СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Эффективные формы деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. 5 класс." Из опыта работы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Эффективные формы деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. 5 класс." Из опыта работы.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"




Методическая разработка

"Эффективные формы деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. 5 класс."

Из опыта работы.







Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.












Березники - 2021 г.




К эффективным формам деятельности относятся такие формы, как литературные диктанты (проверка чтения литературного произведения, выразительность речи, умение связно говорить, работать в паре, в группе, выслушивать мнение других, быть критичным по отношению к себе), вопросы проблемного характера (умение думать, соотносить разные точки зрения, обобщать, философски подходить к теме, размышлять, анализировать, говорить), кластеры (способ графической организации материала, отражение нелинейной формы мышления, визуальное запоминание, умение самому думать, соотносить понятия, определять самостоятельно тему, развитие речи).

В моей педагогической деятельности такие виды работ являются постоянными, благодаря которым обучающиеся познают предметы на максимальном для каждого уровне успешности, идёт процесс их подготовки как самостоятельного субъекта образовательной деятельности, воспитания творческой, активной личности, стимулирования самостоятельной поисковой творческой деятельности. Идёт процесс формирования нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Важно создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения.

Проблемные вопросы, кластеры, ключевые термины, групповая дискуссия - это одни из приёмов технологии "Развития критического мышления".

Приведу высказывания выдающихся людей, к мнению которых следует прислушаться.

- Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Конфуций

- Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения. К.Д. Ушинский  - Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Саади

- Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.

Мишель де Монтень - Сейчас мы можем сказать, что учиться - это непрекращаемый процесс,

когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание - это

научить людей учиться. Питер Друкер - Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда

узнаем сам ответ. Ллойд Александр - Я слышу - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю.

Конфуций - Предполагать хорошо, добраться до истины лучше. Марк Твен





5 класс.

Тема. Народная драма. Озорник Петруша.

Литературный диктант.

1. Назовите действующие лица.


Петрушка, Султан, Капрал, Доктор.

2.Удалось ли Петрушке победить

всех героев?

Да.

3. Кто себя называет "самым первым

из дураков"?

Петрушка.

4. Кто из героев поёт, свищет,

кричит, шутит, играет?

Петрушка.

5. Чем бьёт других героев Петрушка?

Скалочкой.

6. Кто приказал отправить Петрушку

в солдаты?

Султан.

7. Что делала смерть на Бутырском

поле?

Копала картошку.

8. Кто говорит Петрушке: "Всё ты лжёшь, мне покою не даёшь"?

Доктор.



Тема. А.С.Пушкин. Биография.

1. Имя няни Пушкина. Арина.

2. Кто первый поздравил Пушкина с днём рождения? Няня.

3. Кто ничего не подарил мальчику? Отец Сергей Львович.

4. Что обещал отец сыну? Подарить карманные часы.

5. Что такое брегет? Карманные часы с боем.

6. Где учился Пушкин? В Лицее.

7. Лучший друг Пушкина. И. Пущин.

8. О чём попросил профессор написать в стихах? О розе.

9. Кто из поэтов высоко оценил стихотворение Пушкина "Воспоминания

в Царском селе"? Державин.

10. Какая поэма была задумана Пушкиным в Лицее? "Руслан и Людмила".



Тема. А.С.Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила".

1. Как звали младшую дочь князя Владимира? Людмила.

2. Кто такой Баян? Певец.

3. Кто такой Лель? Бог любви в славянской мифологии.

4. Сколько соперников было у Руслана? Трое.

5. Кто говорит Руслану: "Добро пожаловать, мой сын!" Старец.

6. Кто является оскорбителем Руслана? Черномор.

7. Кем был старик в юности? Пастухом.

8. В кого он был влюблён в молодости? В Наину.

9. Ответила ли взаимностью девушка молодому человеку? Нет.

10. Чьи слова: "Но горе на земле не вечно"? Старик-мудрец.

Тема. Н.В.Гоголь. "Пропавшая грамота".

1. Значение слова "москаль" Русский.

2. Что такое люлька? Трубка.

3. Значение слова "покой". Буква "п".

4. Что какое свитка? Род полукафтана.

5. Что такое синицы" Пятирублёвые ассигнации.

