СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь классному руководителю

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа»

«Общеобразовательные организации»

Методическая разработка классного часа.


Сталинград — столица нашей Победы!:

учебно-методическая разработка классного часа


Вострикова А.В.


1. Пояснительная записка

Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Тема классного часа: «Сталинград — столица нашей Победы!».

Классный час, посвященный 2 февраля — Дню окончания Сталинградской битвы. В этот день в 1943 г. советская армия в битве под Сталинградом разгромила немецкие войска, обеспечив начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. В феврале 2023 года состоится празднование 80-летия победы в Сталинградской битве.

Целевая аудитория классного часа: обучающиеся 10-11 классов (16 - 18 лет).

Цель, задачи и планируемые результаты классного часа:

Цель: воспитывать патриотизм и любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к историческим событиям на примере героического прошлого участников Сталинградской битвы.

Задачи: - расширить представление обучающихся о Великой Отечественной войне, расширить знания о Сталинградской битве;

- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, показать деструктивный характер попыток извратить историю войны и принизить значение Победы;

- воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;

- побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание патриотизма, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства любви к Отечеству.

Метапредметные: познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщения; коммуникативные: участие в диалоге с учителем, другими обучающимися, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения по теме воспитательного мероприятия, построение монологических высказываний; регулятивные: принятие воспитательной задачи.

Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное.

1.5. Материалы и оборудование, необходимые для подготовки и проведения классного часа: для успешного проведения воспитательного мероприятия важное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. При проведении воспитательного мероприятия необходим мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация, содержащая фотографии Сталинграда военных лет, также рекомендуется оформить классный кабинет плакатами, книгами соответствующей тематики. Для достижения целей воспитательного мероприятия можно использовать ресурсы внешней образовательной и культурной среды (детское общественное движение военно-патриотической направленности, музеи).


2. Основная часть

Ход классного часа:

I. Проблемная ситуация «Запятнанная история».

Классный руководитель: Добрый день! Мне хотелось бы начать нашу встречи с рассказа об одной переписке. Я являюсь читателем форума — обсуждения о Великой Отечественной войне и я стала свидетелем одной беседы, касающейся темы Сталинградской битвы. Вот несколько фраз, которыми мне хотелось бы поделиться с вами (читает):

Один участник задался вопросом: «Победили, но какой ценой?».

Другой высказался: «Нет, я, конечно, очень уважаю ветеранов - они прошли через всю воину, выжили, многое повидали... Но почему же они ничего не говорят о приказе «Ни шагу назад!», когда за трусость тебя расстреливали свои же?».

И еще одно мнение: «Почему не признают, что войну мы выиграли количеством, а не качеством, что мы буквально заваливали немцев трупами? Мне жаль этих ветеранов. Как он, обычный солдат, может знать правду о войне, если эта правда скрыта под грифом «секретно»?».

В словах участников этой беседы сконцентрированы все расхожие мифы о войне. Солдаты изображаются как насильники и мародеры, генералы - как прогнившие аристократы или ничего не соображающие в военном деле руководители. Любовь к Отечеству, оказывается, неведома нашим солдатам - в бою ими движет только страх перед Сталиным, заградотрядами и штрафбатами. Ну, а победы - результат случайности или ошибок неприятеля. Эти незамысловатые истины нам встречаются не только в беседах на форумах или в социальных сетях, мы видим подобную информацию в статьях, телепередачах, видео на известных Интернет — площадках, авторы которых намеренно стараются сбить, запутать, заставить усомниться в святых для нас истинах.


II. Интерактивная беседа.

Классный руководитель: «Запятнанная история» - так можно озаглавить эту проблемную ситуацию.

Можете ли привести свои примеры передач, статей, видеороликов, искажающих реальную историю?

Кому и зачем нужно развенчивать наши святыни?

