Методика
«ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА
НА УРОКАХ ТРУДА»
Учитель технологии
МБОУ «СОШ № 18
им. Р.С.Рамазанова»
Мамедова З.Н.
Трудовое обучение как учебный предмет выбивается из ряда школьных дисциплин, которые содержат основы базовых наук. Такой науки как труд нет. Нельзя научить человека трудиться «вообще». Каждый вид труда конкретен и уникален.
Задача учителя трудового обучения состоит в том, чтобы показать, какое место в нашей жизни занимает труд, убедить детей, что только в труде (умственном, физическом, творческом) реализуется личность, дать теоретические знания и практические навыки, которые потом пригодятся в жизни.
Причем, решать эти задачи следует трудом конкретным и реальным, а не отвлеченным и непонятным, делать вещи и предметы, необходимые в быту.
Трудовое обучение имеет Государственный стандарт, где четко перечислены все умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся. Учителю разрешается дополнять и изменять по своему усмотрению до 30 % материала не в ущерб Госстандарту.
Лоскутная техника органично вписывается во II раздел Государственной программы. Она ведется вместо часов, запланированных на ручные швы и утилизацию отходов швейного производства.
Лоскутное шитье позволяет закрепить и отработать виды швов, которые применяются при пошиве одежды в быту, развивает глазомер, аккуратность, большую точность при выполнении швов. Закрепление умений и навыков происходит в системе, причем не на отдельных образцах, к которым дети относятся «прохладно», а на конкретной полезной вещи.
Как любой другой вид декоративно-прикладного искусства, лоскутная техника имеет большой диапазон как по сложности выполнения, так и по декоративным возможностям. Она доступна всем! А это очень важно для тех детей, которые «не научились» рисовать. Лоскутная техника позволяет заполнить пустоту в эстетическом воспитании этих учащихся.
Работа над темой дает возможность учитывать психологические особенности учеников. Для некоторых детей важно получить результат сразу, через 1 – 2 занятия, а процесс изготовления какой-либо вещи на уроках труда растянут на 18 - 20 часов, которые реализуются за 2 – 2,5 месяца. Некоторые ученики теряют интерес к изготовляемому изделию. Кроме того, содержание трудового обучения слишком единообразно, ориентируется на устаревшие технологии, что становится заметно уже в шестом классе, когда острота восприятия нового предмета притупляется, а детям программа предлагает изготовление ночной сорочки. Здеси и приходит на выручку лоскутное шитье.
Интерес к нему не пропадает никогда, а в последнее десятилетие особенно возрос. Телевидение, периодические издания, специальные выпуски журналов предлагают уроки по лоскутной технике, демонстрируют всевозможные изделия, выполненные из лоскутков: одежду на детей и взрослых, предметы быта (одеяла, шторы, прихватки, грелки, подушки), предметы интерьера (панно, картины, салфетки, газетницы, пижамницы и т.д.).
Используя это направление в рукоделии, можно также оживить работу и над традиционными программными изделиями.
Экономические потрясения в обществе привели к появлению бедных и богатых. Материальный уровень многих семей понизился. На занятия часто приходят дети, у которых нет необходимых материалов для уроков, а лоскутная техника дает возможность работать с отходами швейного производства, с вышедшими из употребления немодными, но добротными вещами, тканями. Диапазон применения их также велик: от небольшой переделки до полного перекраивания и изготовления нового изделия.
Работая над этой темой, невозможно обойтись без обращения к прошлому, к истории народа.
Увлекательное путешествие к истокам ремесла, которыми начинаются уроки лоскутной техники в пятом классе, вызывает неподдельный интерес девочек к декоративно-прикладному искусству, которое обладает еще и большим воспитательным потенциалом.
Кропотливая работа над предметами домашнего обихода, одеждой, головными уборами, а затем и над своим приданым, формировала хранительниц домашнего очага, вырабатывала усидчивость, терпеливость, прививала культуру труда. Поэтому обращение к декоративно-прикладному искусству и лоскутной технике, как одному из его видов, просто необходимо в такой местности, как Сибирь, где никогда не было своих художественных промыслов. Дети должны не только знать историю своего народа, но и владеть тайнами его ремесла.
Но человек формируется не по частям, а в целом. Поэтому важна связь не только с прошлым. Нам грозит экологическая катастрофа. Что сделает каждый человек, чтобы спасти мир? Переработка отходов, безотходное производство – эти слова можно отнести не только к разделу программы по экологии, но и в полной мере к лоскутной технике. Одним из важных моментов при работе над этой темой является именно утилизация отходов, стремление к наиболее полному использованию материалов.
