СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методическая разработка для учителей ОБЖ"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Методическая разработка для учителей ОБЖ"»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углублённым изучением математики имени В.М.Барбазюка» города Оренбурга.




Согласовано

ЗД по УВР

____________ /Ж.У.Бондарева/

ФИО


Принято

Педагогическим советом

Протокол

Утверждено

Директор МОАУ «СОШ №40»

______________/Кузнецова Р.Ш./

ФИО

Приказ №







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Основам безопасности жизнедеятельности

в 7 а, б, в классе


основное общее образование









Составитель:

Учитель ОБЖ

Юлиана Юрьевна Елькина.















2019-2020



СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения курса обучающимися.

3. Содержание курса.

4. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы

5. Оценочные и методические материалы.













































Пояснительная записка


Рабочая программа курса ОБЖ предназначена для изучения в 7 классе и составлена на основании следующих документов:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. от 29.12.2015 N 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).

  3. Основная образовательная программа основного общего образования МОАУ «СОШ № 40».

  4. Локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе учителя-предметника»


Рабочая программа составлена также с учетом авторской программы ОБЖ. Программа для основной школы: 7 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 2012 год.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;

  • понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;

  • понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;

  • понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных и социальных рисков;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;

  • освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;

  • освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

  • освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

  • Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:

  • воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.

Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.

Основные формы реализации программы для обучения учащихся на уроке: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Основные виды деятельности:

1.Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

2.Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, возможности интерактивного оборудования и материальной базы кабинета);

3.Эвристические (саморазвитие обучающихся, активная познавательная деятельность);

4.Практические (решение теоретических и практических задач).


В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 с углублённым изучением математики имени В.М.Барбазюка» города Оренбург на 2019-2020 учебный год рабочая программа по ОБЖ рассчитана:

- в 7 классе на 35 учебных недель: 1 час в неделю, 35 часов за год;


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБУЧАЮЩИМИСЯ


Личностные результаты освоения курса должны отражать:

  1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и социального характера;

  2. формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  3. понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  4. понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  5. понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

  6. формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  7. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  8. знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного и социального характера, т

  9. знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  10. умение оказать первую помощь пострадавшим;

  11. умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

  12. умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  13. овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных и социальных рисков на территории проживания.


Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:

Межпредметные понятия. Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты освоения курса «ОБЖ» должны отражать:

  • освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;

  • понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;

  • понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;

  • понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;

  • освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;

  • освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

  • освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

  • Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:

  • воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.


В результате изучения курса «ОБЖ»:

Выпускник научится:

  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

  • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

  • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

  • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

  • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

  • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

  • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

  • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

  • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

  • безопасно использовать ресурсы интернета;

  • анализировать состояние своего здоровья;

  • определять состояния оказания неотложной помощи;

  • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

  • классифицировать средства оказания первой помощи;

  • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

  • оказывать первую помощь при ушибах;

  • оказывать первую помощь при растяжениях;

  • оказывать первую помощь при вывихах;

  • оказывать первую помощь при переломах;

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

  • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

  • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

  • оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

  • оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

  • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.




Содержание учебного предмета

Раздел I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (4 часа)

Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.(4 часа)

Различные природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

РАЗДЕЛ II

Чрезвычайные ситуации природного характера (21 час)

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (7 часов)

Землетрясения и их поражающие факторы. Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений. Извержение вулканов. Рекомендации по безопасному поведению при извержении вулканов. Оползни, обвалы, лавины и их поражающие факторы.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 часа)

Ураганы и их поражающие факторы. Рекомендации по безопасному поведению. Бури и их поражающие факторы. Рекомендации по безопасному поведению. Смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического про­исхождения. (7 часов)

Наводнения и их поражающие факторы. Сильный дождь. Гроза. Правила безопасного поведения. Крупный град. Снегопад. Гололёд. Правила безопасного поведения. Метели. Снежные заносы. Правила безопасного поведения. Сели и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения. Половодье. Правила безопасного поведения. Цунами и их поражающие факторы.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (4 часа)

Лесные, торфяные, степны и их характеристика. Правила безопасного поведения. Эпидемии. Правила безопасного поведения. Эпизоотии. Правила безопасного поведения. Эпифитотии. Правила безопасного поведения.

