Методическая разработка конспекта урока на тему «Живая и неживая природа»
Тема урока: «Неживая и живая природа»
Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных представлений о природе, о различиях и связях живой и неживой природы.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представления о природе, отличительных особенностях живой и неживой природы; углубить и расширить знания детей об отличительных особенностях тел живой и неживой природы.
Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, внимательности, памяти, речи и кругозора обучающихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к природе; чувства взаимопонимания; бережного отношение к природе, друг другу.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, раздаточный материал, наглядный материал (карточки с названиями столбцов, картинки для крепления на доску).
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
Организация начала урока.
Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут София Романовна, и сегодня я у вас буду вести урок окружающего мира.
- Встаньте красиво.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
Проверка готовности к уроку
У: Проверим, все ли у нас готово к уроку. Нам понадобится: дневник, рабочая тетрадь, учебник и пенал. Лишнее убираем!
Актуализация опорных знаний.
У: Ребята, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке?
О: Тема прошлого урока природа и рукотворный мир.
У: Что такое природа?
О: Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком.
У: Приведите примеры того, что создано руками человека.
О: Приводят примеры.
Открытие новой темы. Целеполагание .
- Помогите мне решить кроссворд, отгадайте все загадки и найдите ключевое слово.
Он в углу у нас живёт, Сеть ажурную плетёт. Как сплетёт — так и замрёт. Он «гостей» крылатых ждёт. (Паук)
У родителей и деток вся одежда из монеток. Плещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыба)
По двору шагает тюк, Цветастый с перьями… Грозен, сей пернатый друг, называемый … (Индюк)
- Ребята, посмотрите на наш кроссворд, какое же у нас слово с вами получилось?
О: Природа.
У: Так называется следующий наш раздел.
О: Природа!
У: Как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая этот раздел?
- Откройте учебник на странице 23. Прочитайте, правильно ли мы определили.
- Что захотелось изучить из раздела?
О: Отвечают.
У: Посмотрите на наш кроссворд, как вы думаете, на какие группы можно разделить эти слова?
О: Живое и неживое.
У: Правильно, какие слова мы отнесем к живой природе?
О: Паук, рыба, индюк.
У: А что к неживому?
О: Ручей, облако, дождь, арбуз.
У: Ребята, наш друг благодарит вас за помощь и предлагает прочитать и проверить правильно ли мы с вами определили учебные задачи.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звезды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека. В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все её объекты на две большие группы: живую и неживую природу. Солнце, воздух, вода, полезные ископаемые – это неживая природа. Растения, человек, животные – живая природа.
Работа с иллюстративным материалом в учебнике (стр. 24-25)
У: Откройте учебник на 24-25 странице.
- Рассмотрите фотографии. На какие группы можно разделить изображенные на них предметы?
О: Ответы детей.
Работа в рабочих тетрадях (стр.12 №1)
У: Откройте рабочие тетради на странице 12 и посмотрите на первое задание. Сейчас мы его выполним. На задание дается 3 минуты.
- Время подошло к концу, поменяйтесь друг с другом тетрадями. (Проверка по слайду).
- Если правильно, то ставим +, если нет то -. В конце работы подсчитайте, сколько плюсиков у вас получилось.
- Обменяйтесь обратно тетрадями. Посмотрите на свои работы.
- Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки.
- А у кого одна?
- А у кого две?
- Молодцы, я вижу, что вы справились с заданием.
Игра «Живая и неживая природа»
У: А сейчас я предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».
- У вас на партах лежат фишки синего и зеленого цвета, я буду называть предмет, если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зеленую. Список предметов:
1. Воздух - СИНЯЯ
2. Птицы - ЗЕЛЕНАЯ
3. Солнце - СИНЯЯ
4. Человек - ЗЕЛЕНАЯ
5. Горы - СИНЯЯ
6. Грибы - ЗЕЛЕНАЯ
7. Вода - СИНЯЯ
V. Физминутка.
VI. Открытее новых умений, знаний (продолжение)
У: Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы.
- Связаны между собой как-то эти группы?
О: Да.
У: Правильно, в природе всё связано друг с другом. Солнце служит источником тепла и света для живых существ. А еще живым существам необходим воздух и вода.
У: Молодцы!
VII. Закрепление изученного материала.
На столе учителя лежат карточки - составные части схемы: неживая природа, вода, воздух, солнце, живая природа, животные, растения, человек.