СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Экологические системы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Экологические системы"»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД “Буйнакское медицинское училище”







Методическая разработка

Экологические системы. Биоценоз, биогеоценоз. Экосистема. Агроценоз”

Специальность 31.02.01 Сестринское дело



Дисциплина: ОУП. 13. Биология

УМК: Экология и биосфера

Автор-составитель: преподаватель Алимагомедова Б.А.

















2023 год

Согласовано: Рассмотрено:

Зам.директора по ОМР Заседание ЦМК математического

________ Р.И.Тарамовой и естественно-научного цикла

От “__” ___________2023г. От “__” ___________2023г.

Председатель ЦМК

Ярбилова З.Х. _________











Методическая разработка по ОУП 13.Биология по теме “Экологические системы. Биоценоз, биогеоценоз. Экосистема. Агроценоз” предназначена для студентов ГБПОУ РД “БМУ” по специальности 31.02.01 Сестринское дело. Целью разработки является сформировать знания о экологических системах, ее структурных компонентах и видах.

























Содержание



  1. Аннотация



  1. Пояснительная записка



  1. Технологическая карта занятия



  1. Теоретический блок



  1. Блок контроля































Пояснительная записка

В.И. Вернадский говорил: «Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмы неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут».

Живые организмы тесно связаны между собой и со средой обитания: рыбы живут в воде, волки, лисицы, зайцы – в лесу. Взаимно обеспечивая жизнедеятельность друг друга, они образуют устойчивые сообщества, а в комплексе со средой обитания – устойчивую систему, которая получила название «экосистема» (от греческого «экос» – жилище, местообитание).

Познание экосистемного строения среды обитания позволит человеку оптимально взаимодействовать с природой.





























Технологическая карта занятия

Вид занятия: теоретическое, изучение нового материала

Тип занятия: комбинированный

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Учебные цели:

-сформировать понятие о биогеоценозе как устойчивой надорганизменной экологической системе, о компонентах биогеоценоза: продуцентах, консументах и редуцентах, потоках энергии и трофических уровнях.

2. Развивающие цели:

- продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы на основе описания экосистем своей местности, абиотических и биотических компонентов экосистем.

3. Воспитательные цели:

- создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели; формировать умение работать в коллективе и команде.

Междисциплинарные связи: экология, зоология

Методы обучения –объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Место проведения занятия – кабинет биологии, анатомии и генетики

человека с основами медицинской генетики.













ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Наименование этапа


Время

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Оснащение

1

Организационный этап

3 мин

Организация начала занятия, подготовка рабочего места

Отмечает отсутствующих студентов в журнале


Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

2

Подведение итогов выполнения задания, выполненного на предыдущем занятии

2

Контроль и коррекция знаний по изученной теме


Инструктирует и проводит контроль

Слушают, исправляют


3

Контроль знаний по предыдущей теме

15 мин.

Оценка уровня сформированности знаний

Проводит контроль

Отвечают на вопросы

Приложение 1.

Контрольные вопросы.

4

Мотивационный этап

2 мин.

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка теоретического занятия

5

Цели занятия

2 мин

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка теоретического занятия, таблицы.

Приложение 2. Задания для самостоятельной работы

6

Изложение исходной информации

45 мин.

Формирование знаний о биогеоценозе, компонентах биогеоценоза, потоках энергии и трофических уровнях, развитие умения обобщать и делать выводы

Излагает новый материал, инструктирует

Слушают, записывают, выполняют задания


7

Выполнение заданий для закрепления знаний

10 мин.

Закрепление знаний, формирование умения работать в коллективе, команде, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, слушают правильные ответы после выполнения, вносят коррективы

Приложение 3.

Задания для самостоятельной работы

8

Предварительный контроль новых знаний

9 мин.

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях, воспитание настойчивости в достижении цели

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 4.

9

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2 мин.

Формирование и закрепление знаний, развитие самостоятельности в добывании студентами знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

Приложение




























































































Теоретический блок

Термин экосистема предложил в 1935 г. английский ботаник Артур Джордж Тенсли, который утверждал, что экосистема является основой природной единицы поверхности, что для экосистем характерен разного рода Схема «Матрешка экосистем»

Чем меньше размер экосистемы, тем теснее взаимодействуют входящие в ее состав организмы. Экосистема муравейника входит в состав лесного биогеоценоза, а он, в свою очередь, – часть географического ландшафта.