6. Знал дед "твёрдо - он". Умел читать и писать названия букв "т", "о" в старой русской азбуке.

7. Апостол - часть Нового завета. О чём идёт речь? Богослужебная книга.

Тема. Сказка. Её рождение. Виды. Сказка "Два Ивана - солдатских сына".

1. Сколько денег дал жене муж

на прощание?

50 рублей.

2. Кто попросил братьев отдавать

поклон всякому встречному?

Мать.

3. Где находились богатырские кони?

В горе.

4. С какой целью братья поехали

в город во второй раз?

Купить сабли.

5. Сколько кг в пуде?

16,3 кг.

6. Кто подарил братьям и коней, и

сабли?

Старичок.

7. Что дали братья друг другу

при прощании?

Платочки.

8. Как звали дочь царя?

Настасья Прекрасная.

9. Кого царь пожаловал чином

генерала?

Водовоза.

10. В кого превращалась прекрасная

девица?

В львицу.

11. Кем приходилась красная девица

трём змеям?

Сестрой.

12. Простил ли Иван - солдатский

сын красную девицу?

Да.

Вопросы на выбор. Работа в парах.

1) Каким должен быть положительный герой?

2) Какие волшебные существа, предметы встречаются в сказке "Два Ивана - солдатских сына"?

3) Уместна ли пословица "Зло разрушает, а добро строит"? Чем интересна эта

пословица по теме "Лексика"?

4) Назовите волшебные цифры, о которых говорится в сказке? Какова их

роль?

5) Зачем нужно отдавать поклон каждому встречному?

6) Определите роль материнского наказа. " Поезжайте с Богом, себя

покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым

ворогам не уступайте". Замените слово с полногласием "вороги"

на слово с неполногласием.


Тема. Русские народные сказки. "Царевна - лягушка".

Литературный диктант.


1. Сколько сыновей было у царя?

Трое сыновей.

2. Куда упала стрела Ивана-

царевича?

На грязное болото.

3. Первое поручение царя невесткам.

Испечь белый хлеб.

4. Чей хлеб подали на царский стол?

Хлеб царевны-лягушки.

5. Как звали жену Ивана-царевича?

Василиса Премудрая.

6. Второе поручение царя.

Соткать ковёр.

7. Кто из героев говорит: "Утро вечера мудренее"?

Царевна-лягушка.

8. В кого превратилась царевна-

лягушка и улетела в окно?

В белую лебедь.

9. Что дал Ивану-царевичу старик?

Клубок.

10. Кого пустил Иван в море?

Щуку.

11.Куда упало яйцо из утки?

В море.

12.Спас ли Иван-царевич свою

Василису?

Да.


Тема. Средства выразительности речи. Эпитет. Сравнение. Метафора. Кластер.

Троп - слово, оборот речи, употребляется в переносном значении.

средства выразительности речи

эпитет сравнение



х удожеств. определение сопоставление двух предметов

как, точно, словно ... печальная берёза

у грюмое море Пруд, словно зеркало, блестит.

Поёт соловьём (сущ. в тв. падеже)



метафора "Слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство". Аристотель.

скрытое сравнение

перенесение

Идёт дождь.

зеркало озера

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля. (Ф.Тютчев)

Кластер используется на уроках в качестве опорной таблицы. По кластеру можно выполнять задания типа:

  • на доске написаны словосочетания: холодный предмет, холодный взгляд, тёплая кофта, тёплый взгляд. Задания: 1) выпишите словосочетания, в которых есть один из тропов, данных по кластеру;

  • все ли имена прилагательные являются эпитетами? Обосновать свой ответ;

  • какой оборот речи использован в переносном значении в стихотворной строчке "горит восток зарёю новой" ? Почему?

  • можно ли литературные обороты типа "дубинноголовая", "крепколобая", "сахарная улыбка", "мёртвое выражение лица"отнести к эпитетам? Почему?

  • Какие обороты речи вы можете определить в VII стихотворной строфе пушкинского стихотворения " Осень "?

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

  • Назовите метафору в есенинском стихотворении "Берёза".


И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.


  • Назовите сравнение.


Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная (сравнение) , боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой. (А. С. Пушкин)

  • В данном поэтическом тексте одно или два сравнения?

  • Чем отличается сравнение от метафоры?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!