М
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ
И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
На тему
«Общение и конфликт»
Саратов, 2024 г.
Тема:
Цель: получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.
Задачи:
1.Познакомить студентов с понятием «конфликт».
2.Изучить виды конфликтов и причины их возникновения.
3.Рассмотреть основные тактики поведения в конфликтных ситуациях.
4.Развивать и закреплять умения и навыки правильного разрешения конфликтных ситуаций.
Технологии, используемые на классном часе:
1. Приём «Фишбоун» (рыбный скелет). Используется для визуализации высказываний обучающихся на проблемный вопрос о том, что такое «конфликт».
2.Приём «Ассоциативный ряд». Применяется для знакомства обучающихся с тактиками поведения в конфликтных ситуациях.
3. Приём рефлексии «Сундук». Приём рефлексии использовался в конце занятия. Суть - зафиксировать полученные знания, умения и навыки по изученной теме.
4. Упражнение «Смайлики». Использовалось для диагностики эмоционального состояния студентов до начала занятия и после.
5.Элементы цветотерапии. «Смайлики» были зелеными для положительного настроя на работу. Сигнальный характер цвета был в названиях технологических карт: красный - для обозначения неправильного поведения в конфликтных ситуациях; зеленый - для правильного поведения в конфликтах.
Место проведения: учебный кабинет.
Время проведения: 40 мин.
Участники: студенты группы.
Сценарий классного часа
Введение
Организационный момент: группа заранее была разделена на 2 команды, которые сидели за отдельным столами.
Упражнение «Смайлик»
Цель: диагностика психоэмоционального состояния студентов до начала классного часа.
Ведущий: «Ребята, пожалуйста, выберите любой «смайлик», который похож на Ваше настроение, на начало занятия, с обратной стороны впишите свою фамилию и имя. Затем свои «смайлики» отдайте моей помощнице («смайлики» собираются и данные вносятся на бланк «Экрана настроения»).
Вводная беседа:
Ведущий: «Доброе день, ребята! Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы других людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов (барьеров в общении).
Целью нашего занятия будет получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов. Вы познакомитесь с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения. Узнаете о том, как правильно их нужно разрешать, а также парами и командами потренируетесь разрешать конфликты. Сейчас с помощью изображения «скелета рыбы» мы с вами попробуем разобраться, что же такое конфликт.
Приём «Фишбоун». Упражнение «Скелет рыбы»
Цель: определение степени знаний о понятии «конфликт», знакомство с научным понятием «конфликт».
Ведущий: «Ребята, вы слышали слово «конфликт»? С вами часто происходили конфликтные ситуации? Как вы понимаете это слово, что, по - вашему означает «конфликт»? Важно дать понять, что конфликты - жизненно важные сферы, где есть стереотипы восприятия с навешиванием ярлыков, желанием любой ценой доказать свою правоту; часто конфликт вовремя не распознается, протекает скрыто, вызывая напряжение у участников. Как часто конфликт возникает на пустом месте, просто потому – что участники конфликта не умеют слушать друг друга. Здесь нужно дать участникам высказаться, как можно защищать свою позицию в споре, без обиды и оскорблений.
Итак, в латинском языке слово «conflictus» означает столкновение. В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с 19 века и трактуется как, «спор, столкновение, серьёзное разногласие». Ученые считают, что конфликты - это часть нашей жизни, они способствуют реформам, преобразованию, развитию человека и всего общества. Конфликт - это отстаивание своей позиции, точки зрения, столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающее различные, а нередко, и противоположные цели, интересы и взгляды (подсказка для обучающихся: конфликт – злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа ссора, спор, драка, разногласия, столкновение, непонимание).
Обсуждение:
- молодцы, благодаря Вашей помощи, наша рыбка стала – золотой и красивой!
- смотрите, Ваши ответы совпали с определением, которое дают ученые этому слову!
Основная часть
Упражнение - разминка: «Ветер дует на того…»
Цель: снятие напряжения, настрой на дальнейшую работу. Выбирается ведущий, который убирает один стул, а затем говорит: «Ветер дует на того, кто сегодня умывался! И т.д.».Все участники вскакивают со стульев и быстро меняются местами. Кто остался без места, становится водящим.
Беседа: виды и причины возникновения конфликтов.
Ведущий: «Зачитывается высказывание Т.Фуллера – «Люди, которые ведут борьбу с огнём при помощи огня, обычно оказываются в пепле». Как вы думаете, между кем могут возникать конфликты? (заслушиваются ответы). Предлагается рассмотреть виды конфликтов:
- внутриличностный;
- межличностный;
- между личностью и группой;
- межгрупповой конфликт.
Ведущий: «Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать…».
Вопросы студентам:
- Ребята, как вы считаете, почему возникают конфликты?
- Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
- Бывают ли у вас конфликты со своими сверстниками? В чём их суть?
- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
Заслушиваются ответы. Далее предлагается рассмотреть следующие причины конфликтов:
1. Конфликт может возникнуть при появлении трудноразрешимых противоречий.
2. При столкновении интересов на почве соперничества.
3.При отсутствии взаимопонимания, часто сопровождается острыми эмоциональными переживаниями.
4. Недоверие и раздражение может вызвать конфликтную ситуацию.
5. Отсутствует возможность высказаться.