Лесная экосистема включает представителей многих видов животных, растений, грибов, бактерий. Многие из них проводят в лесу только часть времени. В пределах ландшафта разные биогеоценозы связаны наземным и подземным движением воды, в которой растворены минеральные вещества.

В экосистему водосборного бассейна входят несколько разных экосистем: лес, луг, участки пашни. Организмы этих экосистем могут не иметь прямых взаимоотношений и быть связаны через надземные и подземные потоки воды, которые перемещаются к водоему.

В пределах ландшафта переносятся семена растений, перемещаются животные. Нора лисы или логово волка находятся в одном биогеоценозе, а охотятся эти хищники на большой территории, состоящей из нескольких биогеоценозов.
Ландшафты объединяются в физико-географические районы, где разные биогеоценозы связаны общим климатом, геологическим строением территории и возможностью расселения животных и растений.

Все экосистемы земного шара связаны через атмосферу и Мировой океан, куда поступают продукты жизнедеятельности организмов, и составляют единое целое – биосферу.

Итак, океан, река, тайга, степь, лес, луг, муравейник – все это экосистемы.

Экосистема – это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, тесно связанными между собой обменом веществ и энергии.

Сходный смысл имеет и используемый в экологии термин «биогеоценоз», предложенный известным русским ботаником, лесоводом и географом Владимиром Николаевичем Сукачевым в 1940 г. Основные его работы посвящены изучению растительности различных регионов страны.
По определению В.Н. Сукачева, «биогеоценоз – это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий), имеющая свою особую специфику взаимодействий слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутреннее противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии».

Биоценоз – это совокупность организмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Воздух, вода, почва, горные породы, солнечный свет и т.п. называют абиотическими факторами среды, биоценоз + абиотические факторы среды = биогеценоз.

Обязательным компонентом биогеоценоза является растительное сообщество, или фитоценоз. В то же время экосистема может и не включать растительного сообщества, а также и почвы, например труп животного, ствол дерева в стадии разложения. Таким образом, любой биогеоценоз может быть назван экосистемой, в то время как не каждая экосистема может быть биогеоценозом.

Человек вырубает леса, уничтожает зверей, птиц, распахивает и засеивает степи, осушает болота, строит города. Подобная деятельность приводит к разрушению существующих природных экосистем. На их месте сразу же образуются новые экосистемы. Экосистемы, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека, называют антропогенными (от греческого антропос – человек, генос – происхождение, род).
На состав и жизнедеятельность экосистем оказывают влияние различные факторы внешней среды, в которой они существуют и развиваются. Эти факторы называются экологическими.

Каждая природная экосистема имеет установившуюся структуру (строение). Она состоит из двух основных сред: абиотической и биотической.

Каковы характеристики этих сред? Абиотическая среда – часть экосистемы, включающая земную кору, рельеф, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу, солнечный свет и тепло, питательные вещества. Она обеспечивает условия жизни живым организмам.

Биотическая среда – часть экосистемы, состоящая из организмов.

Организмы в экосистеме связаны общностью энергии и питательных веществ, которые необходимы для поддержания жизни. Главным источником энергии для подавляющего большинства живых организмов на Земле является Солнце. Фотосинтезирующие организмы (зеленые растения, цианобактерии, некоторые бактерии) непосредственно используют энергию солнечного света. При этом из углекислого газа и воды образуются сложные органические вещества, в которых часть солнечной энергии накапливается в форме химической энергии. Органические вещества служат источником энергии не только для самого растения, но и для других организмов экосистемы. Высвобождение заключенной в пище энергии происходит в процессе дыхания. Продукты дыхания — углекислый газ, вода и неорганические вещества — могут вновь использоваться зелеными растениями. В итоге вещества в данной экосистеме совершают бесконечный круговорот. При этом энергия, заключенная в пище, не совершает круговорот, а постепенно превращается в тепловую энергию и уходит из экосистемы. Поэтому необходимым условием существования экосистемы является постоянный приток энергии извне.

В зависимости от способа питания среди организмов можно выделить следующие группы: продуценты, консументы, детритофаги и редуценты.

Продуценты (от лат. производящий) с помощью фотосинтеза (или хемосинтеза) создают органическое вещество. К продуцентам относятся высшие растения (трава, кустарники, деревья), водоросли, фотосинтезирующие и некоторые другие бактерии. Зеленые растения при фотосинтезе выделяют в атмосферу кислород.