Почему так успешно действуют те, кто стремится разрушить наше собственное историческое и национального самосознания? (Высказывания обучающихся)


III. Работа с понятиями «взять высоту», «быть на высоте», «главная высота России».

Классный руководитель: Есть такие выражения «взять высоту», «быть на высоте». Как вы их понимаете? (Высказывания обучающихся)

«Выше всех эверестов - Мамаев курган», - писал Роберт Рождественский. И это не просто поэтическая метафора. На военно-топографических картах Мамаев курган обозначался как «Высота 102». А после Великой Отечественной его стали называть «главной высотой России».

Как можно объяснить это выражение? (Высказывания обучающихся)


IV. Информационный блок «Сталинградская высота».

Классный руководитель: Сегодня мы будем говорить о Сталинградской битве и постараемся найти ответ на вопрос: можем ли мы дотянуться до этой высоты? Я просила вас обратиться к историческим источникам и подготовить информационные доклады по теме нашего разговора.

1. Главная высота России.

Обучающийся 1: 1418 дней и ночей наш народ вел кровопролитную войну. 200 из них - в Сталинградской битве (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Сталинградская битва - решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу, окружили и ликвидировали 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла все сражения мировой истории.

Сталинград стал величайшим примером стойкости, мужества и отваги советских людей. Такие качества как патриотизм, боевая дружба, товарищеская взаимопомощь были нерушимыми правилами, нормой, кодексом солдатской чести в этой битве. Сталинградская битва продемонстрировала величайший героизм целых воинских подразделений, отдельных солдат, гражданских людей - взрослых, подростков и детей.

2. Последний рубеж.

Обучающийся 2: Накануне войны Сталинград являлся крупнейшим промышленным и культурным центром страны с полумиллионным населением. В условиях войны Сталинград приобрел исключительно большое стратегическое значение. Овладев Сталинградом, немцы получали выход к Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, а значит, к неограниченным запасам нефти. Для СССР потеря Сталинграда означала неминуемый крах, так как это лишило бы армию и промышленность основных источников нефти.

Всем было предельно ясно, что Сталинград - это последний рубеж. И этот рубеж сдавать нельзя.

Отрывок из «Обороны Сталинграда» В. Гроссмана: «Этот торжественный грохот напоминает людям о том, что война вступила в решающую полосу, что отступать дальше нельзя, что Волга - это главный рубеж нашей обороны. И по ночам старухи в волжских деревнях рассказывали одну и ту же сказку о пленном немецком генерале, который сказал захватившим его бойцам: "У меня приказ такой: возьмем Сталинград - дальше за Волгу пойдем. Не возьмем Сталинграда, придется нам обратно за свою границу идти, не удержаться нам тогда в России". Это, конечно, сказка, но в этой сказке, как во всякой сказке, придуманной народом, больше правды, чем в другой были. И мысль о Волге и Сталинграде, о главной и решающей битве владеет всеми: стариками, женщинами, бойцами рабочих батальонов, танкистами, летчиками, артиллеристами».

3. Оборона Сталинграда.

Обучающийся 3: Сражение за Сталинград принято подразделять на два периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 г.) и наступательный (с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Массированные бомбежки города, в которых совершалось от 500 до 1200 самолетовылетов, продолжались почти до ноября. Настоящим адом для горожан стал день 23 августа. В этот день люфтваффе обрушило на город тонны бомб и практически стерло его с лица земли. Горело нефтехранилище. Потоки нефти и бензина лились в Волгу, горела река.

Бомбежка Сталинграда 23 августа вошла в историю наравне с Дрезденом и Хиросимой, как одна из самых страшных и опустошительных. За этот день было совершено около двух тысяч самолетовылетов на городские кварталы!

Василий Гроссман пишет в своей книге: «Наступление началось в пять утра. Полки, сидя в домах, вели бои в домах до двух-трех суток, а командиры приняли бой - тоже дрались. Танкист камнями отбивался от немцев, когда не было боеприпасов. Командир седьмой роты с двенадцатью людьми в овраге уложил роту немцев и ночью вышел. Занимаем дом, нас двадцать человек; гранатный бой, бой за этаж, бой за ступеньки, за коридоры, за метры комнат (вершки как версты, человек - полк, каждый себе штаб, связь, огонь)...»