6.Основу любого конфликта образует ситуация, включающая противоположные цели или средства их достижения.
Вопросы студентам:
- Конфликты влияют на общение и взаимоотношения людей?
- Каким образом?
- Каким становится общение и взаимоотношения людей после ссоры?
Ведущий: «Но конфликты в жизни неизбежны. Конфликтов не будет, когда все люди вдруг станут совершенно одинаковыми: одинаково будут думать, одинаково чувствовать, жить без ссор! Ребята, как вы думаете, весело или грустно будет жить в таком мире одинаковых людей? Вадим Зверев говорил, что «каждая лошадь думает, что её поклажа самая тяжелая». Так и у нас с вами есть различные формы общения, поведения и реакций в конфликтных ситуациях».
Упражнение «Временные модели конфликтных реакций»
Цель: познакомить студентов с характеристикой типичных моделей конфликтных реакций и способами с ними справиться.
Ведущий: «Существует несколько типов моделей конфликтных реакций, внимательно их послушайте и попробуйте определить, какая модель реакции у вас чаще всего возникает». После знакомства предлагаются краткие советы, как справиться со своими реакциями.
1.Вулкан (непредсказуемые вспышки). Совет: запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
2.Глиняный горшок (медленно разогревается). Совет: запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя
3.Волна (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова). Ничего не поделаешь. Совет: будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.
4.Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не высказывает никакой реакции). Совет: будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела.
5.Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях). Совет: сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.
Различаются следующие тактики/стратегии поведения:
- конкуренция;
- уклонение;
- приспособление;
- сотрудничество;
- компромисс.
Вопросы обучающимся:
- какие ассоциации, образы или слова возникают у вас при словах – конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество и компромисс.
Человек, использующий стиль конкуренции, обычно весьма активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим определенным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Стиль конкуренции эффективен в том случае, когда человек обладает определенной властью и уверен что его решение в данной ситуации правильное.
Стиль уклонения - приемлем, когда проблема не столь важна для человека, когда он не хочет тратить силы на нее, когда чувствует, что находится в безнадежном положении.
Стиль приспособления приемлем, если вы действуете совместно с противоположной стороной. Этот стиль целесообразнее, когда вы, немного уступая, мало при этом теряете. К такой стратегии допустимо прибегать, если в данный момент нужно смягчить обстановку и отстоять свою позицию.
Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою точку зрения, свои интересы, но старается при этом и сотрудничать с оппонентом.
Стиль компромисса предполагает частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, взвешивая все «за» и «против».
Обсуждение:
- какие узнали тактики поведения в конфликтной ситуации?
- как вы считаете, какая тактика поведения самая лучшая? Почему?
- какая тактика, наоборот, самая неэффективная? Почему?
- ребята, в конфликтных ситуациях, вы какую тактику поведения чаще всего применяете?
- как общаетесь и взаимодействуете в конфликтной ситуации?
Ведущий: «Древнегреческий ученый Домиль считал, что «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу». В связи с этим, я предлагаю вашему вниманию упражнение, которое будет помогать развитию у вас навыков неконфликтного общения».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: «Как говорил отечественный писатель Г. Александров, «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой». Я в свою очередь, предлагаю вашему вниманию следующие советы доброго общения и отношений:
1.Не позволяй себе раздражения, гневного состояния.
2. Не упрямься и не будь капризным.
3. Не ругай себя, если что-то не получается так как тебе бы хотелось.
4. Не предъявляй больших требований к окружающим людям, они тоже могут в чем – то ошибаться.
5. Принимай людей такими, какие они есть.
6. Относись к окружающим так, как бы тебе хотелось, чтобы они относились к тебе (Конфуций).
7. Постарайся приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, не будь агрессивным и вспыльчивым.
Ведущий: «Ребята, что нового и полезного Вы узнали сегодня на классном часе? Для того, чтобы Вы смогли ответить на мой вопрос, я предлагаю вам упражнение «Сундук». Цель: рефлексия занятия, подведение итогов.
Задание: участники по очереди, начиная со слов: «После сегодняшнего занятия Я могу положить в сундук..» перечисляют то, что увидели, почувствовали, узнали нового, научились делать, тренировались чему - то, т.е. наиболее важные для них результаты занятия.
Упражнение «Смайлик».
Цель: определить психоэмоциональное состояние в конце занятия.
Ведущий: «Ребята, выберите «смайлик», который похож на Ваше настроение в конце нашего занятия, с обратной стороны впишите свою фамилию и имя и отдайте их помощнице («смайлики» собираются и данные повторно вносятся на бланк «Экрана настроения»).
Ведущий: «Конфликты неизбежны. Нужно уметь их решать и выходить из них с достоинством, оставаясь Человеком!
Просим пройти процедуру тестирования, подсчитать результаты, подвести краткие итоги.
Мне бы хотелось завершить нашу встречу словами старинной народной мудрости:
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
Ведущий: «Большое спасибо всем за активность и заинтересованность темой нашего занятия! До новых встреч!
ОДОБРЕНА Заместитель директора
Методобъединением по воспитательной работе
воспитатаелей
__________/И.А. Емельяненко/
«____»_____________ 2024 г.
Разработал
Преподаватель
_________ /А.Г. Запорожцев/