Консументы (от лат. потребитель) питаются продуцентами и другими консументами. К консументам относятся звери, птицы, рыбы, насекомые и т.д. Консументы первого порядка – типичные травоядные животные: насекомые, рептилии, птицы и млекопитающие (грызуны, копытные). В воде – моллюски и мелкие ракообразные, личинки. К консументам первого порядка относятся некоторые растения, животные–паразиты растений.

Консументы второго порядка питаются травоядными; консументы третьего порядка – консументами второго порядка и травоядными. Они могут быть хищниками и охотиться – схватывать и убивать свою жертву, могут питаться падалью или быть паразитами.

Детритофаги питаются отмершими растительными остатками и трупами животных. К детритофагам относятся дождевые черви, крабы, муравьи, жуки-навозники, крысы, шакалы, грифы, вороны и др.

Редуценты – разрушители мертвого органического вещества. К редуцентам относятся бактерии и грибы, которые в отличие от детритофагов, разлагают мертвое органическое вещество до минеральных соединений. Эти соединения возвращаются в почву и снова используются растениями для питания.

Нарушение человеком структуры экосистемы может привести ее к гибели: если сильно нарушена среда обитания, экосистема погибает. Если уничтожить естественную растительность, нечем будет питаться травоядным, а, следовательно, и хищникам. Если ядохимикатами уничтожить редуцентов – плодородие почвы оскудеет, и земля будет засыпана несгнившими остатками, что тоже приведет к гибели экосистемы.

В биогеоценозе постоянно происходит перенос веществ и энергии, которые заключены в пище, созданной, в основном, растениями.

Перенос энергии пищи, созданной автотрофами, через ряд организмов путем поедания одних видов другими, называется цепью питания, а каждое звено цепи питания – трофическим уровнем. Существуют два основных типа пищевых цепей. Первый тип – цепь выедания (пастбищная цепь, цепь потребления). Пастбищные цепи начинаются с продуцентов: клевер – кролик – волк. Другой пример пастбищной цепи пресноводного водоема: фитопланктон (автотрофные протисты) – зоопланктон (мелкие беспозвоночные) – плотва – щука – скопа.

Второй тип - детритные цепи, или цепи разложения, начинаются от растительных и животных остатков, экскрементов животных – детрита, идут к микроорганизмам, которые ими питаются, а затем к мелким животным – детритофагам и к их потребителям. Детритные цепи наиболее распространены в лесах, где большая часть ежегодного прироста биомассы растений не потребляется непосредственно травоядными животными, а отмирает, подвергаясь затем разложению и минерализации. Типичный пример детритной пищевой цепи наших лесов: листовая подстилка – дождевой червь – черный дрозд – ястреб-перепелятник.

Сложные пищевые связи между видами в биогеоценозе создают многовидовую сеть питания, которая соединяет воедино все население биогеоценоза. Поскольку каждый организм имеет несколько источников питания и сам используется как продукт питания другими многочисленными организмами, то цепи питания многократно разветвляются и переплетаются. Всеядные организмы при этом могут находиться на разных трофических уровнях в различных цепях питания. К примеру, насемоядные лесные птицы могут выполнять функцию консументов второго порядка, потребляя насекомых и функцию консументов первого порядка, питаясь растительной пищей. Они могут входить в состав пастбищной пищевой цепи и в состав детритной цепи.

Передача биомассы с одного трофического уровня на другой сопряжена с большими потерями вещества и энергии. Если графически изобразить структуру биомассы и энергии природного сообщества, можно получить экологическую пирамиду.

Пирамида чисел:

Пирамида чисел отражает количество организмов на каждом трофическом уровне. Это количество неминуемо сокращается при переходе на вышележащий уровень, а количество трофических уровней в цепях питания природных биогеоценозов не превышает 6 -7. Почему наблюдается такая закономерность? Подсчитано, что с нижележащего трофического уровня на вышележащий трофический уровень переходит не более 10% энергии, заключенной в биомассе. Эта закономерность получила названия правила экологической пирамиды.Так, для образования 1 кг тела человека нужно 10 кг съеденной щуки, а щукам необходимо 100 кг мелких хищных рыб, которым, в свою очередь, требуется 1000 кг нехищных рыб. Для этих рыб необходимо 10 000 кг зоопланктона, и, наконец, потребуется 100 000 кг фитопланктона.

