СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Моя семья и Я!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано для проведения классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Моя семья и Я!»»






Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание

Тема методической разработки: «Моя семья и Я!»






Автор: ДольниковаАннаФилипповна,

классный руководитель

МБОУ «Хиславичская СШ»

Хиславичский район Смоленская область












2022год




  1. Пояснительная записка

«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия, и справедливости – являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность».

Д. Медведев

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования значительное место отводят проблемам воспитания, его целям, условиям, создаваемым в школе для осуществления воспитательной работы и программному обеспечению воспитательного процесса. Согласно требованиям ФГОС ООО, среди личностных, метопредметных и предметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы, предлагаемой в общеобразовательной организации, именно личностные результаты являются результатами воспитания, поэтому они призваны «ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников».

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. «Родной край, его история» - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев – « Основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способна ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Ключевую роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируется в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

    1. Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.

    2. Тема воспитательного мероприятия и обоснования её выбора (актуальность)

Тема – «Моя семья и Я».

Семья – это важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, нравственных ценностей. У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Эта тема на данный момент очень актуальна, она призвана помочь ребятам разобраться, в чем ценность каждой семьи, помочь сформировать взгляд на доверительные взаимоотношения между членами семьи. Класс - большая семья из 17 ребят. А семья – это начало начал.

    1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 5-х классов.

    2. Роль и место воспитательного мероприятия в системе классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность):

Данная методическая разработка, является системой воспитательной работы в школе, которая направлена на реализацию Программы МБОУ «Хиславичская средняя школа» «Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности для учащихся 2-4 и 5-8 классов. Ссылка на программу https://hislavicisool.edusite.ru/DswMedia/programmadnvvovd.pdf

    1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Цель – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, формирования их ценностных ориентаций: к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать чувство любви и гордости к своей семье, уважение к своей семье, товарищам, к родителям, развитие интереса к истории своей семье;

- формировать умение коллективной работы.

Воспитательная:

- воспитывать систему взглядов о семейных традициях;

- создать опыт эмоционально-чувственных переживаний обучающихся через использование притчи, чтение текста, инсценировку сценки;

Развивающая:

- подвести обучающихся к пониманию того, что главное в жизни семьи;

- способствовать формированию духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.

Планируемые результаты:

- ребята получат знания о ценностях семьи, семейных традициях, что значит для каждого семья, её история;

- приобретут чувство любви к семье, ее традициям и семейным ценностям, научаться ценить и сохранять историю своей семьи;

- приобретут положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезной семье, родной школе, родному поселку, родной стране.

    1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора:

Опираясь на возрастные особенности обучающихся, для того чтобы мотивировать, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся, активизировать их внимание, я применяла элементы театрализации. Участие ребят в постановке сценки способствует более полному и яркому выражению обсуждаемой проблемы.

    1. Педагогическая технология /методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

При подготовке, организации и проведения мероприятия я использовала и применяла следующие методы и приемы педагогических технологий: репродуктивный (беседа, рассказ), наглядный метод (демонстрация фотографий) дискуссия, информационно-коммуникативные методы.

    1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Для организации и проведения внеклассного мероприятия я использовала ноутбук, раздаточный материал (распечатанный материал для самостоятельной работы), распечатывала традиции и заповеди семьи, фотоматериалы (семейные фотографии детей) и информацию, подготовленную обучающимися (рассказы о семье, определения о значении слова «Семья» из словарей Ожегова С.И. Ушакова Д.Н.). На классной доске написала: Семья, Ценности семьи, Традиции семьи. Притчу о мальчике (vk.comwall-98831442_3525). Высказывание Д.Медведева https://nsportal.ru/ .



    1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:

Данная методическая разработка адресована классным руководителям 5- х

Классов для реализации внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

  1. Основная часть

    1. Описание подготовки воспитательного мероприятия:

Подготовительный этап:

  • сформировать группы обучающихся для подготовки сообщений по темам: «Я и моя семья», «Традиции моей семьи», инсценировка сценки « Мир в семье всего дороже»;

  • подготовить и распечатать традиции и заповеди семьи, выполнить заготовки плаката с надписями: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба, 7 Я, сделать заготовки из желтой бумаги для проведения рефлексии;

  • оформить классную доску.

Работа с обучающимися:

  • распределение ролей и разучивание сценки;

  • совместная работа по подборке информационного материала для выступления обучающихся.

Этапы проведения мероприятия:

  1. Вводная часть.

  2. Определение темы мероприятия и постановка цели, актуализация.

  3. Основная часть

    • Семья

    • Ценности семьи

    • Традиции семьи

  4. Подведение итогов.

  5. Рефлексия.

    1. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий и др.)



Дети в классе рассажены полукругом за партами. На доске вывешены традиции заповеди семьи.

  1. Вводная часть.

Учитель: Добрый день ребята! Наше мероприятие мне хочется начать с загадки.

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой-

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы – одна СЕМЬЯ (ответы учеников).

