СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка обощает информацию о разнообразии применения игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе"»

6



«Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе»

Учитель английского языка Седова Анна Юрьевна

МБОУ «Средняя школа № 83 имени генерала В.И.Орлова»


Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. 

Игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их спо­собности, особенно творческие. Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональ­ных и умственных сил, а также умения принятия решения (как посту­пить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обо­стряет мыслительную деятельность играющих. Положительным явля­ется и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Использование игровых форм обучения делает учебно-воспита­тельный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  • игра втягивает в активную познавательную деятельность каж­дого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

  • обучение в игре осуществляется посредством собственной де­ятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

  • игра — свободная деятельность, дающая возможность выбо­ра, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участ­ников;

  • игра имеет определенный результат и стимулирует учащего­ся к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способнос­тей, выдержки, умений, характера;

  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личнос­тное значение;

  • состязательность — неотъемлемая часть игры — притягатель­на для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфор­тное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;

— игра занимает особое место в системе активного обучения:

Использование игрового метода обучения способствует выпол­нению важных методических задач, таких как:

  • создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

  • обеспечение естественной необходимости многократного по­вторения ими языкового материала;

  • тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игро­вой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учеб­ную деятельность вводится элемент соревнования, который перево­дит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Значительная роль при обучении иностранным языкам, особенно английскому языку, принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции. А где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Таким образом, учебная игра — это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимовыручки.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращении урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.
5) Релаксационная функция — это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в ка­честве тренировочного упражнения при первичном закреплении ма­териала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеоб­разным повторением уже пройденного материала, а также разряд­кой на уроке

Сказка как игровая ситуация на уроке.

Говоря об обучении иностранному языку с применением иг­ровой методики, следует сказать о том, что достаточно интересно использовать в качестве игровой ситуации сказку. В процессе рассказывания сказок на уроке реакция учеников может выражаться в следующем:

  1. выбором картинки (например, в сказке "Three little ducks" уче­никам предлагается выбрать одну из картинок: на первой нарисованы три утенка, на другой — три цыпленка и на третьей — пять утят);

  2. в виде фонации после соответствующих слов (например, после того, как ученики услышат слово "корова" — "cow", они все долж­ны сказать "moo-moo");

  3. посредством движений (в устном рассказе это будут жестовые движения, которые учащиеся могут повторять за учителем):

Ролевая игра на уроках иностранного языка

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования ре­альной ситуации общения. Поэтому думается, что необходимо под­робнее остановиться на ролевой игре.

К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа "прочитай­те по ролям, инсценируйте диалог (Role-play the Dialogue) занимают прочное место в арсенале методических приемов, а подобные инструкции можно встретить во всех учебниках иностранного языка, так как именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры.) В ней в нерастор­жимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Чем обобщеннее и сокра­щеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно-пред­метное содержание воссоздаваемой деятельности.

Являясь учебной моделью межличностного груп­пового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном прин­ципе, ролевые игры легко вписываются в урок и, кроме всего проче­го, доставляют учащимся неподдельное удовольствие. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового мате­риала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащим­ся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Вид ролевой игры

Свойства ролевой игры

1. Контролируемая

Участники получают необходимые реплики

2.Умеренно контролируемая

Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей.

3. Свободная

Учащиеся получают обстоятельства общения

4. Эпизодическая

Разыгрывается отдельный эпизод.

5. Длительная

В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса).

Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, сорев­новательности, максимальной занятости каждого учащегося и нео­граниченной перспективы творческой деятельности в рамках роле­вой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принад­лежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участни­ков при решении общих задач. Поэтому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

Музыка, стихи, песни

Музыка, пение, разучивание стихов могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Уже знакомая лексика здесь встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. На уроке можно использовать песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Очень хорошо воспринимаются детьми песни знакомые им на русском языке (There was once a grasshopper), со знакомой лексикой, которая уже пройдена и закреплена. Если есть время на уроке, то песню, стих можно инсценировать, стих прочитать по ролям. В старших классах стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни. Можно предложить учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали учащихся к последующему обсуждению, высказываний своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению.

Лексические игры

1. Гонка слов (Word race). Это отличная игра для закрепления слов, которые вы изучали на прошлом уроке. Правила игры: Ученики делятся на две команды; Доска делится на две половины и сверху обозначается тема состязания; Затем студенты начинают записывать по одному слову в соответствии с темой; Одно слово, один бал. Побеждает команда, написавшая самое большое количество слов на доске за отведенное время.