Очевидна связь лоскутной техники с геометрией, черчением и ИЗО. Когда ребенок не «дружит» с этими дисциплинами, ему трудно построить чертеж, нарисовать эскиз будущего лоскутного изделия. А если не научился подбирать гармоничное цветовое сочетание, то любой самый затейливый узор не будет «смотреться».
Кто хорошо знаком с мировой художественной культурой, может запросто сделать «лоскутную копию» Матисса или Гогена, а уж «Черный квадрат» Малевича всем по плечу.
О философском осмыслении мира говорят сами названия лоскутных полотен: «Путь в другой мир», «Земля и зввезда», «Глаз бури», «Биосфера» и др., авторам которых являются настоящие мастера своего дела, художницы, работающие в лоскутной технике.
Богаты возможности лоскутной мозаики. Разнообразны области ее применения. Однажды прикоснувшись к этой теме, трудно от нее отойти. Но, как каждый вид трудовой деятельности, она требует определенного подхода к постижению азов ремесла.
По принципу от простого к сложному построена программа раздела «Лоскутная техника» для девочек 5 – 11 классов на уроках труда.
5 класс – узоры из квадратов. Способ сборки полотна «по строкам».
6 класс – узоры из полосок. Способ сборки полотна «по кругу».
7 класс – узоры из прямоугольных треугольников. Способ сборки лоскутного полотна в стиле «крейзи».
8 класс – аппликация. Технология преодоления тупого угла.
9 класс – составление сюжетов в сочетании лоскутной мозаики и аппликации.
10 класс – способы окончательной обработки лоскутных изделий.
11 класс – работа над коллективным проектом.
На данный раздел программы в каждом классе отводится 10 часов. К примеру, в 5 классе они распределяются таким образом:
1 занятие – «Путешествие в историю ремесла: от наскальных рисунков и древних предметов быта до современных изделий художественных промыслов. История лоскутной техники».
Вводное занятие. Что нужно для работы?
2 занятие – «Цветовой круг. Законы сочетания цветов».
Построение чертежа салфетки. Составление геометрического узора салфетки из квадратов.
3 занятие – «Изготовление шаблона – выкройки».
Изготовление элементов лоскутного верха изделия.
4 занятие – «Принцип сборки лоскутного полотна по строкам. Сборка верха изделия».
5 занятие – «Окончательная обработка лоскутной салфетки».
С самых первых уроков по лоскутной технике детям важно дать понять, что данная технология сборки изделия относится не только к салфетке, что этот принцип сборки изделия «по строкам» общий для всех. Поэтому детям можно сразу предложить на выбор изготовить салфетку, подставку под горячее, подушку – думочку.
На каждом этапе обучения творческие задания должны усложняться.
В 6 классе дети активно включаются в работу над составлением эскизов будущих лоскутных изделий. Затем эти эскизы обсуждаются, а по лучшим из них выполняются изделия.
В 7 классе серьезным стимулом к качественному выполнению своей работы является конкурс собранных в разных стилях квадратиков, которые затем будут включены старшеклассницами в коллективный проект панно, одеяла или другой полезной вещи. Главное, дети знают, что их работа не пропадет, а «пойдет в дело».
В 8 – 9 классах, когда составляются картины в технике аппликации, дети работают в группах из 3 – 4 человек, которые подбираются таким образом, чтобы в каждой из них была девочка, умеющая рисовать. Это облегчит работу по составлению собственного эскиза. Если такой возможности нет, то работа ведется по заготовленному учителем эскизу. Благодаря тому, что в таких группах дети с разным уровнем подготовки, изделия не остаются незаконченными.
Способы окончательной обработки изделий девочки усваивают не на образцах, а на подготовленных к отделке изделиях. Уровень учащихся позволяет в процессе работы над изделием решить, какой вид отделки можно применить к данной вещи.
В 11 классе ученицы самостоятельно выполняют лоскутные работы, начиная от прихватки и заканчивая такой сложной вещью, как одеяло, успешно участвуют в выставках прикладного искусства.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о пользе рукоделия. В современных квартирах со стандартной мебелью именно умение сделать что-то своими руками позволяет создавать в доме уютные уголки, которые привлекают взгляд своим необычным решением, располагают к отдыху, придают жилищу неповторимы облик. Овладение в рамках школы лоскутной техникой значительно расширит возможности девочек в оформлении интерьера своего дома, так как они будущие хозяйки, хранительницы семейного очага.