СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используются различные современные формы и приемы работы. Материал подобран  разного уровня сложности. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе.»

Методическая разработка. Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе.


Тема: Члены предложения. Грамматическая основа. Подлежащее.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятие «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», Способы выражения подлежащего (существительное, местоимение, словосочетание), уметь различать грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения, уметь находить грамматическую основу.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, находить главное, составлять кластер, свободно пользоваться словарем.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану, оценивают свою работу и одноклассников.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учителем, в парах, группах, самостоятельно с учетом задач, своих возможностей, последовательности выполнения работы

Личностные: мотивация к учебной деятельности, приобретают новые знания, умения; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы работы: создание проблемных ситуаций, фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, смайлы настроений.


Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

Методы и приемы проверки.

1

Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово.

Хорошо проверь, дружок, ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, ручка, книжка и тетрадки? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь отметку ….

Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Показывают улыбающийся смайлик- готов к уроку, грустный – не совсем готов.

2

Актуализация знаний

Сегодня к нам пришел на урок домовенок Кузя и принес загадки, просит найти отгадки среди ваших словарных слов.

Слайд 1. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)

Слайд 2.Не живая, а идет, неподвижна, а ведет.(Дорога)

Слайд 3. Он науку изучил, землю словно приручил. Знает он, когда сажать, сеять как и убирать. Он знаток в краю родном и зовется….агроном.

Отгадывают загадки, проверяют написание по орфографическому словарю, записывают в тетрадь.

Индивидуальная, фронтальная.

Устные ответы. Словарная работа.

3

Проблемный вопрос(метод)

Можно ли эти два слова назвать предложением? Почему?

Автомобиль дорога.

-Что нужно сделать, чтобы составить предложение?(связать слова по смыслу)

Обдумывают, высказывают предположения.

Фронтальная

Устные ответы.

4

«Открытие» новых знаний

Определение темы урока. Целеполагание.

-Давайте построим предложение из этих слов.

Автомобиль едет по дороге.

-О чем будем говорить на уроке? Чему будем учиться? Запись темы урока.

Давайте вспомним члены предложения, вопросы и как подчеркиваем.

Игра: учитель называет члены предложения, дети определенными жестами показывают , как подчеркивается подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.

Запись кластера: главные и второстепенные члены предложения, распространенное, нераспространенное)

Строят предложения.


Устные ответы.


Участие в игре

Запись в тетради членов предложения, вопросов, как подчеркиваются.

Работа в паре.




Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная.

Записи в тетради, участие в беседе, игре.





Составление кластера(Прием)

5

Первичное закрепление.

Домовенок Кузя предлагает вам сделать разбор предложения по схеме на экране доски. Слайд 4.У доски будет работать Арина. Кузя придумал предложение-загадку.

Падают с ветки золотые монетки.( Листья)

Еще одно задание от Кузи.

Слайд5. Расположите предложения в таком порядке: 1) распространенные, 2) нераспространенные.

А) Горела заря.

Б)Блестит чистое зеркало воды.

В)Пожелтели листья.

Г) Медленно падают березовые листья.

Д) Осень царствует всюду.

Е) Осень царствует.

Сотрудничают с учителем, работают со схемой и одноклассниками, делают выводы.

Работают в паре, двое учеников у доски( (один пишет распространенные, другой- нераспространенные)

Индивидуальная, групповая.

Записи в тетради, вопросы задают, пишут в тетради, на доске. Исследовательский эвристический методы.


Комбинированный.

6.

Независимая практика. Самостоятельная работа. Выполнение теста.

-Почему вы так распределили предложения? Докажите, что вы правы. Назовите признаки распространенного и нераспространенного предложения. Приведите примеры.

-Ребята, вы любите играть в игры с Кузькой? Он хочет поиграть с вами в игру «Поймай основу»

Слайд 6. Суть игры заключается в том, что нужно записать основу предложения- подлежащее и сказуемое. Назвать, чем выражено подлежащее.

Осень заглянула в саду. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай. Я помогаю им. В саду слышатся голоса. Скоро город получит много свежих фруктов.

-Давайте проверим.

Выполнение теста. Слайд 7,8. (тест выводится на экран, после выполнения появляются ответы, кроме творческого задания)Организуется взаимопроверка. Творческое (задание 6) проверяет учитель.

 1.Это предложение

А)деревья и кусты, Б)солнечные дни, В) я иду, Г)громко поет

2. Это предложение нераспространенное :

А) Усталый конь копытом бил в тревоге.

Б) Доволен я абсолютно всем.

В Наступила осень.

Г) Самолет тяжеловесный рассекает свод небесный.

3. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Ветер дышит   влагой ночи и полынь колышет.

Б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат.

В) Скоро белые метели снег подымут от земли.

Г) Портфель принес брат.

4. Найдите предложение:

А) выходить на работу   б) отползти влево   в) я иду г) черный карандаш

5. Выделенное слово в предложении является сказуемым:

А) Лес ослепительно сверкал в лучах солнца.

Б) Иногда набегал ветерок.

ВКрохотные капельки повисали всюду.

Г) Падают осенние листья.

6.Побудительным невосклицательным является  предложение:

А) Тучка с солнышком опять в прятки начали играть.

Б) Нагнитесь за самым красивым листом в прожилках малиновых на золотом.

В)  Иди скорей сюда, Петя!

Г) Почему так тревожно лает привязанный пес?


7. Составить текст на тему «Осень». В тексте должны быть повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Отвечают на вопросы, приводят примеры, записывают основы, строят ответ, комментируют, доказывают.





Выполнение теста.

Фронтальная, индивидуальная.







Самостоятельная работа. Индивидуализация учебного задания.

Высокий уровень(задания 1-7) – «5», Повышенный уровень(задания 1-6) -5 и 4,базовый(1-5) –«3»

Устные ответы. Выполнение письменного задания. Метод критического мышления.

Работа в парах.







Индивидуальная помощь обучающимся, которые затрудняются.

7.

Обобщение знаний.

-Давайте назовем ключевые понятия нашего урока. Прием незаконченного предложения. Слайд 9.

Слова в предложении должны быть связаны…

Предложения по цели высказывания бывают…

Предложения по интонации бывают…

Предложения бывают…

Грамматическая основа –это…

Второстепенные члены предложения-это…

Принимают участие в составлении незаконченных предложений. Дополняют, исправляют ответы одноклассников.

Фронтальная, индивидуальная.

Прием «Незаконченные предложения», Блиц- опрос. Оценивание за правильные ответы.

8.

Рефлексия.

На уроке я узнал(а)…

Возникли трудности при выполнении…

Было интересным…

Нужно запомнить…

-Дайте оценку своей работе, выбрав карточку на столе. Урок понравился - улыбающийся смайлик, нет- смайлик с грустным лицом.

- Давайте отметим и оценим самых активных, тех, кто отвечал верно на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние, уровень усвоения знаний. Ребята себя оценивают, учитель дополняет, корректирует, выставляет оценки.

Индивидуальная, групповая.

Строят высказывания, оценивают друг друга.

9.

Домашнее задание.

Повторить теорию, знать кластер, упр.162

Записывают задание.

Фронтальная, индивидуальная.

Взаимопроверка записи в дневнике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!