Такая пирамида носит название экологической пирамиды биомассы. Кроме перечисленных пирамиды чисел и пирамиды биомассы, существует пирамида энергии, отражающая количество энергии в пище каждого трофического уровня.

В наземных экосистемах уменьшение количества доступной энергии обычно сопровождается уменьшением биомассы и численности организмов на каждом трофическом уровне. Вследствие таких больших потерь энергии, цепи питания не могут быть длинными.

Структура биогеоценоза (экосистемы)

Видовая структура биогеоценоза. Формирование биогеоценоза осуществляется за счет межвидовых связей, которые определяют его структуру, т. е. упорядоченность строения и функционирования экосистемы. Различают видовую, пространственную и трофическую структуру биогеоценоза.

Под видовой структурой биогеоценоза понимают разнообразие в нем видов и соотношение численности или биомассы всех входящих в него популяций.

Организмы разных видов обладают неодинаковыми требованиями к среде, поэтому в разных экологических условиях формируется неодинаковый видовой состав. Если биологические особенности какого-то вида резко отличаются в этом плане от других видов, то этот вид вследствие конкуренции выпадает из сообщества и входит в другой, соответствующий ему биогеоценоз. Другими словами, в каждом биогеоценозе происходит естественный отбор наиболее приспособленных к данным экологическим условиям организмов.

Различают бедные и богатые видами биогеоценозы. В полярных ледяных пустынях и тундрах при крайнем дефиците тепла, в безводных жарких пустынях, сильно загрязненных сточными водами водоемах сообщества крайне бедны видами, поскольку лишь немногие из них могут адаптироваться к таким неблагоприятным условиям. В тех же биотопах, где условия абиотической среды близки к оптимальным, наоборот, возникают чрезвычайно богатые видами сообщества (общее число видов живых организмов в таких экосистемах составляет от нескольких сотен до многих тысяч). Примерами могут служить влажные тропические леса, сложные дубравы, пойменные луга. Видовой состав молодых, формирующихся сообществ (например, молодые посадки сосны) обычно беднее сложившихся, зрелых.

Виды, преобладающие в биогеоценозе по численности особей или занимающие большую площадь, называют доминантами. Например, в наших лесах среди деревьев доминирует ель, в травяном покрове — кислица, зеленый мох, среди мышевидных грызунов — полевки и т. д. Однако далеко не все доминантные виды одинаково влияют на биогеоценоз. Среди них выделяются те, которые играют главенствующую роль в определении состава, структуры и свойств экосистемы путем создания среды для всего сообщества. Такие средообразующие виды называются эдификаторами. Основными эдификаторами (созидателями, строителями сообщества) наземных биогеоценозов являются растения; в лесах это ель, дуб, на низинных болотах — осоки, на верховых болотах — сфагновый мох.

Каким же образом определенные виды растений создают среду для всего сообщества? В качестве примера рассмотрим хвойный лес. В ясные летние дни под пологом елового леса освещенность в 1,5—2 раза меньше, а температура воздуха на 0,2—0,8°С ниже, чем под широколиственными деревьями. Под густые кроны ели проникает в 2—2,5 раза меньше атмосферных осадков, чем под кроны березы, осины, дуба. При этом дождевые воды, стекающие с крон ели, имеют кислую реакцию (рН 3,5-4,0). И наконец, опад под елью состоит преимущественно из хвои, которая очень медленно разлагается, в результате чего под елью формируется мощная подстилка с низким содержанием необходимого для всех растений гумуса. Таким образом, ель в процессе своей жизнедеятельности настолько изменяет условия среды, что данный биотоп становится непригодным для существования многих видов живых организмов. Тут поселяются только те виды, которые приспособлены к жизни в таких условиях (например, кислица, майник, зеленый мох).

В некоторых случаях эдификаторами могут быть и животные. Например, на территориях, занятых колониями сурков, именно их деятельность определяет в основном характер ландшафта, микроклимат и условия произрастания травянистых растений.

Кроме относительно небольшого числа видов-доминантов, в состав биогеоценоза входит обычно множество малочисленных и даже редких форм, которые создают его видовое богатство, увеличивают разнообразие биоценотических связей и служат резервом для пополнения и замещения доминантов. Эти виды придают биогеоценозу устойчивость и обеспечивают его функционирование в разных условиях. Следовательно, чем выше видовое разнообразие, тем полнее используются ресурсы среды обитания и тем стабильнее биогеоценоз. Кроме того, большое биоразнообразие является гарантом сложности пространственной структуры биогеоценоза.

