Обоснование выбора темы:
Обеспечение безопасности движения — наиболее острая и актуальная проблема, связанная е быстрым развитием автомобильного транспорта.
Непрерывное улучшение конструкции автомобилей, совершенствование их эксплуатационных параметров, в том числе уровней активной и пассивной безопасности, внедрение автоматизированных систем регулирования дорожного движения и развития дорожной сети создают благоприятные предпосылки для резкого снижения числа дорожно-транспортных происшествий и дорожного травматизма.
Однако, несмотря на перечисленные меры, во всех странах мира с высоким уровнем автомобилизации ежегодно совершается большое количество ДТП, которые наносят огромный социальный и экономический ущерб.
Уровень профессионального мастерства водителей Транспортных средств играет решающую роль. Статистика показывает, что из-за неправильных действий водителей совершается более 75 % общего количества дорожно-транспортных происшествий.
Целью конкурса является выявление теоретических знаний студентов, полученных в процессе обучения и закрепления практических навыков.
Конкурс «Профессиональное мастерство на лучшее знание автомобиля» включает в себя два этапа:
Первый этап – теоретический экзамен по Правилам дорожного движения.
Второй этап – практический экзамен по вождению автомобиля.
.
ПЕРВЫЙ ЭТАП КОНКУРСА
Теоретический экзамен по «Правилам дорожного движения»
Методика проведения теоретического экзамена
Содержание экзамена
Экзамен проводится с целью проверки теоретических знаний и определения возможности допуска участников конкурса к практическому экзамену.
При проведении теоретического экзамена проверяется знание участников конкурса:
Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД) и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – Основные положения), утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 31.12.2020 г.);
основ безопасного управления транспортным средством;
законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и иной ответственности водителей ТС;
технических аспектов безопасного управления ТС;
факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
элементов конструкции ТС, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения;
методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП).
Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты, утвержденные Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (далее – экзаменационные билеты).
Экзамен проводится одним из методов:
методом письменного опроса по экзаменационным билетам;
методом программированного контроля.
Условия экзамена: количество вопросов - 20
время отводимое на экзамен – 20 мин
Оценка экзамена: общее количество баллов - 10
за неправильный ответ снимается 0,5 балла
Результаты заносим в итоговую ведомость.
ВТОРОЙ ЭТАП КОНКУРСА
Практический экзамен по вождению автомобиля
Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме
Содержание экзамена
Экзамен проводится с целью проверки у участников конкурса навыков управления ТС конкретной категории и определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами,
При проведении практического экзамена у участников конкурса проверяются соответствующие действия, умение и навыки:
- пользования органами управления ТС, зеркалами заднего вида;
- трогания с места;
- маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
- построения оптимальной траектории маневра;
- оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;
- переключения передач;
- остановки в обозначенном месте;
- постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;
- въезда в бокс задним ходом;
Практический экзамен проводится на закрытой от движения площадке или автодроме (далее – площадка) по комплексам испытательных упражнений
Комплексы содержат следующие упражнения:
Упражнение № 1
«Параллельная парковка задним ходом»
1.1. Содержание.
Постановка ТС на стоянку задним ходом параллельно воображаемому краю проезжей части (рис. 1).
1.2. Задание кандидату в водители.
1.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
- занять место в ТС;
- подготовиться к движению;
- запустить двигатель.
1.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:
- трогание с места в стартовых воротах;
- въезд в зону стоянки по заданной траектории;
- остановку в зоне стоянки перед линией «СТОП».
Примечание. После остановки ТС должно полностью оказаться в зоне стоянки, ограниченной стойками и прерывистой линией разметки.
1.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
- включить нейтральную передачу;
- включить стояночный тормоз;
- заглушить двигатель;
- покинуть транспортное средство.
1.3. Действия экзаменатора.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с
использованием контрольной таблицы № 1 и выставляет оценку.
Рис. 1. Упражнение № 1 «Параллельная парковка задним ходом»
Контрольная таблица № 1
Типичные ошибки | Шкала штрафных баллов за ошибку |
А. Грубые | |
отклонился от заданной траектории движения –сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки –не пересек прерывистую линию | 5 5 5 |
Б. Средние | |
не смог въехать в зону стоянки при одноразовом включении передачи заднего хода не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки | 3 3 3 |
В. Мелкие | |
при выполнении упражнения двигатель заглох | 1 |
Упражнение № 2
«Въезд в бокс»
2.1. Содержание.
Въезд в бокс задним ходом (рис. 2).
2.2. Задание кандидату в водители.
