ГБОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара.
Методическая разработка:
Из практического
опыта работы-
Уроки изобразительного искусства
с элементами
смыслового чтения .
Учитель изобразительного искусства:
Глебова. Ю. В.
Уроки изобразительного искусства с элементами
смыслового чтения ! Любая работа с текстом или маленьким его
фрагментом начинается с того, что художественное высказывание
воспринимается детьми на слух или зрительно.
Современные дети практически не читают!
Сответсвенно у обучающихся практически отсутствует воображение. Как правило эти уроки включают как зрительную , так и слуховую память.
Виды переработки текста для урока изобразительного искусства не подходят
1 Составление плана
2 Составление тезисов
3 Составление конспекта
4.Составление реферата
5.Составление аннотации
6 Составление отзыва
А вот составление отзыва – изложение, впечатления от знакомства с текстом по репродукциям картин, или виртуальных экскурсий – использовать можно
Пример урока в 3 классе.
Музеи России
Место нахождения
Архитектура
Достопримечательности.
Пример урока в 4 классе.
Составление отзыва о ….
Местонахождение.
Климат.
Архитектура
Одежда
Обычаи и традиции
Достопримечательности.
Но это менее эффективный способ работы, если признать честно, то обучающиеся ленивы, и на уроке изобразительного искусства написание отзыва о чём либо вызывает бурю возмущений..
Составление отзыва о…
Наиболее подходит для обучающихся 8 и 9 классов.
Расмотрим технологии продуктивного чтения.
1.Работа с текстом до чтения.
Антиципация
( предвосхищение , предугадывание предстоящего чтения или просмотра или прослушивания )
Определение смысла
Определение темы
Определение эмоциональной направленности
Определение героев по названию произведения, имени автора
Определение ключевых слов
Определение иллюстраций с опорой на читательский опыт.
Беседа,фиксация первичных впечатлений.
1.Перечитывание фрагмента : Медленное,вдумчивое.
2.Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного.
3. Работа с текстом после чтения.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
4.Знакомство с художником.
Рассказ о художнике или писателе.
Творческие задания,опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности ( эмоции, воображение,осмысление содержания художественной части)
Обсуждения смысла заглавия. Соотнесения видения с читательльским представлением.
Ассоциативный куст
Учитель изобразительного искусствадаёт ключевоё слово или заголовок текста или художественно-творческого произведения, ученики записывают вокруг него возможные ассоциации,обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания,активизировать познавательную активность на уроках изобразительного искусства и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Ромашка Блума
Один из основных приёмах на уроке изодеятельности
Осмысления информации и постановка вопросов к тексту и поиск ответов.
Предложенная американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Цель: Изготовить ромашку, на каждом из 6 лепестков которой записываются вопросы разных типов.
С помощью 6-ти вопросов выйти на понимание содежащейся в тексте информации
1 Простые вопросы
Как звали главного героя ? ( охарактеризовывющие краткое содержание)
2 Уточняющие вопросы. Провокационные вопросы, требующие ответы на вопросы «да»- «нет» и проверяющие подлинность информации. Првда ли, что…
3. Творческие вопросы.
В них всегда есть частица БЫ. Что бы произошло,если… Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки ?
Как, вы думаете,сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
4.Оценочные вопросы.
Направлены на выяснение критериев оценки явлений,событий,фактов.
Как вы относитесь к …? Что лучше?
Правильно ли поступил…?
5.Объясняющие вопросы. Используется для анализа текстовой информации. Начинаются со слова «Почему»
Выявляют причинно-следственные связи.
6.Практические вопросы.
Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой.
Как бы я поступил на месте героя?
Антипизация –это предвосхищение, предугадывания содержания.
К уроку изобразительного искусства подходит лишь всего один из приёмов.
Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Как будут развиватся события?
К какому выводу придётавтор?
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему…?
Почему Вы считаете…?
В чём различие….?
Предположите что будет если….?
Что, если…?
Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.
Тонкие вопросы
Кто…?
Что..?
Когда…?
Может…?
Будет..
Развивает творческие способности;
Воздействует на эмоции и чувства;
Раскрывает личностные возможности ребенка.
