(Автор разработки - М.С. Руданова, учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №77»)
Технология | Педагогическая мастерская |
Цель – формирование экологического сознания и бережного отношения к окружающей природной среде, развитие познавательного интереса учащихся к вопросам охраны природы, воспитание гражданской ответственности за сохранение и восстановление природных ресурсов. |
Возраст обучающихся | 4 класс (9-10 лет) |
Задачи |
воспитательная | 1. сформировать понимание необходимости охраны окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. 2. воспитать чувство личной причастности к решению экологических проблем, гражданскую позицию в вопросах защиты окружающей среды. 3. способствовать развитию творческих способностей учащихся в процессе практической природоохранной деятельности. |
организационно-педагогические | 1. расширить знания учащихся о разнообразии природных объектов, их значении для жизни человека. 2. развить навыки природоохранной деятельности, экологического поведения. |
Формируемые ценности | Ценность природы и окружающей среды, ответственность за состояние окружающей среды, экологическая культура, познавательный интерес и творческая активность. |
Планируемые результаты |
Личностные результаты: развитие бережного отношения к природе, формирование экологической ответственности и активной гражданской позиции в вопросах охраны окружающей среды. Метапредметные результаты: совершенствование умений наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию о природных объектах, применять полученные знания в практической природоохранной деятельности. Предметные результаты: расширение представлений об особенностях и многообразии природных систем, их роли в жизни человека, а также приобретение практических навыков решения экологических проблем. |
Используемые материалы: лист А3 (3-4 шт.), фломастеры 3 упаковки, клей-карандаш (3-4 шт.), Игральные карты «Уно», проектор, ноутбук, колонки. |
План подготовки |
1. Подготовка воспитательного мероприятия 2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию Учитель готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. 3. Ход урока «Педагогическая мастерская» «Индукция» Самоконструкция Социаконструкция Социализация Афиширование Разрыв Рефлексия |
Содержание воспитательного события |
Наименование этапа | Деятельность учителя | Действия учащихся |
Организационный этап (мотивационный) | Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. Учитель: Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой. Учитель: Я бы хотела, чтобы наш классный час стал часом добрых дел, любви к своей земле и разговором человеческой души. | |
Этапы технологии «Педагогическая мастерская» |
«Индукция» (Мотивирующая творческая деятельность) | Учитель: Ребята, прослушайте, пожалуйста Звучит куплет песни «Это называется природа» слова М. Пляцковского, музыка Ю Чичкова. Учитель: Какие главные слова вы услышали в этом отрывке? Напишите эти слова каждый на своём листочке. | Слушают песню «Это называется природа». Ученики пишут слова. |
Самоконструкция (Индивидуальное создание гипотезы) | Учитель: Обсудите эти слова в группе и напишите на листе. Ученики пишут на альбомном листе и учитель вывешивает их на доске. (Вывесить слова из песни на доску) Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Природа, охрана природы). Каким 1 словом можно объединить эти слова? (Экология) (если не назовут, придумать подсказки) | Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке. |
Социоконструкция («Работа обучающихся в группа») | Учитель: Вы разделились на группы с помощью карточек «Уно». Давайте проверим, правильно ли Вы это сделали. Поднимите свои карточки. Учитель: Давайте вспомним правила работы в группе: 1.Думай, слушай, высказывайся. 2. Говори спокойно ясно, только по делу. 3. Уважай мнение других. 4. Успех команды зависит от каждого. Учитель: Сегодня мы будем думать, высказывать свои мысли, писать и рисовать! На Вашем столе лежат предметы: конверт с материалами, ватман, маркеры и фломастеры. Учитель: Предлагаю посмотреть 2 видеофрагмента (Смотрим чистоту и красоту). Какие чувства, эмоции, мысли возникли у Вас во время просмотра? Обсудите в группах свои эмоции. Ватман разделен на 2 части. Зарисуйте в или запишите их в первой части ватмана в течение трёх минут. (4 минуты) Учитель: Посмотрим еще один видеофрагмент (смотрим грязь): Какие сейчас чувства, эмоции, мысли вызвал у Вас видеоролик? Обсудите в группах свои эмоции. Выплесните их на вторую часть ватмана. Зарисуйте или запишите. Учитель: Приятно наблюдать природу такой? (Нет!) Согласна с Вами. Давайте отбросим свои отрицательные эмоции и выполним упражнение для расслабления. Сядьте прямо, закройте глаза. Представьте, что Вы – цветок… Ночь…Тишина…Всё живое спит… Но солнце, своими первыми лучами Вас пригрело… И вы просунулись, протянув к нему свой стебелёк и всё свое тело… Раскрыли сомкнутый бутон… Вдохнули воздух чистый, свежий…. Цветок проснулся… Открыли глазки… Учитель: Всё чаще и чаще человечество задумывается о том, как решить проблему загрязнения окружающей среды. Если её не решить, то к чему это приведет? (Природа погибнет) Предлагаю посмотреть видеоролик. Смотрим короткий видеоролик. (В видеоролике показаны добрые экологические дела, сделанные школьниками). | Ученики работают в группах, после просмотра видеоролика фиксируют мысли на ватмане. |
Социализация (Выступление ученика в группе) | Учитель: А как мы можем помочь сохранить природу? В течение трёх минут напишите или нарисуйте добрые дела, которые вы можете сделать для сохранения природы уже сейчас. Запишите или зарисуйте их на 3 половинке ватмана. | Пишут или рисуют добрые дела. |
Афиширование (Представление групповых работ классу) | Учитель: Выберите 3 человек из группы, кто будет представлять результат, и выходите к доске. На рассказ 1 минуты. | Группы выступают с рассказом о проделанной работе. |
«Разрыв» (кульминация творческого процесса) | Учитель: Предлагаю вам провести в нашем классе – классный субботник! Участвуя в субботнике, мы показываем пример, как нужно заботиться о своём окружении и поддерживать чистоту и порядок вокруг себя. А о нашем коллективном творческом деле мы поговорим позже. | |
«Рефлексия» (самоанализ) | Учитель: Ребята, сейчас я прочитаю фразы, если они к вам относятся – выполните действие (вывести на слайд). Классный час был интересным, но у меня возникли вопросы. - «хлопните». Урок мне не понравился, я не слушал. – «поднимите руку» Классный час прошел отлично, мне понравился. Я активно работал. – «улыбнитесь». Учитель: Я очень рада, что наш классный час начался с улыбки и закончился улыбкой (включить музыку от улыбки хмурый день светлей). Спасибо за работу! | Анализируют урок и выполняют действия, о которых говорит учитель. |