СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: "Музыкальное воспитание в хореографии"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное воспитание - это не воспитание

 музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.

В. А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Музыкальное воспитание в хореографии"»

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств № 6» города Курска










Методическая разработка на тему:

«Музыкальное воспитание в хореографии»













Подготовила преподаватель по хореографии


Ковалевич Елена Валерьевна














2023 г



Музыкальное воспитание в хореографии


Музыкальное воспитание - это не воспитание

музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.

В. А. Сухомлинский



Одной из ключевых задач, стоящих перед обществом, является воспитание гармоничной личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная и хореографическая культура. С самого раннего возраста необходимо создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, чувства, вкусы и воображение, расширять кругозор, давать возможность проявлять творческие способности. Приобретая определенные знания о музыке и хореографии, дети приобщаются к искусству хореографии. Это способствует развитию общих танцевальных навыков, формированию хореографических основ и общей духовной культуры.


О важности музыкального образования пытались говорить выдающиеся критики и музыканты еще в 19 веке. Необходимость повышения уровня художественного образования и музыкальной культуры была выражена в диссертации А. Н. Серова. Он считал, что главная цель музыкального воспитания - не сочинять, а учить слушать музыку и проникать в средства выражения, а силу искусства видел в воздействии прекрасного на душевные свойства человека. В 19 веке открывались различные школы, университеты, музыкальные училища, и задача музыкального воспитания взрослых и детей. Основной упор делался на детей. В 20-е годы начало формироваться основное направление развития профессионального и народного музыкального образования в нашей стране.


Прогрессисты рассматривали искусство как средство образования и органическую часть общего образования. Их целью было не только образование для искусства, но и образование через искусство. Члены Петербургского общества содействия образованию считали главной задачей формирование музыкальности, ритма и слуха. Однако организаторы общества отмечали трудности в выполнении этого требования из-за отсутствия четкой программы и недостаточного опыта и музыкальной подготовки преподавателей. Например, учитель Я. Шрагер предложил разнообразить уроки музыки маршировкой под музыку.


Например, А. С. Симонович считал, что музыка должна выполнять объяснительную функцию в классе. Например, на уроках "Родиноведения" следует петь песни о погоде, а на уроках физкультуры – игры и потешки.

К. Н. Венцель считал, главной целью музыкального образования является не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих способностей ребенка. По этой причине он считал необходимым опираться на свободную активность ребенка, исходить из его сущности и рассматривать ребенка как "маленького художника". Это основано на трех различных видах деятельности:

- один – перцептивный (воспринимающий), когда дети поют, играют на инструментах а он (ребенок) слушает;

- другой основан на методе "творческого освобождения", когда дети импровизируют мелодии своими голосами и инструментами и творят в музыке. Художественному и творческому перцептивному развитию детей способствуют педагоги, создающие соответствующую атмосферу и подбирающие музыкальный репертуар с учетом потребностей, опыта и пожеланий детей.

- третьим направлением в развитии теории и практики музыкального образования можно считать новые принципы выдающегося педагогов супругов Шацких. Эстетическое воспитание было основополагающим и интегративным элементом образовательной концепции С.Т. Шацкого, в основе которой лежал культурологический подход к внедрению искусства в жизнь и формированию жизни в искусстве. Его девизом было: "Должна быть музыка!". По мнению автора, необходимо учитывать следующее:

- музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом

и следует учитывать потребности ребенка;

- личный опыт ребенка также должен быть принят во внимание;

- должны быть созданы условия для развития музыкального слуха,

что музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.

Педагог В. Н. Шацкая отмечала, что важно систематически изучать степень музыкального развития детей, выявлять их потребности и интересы в музыке, творческие способности и уровень музыкальных знаний.

Она основатель системы музыкально - эстетического воспитания, которая начала функционировать еще дошкольного возраста и продолжалась в школах и после них. Она одна из первых в России предложила использовать различные виды искусства для развития подрастающего поколения.

Обобщая выше сказанное, можно перечислить основные задачи музыкального образования:

- Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

(потенциал каждого) с помощью различных видов музыки.

- Формирование основ и содействие развитию музыкальной культуры.

