СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку на тему: «Риск и доходность: предпринимательство» для студентов СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к уроку на тему: «Риск и доходность: предпринимательство»  для студентов СПО

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку на тему: «Риск и доходность: предпринимательство» для студентов СПО»

Комплекс образовательных мероприятий по теме «Риск и доходность: предпринимательство» для студентов СПО

Комплекс образовательных мероприятий по теме «Риск и доходность: предпринимательство»

для студентов СПО

Легенда педагогического кейса Разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для колледжа, находящегося в крупном городе по тематике «Риск и доходность: предпринимательство» для студентов СПО, в котором учатся 23 ребенка.  Особенностями группы является то, что дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера , дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным) .   2

Легенда педагогического кейса

Разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для колледжа, находящегося в крупном городе по тематике «Риск и доходность: предпринимательство» для студентов СПО, в котором учатся 23 ребенка.

Особенностями группы является то, что дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера , дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным) .  

2

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА ( по 6 позициям ) Решение/ Рекомендации Ограничения и риски ВОЗМОЖНОСТИ Характеристики имеется АНО «Центр развития бизнеса и городской среды», МБУ «Молодежный центр» приглашение бизнес-тренера в колледж; стабильный Интернет; материально-техническая оснащенность колледжа 01 участие в городских мероприятиях по развитию предпринимательских навыков Крупный город Тип образовательной организации ПОО неполная техническая оснащенность учебной аудитории для групповой работы реализация активных методов обучения задействовать потенциал сильных и слабых обучающихся разделение на команды и распределение ролей позволит добиться сплоченности, более организованных действий обучающихся недостаточный уровень мотивации неудовлетворенность отдельных членов групп результатами своего участия использование цифровых образовательных ресурсов 02 Тема « Риск и доходность: предпринимательство » 3
  • АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА ( по 6 позициям )

Решение/ Рекомендации

Ограничения и риски

ВОЗМОЖНОСТИ

Характеристики

  • имеется АНО «Центр развития бизнеса и городской среды», МБУ «Молодежный центр»
  • приглашение бизнес-тренера в колледж;
  • стабильный Интернет;
  • материально-техническая оснащенность колледжа

01

  • участие в городских мероприятиях по развитию предпринимательских навыков

Крупный город

Тип образовательной организации ПОО

  • неполная техническая оснащенность учебной аудитории для групповой работы
  • реализация активных методов обучения
  • задействовать потенциал сильных и слабых обучающихся
  • разделение на команды и распределение ролей позволит добиться сплоченности, более организованных действий обучающихся
  • недостаточный уровень мотивации
  • неудовлетворенность отдельных членов групп результатами своего участия
  • использование цифровых образовательных ресурсов

02

Тема « Риск и доходность: предпринимательство »

3

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА ( по 6 позициям ) Решение/ Рекомендации Характеристики ВОЗМОЖНОСТИ Ограничения и риски недостаточный уровень познавательной мотивации разногласия в коммуникации при групповой работе формирование групп 3-5 чел достаточный уровень интеллектуального развития и социализации для восприятия и усвоения материала и решения поставленной практической задачи 1-2 курс 03 групповая и индивидуальная работа; знают возможности друг друга чаще проводить групповую работу, продумывать состав команд 23 студента 04 отсутствие желания работать в группах 4
  • АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА ( по 6 позициям )

Решение/ Рекомендации

Характеристики

ВОЗМОЖНОСТИ

Ограничения и риски

  • недостаточный уровень познавательной мотивации
  • разногласия в коммуникации при групповой работе
  • формирование групп 3-5 чел
  • достаточный уровень интеллектуального развития и социализации для восприятия и усвоения материала и решения поставленной практической задачи

1-2 курс

03

  • групповая и индивидуальная работа;
  • знают возможности друг друга
  • чаще проводить групповую работу, продумывать состав команд