РАЗДЕЛ III

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 часа)

Тема 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (2 часа)

Терроризм, экстремизм, наркотизм-сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Раздел IV

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (3 часов)

Тема 7. Основы здорового образа жизни и его значение для человека. (3 часа)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Профилактика вредных привычек и их факторов. Составляющие и факторы здорового образа жизни.

Раздел V

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.(4 часа)

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания. Основы оказания первой помощи. (4 часа)

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном кровотечении. Первая помощь при внутреннем кровотечении. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.






7 класс

Номер

урока

Название темы

Кол-во часов

Сроки

По плану

Факт. проведение

I

Основы безопасности личности, общества и государства.

4



Тема1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных си­туациях природного характера.

4



1

Человек и окружающая среда

1



2

Общая характеристика природных явлений.

1



3

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.

1



4

Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

1



II

Чрезвычайные ситуации природного характера

21



Тема2

Чрезвычайные ситуации геологического проис­хождения

7



5

Землетрясения и их поражающие факторы.


1



6

Защита населения от последствий землетрясе­ний

1



7

Правила безопасного поведения при забла­говременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

1



8

Извержение вулканов.

1



9

Рекомендации по безопасному пове­дению при извержении вулканов.


1



10

Оползни, обвалы, лавины и их поражающие факторы.



2



Тема3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

3



11

Ураганы и их поражающие факторы. Рекомендации по безопасному поведению.

1



12

Бури и их поражающие факторы. Рекомендации по безопасному поведению.

1



13

Смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведе­ния.


1



Тема4

Чрезвычайные ситуации гидрологического про­исхождения.

7



14

Наводнения и их поражающие факторы.

1



15

Сильный дождь. Гроза. Правила безопасного поведения.

1



16

Крупный град. Снегопад. Гололёд. Правила безопасного поведения.

1



17

Метели. Снежные заносы. Правила безопасного поведения.

1



18

Сели и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения.

1



19

Половодье. Правила безопасного поведения.

1



20

Цунами и их поражающие факторы.

1



Тема5

Чрезвычайные ситуации биологического проис­хождения

4



21

Лесные, торфяные, степны и их характеристика. Правила безопасного поведения.

1



22

Эпидемии. Правила безопасного поведения.


1



23

Эпизоотии. Правила безопасного поведения.

1



24

Эпифитотии. Правила безопасного поведения.

1



III

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

2



Тема6

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

2



25

Терроризм, экстремизм, наркотизм-сущность и угрозы безопасности личности и общества.

1



26

Пути и средства вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

1



IV

Основы здорового образа жизни

3



Тема7

Здоровый образ жизни и его значение для человека

3



27

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

1



28

Профилактика вредных привычек и их факторов.

1



29

Составляющие и факторы здорового образа жизни.

1



V

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

4



Тема 8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания. Основы оказания первой помощи.

4



30

Основы оказания первой помощи

1



31

Первая помощь при наружном кровотечении

1



32

Первая помощь при внутреннем кровотечении

1



32

Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.

1



34

Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.

1



35

Итоговая контрольная работа.

1




Всего часов

35



















































ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

7 класс

Входная проверочная работа

I - вариант

1.Что такое землетрясение.
а) область возникновения подземного удара.
б) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.

в) подземные удары и колебания поверхности Земли.

2.Вы находитесь один дома. Вдруг задрожали окна и люстра, с полок начали падать посуда и книжки. Вы срочно:

а) займёте место в дверном проёме;

б) позвоните родителям на работу;
в) закроете окна и двери, и перейдёте в подвал;

3. Основной способ спасения людей при извержении вулканов.

