СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Комплексное занятие – взаимодействие дисциплин при подготовке компетентного специалиста.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка    Комплексное занятие – взаимодействие дисциплин при подготовке компетентного специалиста.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Комплексное занятие – взаимодействие дисциплин при подготовке компетентного специалиста.»


















Методическая разработка




Комплексное занятие – взаимодействие дисциплин при подготовке компетентного специалиста.





СОСТАВИТЕЛЬ ПЕТЕНКО В.М.


МОРОЗОВА Г.В.















Борисоглебск.

2014


Методическая разработка " Комплексное занятие – взаимодействие дисциплин при подготовке компетентного специалиста" предназначена для обмена опытом с коллегами по применению новых педагогических технологий в системе образования.

В данной работе представлена разработка проведения комплексного занятия по дисциплинам "Электропривод сельскохозяйственных машин" и "Информационные технологии в профессиональной деятельности.










































ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение

  2. Комплексное занятие – взаимодействие дисциплин при подготовке компетентного специалиста.

  3. План проведения комплексного занятия.

  4. Заключение.

  5. Список литературы.

  6. Приложение.

Введение


Основная цель профессионального образования подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. Одним из направлений Концепции образования является комплексный подход к изучению различных дисциплин, в рамках которого можно попытаться решить задачу приближения текущих значений и умений обучающегося к реальным условиям профессиональной деятельности

Наиболее ярко данный процесс реализуется в проведении комплексных занятий.

Ощутимые шаги в раскрытии закономерностей человеческого обучения, а также бурный процесс в области развития электронно-вычислительных машин вывели педагогов на новые технологии компьютерного обучения. В современных условиях любую деятельность невозможно осуществлять без применения компьютерных технологий. В этой связи совмещение двух предметов в рамках соответствующей темы является совершенно естественным. Основная цель комбинированного практического занятия показать междисциплинарные связи при осуществлении учебного процесса. Междисциплинарные связи позволяют студентам более глубоко понять значения изучаемых дисциплин.


Комплексное занятие – взаимодействие дисциплин при подготовке компетентного специалиста

При выполнении практических работ студентам приходится производить трудоемкую вычислительную работу. Для облегчения данной работы и слияния ее с производственной моделью мы решили провести комплексное занятие по дисциплинам "Электропривод сельскохозяйственных машин" и "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

При проведении комплексных занятия преподавате­лями обеих дисциплин осуществляется контроль самостоятельной работы студентов, проводится проверка правильности полученных результатов с использованием технических средств.

Подчеркнём, что по типу выполняемых студента­ми действий и решаемых задач все задания ориентированы на интеллектуальный характер деятельности, а именно на формирование аналитических, проектировочных, конструктивных умений, и являются весьма важными для специалистов среднего звена, занимающихся преимущественно умственным трудом.

Учебно –познавательные задания, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу производственной деятельности, вырабатывают способность критически оценивать действующее производство, является мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Студенты в полной мере начинают ощущать себя участниками будущего производственного процесса. С применением информационных технологий урок становится технологически более насыщенным, фактически происходит слияние модели практического занятия с производственной моделью.

В качестве примера приведём план комплексного занятия.

Методическая цель занятия:

  • показать методику проведения комплексного практического занятия с элементами проектного обучения;

  • продемонстрировать методику процесса автоматизации расчетов с по­мощью компьютерных технологий;

  • обратить внимание студентов и специалистов на проблемы, возникающие в процессе автома­тизации расчетов с помощью компьютерных технологий.


Междисциплинарные связи:

"Электрические машины и аппараты" раздел 2, тема 2.4 «Механические характеристики асинхронныхдвигателей.

Математика Раздел: Тема:

"Электропривод сельскохозяйственных машин" тема 1.2 "Электромеханические свойства электродвигателей"

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»:. Тема «Вычисления. Виды ссылок.»


План комплексного занятия по предметам

«Электропривод сельскохозяйственных машин » и «Информационные

технологии в профессиональной деятельности»

Тема курса по предмету «Электропривод сельскохозяйственных машин»:

«Электромеханические свойства электродвигателей» (тема 1.2).


Тема курса по предмету «Информационные технологии в профессиональной деятельности»:


«Табличный процессор MS Excel»

Тема занятия по предмету «Электропривод сельскохозяйственных машин»

«Расчет и построение естественных и искусственных механических характеристик»


Тема занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»: ««Вычисления. Виды ссылок»


Вид занятия: групповое практическое занятие с элементами проектного обучения и использованием информационных технологий.

Формы и методы обучения:

  • решение вариативных задач;

  • элементы решения конкретных производствен­ных ситуаций.

