СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Семейные ценности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Семейные ценности"»



Пояснительная записка

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с

возможностью делать добро людям». Л.Н.Толстой



  Воспитание подрастающего поколения, которое осуществляется в образовательных учреждениях, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. И все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека.

В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.


Нужно ли изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Все эти факторы обусловили необходимость проводить  как можно больше мероприятий, связанных с темой семьи и семейных ценностей.

















1.1 Тематическая направленность. популяризация традиционных российских нравственных и семейных ценностей

Данная методическая разработка создана для работы с учащимися 8 класса. Она может использоваться в работе воспитателя на вечерних занятиях и учителя на уроках окружающего мира. Данная методическая разработка поможет актуализировать знания детей по теме «Родина», сформировать представления о государственных символах Российской Федерации.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

Учащиеся начальной школы (8-11 лет)

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы класс-ного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.

Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа. Так как детям с нарушением слуха трудно воспринимать информацию, доступную слышащим людям (мультфильмы, фильмы по данной теме), очень важно, организовать мероприятия по патриотическому воспитанию в увлекательной и интересной форме. Подготовить материал доступный для глухого ребёнка.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия





Цель: сформировать элементарные знания о семье и значимости ее в жизни человека и родной стороны.

Задачи:

1. Расширить представления детей о стране, в которой они живут, воспитывать любовь к родному краю, Родине;

2. Создать условия для формирования понятия значения дома и семьи в жизни человека; значения школы и коллектива класса для ребенка;

3. Способствовать формированию положительных качеств, обеспечивающих успешность гармоничных и гуманных взаимоотношений в коллективе и семье.

4. Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

5. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свою семью, школу, класс.

В ходе классного часа используются элементы проектной деятельности: ребята в течение классного часа составят план работы, изучат необходимую литературу, создадут альбом «Моя Россия».

Так как младшие школьники положительно относятся к творческим видам работы, создание альбома поможет привлечь их внимание к малой родине, семье, узнать о них что-то новое, рассказать одноклассникам.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Классный час содержит     большие         возможности для решения названных задач. Он развивает личность ученика, его творческое мышление, учит анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения.  

1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

 Классный час является одной из форм воспитательной работы, в которой могут соединяться и методы просвещения, и методы организации практической деятельности, направленные на развитие личностного и гражданско-патриотического самосознания учащихся начальной и средней школы.     Классному часу как форме внеурочной воспитательной деятельности присуще неформальное общение, что дает возможность для реализации пристрастий и особенностей обучающихся, развивая их индивидуальности, а также для дополнительного общения с одноклассниками, для самоутверждения в школьном коллективе. И напротив, неудачи в общении ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать которые не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах деятельности учащихся.     

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Оборудование: презентация «Россия – родина моя», детские фотографии с семьей, цветные карандаши, ватман, качества счастливой семьи,   фотоколлаж «Школьные друзья – не разлей вода».



1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Рекомендуется для классных руководителей и учителей начальной школы.

2. Основная часть

1. Вступление

Классный руководитель:

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

- Я.

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

- Я.

- Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

- Я.

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я... Я... - тихо молвила Ева,

- Я... Я...

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

 Учитель:

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

(Ответы ребят)

2. Формирование понятия

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение.

(Зачитайте из словаря С.И. Ожегова.)

Учащийся :«Семья – группа живущих вместе близких родственников». И далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.

Кл.рук : С социальной точки зрения, семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

У Юрия Куранова в произведении «Тепло родного очага» понятие «семья» раскрывается как «семь-я». То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой

(Сообщение учащейся о значении числа 7)

потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта – это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни!

Примеры такого единения имеются у Л.Н. Толстого. Его идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать. Не случайно эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».

3. Блиц-опрос « Счастливая семья- это…»

Учащимся раздают небольшие листы бумаги, на которых они в течение 3-4 минут пишут свое представление о счастливой семье несколькими фразами или предложениями ( можно провести этот опрос, разбив детей на группы по 2-3 человека).

 Затем это  зачитывается вслух учителем ( без фамилий), происходит небольшое обсуждение  и подводится  итог разговору о семье, ее традициях  и семейных ценностях.                            

  1. Скажите по латыни  слово  семья.              ( Фамилия)

  2. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.  (Круг. Семейный круг.)

  3. Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен?    (Вся семья вместе, так и душа  на месте.  Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети-  дому  венец, а плохие дети- дому конец. Мать  кормит детей, как Земля  людей).

  4. О какой  русской игрушке эти слова из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?  (О матрешке).

  5. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?     (Выносить сор из избы.)

  6. Какая птица олицетворяет семейный очаг и материнство?  (Аист)

  7. Ребенок моего отца- мне не брат. Кто это?    (сестра)

  8. Какое растение олицетворяет одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и -мачеха).

  9. Как звать новых родственников после свадьбы? (Теща – мать жены. Тесть - отец жены. Шурин - брат жены. Свояченица - сестра жены. Свояк - муж свояченицы. Свекор - отец мужа. Свекровь - мать мужа. Золовка - сестра мужа. Деверь - брат мужа. Зять - муж дочери, сестры, золовки. Сноха - жена сына для его матери. Невестка - жена сына для его отца. Сват - отец одного из супругов для родителей другого супруга. Сватья - мать одного из супругов для родителей другого супруга. Кум и кума - крестные отец и мать, но не для крестника, а между собой и в отношении родителей и родичей крестника.)

  10. В названиях каких известных произведений встречаются  названия  членов семьи?  ( «Мать»- М. Горький, «Три сестры»-А.П. Чехов, «Капитанская дочка»-А.С. Пушкин, «Сын полка»-В.Катаев, «Дядя Федор, пес и Кот»-Э.Успенский, «Дети капитана Гранта»-Ж.Верн, «Братья Карамазовы»-Ф.М. Достоевский т.д. )

    1. Упражнение «Словарь здоровых партнерских отношений»

Кл.рук. называет понятие, а учащиеся объясняют его применительно к семейной жизни.

• Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

• Признание. (Уважение и благодарность.)

• Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

• Верность. (Преданность друг другу.)

 Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

• Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

• Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.)

• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

• Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

• Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)

    1. ВЫВОД :

Кл.рук


Таким образом, для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

    1. Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях?

(ответы обучающихся)

    1. Просмотр фрагмента фильма «Со дна ве
















МОКУ «Соболевская средняя школа»

Клещевникова Алина, 14 лет





МОКУ «Соболевская средняя школа»

Баранникова Яна, 15 лет



МОКУ «Соболевская средняя школа»

Котин Николай, 14 лет