а) эвакуация.

б) укрытия в специально оборудованных убежищах.

в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

4.Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:

а) лесные пожары, изменения климата и погодных условий;

б) извержение вулканов, усиление сейсмоактивности, повышение уровня рек;

в)перекрытие русел рек, изменение ландшафта, разрушение зданий, гибель людей и животных;

5. Ветер скоростью до 13м/с называется:

а) шторм.

б) бриз.

в) циклон.

6. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000м, в котором воздух вращается со скоростью до 100м/с, называется:

а) ураган;

б) смерч;

в) буря

г) циклон;

7.Лучшая защита от смерча.

а) мосты большие деревья.

б) будки на автобусных остановках.

в) подвальные помещения, подземные сооружения.

8. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а) открыть окна и двери на нижнем этаже;

б) включить телевизор и радио, выслушать сообщения и рекомендации;

в) перенести на нижние этажи ценные вещи;

9. Одним из признаков о приближении цунами является:

а) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор;

б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;

в) резкое повышение или понижение температуры воздуха , обильное таяние ледников, сход лавин;

10. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, - это:

а) стихийный пожар.

б) природный пожар.

в) лесной пожар.




Входная проверочная работа

2 –вариант

1. Причиной землетрясений может стать:

а) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трётся о другой;

б) волновые колебания в скальных породах;

в) строительство очистных сооружений в зонах тектонических разломов;

2. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:

а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в проёме дверей;

б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, занять место у окна;

в) закрыть окна и двери занять безопасное место в шкафу;

3. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:

а) убегать перпендикулярно от направления движения лавы;

б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;

в) укрыться за большим камнем;

4. Наиболее безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин:

а) склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны, ущелья и выемки между горами;

б) возвышенности, расположенные с противоположной стороны селеопасного направления, склоны гор и возвышенностей;

в) долины между гор с селе- и лавиноопасными участками, большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за которыми можно укрыться;

5. Область пониженного давления в атмосфере – это:

а) смерч; б) буря; в) циклон;

6. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча, что это за прибор:

а) пылесос;

б) утюг;

в) газовая плита;

г) холодильник;

7. Безопасное укрытие на улице во время урагана:

а) большие деревья,

б) крупные камни;

в) овраг;

8. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

а) оставаться на месте и ждать указаний по телевизору(радио), при этом вывесить белое полотно, чтобы вас обнаружили;

б) быстро занять возвышенное место и оставаться там до схода воды при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

в) спуститься на нижний этаж здания и подавать сигналы;

9. При заблаговременном оповещении о приближении цунами прежде всего необходимо:

а) включить телевизор(радио), выслушать сообщение и рекомендации;

б) открыть окна и двери нижних этажей;

в) выйти из здания и направиться как можно ближе к побережью;

10. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:

а) оставаться на месте до приезда пожарных;

б) определить направление ветра и распространение огня, быстро выходить из леса в наветренную сторону;



Для учителя

1. Смирнов А.Т., Б.О. Хренников

Академический школьный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебник для общеобразовательных учреждений 7 класс. Рекомендован Министерством образования и науки РФ. Москва Просвещение. 2012г.

2. Смирнов А.Т., Б.О. Хренников Программа по ОБЖ для 5-9 классов общеобразовательных учреждений - М: ОАО Издательство «Просвещение»,2008г.

3 Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов.М: ОАО Идательство «Просвещение» 2010г.

Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак, наркотики- главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие.- М. Дрофа 2012г



Для ученика

1. Смирнов А.Т., Б.О. Хренников

Академический школьный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебник для общеобразовательных учреждений 7 класс. Рекомендован Министерством образования и науки РФ. Москва Просвещение. 2012г.


Материально-техническое обеспечение

  1. Экран или интерактивная доска.

  2. Мультимедиа проектор.

  3. Персональный компьютер – рабочее место учителя.

  4. Сканер.

  5. Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, колонки.












36