Цели занятия:

обучающие:

  • закрепление знаний по ранее изученному мате­риалу по теме "Механические характеристики электродвигателей" путем выборочного (устного) опроса (предмет «Электропривод сельскохозяйственных машин»);

  • закрепление знаний по ранее изученному мате­риалу по теме путем выборочного (устного) опроса (предмет «Информационные техноло­гии в профессиональной деятельности»);

  • отработка навыков расчета и построения механических характеристик с учетом междисциплинарных связей в об­ласти информационных технологий;

  • совершенствование практических навыков ис­пользования основных программных элемен­тов, реализующих процесс автоматизации выполнения расчетов

  • формирование у студентов четких и стойких представлений, обретение знаний и умений в области использования табличного про­цессора для автоматизации

  • формирование умений и навыков решения творческих, проблемных задач с применением современных информационных технологий;

развивающие:

  • стимулирование познавательной деятельно­сти студентов, формирование творческой ак­тивности,

  • развитие навыков логического мышления;

  • развитие навыков практического исследования предметной области;

воспитательные:

  • воспитание ответственного отношения к пору­ченному делу;

  • воспитание активного интереса к предметам «Электропривод сельскохозяйственных машин» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;

  • расширение профессионально ориентирован­ного кругозора студентов;

  • воспитание культуры межличностного общения.


Содержание и ход занятия

1. Организационный момент

Внешний: проверка готовности студентов к занятию.

Внутренний: проверка присутствия; представле­ние темы и плана урока, общее описание практиче­ского занятия, его особенностей и методов в рамках междисциплинарных связей; актуализация темы занятия и опорных знаний студентов; мотивация студентов к успешному проведению занятия.

2. Проверка знаний студентов

  • проведение устного опроса по заявленным в плане урока темам;

  • текущий анализ представлений и знаний студентов по данной тематике (анализ ошибок).

3. Демонстрация подготовленных слайдов по теме урока в рамках предмета «Электропривод сельскохозяйственных машин» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

4. Выполнение и текущая проверка хода и результатов практических заданий; уплотненный опрос и анализ ошибок (индивидуально и в группе) по результатам выполнения заданий;

5. Подведение итогов занятия

  • оценка деятельности студентов;

  • выставление поурочных баллов;

  • оценка степени достижения общей цели заня­тия.

6. Формулировка общего и индивидуального домашнего задания


Общее время урока - 90 мин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированном работнике среднего звена производства.

Проведение комплексных занятий по специальным дисциплинам с использованием компьютерных технологий позволяет решить задачу приближения знаний и умений к реальным условиям его профессиональной деятельности.


Литература:

  1. Специалист №2, 2007

  2. Специалист №12 2007

  3. Среднее специальное образование №11, 2007

  4. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "Академия", 2003.

  5. В.В. Васильев, Г.М.Анохина Современные педагогические технологии.- Воронеж ВОИПКРО. 2003



Приложение 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН)

ЗАНЯТИЯ №6

Дисциплина "Электропривод сельскохозяйственных машин"

Тема занятия: Расчет и построение естественной и искусственной механических характеристик трехфазных асинхронных электродвигателей.

Вид занятия (тип урока) групповое практическое занятие с использованием информационных технологий (закрепления и систематизации знаний)


Цели занятия:

дидактические

*закрепление и систематизация знаний по расчету и построению естественной и искусственной механических характеристик (дисциплина "Электропривод сельскохозяйственных машин), показать роль практики как источника развития знаний;

*закрепление и систематизация знаний по ранее изученному материалу по теме «Вычисления в Excel. Виды ссылок» путем выборочного (устного) опроса и выполнения заданий на ПК (дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»);

*отработка навыков расчета и построения механических характеристик с учетом межпредметных связей в области информационных технологий;

*совершенствование практических навыков использования основных программных элементов, реализующих процесс автоматизации выполнения расчетов;

*формирование у студентов четких и стойких представлений, обретение знаний и умений в области использования табличного процессора для автоматизации расчетов.


развивающие:

*развитие творческого потенциала студентов с помощью современных технологий обучения;

*стимулирование познавательной деятельности студентов, формирование творческой активности, развитие навыков логического мышления;

*развитие навыков практического исследования предметной области; активизация стремления к учебно-исследовательской работе;


воспитательные:

*воспитание ответственного отношения к порученному делу;

*воспитание активного интереса к дисциплинам «Электропривод сельскохозяйственных машин» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;

*расширение профессионально ориентированного кругозора студентов;

*воспитание культуры межличностного общения.


Межпредметные связи:

Обеспечивающие: Электрические машины и аппараты, электротехника, математика, информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности

Обеспечиваемые: информационные технологии в профессиональной деятельности, электропривод с/х машин.


Материально-техническое оснащение: ПК, мультимедийная установка.

Раздаточный материал: инструкционные карты, задания

Место проведения: кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности №16

1.Организационный момент.

Проверка посещаемости и готовности к уроку, создание психологического настроя. 3 мин


2.Актуализация опорных знаний метод беседы 20мин


В настоящее время компьютеры полностью вошли в производственный процесс. Для облегчения работы на производстве процессы выполнения расчетов автоматизированы. Какие вы знаете программы для автоматизации расчетов?

При выполнении практической работы вы будете пользоваться знаниями, полученными в процессе изучения дисциплин

  1. Электропривод с/х машин

  2. Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Повторим пройденный материал: опрос по дисциплине «Электропривод с.х.машин»

  1. Что называется механической характеристикой электродвигателя?

  2. Вспомним алгоритм построения характеристикой асинхронного электродвигателя

    1. Как определить номинальный момент двигателя?