Пространственная структура. Эта структура биогеоценоза определяется, прежде всего, сложением фитоценоза.

Основной фактор, определяющий вертикальное распределение растений, — количество света, обусловливающее температурный режим и режим влажности на разных уровнях над поверхностью почвы в биогеоценозе. Растения верхних ярусов более светолюбивы, чем низкорослые, и лучше них приспособлены к колебаниям температуры и влажности воздуха; нижние ярусы образованы растениями менее требовательными к свету; травянистый покров леса в результате отмирания листьев, стеблей, корней участвует в процессе почвообразования и тем самым влияет на растения верхнего яруса.

Ярусы (I—V) особенно хорошо заметны в лесах умеренного пояса (рис. 14.4). В них можно выделить 5-6 ярусов: первый (верхний) ярус образуют деревья первой величины (дуб черешчатый, липа сердцевидная, вяз гладкий и др.); второй — деревья второй величины (рябина обыкновенная, дикие яблоня и груша, черемуха и др.); третий ярус составляет подлесок, образованный кустарниками (лещина обыкновенная, крушина ломкая, бересклет европейский и др.); четвертый ярус состоит из высоких трав (чи-стец лесной, крапива, сныть обыкновенная) и кустарничков (черника); пятый ярус сложен из низких трав (осока волосистая, копытень европейский); в шестом ярусе — мхи, лишайники.

Экологическая структура биогеоценоза. Каждый биогеоценоз слагается из определенных экологических групп организмов, соотношение которых отражает экологическую структуру сообщества, складывающуюся в течение длительного времени в определенных климатических, почвенно-грунтовых и ландшафтных условиях строго закономерно. Например, в биогеоценозах разных природных зон закономерно изменяется соотношение фитофагов (животных, питающихся растениями) и сапрофагов. В степных, полупустынных и пустынных районах фитофаги преобладают над сапрофагами, а в лесных сообществах, наоборот, сильнее развита сапрофагия. В глубинах океана основным типом питания является хищничество, тогда как на освещенной поверхности водоема преобладают фильтраторы, потребляющие фитопланктон, либо виды со смешанным питанием.

Экологическую структуру биогеоценозов отражает и соотношение таких групп растений, как гигрофиты, мезофиты и ксерофиты, а среди животных — гигрофилы, мезофилы и ксерофилы. Естественно, что в засушливых местообитаниях преобладают растения с ксероморфными признаками (склерофиты и суккуленты), а на сильно увлажненных территориях — гигрофиты. Разнообразие и обилие представителей той или иной экологической группы организмов обеспечивает их высокую плотность на единицу поверхности, максимальную биологическую продуктивность, оптимальные конкурентные отношения и, наконец, дает четкое представление об особенностях того или иного биотопа.

Основу трофической (пищевой) структуры биогеоценоза составляют цепи питания. Таким образом, структура биогеоценоза дает возможность определить свойства того или иного сообщества, выяснить перспективу его устойчивости во времени и пространстве.



БЛОК КОНТРОЛЯ

Приложение 1.

Контрольные вопросы по теме «Популяция. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе»

1. Что такое популяция? Численность популяций, изменение численности популяции.

2. Экологическая характеристика популяции.

3. Что такое биоценоз? Какими показателями характеризуется биоценоз?

4. Охарактеризуйте понятие «биомасса». В результате чего она образуется?

Биомасса разных климатических зон.































Критерии оценки за устный опрос (контрольные вопросы)

Оценка "5" ставится, если обучающийся: показывает глубокое и полное знание и понимание материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет.

Оценка "4" ставится, если обучающийся: показывает знание всего изученного материала; даёт полный и правильный ответ; допускает незначительные ошибки и недочёты; небольшие неточности в формулировке понятий; материал излагает в логической последовательности, допуская негрубую ошибку или два недочёта, которые может исправить.

Оценка "3" ставится, если обучающийся: излагает материал фрагментарно; не всегда последовательно, допускает ошибки при формулировке выводов, ошибки при определении понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя.

Оценка "2" ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.



















Приложение 2.

