Комплекс образовательных мероприятий по теме «Риск и доходность: предпринимательство»
для студентов СПО
Легенда педагогического кейса
Разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для колледжа, находящегося в крупном городе по тематике «Риск и доходность: предпринимательство» для студентов СПО, в котором учатся 23 ребенка.
Особенностями группы является то, что дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера , дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным) .
2
- АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА ( по 6 позициям )
Решение/ Рекомендации
Ограничения и риски
ВОЗМОЖНОСТИ
Характеристики
- имеется АНО «Центр развития бизнеса и городской среды», МБУ «Молодежный центр»
- приглашение бизнес-тренера в колледж;
- стабильный Интернет;
- материально-техническая оснащенность колледжа
01
- участие в городских мероприятиях по развитию предпринимательских навыков
Крупный город
Тип образовательной организации ПОО
- неполная техническая оснащенность учебной аудитории для групповой работы
- реализация активных методов обучения
- задействовать потенциал сильных и слабых обучающихся
- разделение на команды и распределение ролей позволит добиться сплоченности, более организованных действий обучающихся
- недостаточный уровень мотивации
- неудовлетворенность отдельных членов групп результатами своего участия
- использование цифровых образовательных ресурсов
02
Тема « Риск и доходность: предпринимательство »
3
- АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА ( по 6 позициям )
Решение/ Рекомендации
Характеристики
ВОЗМОЖНОСТИ
Ограничения и риски
- недостаточный уровень познавательной мотивации
- разногласия в коммуникации при групповой работе
- формирование групп 3-5 чел
- достаточный уровень интеллектуального развития и социализации для восприятия и усвоения материала и решения поставленной практической задачи
1-2 курс
03
- групповая и индивидуальная работа;
- знают возможности друг друга
- чаще проводить групповую работу, продумывать состав команд
23 студента
04
- отсутствие желания работать в группах
4
- АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА ( по 6 позициям )
Характеристики
Решение/ Рекомендации
Ограничения и риски
ВОЗМОЖНОСТИ
Дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера
- использовать интернет-технологии и интернет-ресурсы, интерактив, ролевые игры
- хорошая адаптация к новой информации;
- использование различных информационных ресурсов
- сложно вызвать интерес и вовлечь в процесс
05
Дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в т.ч. образовательным и профессиональным)
- р ассмотрение жизненных ситуаций, понятных для всех обучающихся
- м огут возникнут сложности с расчетами
- использовать практико-ориентированные задания
06
5
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умения
установки
знания
- аргументировать выбор предпринимательского проекта
- формировать проектную команду основываясь на объективной оценке компетенций и вклада каждого члена команды
- брать на себя ответственность за конечный результат
- вкладывать в свое развития ресурсы
- мыслить критически,
- анализировать опыт действующих предпринимателей
- оценивать преимущества и недостатки
- что такое предпринимательство , предпринимательский проект ;
- представление о рисках;
- представление об основных финансовых и маркетинговых атрибутах
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основные:
- Александра Жданова, Михаил Зятьков. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 32с.( Учимся разумному финансовому поведению)
- Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 400с.
- Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 224с.
- Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: Рабочая тетрадь. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 48с.
Вспомогательные ресурсы:
- https://574.spb.ru/documents/nasha-ucheba/
nashi-proekty/innov-produkt-scenarii-biznes-igr.pdf Сборник сценариев по проведению бизнес – игр
- https://dzen.ru/a/XlYoguHzxn_yOXJY?ysclid=m2y7hjzmzi973075501 © Бизнес‑секреты Метод "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно. Книга за 5 минут
4. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы)
Мотивационно-целевой компонент:
- Анализ жизненной ситуации
- Блиц-опрос
- Бизнес- тренинг «Развивающая игрушка»
Операционно-действенный компонент:
- Прием «Шесть шляп мышления»
Рефлексивно-оценочный компонент:
5. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (интегративные задания)
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Тематические направления функциональной грамотности
Инструментальные направления функциональной грамотности
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
работа с числами
анализ ситуации и прогнозирование будущего развития событий в процессе ответов на вопросы: какие предпринимательские качества я имею, могу ли в будущем стать предпринимателем?