Приём таблица ЗХУ
З- что мы знаем | Х- что мы хотим узнать Необычные названия цветов | У- что мы узнали, и что нам осталось узнать. |
Цвета бывают Основные ( красный ,синий ,жёлтый) Дополнительные. ( красный плюс желтый-оранжевый) ( Красный плюс синий –фиолетовый) Ход игры: путем смешения красок решать « примеры» типа «красный +желтый = оранжевый», «зеленый – желтый = синий». Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней?
| Глубокий красный Розовый кашемир Лиловая тайна Пряные специи Розовый букет Коралловая мечта Мерцающий Хрустальная лилия Ярко-розовый Огненный красный Ледяная роза Ледяная роза Бордовый Космический коричневый Серая дымка Океанские глубины Звёздная ночь Изумрудный Лепесток нарцисса. Дымчатый алмаз Сахарная слива. Нежно –розовый Зимняя роза .Яркий топаз Розовая мечта Сиреневый розовый Малиновая глазурь Клубничный всплеск Ежевичный джем Морской бриз. Роскошный Коралл. Риф Слоновая кость Пурпурный гиацинт. Песочно-бежевый Королевский пион Взрыв цвета Чёрный смокинг Взрыв цвета .Лаванда янтарь Бежевый Розовый пион Лилия Сочное яблоко Мимоза Оливковый Сандал Волшебная ночь. Покоритель стихий. | Подберать цвет к предмету, или подобрать соответствующие цвета на палитре. Учу эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния -должны быть различными. Это может быть и игра "Разноцветное лото" Это может быть и экзамен художника тюбика. По каким признакам вы догадались об этом? Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст? Как вы понимаете его название? Как вы думаете, о чем это стихотворение? |
| | |
Приём таблица ЗХУ
З- что мы знаем Аромат | Х- что мы хотим узнать Необычные названия ароматов. | У- что мы узнали, и что нам осталось узнать. |
Ароматы окружают нас постоянно-это запахи. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней? | Цветочный аромат Восточный Древесный Магнолия Бергамот Магия | Если придумать красивое и необычное название ароматов, то уже само название, начнёт привлекать клиентов или покупателей – вот она магия игры слов. |
| | |
Приём таблица ЗХУ
З - что мы знаем. Глядя и слушая любое произведение, человек испытывает эмоции | Х- что мы хотим узнать Какие ещё эмоции ты испытываешь глядя на данную картину? Выбери то. что больше всего тебе подходит | У- что мы узнали, и что нам осталось узнать. Какие ещё бывают эмоции? Обагащение нашего словарного запаса. |
Эмоции – это внутреннее состояние человека. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней? | Радость. Восторг Грусть тоска Страх Удивление Переживание Печаль Восхищение Сострадание Гнев Испуг Разочарования Ирония Сарказм .Ликование Сопереживание | Глядя и слушая любое произведение, человек испытывает эмоции. Глядя на это произведение мы не только показали свои эмоции, но и смогли передать полноценную гамму своих ощущений. По каким признакам вы догадались об этом? Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст? Как вы понимаете его название? Как вы думаете, о чем это стихотворение? |
| | |
Приём таблица ЗХУ
З- что мы знаем Глядя и слушая любое произведение, человек испытывает эмоции | Х- что мы хотим узнать Какие эмоции вы испытываете глядя на портрет богатыря | У- что мы узнали, и что нам осталось узнать. Какие ещё бывают эмоции? Обагащение нашего словарного запаса. |
Эмоции – это внутреннее состояние человека. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней? | Решительность Радость Грусть Удивление Гордость Силу героя Красоту богатыря | По каким признакам вы догадались об этом? Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст? Как вы понимаете его название? Как вы думаете, о чем это стихотворение? |
| | |
Приём таблица ЗХУ
З- что мы знаем Глядя и слушая любое произведение, человек испытывает эмоции | Х- что мы хотим узнать Какие эмоции вы испытываете глядя на портрет Нефертити, Царевны несмеяны, Аленушки,Незнакомки ( по выбору преподавателя изобразительного искусства) | У- что мы узнали, и что нам осталось узнать. Какие ещё бывают эмоции? Обагащение нашего словарного запаса. |
Эмоции – это внутреннее состояние человека. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней? | Высокомерие Надменность Грусть Удивление Гордость Красоту героини Изящество Тоска в глазах Нежность | По каким признакам вы догадались об этом? Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст? Как вы понимаете его название? Как вы думаете, о чем это стихотворение? |
| | |
Приём таблица ЗХУ
З- что мы знаем Глядя и слушая любое произведение, человек испытывает эмоции | Х- что мы хотим узнать Какая музыка звучит?Какая краска говорит?" Какое стихотворение прочитано. Какие чувства и ассоциации от музыки и произведения искусства вы получили? по настроению живописное произведение и стихотворение | У- что мы узнали, и что нам осталось узнать. Опишите свои эмоции. Пополнить ограниченный словарный запас. |
