нам быть? ....
Чтоб печенье нам слепить
Надо бы песок полить!
Педагог предлагает детям маленькие леечки с водой, привлекая внимание детей на изменения, происходящие с песком, политым водой.
Воспитатель от имени куклы предлагает детям:
Снова формочки возьмите
И печенье испеките,
Будем кукол в гости звать
И печеньем угощать!
Воспитатель показывает, как набирать совочком влажный песок, утрамбовывать его в формочке, переворачивать на твердую поверхность.
Воспитатель поясняет, что влажный песок не рассыпается и легко принимает желаемую форму, предлагает детям сказать на что же похоже «печенье»
Педагог поощряет детей:
Песочное печенье
Всем на удивленье!
Далее игра разворачивается по ситуации.
Воспитатель мотивирует детей на игровую деятельность, предлагая взять свои любимые игрушки и пригласить их на «чаепитие»:
Кукол в гости пригласим,
Чаем сладким напоим
И печеньем угостим!
Воспитатель берет на себя ведущую роль, объединяет игровую деятельность детей вокруг определенного сюжета, способствуют развитию ролевого поведения у детей в игре, помогает подобрать дополнительные атрибуты (чашечки, тарелочки и т.д.)
Рефлексия совместной игровой деятельности: Дети, что мы сегодня узнали?
Приложение № 5
Игра – ситуация «Кукла заболела»
Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному; учить проигрывать воображаемую ситуацию.
Материал: кукла Маша одета в пижаму, кроватка, постельное бельё, халат и шапочка врача, медицинские инструменты.
Организация. Игровая ситуация создается в игровом уголке с участием подгруппы детей.
Конструирование ситуации.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла сидит очень грустная и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача, он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ей необходим постельный режим». Дети застилают чистую постель, одевают на куклу пижаму и укладывают её в постель. Врач несколько раз приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за «выздоравливающей»: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком.
Приложение№6
Рисование пальчиками «Бусы »
Цель: Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком
-совершенствовать умение рисовать пальцами
Развивающие:
-развивать зрительное внимание, память; развивать мелкую и общую моторику
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изобразительной деятельности
Организационный момент. (на столе под платком сидит кукла Маша)
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня сегодня для вас сюрприз. К нам пришла одна гостья. Незнакомка решила спрятаться, наверное, хочет чтобы её угадали. Послушайте загадку:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. Кто же это?
Предварительный ответ детей: кукла
(воспитатель снимает платок)
Воспитатель: Правильно, дети! К нам пришла в гости кукла Маша.
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте посмотрим на неё внимательно. Какая она? Маленькая или большая
Предварительный ответ детей: большая.
Воспитатель: А какие у неё волосы тёмные или светлые?
Предварительный ответ детей: светлые
Воспитатель: А что на ней одето?
Предварительный ответ детей: платье, туфельки
Воспитатель: Дети посмотрите наша Маша почему-то грустная. Давайте у неё спросим, что случилось.
Воспитатель: Наша кукла говорит, что ее пригласили на праздник, и она хочет пойти. Платье у нее нарядное, красивое. Но Маша хочет бусы. А где ей взять бусы? (ответы детей). Давайте немного развеселим нашу куклу. Немножко поиграем.
3. Физкультминутка
Воспитатель читает детям стихотворение Г. Бойко и показывает движения, соответствующие тексту, а дети повторяют.
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берешь.
И хоть слез у куклы нету,
Плачет девочка моя:
— Мама, мама! Где ты, где ты?
Ну, а мама – это я.
Я надену кукле бусы,
Платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку мою.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
4. Рисование бус для куклы
Воспитатель: Давайте нарисуем для Маши бусы! Подскажите, какого цвета они будут? (дети называют цвет краски, который стоит перед ними - синий)
Воспитатель: Правильно, бусы мы будем рисовать яркие, красивые. Они будут у нас синего цвета.
Воспитатель: Посмотрите, какой формы у нас будут бусинки? Посмотрите на мои бусы. (дети рассматривают бусы) Бусинки круглые, поэтому мы будем рисовать кружочки.
Воспитатель показывает и объясняет приёмы работы.
Воспитатель: Рисовать мы будем пальчиками. Для этого обмакнём палец в краску и затем сделаем им отпечаток на листе бумаги. Там, где нарисована ниточка. Наши бусинки будут сидеть рядом друг с другом, по всей длине ниточки (воспитатель заранее простым карандашом нарисовал ниточку на каждом листе бумаги)
Воспитатель: Посмотрите, как делаю это я. (показ приёма выполнения рисунка) Вот такая синяя бусинка у меня получилась. Вот ещё одна рядом.
