СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа «Мы будем памяти твоей достойны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвященный жизни и творчеству Понгса Константиновича Киле

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа «Мы будем памяти твоей достойны»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Понгсы Константиновича Киле Амурского муниципального района Хабаровского края





















Методическая разработка классного часа

«Мы будем памяти твоей достойны»









Ходжер Ольга Эдуардовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Ачан









2017 г.

Аннотация: данная разработка представляет собой классный час для 3 класса, посвященный жизни и творчеству Киле Понгсы Константиновича, ветерана Великой отечественной войны, поэта, композитора, философа, пропагандиста нанайской культуры, чьё имя носит наша школа.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: классный час будет проводиться в рамках районной «Недели современного урока»

Предмет: внеклассная работа

Возрастная группа (класс): 3 класс

Название сценария: «Мы будем памяти твоей достойны»

Цель: сохранение культурного наследия нанайского народа через изучение жизни и творчества Понгса Киле, основоположника нанайского песенного творчества, самобытного нанайского поэта, композитора и музыканта, сказителя, мастера художественных ремесел, художника, этнографа, философа, педагога и пропагандиста нанайской культуры, героя Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Формировать духовно-нравственные, патриотические и гражданские качества учащихся;

  2. Осветить жизненный и творческий путь Понгсы Киле;

  3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;

  4. Воспитывать бережное отношение к культуре и языку своего народа.

Ожидаемый результат:

  1. формирование чувства гордости и уважения к достойным людям;

  2. формирование первоначальных представлений о жизни и творчестве Понгса К.К., именем которого названа школа.

Подготовительный этап:

  1. Заранее необходимо дать задания выучить стихотворения Киле Понгсы Константиновича

  2. Составление сценария классного часа

  3. Подготовка выставки книг, фотографий, видео

  4. Приглашение руководителя Гейкер Н.П. и первых участников ансамбля «Тасима»

  5. Подобрать игры для девочек и мальчиков.

Оформление класса:

В классе оформлена выставка книг Понгсы Константиновича, фотографии

Ведущие, выступающие и помощники: обучающиеся 3 класса, классный руководитель, руководитель ансамбля Гейкер Н.П., первые участники ансамбля «Тасима» Киле В.А., Ходжер Т.Ю.

Время реализации: 45 минут

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, проектор, колонки.

Дата проведения: 23.01.2017 г.

Ход сценария:

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

- Оглянитесь назад, подарите и нашим гостям улыбку.

  1. Вступительное слово. Просмотр видеофрагмента из документального фильма «В гнезде птенца обереги»

- У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются, которые мы невольно связываем с такими понятиями как Родина, отечество, страна.

- Посмотрите видео и определите: о ком мы сегодня будем говорить.



  1. Формулирование темы и цели занятия.

- О ком же мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

- Я вам немного помогу. Посмотрите на выставку.

-Знаете ли вы этого человека?

- А как связано его имя с нашей школой?

- Что же знаем о нем? О человеке, имя, которого с 2014г. носит наша школа.

- А как вы думаете, много ли знаете о нём?

- А на какие вопросы вы хотели получить ответы?

- Тема нашего занятия звучит так «Мы памяти твоей будем достойны».

- Что означает эта фраза. Сможете ли сразу дать ответ? Постараемся ответить в конце нашего занятия.

-Давайте попробуем запланировать наше занятие.

Составление плана.

  1. Детство Понгса К.К.

  1. Основная часть.

  1. Детство Понгсы К.К.

Этот необыкновенный одарённый от природы человек родился в 1918г. в селе Дада Хабаровского края. В 4 года Понгса осиротел – остался без матери. И с этого времени отец стал брать его на охоту, учил: как и по каким признакам определять прибытие и убытие воды на реке, читать следы, повадки зверей и их характеры. Особенно твердил он ничего не боятся и развивать силу воли. Никогда не говорить: «Валяха» - беда. Это слово не для настоящих мужчин.

Чтение стихотворения в исполнении ученицы 3 класса Гейкер Алёны «Мои первые слова «мама» и «папа», Понгса К.К.

- Ребята, как и вы Понгса в детстве очень любил игры.

- Какие сейчас больше играют дети? А раньше дети играли в игры, которые развивали выносливость, силу, физические качества и способности. Девушки, которые любили петь, уединялись и там пели, и играли. Но большинство вместе организовывали игры. Понгса К. говорил: «Мы должны быть более активными и выносливыми; для этого надо в совершенстве овладеть национальной игрой, которая несет здоровье, приучает к труду, прививает нужные навыки этики и морали».

- Давайте немного поиграем в игры, которые когда сам играл Понгса К. в детстве.

Игры (мальчики оценивают девочек, а девочки мальчиков)

Игра для девочек «Эриэн» - по команде делается вдох и игроки начинают голосить до тех пор пока не кончится дыхание. Выигрывает тот, кто дольше голосит. Разрешается смешить соперника.

