Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Арзамасский коммерческо-технический техникум
Методическая разработка
«Моя семья, моя опора»
Разработал:
педагог дополнительного
образования
Михеева Светлана
Михайловна
Арзамас,
2014 г.
Форма проведения: литературно-музыкальная гостиная
Цель:
Задачи:
Оформление: плакаты с пословицами, поговорками афоризмами о семье.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Ход мероприятия.
(звучит песня «Родительский дом).
Вед 1: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята!
Вед 2:На свете нет, пожалуй, более важного и замечательного союза между людьми, чем семейный. Если перефразировать известную английскую пословицу, то можно справедливо заметить, что семья — это крепость.
Вед 1: Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы по отношению к его семье этот принцип соответствовал истине.
Вед 2:Ежегодно 15 мая народы разных стран празднуют День семьи, делают это они по своему, имея свои традиции. Однако в чем-то они, безусловно, схожи.
Вед 1:В этот день принято поздравлять своих родных, но самое главное — помнить о своей семье не только в праздник, а в любой день без исключений.
Чтец: Все начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы.
Все начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть.
Все начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи…
Вед 1:Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Вед 2: Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Вед 1: Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Вед 2: Традиции бывают разными: кто-то любит отдыхать за границей, кто-то путешествовать, ходить на охоту и рыбалку, кататься на коньках и лыжах.
Вед 1: А у семьи Гурловых свой традиционный отдых.
(Рассказ Гурлова С. + презентация).
Вед 1:Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д.
Вед 2:Известно, что одним из предметов, которым особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вед 1: Человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как живое звено в человеческой цепи поколений.
Вед 2: Это звено соединяет ушедшие поколения с будущими. Чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.
Вед 1: Мы дети своих отцов и матерей, наследники дел отцов и матерей, мы – продолжение стотысячной жизни человечества. Так как же не интересоваться жизнью наших ближайших родственников, как ни знать, кем были, о чем мечтали и за что боролись наши деды, прадеды, бабушки и прабабушки.
Вед 2: Во многих семьях бережно хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры. Не будьте равнодушны к этим святым вещам! Пусть они войдут в вашу жизнь, ваше сердце!
Вед 1: Но и у наших ребят в семьях хранятся вещи, сделанные руками их бабушек, прабабушек: здесь вышивка, вещи связанные крючком, спицами, ришелье.
Вед 2: Эти традиции закрепились, и продолжаются мамами, сестрами в наши дни. Очень отрадно, что рукоделье не забыто и актуально в настоящее время.
Вед 1: Во многих семьях существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.
Вед 2: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. Традиция эта очень важная.
Вед 1: Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Вед 2: В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
( презентацией представлены фотографии из семейных альбомов, фоном идет музыка Stim «Фотоальбом»).
Вед 1: Перелистывая семейные альбомы, вглядитесь в глаза молодых еще отца и матери, бабушки и дедушки. Все, что есть в вас – от них!
Вед 2: Они смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не обманывайте и вы их веры, не предавайте то, чему они посвятили свою жизнь, свою молодость!
Чтец: Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
И есть поговорить о чем.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Вед 1:«Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит. Ребята, как вы понимаете, что такое семья?
(ответы учащихся, приблизительные ответы).
Семья – это единое целое, где все друг друга любят и уважают.
Семья – это много близких и родных людей.
Семья – это то место, где тебя всегда ждут.
Семья – это люди, которые тебя всегда поймут и простят, что бы не случилось.
Вед 1:А теперь посмотрим значение этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова.
«Семья» - по первому определению это -
1.Группа живущих вместе близких родственников.
2.Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Вед 1:Во все времена было очень уважительное отношение к семье, я нашла немало доказательств этому в народном творчестве. Про семью сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны
Вед 2:Вам необходимо,посмотрев на первую часть пословиц, восстановить её целиком.
(Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают правильные ответы.)
Примеры пословиц:
Счастлив тот, кто у себя дома.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Не нужен и клад, коли в семье лад.
При солнышке - тепло, при матери – добро.
Согласную семью и горе не берет.
Семья воюет, а один горюет.
Вед 1: В воспитательном обиходе всех народов бытует огромное число пословиц, касающихся проблемы семьи и взаимопонимания с родителями. Вдумаемся же в их мудрые суждения.
Лучше матери друга не сыщешь (русская).
Сердце матери лучше солнца греет (марийская).
Ради ребенка мать и в огонь бросится (белорусская).
У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце (украинская).
Человек в беде спешит к родителям, птица – к гнезду (калмыцкая).
Что есть в сыне лучшего – от родителей (армянская).
Кто слушает родителей - не обеднеет (абхазская).
Обидишь отца-мать – счастья не найдешь (белорусская).
Береги отца и мать – других не сыщешь (русская).
Слушай наставления отца-матери – не заблудишься (белорусская).
Чтец: С единым телом я сравню семью:
Отец – глава, а руки – сыновья.
И в теле – мать, она, как сердце,
И от неё зависит вся семья.
Вед 1: Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
Вед 2: Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
Вед 1: И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будите ими».
Рефлексия
Цель: подведение итогов классного часа.
Вед 1: И в конце нашего классного часа я предлагаю вам написать письмо своим родителям, которое будет начинаться с фразы: «Дорогие мама и папа…..»! и в которое вы вложите всю свою любовь, нежность по отношению к своим самым близким и дорогим людям!
Ведущие: Спасибо за работу, до свидания!