Вы поможете мне? Иначе я сама не справлюсь.
Дети начинают рисовать, воспитатель в процессе рисования помогает детям, испытывающим затруднения, обращая их внимание на то, что бусинки нужно рисовать на «ниточке», нарисованной на листе бумаги.
5. Рефлексия
Воспитатель: Дети, давайте все ваши бусы покажем кукле Маше. Посмотрите на куколку, как она радуется, ей все бусы понравились, даже не знает, какие выбрать.
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, у меня есть волшебная салфетка, я сейчас уберу в коробочку нарисованные бусы, накрою коробочку салфеткой и скажу волшебные слова. Что из этого получится, мы сейчас увидим.
(Открываем коробочку, а в ней настоящие бусы)
Воспитатель: Давайте эти бусы оденем на нашу куклу Машу. Теперь она в хорошем настроении и с удовольствием отправится, нарядной, на праздник.
.
Приложение № 7
Игра – ситуация «Куклу Машу укладываем спать»
Цель: формирование навыков сотрудничества детей, упражнения в правильности называния предметов.
Задачи:
Образовательная: активизировать речь детей.
Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к партнеру в игре - кукле.
Развивающая: закрепить знания детей о постельных принадлежностях, о процессе раздевания.
Игровые правила:
отобрать необходимые постельные принадлежности;
снимать одежду в нужной последовательности.
Игровые действия: поиск постельных принадлежностей, раздевание, размещение одежды аккуратно.
Ход игры:
Дети сидят полукругом на стульчиках (5 человек).
Воспитатель: Кукла Маша успела уже погулять и покушать. Она очень устала. А что мы делаем, когда мы погуляем и покушаем? (мы отдыхаем).
Воспитатель: Вот и Машенька тоже хочет отдохнуть. Что же для этого необходимо сделать? А кроватка-то совсем пустая, как же положим Машу спать?
(Надо Машу уложить в кроватку).
Воспитатель: А что нужно сделать сначала? (надо заправить кроватку).
Воспитатель: Как? Что для этого необходимо? (необходимы матрасик, простынка, одеяло, подушка).
Воспитатель: Как это все называется? Это постельные принадлежности. Скажем хором: это постельные принадлежности.
Воспитатель: Что сначала необходимо постелить в кроватку? (Матрасик).
Воспитатель: Что нужно сначала снять с Маши? (Дети отвечают, если не справляются, воспитатель помогает, одежду складывают на стул).
Воспитатель: Вот сейчас можно и уложить Машеньку спать, а чтобы наша куколка быстро заснула, я предлагаю спеть ей колыбельную песенку.
Воспитатель вместе с детьми поют:
Баю-баю-баю, куколку качаю
Куколка устала, целый день играла.
Вытяни ты ножки
Спи скорее, крошка. (Тихонько уходят).
Приложение №8
Дидактическая игра «Помоем руки Маше».
Цель: учить мыть руки, последовательно выполняя цепочку действий; побуждать к речевому сопровождению детей, активизировать словарь за счет существительных: мыло, полотенце, вода течет, мыться.
Материалы: тазики, полотенце, мыло, куклы для ребенка и взрослого.
Ход игры: в гости приходит кукла Маша, здоровается с ребенком, взрослый обращает внимание ребенка, что у куклы грязные руки. Читает стихотворение А.Барто «Девочка чумазая»:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях дорожки!
Воспитатель: Посмотри, какие у Маши грязные руки, что же ей надо сделать?. Ребенок объясняет, что надо вымыть руки. Вместе со взрослым осматривает необходимые предметы: таз, мыло, полотенце. Взрослый задает вопросы о каждом предмете, о его назначении, показывает последовательную цепочку действий: засучить рукава, намочить руки кукле и мыло в тазике, затем намылить руки и сполоснуть их водой, положить мыло в мыльницу, еще раз хорошо промыть руки водой и вытереть полотенцем. При этом взрослый читает стихотворение:
Хлюп – хлюп ручками,
Полон мыла таз,
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз,
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется
Причешется, оденется.
Помыв руки, Маше, взрослый спрашивает, все ли ребенок запомнил. Прощается с куклой.
Перечень атрибутов, одежды, обуви и постельных принадлежностей
Комплект постельного белья: подушка, матрас, простыня, одеяло и пододеяльник.
Атрибуты для игр: игрушечные ножницы, использованные флаконы от шампуня, зеркало, расчески, набор специальных игрушек «Детский парикмахер», кукольная чайная посуда, халат и шапочка врача, медицинские инструменты.
Комплект нижнего белья: майка, трусы. Спортивный костюм
Зимний комплект одежды
Летний комплект одежды
Осенний и весенний комплекты одежды