Обучающийся 4: Сталинград превратился в руины: не осталось практически ни одного неповрежденного здания. На севере города в районе рынка немцам удалось прорваться к Волге. Немцев остановили всего в нескольких десятках метрах от реки. Почти все бойцы, оборонявшиеся на этом направлении, погибли, отражая атаки фашистов. С другой стороны на катерах, баржах, даже прогулочных трамвайчиках под минометным и артиллерийским огнем доставлялись резервные части. Один из участников этих боев рассказывал, что каждую ночь на его позиции привозили батальон солдат, а к следующему вечеру от него оставалось несколько человек.

Обучающийся 5: Символом беспримерно мужества защитников Сталинграда стал «дом Павлова». Группа разведчиков во главе с сержантом Яковом Федоровичем Павловым в сентябре отбила этот дом у немцев. Получив подкрепление в виде стрелкового взвода, разведчики превратили здание в неприступную крепость и удерживали его против атак целого пехотного батальона вплоть до капитуляции фашистов в Сталинграде в феврале 1943 г. Нельзя забывать, что под Сталинградом воевали лучшие солдаты вермахта и люфтваффе. Немецкий солдат писал домой: «Сталинград - это ад на земле... Мы атакуем ежедневно. Если нам удается утром занять 20 метров, вечером русские отбрасывают нас обратно».

4. «Ни шагу назад!».

Обучающийся 6: 28 июня 1942 г. появляется приказ Сталина № 227. В нем жестко говорилось о крайне угрожающем положении на фронте и провозглашалось требование: «Ни шагу назад!». Категорически запрещалось отводить войска с занимаемых позиций без распоряжения вышестоящего начальства. За нарушение этого приказа виновные командиры отправлялись в штрафные батальоны (на каждом фронте создавалось от одного до трех таких батальонов по 800 человек каждый). Кроме того, в каждой армии создавались 3-5 заградительных отрядов. В случае несанкционированного отхода они должны были «расстреливать на месте паникеров и трусов», иначе говоря - вести огонь по своим отступающим солдатам.

Обучающийся 7: Появление этого приказа в Красной Армии было оправдано - солдат надо было поднимать в атаку любой ценой. И именно стойкость советских солдат позволила удерживать Сталинград в течение почти 200 дней. Другое дело, что никакой заградотряд не заставит человека жертвовать жизнью, чтобы спасти своих товарищей, не заставит его держаться в осажденном здании и отражать атаки вражеских солдат со всех сторон. Героизм советских воинов был отнюдь не заслугой НКВД - это была действительно Священная война. «За Волгой земли для нас нет!» - это понял каждый еще тогда, когда, шел, отступая с войсками к Сталинграду, когда видел печальные лица женщин в русских селеньях.

Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда»: «...Бойцы выходят на дорогу. На ходу заматывают обмотки. В руках котелки с молоком. У ворот стояли женщины - молчаливые, с вытянутыми вдоль тела тяжелыми, грубыми руками. У каждого дома стоят, смотрят, как мы проходим мимо. И дети смотрят. Никто не бежит за нами. Все стоят и смотрят.

Только одна бабушка в самом конце села подбегает маленьким старушечьим шажком. Лицо в морщинах, точно в паутине. В руках горшочек с ряженкой. Кто-то из бойцов подставляет котелок. «Спасибо, бабуся». Бабуся быстро-быстро крестит его и так же быстро ковыляет назад, не оборачиваясь. Мы идем дальше.

… Опять степь, пыль, раскаленное бесцветное небо.

Бабы спрашивают, где же немцы и куда мы идем. Мы молча пьем холодное, из погреба, молоко и машем рукой на восток.

Туда... За Дон...