23 студента

04

  • отсутствие желания работать в группах

4

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА ( по 6 позициям ) Характеристики Решение/ Рекомендации Ограничения и риски ВОЗМОЖНОСТИ Дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера - использовать интернет-технологии и интернет-ресурсы, интерактив, ролевые игры хорошая адаптация к новой информации; использование различных информационных ресурсов сложно вызвать интерес и вовлечь в процесс 05 Дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в т.ч. образовательным и профессиональным) р ассмотрение жизненных ситуаций, понятных для всех обучающихся м огут возникнут сложности с расчетами использовать практико-ориентированные задания 06 5
  • АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА ( по 6 позициям )

Характеристики

Решение/ Рекомендации

Ограничения и риски

ВОЗМОЖНОСТИ

Дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера

- использовать интернет-технологии и интернет-ресурсы, интерактив, ролевые игры

  • хорошая адаптация к новой информации;
  • использование различных информационных ресурсов
  • сложно вызвать интерес и вовлечь в процесс

05

Дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в т.ч. образовательным и профессиональным)

  • р ассмотрение жизненных ситуаций, понятных для всех обучающихся
  • м огут возникнут сложности с расчетами
  • использовать практико-ориентированные задания

06

5

 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умения установки знания аргументировать выбор предпринимательского проекта формировать проектную команду основываясь на  объективной оценке компетенций и вклада каждого члена команды брать на себя ответственность за конечный результат вкладывать в свое развития ресурсы мыслить критически, анализировать опыт действующих предпринимателей оценивать преимущества и недостатки оценивать риск что такое предпринимательство , предпринимательский проект ; представление о рисках; представление об основных финансовых и маркетинговых атрибутах

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

умения

установки

знания

  • аргументировать выбор предпринимательского проекта
  • формировать проектную команду основываясь на объективной оценке компетенций и вклада каждого члена команды
  • брать на себя ответственность за конечный результат
  • вкладывать в свое развития ресурсы
  • мыслить критически,
  • анализировать опыт действующих предпринимателей
  • оценивать преимущества и недостатки
  • оценивать риск
  • что такое предпринимательство , предпринимательский проект ;
  • представление о рисках;
  • представление об основных финансовых и маркетинговых атрибутах

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Основные: Александра Жданова, Михаил Зятьков. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 32с.( Учимся разумному финансовому поведению) Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 400с. Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 224с. Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: Рабочая тетрадь. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 48с. Вспомогательные ресурсы:  - https://574.spb.ru/documents/nasha-ucheba/ nashi-proekty/innov-produkt-scenarii-biznes-igr.pdf Сборник сценариев по проведению бизнес – игр https://dzen.ru/a/XlYoguHzxn_yOXJY?ysclid=m2y7hjzmzi973075501 © Бизнес‑секреты Метод

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ

РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Основные:

  • Александра Жданова, Михаил Зятьков. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 32с.( Учимся разумному финансовому поведению)
  • Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 400с.
  • Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 224с.
  • Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: Рабочая тетрадь. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 48с.

Вспомогательные ресурсы:

- https://574.spb.ru/documents/nasha-ucheba/

nashi-proekty/innov-produkt-scenarii-biznes-igr.pdf Сборник сценариев по проведению бизнес – игр

  • https://dzen.ru/a/XlYoguHzxn_yOXJY?ysclid=m2y7hjzmzi973075501 © Бизнес‑секреты Метод "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно. Книга за 5 минут

4. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) Мотивационно-целевой компонент: Анализ жизненной ситуации Блиц-опрос  Бизнес- тренинг «Развивающая игрушка»  Операционно-действенный компонент:  Прием «Шесть шляп мышления»  Рефлексивно-оценочный компонент:

4. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы)

Мотивационно-целевой компонент:

  • Анализ жизненной ситуации
  • Блиц-опрос

  • Бизнес- тренинг «Развивающая игрушка»

Операционно-действенный компонент:

  • Прием «Шесть шляп мышления»

Рефлексивно-оценочный компонент:

5. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (интегративные задания)  ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Тематические направления функциональной грамотности Инструментальные направления функциональной грамотности МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ работа  с числами анализ ситуации и прогнозирование будущего развития событий в процессе ответов на вопросы: какие предпринимательские качества я имею, могу ли в будущем стать предпринимателем? понимание предложенного к анализу текста ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ задуматься о будущем: возможность зарегистрировать ИП или самозанятость

5. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (интегративные задания)

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Тематические направления функциональной грамотности

Инструментальные направления функциональной грамотности

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

работа с числами

анализ ситуации и прогнозирование будущего развития событий в процессе ответов на вопросы: какие предпринимательские качества я имею, могу ли в будущем стать предпринимателем?

понимание предложенного

к анализу текста

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

задуматься о будущем: возможность зарегистрировать ИП или самозанятость

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ (Внеурочная деятельность) Этап 0. Подготовительный 0. Необходимо подготовить раздаточные материалы, аудиторию для проведения бизнес-тренинга, оформить выставку развивающих игрушек для детей разного возраста Этап 1. Мотивационно-целевой (10 минут) Деятельность учителя Образовательный эффект Деятельность учеников 1.1 Озвучивает жизненную ситуацию Слушают учителя Включение в диалог с преподавателем. Повторение понятий: предпринимательство, предприниматель, качества предпринимателя, бизнес-идея, старт-ап, фирма, реклама, себестоимость, цена, прибыль. Участники проявляют интерес к теме» Предпринимательство» Отвечают на блиц-вопросы, озвучивают основные понятия в области предпринимательства 1.2 Предлагает ответить на блиц-вопросы по ситуации 1.3 Формулирует цель и задачи Определяет форму проведения мероприятия Мотивирует на совместную активную деятельность Сосредотачиваются, настраиваются на совместную деятельность

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ

(Внеурочная деятельность)

Этап 0. Подготовительный

0. Необходимо подготовить раздаточные материалы, аудиторию для проведения бизнес-тренинга, оформить выставку развивающих игрушек для детей разного возраста

Этап 1. Мотивационно-целевой (10 минут)

Деятельность учителя

Образовательный эффект

Деятельность учеников

1.1 Озвучивает жизненную ситуацию

Слушают учителя

Включение в диалог с преподавателем.

Повторение понятий: предпринимательство, предприниматель, качества предпринимателя, бизнес-идея, старт-ап, фирма, реклама, себестоимость, цена, прибыль.

Участники проявляют интерес к теме» Предпринимательство»

Отвечают на блиц-вопросы, озвучивают основные понятия в области предпринимательства

1.2 Предлагает ответить на блиц-вопросы по ситуации

1.3 Формулирует цель и задачи

Определяет форму проведения мероприятия

Мотивирует на совместную активную деятельность

Сосредотачиваются, настраиваются на совместную деятельность

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ (Внеурочная деятельность) 2. Операционно-действенный компонент (75 минут) Образовательный эффект Деятельность учеников Деятельность учителя Делятся на группы-фирмы, выбирают название фирмы и распределяют роли Придумывают и создают модель развивающей игрушки для детей, набирают материалы, придумывают и делают игрушку 2.1 Объясняет правила бизнес-тренинга (игры) Представляет членов жюри Озвучивает критерии оценки проекта Участники работают в микро-группах, что способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в команде Составляют рекламное объявление о преимуществах игрушки. Игрушки выставляются на столы 2.2. Отслеживает ход игры, поддерживает дисциплину Закрепляют расчеты показателей деятельности фирмы Определяют себестоимость, цену. Рассчитывают прибыль, самоокупаемость в точке безубыточности. 2.3. Консультирует членов жюри

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ

(Внеурочная деятельность)

2. Операционно-действенный компонент (75 минут)

Образовательный эффект

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Делятся на группы-фирмы, выбирают название фирмы и распределяют роли Придумывают и создают модель развивающей игрушки для детей, набирают материалы, придумывают и делают игрушку

2.1 Объясняет правила бизнес-тренинга (игры)

Представляет членов жюри

Озвучивает критерии оценки проекта

Участники работают в микро-группах, что способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в команде

Составляют рекламное объявление о преимуществах игрушки. Игрушки выставляются на столы

2.2. Отслеживает ход игры, поддерживает дисциплину

Закрепляют расчеты показателей деятельности фирмы

Определяют себестоимость, цену. Рассчитывают прибыль, самоокупаемость в точке безубыточности.