    2. Как определяется номинальное скольжение?

    3. .Что называется кратностью пускового момента?

    4. Чему равно скольжение в момент пуска?

    5. Что такое перегрузочная способность асинхронного двигателя?

    6. Как определить критическое скольжение электродвигателя?

    7. Какой вид имеет упрощенная формула Клосса?

3. Что называется естественной и искусственной характеристикой электродвигателя?

Опрос по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

1.Каким образом выполняются вычисления в Excel?

2.Что может содержаться в формуле?

3.Чем абсолютная ссылка отличается от относительной? Как они вводятся?

4.Как вводятся ссылки в формулы?

5.Что показывает график функции?

6. С помощью чего можно построить диаграмму?

7.Как работает Мастер диаграмм?

(данные вопросы были предложены студентам для самостоятельного повторения)


3. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, задач 7 мин

Сегодня на уроке мы закрепим и систематизируем знания, полученные по дисциплинам «Электропривод сельскохозяйственных машин» и ««Информационные технологии в профессиональной деятельности»;

Тема урока:Расчет и построение естественной и искусственной механических характеристик трехфазного асинхронного электродвигателя.

Ваша задача:

  1. Выполнить расчеты в программе с помощью табличного редактора Excel.

  2. Построить механическую характеристику трехфазного асинхронного электродвигателя в рабочей тетради.

  3. Представить выполненную работу преподавателям на проверку в виде распечатанной таблицы с расчетами и построенный график.

Выполнение работы проводится по инструкционной карте.


4 Логическая структура урока


Осмысливание и систематизация знаний – практический 55мин

Решение задач по индивидуальным заданиям

  1. Выдача заданий для выполнения практической работы.

  2. Задания: Рассчитать и построить естественную механическую характеристику трехфазного асинхронного двигателя с техническими данными: Рн, nн, λк. λmax

  3. На этом же графике построить искусственную механическую характеристику для электродвигателя при изменении напряжения на 10%.

  4. Студенты работают самостоятельно на ПК. Задания выполняются в соответствии с инструкционной картой.

  5. Преподаватели проводит текущий инструктаж индивидуально.

  6. После проведения расчетов и построения характеристик проводится сравнение вида графика, полученного студентами при расчетах с графиком построенным ранее при подготовке у уроку преподавателем. Сравнение проводится с помощью мультимедийной установки.



Подведение итогов и выдача домашнего задания. 5мин


Преподаватель проводит проверку работы, анализирует выполненные задания, указывает на ошибки, вскрывает ошибки, поясняет способы их устранения.

Приложение 2

Инструкционная карта №1

для проведения практических занятий

по дисциплине "Электропривод сельскохозяйственных машин".

Тема занятий: Расчет и построение естественной и искусственной механических характеристик асинхронного двигателя.


Цель работы: закрепление и систематизация знаний по расчету и построению естественной и искусственной механических характеристик, показать роль практики как источника развития знаний, отработка навыков расчета и построения механических характеристик с учетом межпредметных связей в об­ласти информационных технологий;


Материально-техническое оснащение : ПК

Правила безопасности. Не включать и не производить переключений без разрешения преподавателей. Во время выполнения работы запрещается: производить какие-либо переключения под напряжением.


Алгоритм выполнения работы.


  1. Открыть документ РАСЧЕТ.


  1. Ввести данные для исходных величин в соответствии с выданным вариантом: Рн (кВт), IH (А),nH ( мин-1), n0 (мин -1), n, max


  1. Просмотреть результаты расчета для величин Мн , Sн , Мn , Мmax , Sк


  1. Заполнить таблицу, для этого:


    1. введите значения для Ѕ в порядке возрастания, изменяя Ѕ в пределах от 0 до 1; в таблицу; обязательно ввести значения для Ѕн и Ѕк, которые были определены ранее при выполнении вычислений;

    2. в соответствии с формулами в левом столбце таблицы выполнить расчет; обратите внимание, что при введении формулы не все ссылки являются относительными ( Ѕ - относительная, Ѕк – абсолютная, Мmax - абсолютная)



Ѕ












Ѕ/Ѕк












Ѕк /Ѕ












Ѕ/Ѕк+Ѕк /Ѕ












n=n0(1-S)












M=2*Мmax/((S/Sк)+(Sк/S))












M'=0,81*М













  1. Построить график n =f(М), n= f(М`) в рабочей тетради.

  2. Распечатайте выполненный расчет, для этого:

    1. выполните Файл/Параметры страницы;

    2. в открывшемся окне укажите:

      • ориентация – альбомная;

      • разместить не более чем на одной странице;

    3. отдайте команду на печать.

  3. Представить выполненную работу преподавателям на проверку в следующем виде:

    1. распечатанная таблица;

    2. построенный график.


Время: 2ч задание на дом выполнить отчет

Учебные пособия: М.М.Кацман. Электрический привод. М.: Издательский центр "Академия", 2005.



Преподаватель:Петенко В.М., Морзова Г.В.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии спецдисциплин 110302

Председатель комиссии Бугрова Л.О.