2.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
- занять место в ТС;
- подготовиться к движению;
- запустить двигатель.
2.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:
- трогание с места в стартовых воротах;
- въезд в бокс по заданной траектории;
- остановку перед линией «СТОП».
2.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
- включить нейтральную передачу;
- включить стояночный тормоз;
- заглушить двигатель;
- покинуть транспортное средство.
Примечание. По усмотрению экзаменатора въезд в бокс может осуществляться из исходного положения, как с правой, так и с левой стороны от бокса.
2.3. Действия экзаменаторов.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 2 и выставляет оценку за упражнение.
В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зону остановки перед линией «СТОП», положение ТС в боксе, а его помощник – зону старта.
Рис. 2. Упражнение № 2 «Въезд в бокс»
Контрольная таблица № 2
Типичные ошибки | Шкала штрафных баллов за ошибку |
А. Грубые | |
отклонился от заданной траектории движения сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки не пересек линию «СТОП» | 5 5 5 |
Б. Средние | |
не смог въехать в бокс при одноразовом включении передачи заднего хода не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе не включил стояночный тормоз после остановки перед линией «СТОП» | 3 3 3 |
В. Мелкие | |
при выполнении упражнения двигатель заглох | 1 |
Упражнение № 3 «Разворот»
3.1. Содержание.
Разворот ТС на 180 в ограниченном по ширине пространстве (рис. 3).
3.2. Задание кандидату в водители.
3.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
- занять место в ТС;
- подготовиться к движению;
- запустить двигатель.
3.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:
- трогание с места в стартовых воротах;
- разворот по заданной траектории при одноразовом включении передачи заднего хода;
- остановку перед линией «СТОП».
3.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
- включить нейтральную передачу;
- включить стояночный тормоз;
- заглушить двигатель;
- покинуть транспортное средство.
3.3. Действия экзаменатора.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 3 и выставляет оценку за упражнение.
Рис. 3. Упражнение № 3 «Разворот»
Контрольная таблица № 3
Типичные ошибки | Шкала штрафных баллов за ошибку |
А. Грубые | |
отклонился от заданной траектории движения сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки пересек линию «СТОП» | 5 5 5 |
Б. Средние | |
не смог развернуться при одноразовом включении передачи заднего хода не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе не включил стояночный тормоз после остановки перед линией «СТОП» | 3 3 3 |
В. Мелкие | |
при выполнении упражнения двигатель заглох – | 1 |
Упражнение № 4 «Змейка»
3.1. Содержание.
Необходимо проехать по соответствующей траектории, не сбив при этом разметочные стойки (рис. 4).
3.2. Задание кандидату в водители.
3.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
- занять место в ТС;
- подготовиться к движению;
- запустить двигатель.
3.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:
- трогание с места в стартовых воротах;
- движение «змейка» таким образом, чтобы после начала движения от линии СТАРТ первая стойка оказалась справа, а последняя слева от водителя;
- остановку перед линией «СТОП».
3.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
- включить нейтральную передачу;
- включить стояночный тормоз;
- заглушить двигатель;
- покинуть транспортное средство.
3.3. Действия экзаменатора.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 4 и выставляет оценку за упражнение.
Рис. 4. Упражнение № 4 «Змейка»
Контрольная таблица № 4
Типичные ошибки | Шкала штрафных баллов за ошибку |
А. Грубые | |
отклонился от заданной траектории движения пересек линию «СТОП» (по проекции переднего габарита ТС | 5 5 |
Б. Средние | |
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе не включил стояночный тормоз после остановки перед линией «СТОП» | 3 3 |
В. Мелкие | |
при выполнении упражнения двигатель заглох – | 1 |
Условия оценки:
Стартовое количество баллов по каждому упражнению – 25
Снижение баллов производится согласно таблицам 1,2,3.
Результаты конкурса сводятся в итоговую ведомость.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Производим подсчёт балов по итогам двух этапов конкурса. Объявляются победители .
ЛИТЕРАТУРА
Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к проведению мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей дорожной безопасности / Монография / Ставрополь, 2016.
Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 15-17 мая 2014 г. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. 371 с.
Громаковский А.А. Правила дорожного движения с изменениями на 2017 с примерами и комментариями. Новая таблица штрафов. М.: Эксмо, 2017. – 208 с.
Громова Н.М., Ким Л.В. Инновационная форма взаимодействия образовательных учреждений и работодателей: сетевой ресурсный центр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2012/6/344.pdf.
Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие / сост.: Кузнецова Н.М., Шманева Л.В. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. 74 с.