Эмоции – это внутреннее состояние человека. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней? | Грусть Печаль Радость Трогательная Восхитительная Волшебная – это безграничный океан, который из спокойной водной глади превращается в бушующие волны, перекатывающиеся друг через друга, доганяющие одна другую и потом растворяющиеся в морской пучине. Нежность и ласку Тревожность и конфликтность. Ощущение бесконечности пространства. Ассоциируется исключительно с Россией, с русской душой. Бесконечные, как океан, Лирические темы заставляют меня плакать,в каком бы расположении духа я не находился. Большая широкая река, то бурная, то спокойная и безмятежная. Иногда - тихие ласковые волны... Широкая гамма чувств.. Бескрайние просторы России, искренняя любовь к родине, русская природа, океан чувств и эмоций. гармония жизни, ее полнота!!!! любовь ко всему русскому!!!!! Одиночество в себе. В собственном внутреннем мире. Гармония-удовольствие... Смятение, волнение, сплетение беспокойства Умиротворения, томительная тревога, Рвение выбежать, вырваться из стен, на волю, под стихию природы, под ливень, снег, вьюгу, грозу, ветер... Радость Веселье Безразличность Любовь Эйфорию Боль Влюбленность-Восторг -Восхищение -Гнев -Грусть -Злость -Испуг -Ненависть -Огорчение -Обида -Отвращение -Печаль -Раздражение -Ревность -Страсть -Страх -Счастье (переживание счастья) -Удивление -Ярость | (Звучит музыкальное произведение и дети подбирают к нему одно созвучное по настроению живописное произведение и стихотворение По каким признакам вы догадались об этом? Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст? Как вы понимаете его название? Как вы думаете, о чем это стихотворение? |
| | |
На этапе приёмов таблиц ЗХУ
важно создание таких проблемных ситуаций,
которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста.
Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью
разных заданий-вопросов типа:
Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке?
Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать
аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения?
При осмыслении лингвистических средств создания образности
художественного текста ученики должны осознать изобразительно-
выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках.
Вот она ! Интеграция в действии !
Красота и удивление богатством родного языка открывается детям в процессе такой работы.
Например, такие типы заданий-вопросов:
Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски
осени, зимы и т.д.
Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?
Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом
значении?
Найдите в тексте примеры художественных трюков
(эпитеты,
метафоры, олицетворения, сравнения).
Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово
употреблено? и т.д.
Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе дает
возможность формировать у учащихся определенную познавательную
потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на
самостоятельное решение возникшей проблемы.
Рассмотрим, как реализовались творческие способности личности
учащихся на уроках изобразительного искусства на примере темы
Лаковая миниатюра в 5-м классе с элементом театрализации.
Это стихотворение по данной теме.
Участники: 10-12 чтецов стихотворения. Каждый из них произносит 2-3
слова, но так, чтобы они были наглядны, звучали. Надо искать жесты,
мимику, которые выразительно отражали бы содержание текста.
Костюмы: легкие, струящиеся, цвет которых соответствует примерно
цвету воды, водопада - белые, светло-зеленые, голубые. Чтецы располагаются
Это может стать своеобразным конкурсом. Как правило, их немного.
А ещё лучше если чтение стихотворения идёт в сопровождении интересно подобранной музыки.
Затем беседа :
В чем его особенность лаковой миниатюры?
Что такое миниатюра?
Какой художественный эффект достигается с использованием
лаковой миниатюры?
Какие цвета в ней преобладают и почему?
Вывод: Вот сколько слов нашел поэт для представления намлаковой миниатюры.
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения
обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую
деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности
и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний
учащихся.
Перед уроком « Изображение сказки А.С. Пушкина»
ИСПЫТАНИЕ "СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: игроков встречают 2-3 звездочета, которые проводят викторину по сказке «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда отвечает менее чем на 5 вопросов, то один игрок остается в заложниках.
ВОПРОСЫ:
1. Кто велел отвести царевну в лес? ( злая мачеха)
2. Где поселилась девушка? (в лесу, в хижине)
3. Кем оказались хозяева жилища? (богатырями)
4. От какого фрукта заснула царевна? (от яблока)
5. С чем любила разговаривать мачеха? (с волшебным зеркалом)
6. Как звали жениха царевны? ( Елисей)
7. К кому царевич обращался за помощью? ( к солнцу, месяцу, ветру)
8. Куда богатыри положили мертвую царевну?
( в хрустальный гроб, в пещеру)
9. Что случилось со злой мачехой - царицей? (умерла)
10. Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)
Вдохновение по стихам Сергея Есенина. 

Под песни Людмилы Зыкиной. « Течёт река Волга»