общей духовной культуры.


Содержание музыкального образования, значение используемого репертуара, методы и приемы обучения, формы организации музыкальной деятельности имеют решающее значение для решения этих проблем.

Учитывая огромный педагогический опыт своих предшественников и используя современные методы музыкального образования, авторы обобщили многолетний опыт, разработали собственную систему музыкальных школ и создали эффективную учебно – воспитательную программу "Ладушки". Программа характеризуется творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей и основана на принципах учета психофизиологических особенностей детей, внимания к их потребностям, создания атмосферы доверия и сотрудничества в различных видах музыкальной и хореографической деятельности. Программа "Ладушки" – это личностно – ориентированная программа, разработанная в соответствии с возрастными возможностями детей. Ребенок является центром "музыкальной вселенной".


На мой взгляд, данная программа очень подходит для развития ритмических данных у детей младшего возраста на хореографическом отделении детских школ искусств. Она дает возможность преподавателям творчески развивать ритмические и слуховые навыки. Я также думаю, что это хороший способ мотивировать учеников и развить любовь к танцу через интересные уроки, где дети самостоятельны и полностью вовлечены в процесс обучения.


Детство – самое благоприятное время для знакомства с миром прекрасного. Хореография – это средство, способствующее целостному развитию и воспитанию ребенка. Прежде всего, это эстетическое воспитание, направленное на развитие у детей способности чувствовать и ценить прекрасное, развитие художественного чувства, формирование эмоционального отношения к музыке в хореографии. Музыка также является средством формирования нравственных качеств детей, которые могут быть очень сильными. Народные игры и танцы обогащают внутренний мир ребенка, прививают любовь и интерес к истории народа. Танец – важное средство развития творческих способностей ребенка, его духа и тела. Умение слушать и отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, обобщать и сравнивать требует активной умственной деятельности. Каждый этап занятий ставит новые задачи, которые стимулируют мышление и творчество ребенка. Занятия хореографией основаны на взаимосвязи музыки и движения, что формирует у ребенка правильную осанку и повышает координацию движений.


Программа "Ладушки" позволяет использовать интересный и красочный наглядный материал в музыкальной и хореографической деятельности:

-Иллюстрации и репродукции;

-Дидактический материал;

-Игровая атрибутика;

-Аудио и видео материалы;


Образовательная программа "Ладушки" предлагает всестороннее изучение искусства в различных видах, жанрах и стилях. Сочетание различных видов деятельности позволяет детям развивать воображение, фантазию, интеллект и артистизм, приобретать опыт сравнительного анализа, формировать коммуникативные отношения и воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Дети, которые слушают музыку, отражают музыкальные впечатления в своих движениях. Это происходит как в свободное время, так и в комплексных занятиях.

Цели программы "Ладушки".

1. подготовить детей к распознаванию музыкальных образов ивыразить их в движении,

2. заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, моторики, ритмической и мелодической красоты, развитие индивидуальных музыкальных способностей)

3. приобщать детей к русской народной музыке и мировой музыкальной культуре

4. развивать коммуникативные навыки детей;

5. учить детей творчески использовать свои музыкальные впечатления в повседневной жизни

6. в привлекательной и доступной форме познакомить детей с различными музыкальными формами и жанрами

7. передавать детям богатые музыкальные знания и понятия в контексте музыкальной игры

8. развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности.

9. репертуар занятий и мероприятий должен включать музыкально –дидактические игры, позволяющие детям различать звуки по высоте тона, длительности, громкости и тембру, узнавать звуки инструментов (барабанов, бубна, погремушек, аккордеона, фортепиано и т. д.)


1. Музыкально – ритмические движения

Цель музыкально – ритмических упражнений состоит в том, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, отражать музыкальные образы в своих движениях, эмоционально реагировать на музыку, ориентироваться в пространстве и координировать свои движения.



2. Развитие ритма.

Создание музыки. Этот пункт является новым в детском музыкальном образовании и на уроках на него делается акцент. Без ритма движение невозможно. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его нужно открыть и развить. Для развития чувства ритма постоянно повторяются разнообразные игровые действия. Новые задания переносятся и повторяются на следующий урок.