Я не могу смотреть на эти лица, на эти вопросительные, недоумевающие глаза. Что я им отвечу? На воротнике у меня два кубика, на боку пистолет. Почему же я не там, почему я здесь, почему трясусь на этой скрипучей подводе и на все вопросы только машу рукой? Где мой взвод, мой полк, дивизия? Ведь я же командир...

Что я на это отвечу? Что война - это война, что вся она построена на неожиданности и хитрости, что у немцев сейчас больше самолетов и танков, чем у нас, что они торопятся до зимы закончить всю войну и поэтому лезут на рожон. А мы хотя и вынуждены отступать, но отступление - еще не поражение,- отступили же мы в сорок первом году и погнали потом немцев от Москвы... Да, да, да, все это понятно, но сейчас, сейчас-то мы все-таки идем на восток, не на запад, а на восток... И я ничего не отвечаю, а машу только рукой на восток и говорю: "До свидания, бабуся, еще увидимся, ей-богу, увидимся..." И я верю в это. Сейчас это единственное, что у нас есть, - вера».

5. «Выстоять и победить!».

Обучающийся 8: Второй этап Сталинградской битвы - окружение и уничтожение немецкой армии.

На это была нацелена операция «Уран», разработанная Георгием Константиновичем Жуковым. Операция готовилась долго, при соблюдении строгой секретности. В этой операции должно было участвовать 60% танков Красной Армии. Но фюрер не верил в то, что у советской армии могут быть большие танковые резервы. По мнению немецких аналитиков, СССР мог производить около тысячи танков в месяц, но даже и эту цифру Гитлер считал невозможной. Между тем к тому времени советская промышленность, опираясь в основном на труд женщин, детей и заключенных, наладила выпуск до 2200 танков в месяц. Настроение Гитлера передалось и генералам. Они тоже полагали, что у русских не хватит сил на окружение. Но их ждало страшное разочарование...

Обучающийся 9: Наступление началось рано утром 19 ноября. И главную роль в нем сыграла наша артиллерия. На основных участках прорыва орудия стояли буквально через десять метров друг от друга. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танки и пехота. 23 ноября советские войска замкнули кольцо под Сталинградом. 330-тысячная 6-я армия Паулюса оказалась в котле, из которого не было выхода. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатными.

Вторая часть Сталинградской битвы была последовательным и планомерным уничтожением теперь уже окруженных фашистов. Голод, болезни, жестокий огонь советской артиллерии и постоянные атаки танков и пехоты изматывали солдат вермахта настолько, что они почти не оказывали сопротивления. 31 января Гитлер присвоил Паулюсу звание фельдмаршала, подразумевая, что тот должен покончить жизнь самоубийством, ибо еще ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен. Но Паулюс заявил, что не собирается «стреляться ради этого богемского ефрейтора» и запретил делать это своим солдатам и офицерам. Рано утром 2 февраля советские солдаты захватили подвал универмага, в котором находился штаб Паулюса. Чуть раньше он послал в ставку Гитлера радиограмму о том, что капитулирует. Сталинградская битва закончилась.

2 февраля 1943 г. стало началом конца Третьего рейха. Всего за время Сталинградской битвы Германия и ее союзники потеряли на Восточном фронте четверть своих сил. Немцы потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тыс. солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения Фашисты потерпели поражение, от которого так и не смогли оправиться.


V. Интерактивная беседа по теме «Черные мифы о Сталинграде».

Классный руководитель: Спасибо вам за подготовленные сообщения. У меня есть несколько вопросов. В последнее время все настойчивее становятся попытки осквернить память о войне. Эти попытки не утихают даже в юбилейные дни великих битв. Сформировались уже настоящие «черные мифы» о войне. Одним из таких мифов стал миф о «заградотрядах», без которых солдаты Красной Армии обязательно сдались бы в плен. С чем связано рождение этого мифа? (С приказом №227.)

Знаете ли вы об аналогичных приказах гитлеровского командования. Других армий мира? (Приказ вермахта «Держаться!» 1947 г.; заградотряды были в армиях США, Великобритании, Франции.)