Игра для мальчиков «Анамачёри» - «столкнуть». Чертят круг диаметром 1 м для взрослых и 0,5 м для детей. Каждый игрок стоит в своём круге и любым способом, не выходя из своего круга, старается вытолкнуть соперника из его круга. Побеждает тот, кто столкнет другого, оставаясь в своём круге. Если переступил черту, то выходит из игры, несмотря на что вытолкнул соперника.

- Вам понравились игры? Какие качества развивают эти игры?

  1. Школьные годы.

В 12 лет пошел в школу. Потом получил профессию электромонтажника. Затем работал в г. Комсомольске – на – Амуре строил город юности. Но для всех жителей нашей страны случилась беда.

  1. «Война»

Звучит музыка «Священная война».

- Скажите, какая беда случилась в жизни Понгса Константиновича и жителей всей нашей страны?

- Дети отвечают.

Добровольцем ушел на фронт. 6 месяцев он учился в артиллерийском училище в Хабаровске на курсах младших командиров. Был назначен командиром отделения артиллерийских разведчиков. Первое боевое крещение Понгса К. получил у с.Белоколодец близ г.Харькова в 1942 году.

История на войне.

Однажды на ст.Вальганское командир велел добыть продукты. Пошел Понгса К. с бойцом. Зашли на станции в хату. Там жили старики. Старуха налила молока, дала хлеба и сала, а дед вышел посмотреть нет ли чужих глаз. И тут дед вбегает и кричит: Патруль!» Бойцы выскочили в окно и побежали к лесу. Немцы подняли тревогу, наперез бежавшим помчались 2 мотоциклиста. Понгса выстрелами сбил. Показался третий мотоцикл, уложил и этих двоих. Сзади по кукурузному полю бежали еще немцы. Человек 12. Трое из них упали от пуль Понгсы К. Потом, когда товарищи встретились в лесу, друг его хохотал до слёз над тем, как быстро бежал в лес Понгса. Говорит: «Ног не было видно, так быстро ты их переставлял». А командир сказал: «Ты, Паша, в рубашке родился». Так оно, видимо, и есть, потому, что за всю войну Понгсу ранило только один раз в Лансдорфе в последнюю ночь войны».

Воевал Понгса К. до победы. С боями прошел Украину, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию. Награждён орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Вены», «За победу над Германией». В тоске по дому, по родному Амуру, по тайге там он и начал писать свои стихи.

Чтение стихотворения в исполнении ученицы 3 класса Ходжер Зои «Могучий мой Мангбо», Понгса К.К.

  1. Творческое наследие

В мирные дни работал в г. Комсомольске, строил город Амурск и после ухода на пенсию полностью отдался литературной работе. Писал стихи, песни, занимался восстановлением и пропагандой древних нанайских игр, создавал танцы, музыкальные инструменты и прекрасно играл на них. Делал чудесные нанайские игрушки. Всему, что умел сам, обучал детей, передавая им свой богатейший опыт.

Просмотр видеоролика «Щенята-лягушата»

- А вам знаком этот танец?

Этот танец «Щенята-лягушата» он придумал для ансамбля «Тасима». Понгса К.

- Что означает «Тасима»?

В 1986 году, когда был создан детский фольклорный ансамбль «Тасима», Понгса Киле работал в качестве консультанта, и творческого наставника. Он, как солнце, притягивал к себе людей, он любил их, и они платили ему тем же. У него было много друзей. Сегодня у нас в гостях пришёл человек, который очень хорошо знал его.

Встреча с руководителем ансамбля «Тасима» - Гейкер Н.П.

- Нина П., вы лично знакомы с Понгсой К.К., поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями о нём.

- Знаете ли вы, кто был первыми участниками ансамбля «Тасима»?

-Давайте познакомимся с ними. Они сегодня пришли к нам не все. Позовём их громкими аплодисментами.

Встреча с первыми участниками «Тасима» - Киле В.А., Ходжер Т.Ю.

Исполнение песни «Тасима»

- Среди наших учеников есть участники этого ансамбля.

- Вы все знаете песню «Тасима». А кто написал песню?

В исполнении участников ансамбля «Тасима» прозвучит песня «Тасима».

V. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Что вы узнали о Понгсе Константиновиче Киле?

- На какие вопросы вы можете дать ответы?

- Сможете ли ответить на вопрос, почему наша школа названа его именем?

- Что нам необходимо делать, чтобы быть достойными продолжателями дел Понгса К.?

Ваши пожелания.

Наставления.

- Понгса К. обращается к вам: «Взрослые, учителя и дети, давайте вернем язык старины. Сейчас не надо забывать свою историю, быт, язык. Все надо возродить…

Наше занятие мне хотелось бы закончить наставлениями Понгса К. молодым.

Прочитаем наставления Понгсы Константиновича (на доске).



Литература:

  1. «Понгса Киле. Творческое наследие». Составители: Киле М. Б., Синицына Л. Ф., Оненко З. П. Комсомольск-на – Амуре, 2000 г.

  2. Понгса Киле «Избранное». Составитель: Синицына Л.Ф. г. Амурск, 2007г.

  3. Мансурова А. М. «Поэзия» Учебник-хрестоматия для 8-11 классов школ Крайнего Севера. Санкт-Петербург. «Просвещение», 2002 г.