3.Слушание музыки

Слушание музыки – очень важная, нужная и, прежде всего, интересная область детского развития. Его цель - формирование основ музыкальной культуры. Подбор подходящей из знакомой ребенку музыки помогает достичь этой цели. Для лучшего восприятия необходимо выбирать характерные произведения с выразительными мелодиями и яркими тонами.



4. Танцы, игры и хороводы

Основная цель занятий в этом разделе – создать веселое настроение, предоставив детям возможность двигаться под музыку. Закрепить правила ритмических движений в непринужденной обстановке, развить пространственную ориентацию и сформировать коммуникативные отношения.



Для меня программа "Ладушки" указывает верное направление в развитии музыкальности и чувства ритма учащихся последующим направлениям

- Правильное представление о музыкальной величине

- Правильное восприятие музыкальных пауз


Для обучения музыкальным размерам я использую изображение "божьей коровки", чтобы помочь учащимся визуально понять сложность длительностей нот.

- Большие "божьи коровки" – представляют целые ноты.

- Средние "божьи коровки" – обозначают половинные ноты.

- Маленькие "божьи коровки" – обозначают четвертные ноты.







После того когда ученики познакомятся с основами простыми ритмическими рисунками, переходим к более сложным ритмическим рисункам, с использованием длительностей восьмых нот.



Для обучения музыкальной паузы «знак молчания» использую картинку «Грибочек».




Когда учащиеся младшего возраста освоят всю технику, они могут сами создавать свои ритмические рисунки и предлагать классу исполнить их. Это игра позволяет и помогает лучше понять и закрепить изученный материал.


Далее с учащимися мы переходим к такому направлению как «Танцевальная фантазия», помогает развить импровизацию, что необходимо в дальнейшем обучении. Когда обучающие подрастут у них появится предмет - «Постановка сценических номеров». Им будет проще создавать свои собственные хореографические номера.



Танцевальная фантазия.

Детские танцевальные фантазии – это двигательные импровизации, которые могут быть адаптированы к любой музыке. Формирование и развитие танцевального творчества развивает эмоциональные реакции детей, способность координировать свое поведение с поведением других детей, ориентацию в пространстве, умение различать музыкальные части, фразы, способность связывать свои движения с динамическими оттенками. В конце занятия импровизированные танцы под музыку расслабляют мышцы, высвобождают эмоции, снимают усталость и напряжение и приносят детям настоящую радость.



Для того чтобы правильно обучать и воспитывать ребенка, необходимо знать его начальный уровень музыкальных способностей. Для этого проводятся диагностические тесты. Моторика, интерес к музыке и ритму диагностируются в контексте музыкальных занятий. Для диагностики не требуется специальных занятий. Процесс должен происходить в естественной для детей среде – в классе. Диагностика проводится по основным параметрам:

1. движение.

2. ритм.

3. прослушивание музыки.


Этих диагностических пунктов достаточно для детей младшего возраста. Процесс диагностики не должен быть формальностью. Прежде всего, необходимо, чтобы учитель определил уровень музыкальных способностей каждого ребенка и развивал их по мере возможности. Каждый ребенок уникален, и оценка его способностей должна проводиться осторожно и деликатно.



Программа "Ладушки" дает возможность сделать процесс обучения интересным, ярким, разнообразным и эффективным. Она расширяет кругозор детей, обогащает их музыкальный опыт и воспитывает устойчивый интерес к занятиям.










Список литературы

1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., Советский композитор, 1991.

2. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М., Просвещение, 1967.

3. Музыка и движение / Авторы-составители: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. М., Просвещение, 1983.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

5. Вейс П. Ступеньки в музыку. М., Советский композитор, 1987.

6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2007.

7. Музыкальные игры и пляски / Составители Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, А. С. Руднева. Ленинград: Учпедгиз, 1963.

8. Панова Ж., Жак-Далъкроз Э. Ритм. М., Классика, 2001.

9. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

10. Халабузаръ П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., «Музыка», 1990.

11. Шацкая В. Н. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции. М., 1988. Ч. 2.

12. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. М., 1968. Т. 1.