Гуманно ли поступил Гитлер, запретив армии Паулюса пробиваться из котла и приказав сопротивляться до последней капли крови? (Высказывания обучающихся)

Говоря о заградотрядах, представляется бой на равнине, где за первой цепью пехоты следует вторая цепь, стреляющая в своих в случае отступления или сдачи в плен. Вы представили себе обстановку в разрушенном Сталинграде. Как там могли действовать такие заградотряды? (Высказывания обучающихся)

Приказ «Ни шагу назад!» подвергался критике в военном отношении. К каким отрицательным последствиям он приводил? (Запрещая любой отход, в т. ч. вызванный стремлением занять более удобную позицию, он лишал командиров инициативы, увеличивал потери. Нередко части, не получившие своевременно приказа об отступлении (а связь на фронте была ненадежна), попадали в окружение).

Итак, с одной стороны страх перед заградотрядами, с другой - ненависть к врагу, чувство долга и чести, любовь к Отечеству - что же было источником героизма советских солдат?

Кому и зачем необходимо развенчать Победу? (Высказывания обучающихся)

Классный руководитель: Один из самых распространенных «черных мифов» о Великой Отечественной является миф о том, что Красная Армия не умела воевать и побеждала числом, а не умением. Но Сталинградская битва блестяще развенчивает этот миф. Соотношение в живой силе и технике было у наших войск и у немцев приблизительно одинаковым. Более 1 млн человек, 675 танков, 10 290 орудий и минометов, 1216 самолетов противостояли советским войскам, которые насчитывали 1 млн140 тыс. человек,1560 танков. 14 934 орудий и минометов, 1926 боевых самолетов. А, по военной науке, для победы нужно было шестикратное превосходство наступающих над обороняющимися. А значит, на первый план выходило умение воевать, воинское мастерство солдат, командиров, военачальников. В чем же проявилось это мастерство? (На участках прорыва - а этот составляло всего 9% линии фронта - советское командование сумело сконцентрировать от 50 до 70% стрелковых дивизий, около 80% танков и 85% артиллерии. Это и дало то превосходство, которого требует военное искусство. Словом, силы были почти равны, а в нужном месте, в нужный час - полное превосходство).

Какие еще неожиданности приготовила немцам Красная Армия? (Невиданная концентрация танков и артиллерии на направлении главного удара, производство танков в невообразимом для немцев количестве и т. п.)

Правда состоит в том, что Победа была завоевана ценой беспримерного мужества, стойкости и героизма нашего народа, и, унижая эту Победу, мы унижаем свой народ, свою Родину.


VI. Заключительное слово.

Классный руководитель: Сталинградская битва — одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых советских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.

Мы в долгу перед участниками Великой Отечественной войны, отстоявшими своей кровью жизнь на земле.

Мы в долгу перед ними до конца своих дней за сегодняшний наш покой, за наш смех, за радость, за наше будущее! Они защитили не только наши жизни, но и само звание человека.


VII. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель: Зачем это нужно - вспоминать о Сталинграде? Можно ли сказать, что в уважении к нашей истории мы оказались «на высоте»? (Высказывания обучающихся)


Литература и интернет - ресурсы:

1. Материал из энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинградская_битва

2. Сайт, посвященный переломному этапу в Великой Отечественной Войне - Сталинградской битве http://stalin-battle.narod.ru/Index.htm

3. Город-герой Волгоград (Сталинград) https://warheroes.ru/Stalingrad.asp/

4. Василий Гроссман «Оборона Сталинграда», Государственное издательство детской литературы Наркомпроса РСФСР, Москва, 1944. Электронный вариант - https://www.litmir.me/br/?b=670558&p=1

5. Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда». М: Издательство Эксмо. 2013. - 352с. Электронный вариант - https://librebook.me/v_okopah_stalingrada/vol1/1
6. Силантьева Н. Сталинград накануне сражения: 17 июля 1942 года. Как выглядел Сталинград // Волг. правда. - 2001.-17 Июля.-№ 128.- С.5.