2.3. Консультирует членов жюри

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ (Внеурочная деятельность) Этап 3. Рефлексивно-оценочный компонент (5 минут) Деятельность учителя Образовательный эффект Деятельность учеников Выбирают шляпы, делают выводы, делятся впечатлениями белая шляпа - аналитическая (анализируется полученная информация) зеленая шляпа – творческая (какие творческие идеи имеются) красная шляпа эмоционально-интуитивное ( какие эмоции и чувства испытали) черная шляпа - критическая (какие проблемы, сложности испытали) желтая шляпа – оптимистическая (какие положительные стороны); синяя шляпа – стратегическая (в чем ценность мероприятия) 3.1. Предлагает участникам оценить полученный опыт путем применения приема «Шесть шляп мышления» Подводит итоги мероприятия Учащиеся осознают, что могут работать в команде, достигать поставленные задачи

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ

(Внеурочная деятельность)

Этап 3. Рефлексивно-оценочный компонент (5 минут)

Деятельность учителя

Образовательный эффект

Деятельность учеников

Выбирают шляпы, делают выводы, делятся впечатлениями

  • белая шляпа - аналитическая (анализируется полученная информация)
  • зеленая шляпа – творческая (какие творческие идеи имеются)
  • красная шляпа эмоционально-интуитивное ( какие эмоции и чувства испытали)
  • черная шляпа - критическая (какие проблемы, сложности испытали)
  • желтая шляпа – оптимистическая (какие положительные стороны);
  • синяя шляпа – стратегическая (в чем ценность мероприятия)

3.1. Предлагает участникам оценить полученный опыт путем применения приема «Шесть шляп мышления»

Подводит итоги мероприятия

Учащиеся осознают, что могут работать в команде, достигать поставленные задачи

Воспитательный результат  Работа в команде: воспитание доброты, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи самораскрытие, раскрепощение, раскрытие в себе творческого начала общение, повышение самооценки.

Воспитательный результат

Работа в команде:

  • воспитание доброты, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи
  • самораскрытие, раскрепощение, раскрытие в себе творческого начала
  • общение, повышение самооценки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАЮТ/ПОНИМАЮТ Что такое предпринимательство, качества предпринимателя, старт-ап, бизнес-идея, фирма, реклама, себестоимость, цена, прибыль ИМЕЮТ УСТАНОВКУ Мыслить критически, развивать предпринимательское мышление взаимодействуя с командой проекта Признавать, что предпринимательство - необходимая часть экономической жизни УМЕЮТ (ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ)  Оформлять паспорт фирмы  Распределять обязанности между членами группы  Определять постоянные и переменные затраты, себестоимость и цену изделия  Определять прибыль,  объем продаж в точке безубыточности  Составлять рекламное объявление

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

УЧАЩИЕСЯ ЗНАЮТ/ПОНИМАЮТ

  • Что такое предпринимательство, качества предпринимателя, старт-ап, бизнес-идея, фирма, реклама, себестоимость, цена, прибыль

ИМЕЮТ УСТАНОВКУ

  • Мыслить критически, развивать предпринимательское мышление взаимодействуя с командой проекта
  • Признавать, что предпринимательство - необходимая часть экономической жизни

УМЕЮТ (ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ)

  • Оформлять паспорт фирмы
  • Распределять обязанности между членами группы
  • Определять постоянные и переменные затраты, себестоимость и цену изделия
  • Определять прибыль, объем продаж в точке безубыточности
  • Составлять рекламное объявление