понимание предложенного
к анализу текста
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
задуматься о будущем: возможность зарегистрировать ИП или самозанятость
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ
(Внеурочная деятельность)
Этап 0. Подготовительный
0. Необходимо подготовить раздаточные материалы, аудиторию для проведения бизнес-тренинга, оформить выставку развивающих игрушек для детей разного возраста
Этап 1. Мотивационно-целевой (10 минут)
Деятельность учителя
Образовательный эффект
Деятельность учеников
1.1 Озвучивает жизненную ситуацию
Слушают учителя
Включение в диалог с преподавателем.
Повторение понятий: предпринимательство, предприниматель, качества предпринимателя, бизнес-идея, старт-ап, фирма, реклама, себестоимость, цена, прибыль.
Участники проявляют интерес к теме» Предпринимательство»
Отвечают на блиц-вопросы, озвучивают основные понятия в области предпринимательства
1.2 Предлагает ответить на блиц-вопросы по ситуации
1.3 Формулирует цель и задачи
Определяет форму проведения мероприятия
Мотивирует на совместную активную деятельность
Сосредотачиваются, настраиваются на совместную деятельность
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ
(Внеурочная деятельность)
2. Операционно-действенный компонент (75 минут)
Образовательный эффект
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Делятся на группы-фирмы, выбирают название фирмы и распределяют роли Придумывают и создают модель развивающей игрушки для детей, набирают материалы, придумывают и делают игрушку
2.1 Объясняет правила бизнес-тренинга (игры)
Представляет членов жюри
Озвучивает критерии оценки проекта
Участники работают в микро-группах, что способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в команде
Составляют рекламное объявление о преимуществах игрушки. Игрушки выставляются на столы
2.2. Отслеживает ход игры, поддерживает дисциплину
Закрепляют расчеты показателей деятельности фирмы
Определяют себестоимость, цену. Рассчитывают прибыль, самоокупаемость в точке безубыточности.
2.3. Консультирует членов жюри
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ
(Внеурочная деятельность)
Этап 3. Рефлексивно-оценочный компонент (5 минут)
Деятельность учителя
Образовательный эффект
Деятельность учеников
Выбирают шляпы, делают выводы, делятся впечатлениями
- белая шляпа - аналитическая (анализируется полученная информация)
- зеленая шляпа – творческая (какие творческие идеи имеются)
- красная шляпа эмоционально-интуитивное ( какие эмоции и чувства испытали)
- черная шляпа - критическая (какие проблемы, сложности испытали)
- желтая шляпа – оптимистическая (какие положительные стороны);
- синяя шляпа – стратегическая (в чем ценность мероприятия)
3.1. Предлагает участникам оценить полученный опыт путем применения приема «Шесть шляп мышления»
Подводит итоги мероприятия
Учащиеся осознают, что могут работать в команде, достигать поставленные задачи
Воспитательный результат
Работа в команде:
- воспитание доброты, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи
- самораскрытие, раскрепощение, раскрытие в себе творческого начала
- общение, повышение самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УЧАЩИЕСЯ ЗНАЮТ/ПОНИМАЮТ
- Что такое предпринимательство, качества предпринимателя, старт-ап, бизнес-идея, фирма, реклама, себестоимость, цена, прибыль
ИМЕЮТ УСТАНОВКУ
- Мыслить критически, развивать предпринимательское мышление взаимодействуя с командой проекта
- Признавать, что предпринимательство - необходимая часть экономической жизни
УМЕЮТ (ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ)
- Оформлять паспорт фирмы
- Распределять обязанности между членами группы
- Определять постоянные и переменные затраты, себестоимость и цену изделия
- Определять прибыль, объем продаж в точке безубыточности
- Составлять рекламное объявление