Учитель: А сейчас, я предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. Она – то и подскажет вам тему нашего внеклассного мероприятия.

(включить запись притчи)

Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. «Куда ты идешь?» - спросил старик. «Я иду искать место, где мне не будет так одиноко» - ответил мальчик. «Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной» - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. «Посмотри! – сказал старик. Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами». Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

2. Определение темы мероприятия и постановка цели, актуализация.

Учитель: Ребята о чем шла речь в сказке? Отвечают ученики (О семье). У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? Дети отвечают (мама, папа, бабушка, дедушка).

Учитель: Назовите их, одним словом. Дети называют (Семья).

Да, ребята сегодня мы будем вести с вами разговор о семье.

А как – же появилась слово семья? (выступают дети).

3.Основная часть

Лилетина Карина: Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила: «Я»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я»

«Кто платье сошьет? Украсит жилье?»

«Я, я – снова вторила Ева – я , я…»

С этой поры и родилась семья! (Показывает: « 7 Я» распечатанную на листе).

Учитель: Почему 7 Я? Что же такое семья? (выступают дети).

Ковалева Анна: В словаре Ожегова Сергея Ивановича, я прочитала, что Семья – это группа живущих вместе близких родственников, это объединение людей – сплоченных общими интересами.

Маркова Карина: В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича толкование слова семья звучит так: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников живущих вместе.

Учитель: Семья – самое дорогое в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, перенимаем традиции и привычки. Семья – это близкие и родные люди, те с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Да, семья – это дом.

Сегодня мы с вами поговорим и познакомимся с семьями наших учеников. Возможно, кому-то из вас захочется рассказать о своей семье?

Выступают ученики (рассказывают о семье, о своих традициях, семейных праздниках, отдыхе, о своей помощи родителям, показывают семейные фотографии).

Учитель: Ребята, а наш класс можно назвать большой семьей? Ведь нас объединяет одно дело! Какое? ( Ответы учеников).

Учитель: Нашей классной семье уже пять лет. И у меня и у ваших родителей- одна цель- чтобы воспитать вас хорошими и добрыми людьми, дать вам все необходимое для личностного развития, чтобы вы были полезными семье, родной школе, родному поселку, родной стране.

4.Подведение итогов.

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат листочки с надписями: СЕМЬЯ, ЦЕННОСТИ СЕМЬИ и ТРАДИЦИИ СЕМЬИ попробуйте написать какой бы вы хотели видеть нашу классную семью, определив ценности и традиции (ученики работают группами, время выполнения 3-4 минуты).

Учитель: Ребята, кто хочет поделиться своей записью? (Ребята выходят к доске и записывают свои наработки).

Вот, что получилось:

Семья (5 «Б») – дружная, заботливая;

Ценности (5 «Б») – уважение, доверие, трудолюбие, помощь, верность, любовь.

Традиции семьи (5 «Б») – отмечать День учителя, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Масленицу, День рождения Деда Мороза, проводить чаепитие на день именинника, участвовать в спортивных состязаниях.

Учитель: Теперь мы с вами еще больше будем заботиться друг о друге, и помогать друг другу. Еще больше времени будем проводить вместе для организации и проведения традиций нашей большой семьи.

Наше мероприятие подходит к завершению. Мы сегодня с вами работали на отлично! Ребята, вам сегодняшнее мероприятие было полезным? Что вы узнали нового для себя? ( Ответы детей).

5.Рефлексия.

Учитель: У вас на столах лежат желтые кружочки. Я попрошу нарисовать смайлик, с каким настроением вы уйдете с мероприятия (улыбающийся – хорошее, грустный – не очень).

Учитель: Попрошу свои смайлики положить мне на стол. Наше мероприятие окончено. Спасибо за работу.



Итоги рефлексии: все смайлики улыбались!!!















































Приложение



Сценка «Мир в семье всего дороже»








Традиции: Берегите свои семейные традиции, храните их, чтобы они могли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

“Заповеди семьи”

  • Свято храни честь своей семьи.

  • Люби свою семью и делай ее лучше.

  • Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

  • Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

  • Подари родителям радость.

  • Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

  • Доброе дело – дороже богатства.

  • Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.



Сценка «Мир в семье всего дороже»

Автор: Жили – были Дед и Баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да Курочка – невеличка.

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный на совет

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед: Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на евро поменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный

Купим современный?

Бабка: Что ты, дед?! Побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или смартфон

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка: Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи.

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Автор: Начался тут сыр да бор

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед: Ты баллада!

Бабка: А ты невежа!

Автор: Начался такой скандал –

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка: Ну, никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Автор: Подошла она тихонько

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила,

Вдребезги его разбила.

Плачет Внучка, плачет Баба…

Внучка и Бабка: Что наделала ты, Ряба?

Автор: Дед не плакал, как ни странно,

Вывернул с дырой карманы.

Дед: Нету денег, ну и что же?!

Мир и дружба в семье всего дороже!





Семья –


Ценности семьи –


Традиции семьи -




Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба, 7 Я