2. Саймон говорит (Simon says).  Как играть в «Simon says»: Один человек принимает роль Саймона и становится лицом к участникам. Затем Саймон говорит предложение на английском и остальные выполняют задания. К примеру: Simon says put your hand on the left shoulder of your classmate. Чтобы подловить игроков иногда следует упускать фразу «Simon says». В этом случае тот, кто совершает действие, выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся. Чтобы усложнить задачу следует постепенно ускорять темп и давать более сложные задачи.

3. Ball-game

Два ученика бросают друг другу мяч, добиваясь устранения задержки коммуникации. Задания могут быть разными: а) Перевод слов с русского на английский и наоборот по любой теме, б) Ответы на вопросы, в) Составление простого предложения с данным словом по данной грамматической теме и т.д.

4.«Do you have a…»

Цель – повторение слов по пройденной теме. Ребёнок берёт у учителя некий предмет, в зависимости от изучаемого материла, и прячет его за спиной. Например, какой-нибудь канцелярский предмет, также это может быть картинка. Дети спрашивают: Do you have a … (и называют предмет, mousered pencil (этот же способ помогает в изучении и цветов), scarf, chair, etc). Таким же образом можно отрабатывать и вопрос Is it a ….

5.«Snowball»

Это игра на развитие памяти и активизации языковых навыков. Задаётся тема, например, «Sport». Ученики по очереди, друг за другом называют слова. Однако каждый следующий участник должен ещё и повторить то, что назвал предыдущий игрок. И так по цепочке как «снежный ком». Например, a ball, a ball, a team, a ball, a team, hockey, etc. Такие занятия помогают развивать внимание и память.

6. «Bingo»

Это лексическая игра по английскому языку, которая направлена на изучение транскрипции и правильное произношение иностранных слов. Учащимся выдаются карточки с транскрипцией, а педагог называет слова. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдёт все слова на своей карточке. Далее, как и в «лото», важно провести проверку.


Грамматические игры.

1. Пазлы.  Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т.д. Как играть в пазлы? На бумаге пишутся 3-5 предложений разным цветом; Затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы; Слова перемешиваются и складываются в шапку; Класс делится на 2-3 команды и каждая поочередно собирает предложения; Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.

2. Это мое местоимение

К доске выходит ученик с учебной карточкой «I». К нему встают учащиеся с учебными карточками «DO», «DON'T», «V». Итак, поочередно к доске выходят все учащиеся с учебными карточками – местоимениями и соответственно все учащиеся с учебными карточками глаголами. Задача учащихся, у которых есть карточки с глаголами, не пропустить свой выход и встать только со своим местоимением.

3. Составь схему предложения.

Для определения структуры простого предложения при помощи наглядного материала, учитель пишет на доске простое предложение, например: «He drinks». К доске выходят двое учащихся с учебными карточками «HE», «Vs». Для усложнения игры учитель предлагает составить схемы не только утвердительных предложений, но также и отрицательных и вопросительных. Для составления вопросительных предложений в игру вводятся учебные карточки с вопросительными словами (What, Where, When).

4. Напиши мой глагол правильно.

Учитель пишет на доске предложения с пропусками. Например:

He .................eat.
We ………..dance.
............ she run?
............ they skip?
What ............. he like?

Учащиеся выполняют задание письменно. Задача учащихся (4 человека, имеющих учебные карточки с глаголами ( DO, DOES, don't doesn't ) проверить правильность выполнения задания у остальных учеников, предварительно получив консультацию учителя.

5. Выбери предложение.

Учитель предлагает выбрать и назвать из текста предложения по заданной модели. Например:

Does he V? (модель предложения)
Does he drink milk? (предложение)

К доске выходят учащиеся с нужными учебными карточками для составления схемы предложения. Предложение озвучивается учителем и учащимися.

6. Составь вопросы.

Учитель зачитывает предложение. Показывает вопросительные слова. Ученики задают вопросы к предложению, начинающие с этих вопросительных слов. Эту игру можно проводить в устной и письменной форме. Например:

He drinks milk every day.

Вопросительные слова (Who, What When)

Такие игры позволяют учителю исправить ошибки учеников быстро, по ходу дела, делают процесс обучения более легким и менее утомительным, а это усиливает мотивацию к обучению и способствует прочному усвоению знаний об английском глаголе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!