Задание для самостоятельной работы по новой теме

Заполните кластеры:

Структуры

1. «Структура экосистемы»

2. «Структурные компоненты экосистемы»

Структурные компоненты

Биотоп

3. «Группы организмов биогеоценоза»

Группы организмов





























Эталоны ответов:

Структуры

1. «Структура экосистемы»

трофическая

видовая

экологическая

пространственная

2. «Структурные компоненты экосистемы»

Структурные компоненты

Биотоп

биоценоз

Микробоценоз

фитоценоз

зооценоз

3. «Группы организмов биогеоценоза»

Группы организмов

разрушители

гетеротрофы

автотрофы











Приложение 3.

Задания на закрепление знаний

1. Задание для первой группы

Подумайте и ответьте на вопрос:

«Могут ли в биогеоценозе существовать длинные многозвеньевые цепи?»

(Пищевые цепи редко состоят более чем из 4-5 трофических уровней: растения, растительноядные животные и 2-3 уровня плотоядных животных. Это можно объяснить тем, что в каждом звене цепи, при каждом переносе энергии 80-90% её теряется, рассеиваясь в форме теплоты. Это и ограничивает число звеньев в цепи.)

2. Задание для второй группы

Когда говорят о продуцентах, то имеют в виду зелёные растения. Могут ли представители других царств играть роль продуцентов? Если да, то какие организмы и почему?

(Цианобактерии, сине-зелёные водоросли, хемосинтезирующие бактерии – водородные, нитрифицирующие. Эти организмы также производят органические вещества из неорганических, используя энергию солнца, так как имеют хлорофилл, либо энергию химических связей).

3. Задание для третьей группы

Рассчитайте массу вещества в каждом из перечисленных звеньев цепи питания, если масса лисы – 8 кг:

Злаковые травы→мыши→лиса

(800 кг)

4. Задание для четвёртой группы

Опишите биогеоценоз берёзового леса

(Пространственная структура. 4 яруса: древесный, кустарниковый или подлесок, травянистый и мохово-лишайниковый.

Древостой состоит из березы бородавчатой и березы повислой; кустарниковый ярус – акация жёлтая, смородина душистая; травянистый – пустырник, тысячелистник, кровохлёбка, пырей. Растения, в основном, относятся к экологической группе – мезоксерофиты. Зооценоз представлен птицами (грачи, вороны, синицы), млекопитающими (кроты, полёвки), членистоногими).





































Приложение 4.

Задания для предварительного контроля знаний

Задание 1.

Тест на соотношение

1.

Пищевая цепь…..

А

…продуцентов, консументов, редуцентов

2.

Первый трофический уровень….

Б

……это перенос энергии от её источника через ряд организмов

3.

Типичная структура биоценоза состоит из…

В

…экологическая единица, состоящая из различных организмов и их физического окружения

4.

Редуценты….

Г

…образован автотрофными организмами (зелёные растения)

5.

Пастбищная пищевая цепь….

Д

…пищевые цепи, связанные между собой

6.

Экология…..

Е

…организмы, питающиеся гниющей листвой

7.

Пищевая сеть….

Ж

-клевер-заяц-волк

Задание 2.

Найдите ошибку в пищевой цепи:

А) плотва → цапля → окунь → водоросли
Б) дождевые черви → растительный опад → кроты → лисицы



Задание 3.

Кто из организмов может занимать место и продуцента и консумента? Почему?

А) инфузория-туфелька;

Б) эвглена зелёная;

В) амёба обыкновенная.















































Эталоны ответов

Задание 1.

1-Б; 2-Г; 3-А; 4-Е; 5-Ж; 6-В; 7-Д.

Задание 2.

А) водоросли → плотва → окунь →цапля

Б) раст. опад → дождевые черви→кроты → лисицы

Задание 3.

Место продуцента и консумента может занимать эвглена зелёная, так как она является миксотрофом – на свету образует органические вещества

(имеет хлорофилл), а темноте – питается как животные (готовыми органическими веществами).

Критерии оценки за самостоятельную работу по новой теме

Оценка «5»: обучающийся набирает 7 баллов (1балл за каждый правильный ответ)

Оценка «4»: обучающийся набирает 5-6 баллов

Оценка «3»: обучающийся набирает 4 балла (ставится по желанию)



















Приложение 5.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Подготовить сообщение по теме «Смена биогеоценозов»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!