СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Н и НН в прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Н и НН в прилагательных"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

МО «НОВОЛАКСКИЙ РАЙОН»









Методическая разработка урока русского языка на тему:


«Н и НН в прилагательных»











Лелуева Дженнет Срупашаевна

- учитель начальных классов

МКОУ «Новолакская СОШ №1»

Новолакского района


2024 г.





Пояснительная записка

к методической разработке урока русского языка по теме

«Н И НН в прилагательных»

учителя начальных классов высшей категории

Лелуевой Дженнет Срупашаевны

МКОУ «Новолакская СОШ №1» Новолакского района



Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон,

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный мучительный сон.

В.Троцкий


Данный урок разработан для общеобразовательного класса с детьми со средним показателем качества обученности. Проводится учителем русского языка в 4 классе. Урок рассчитан на один академический час (45 минут). На уроке учащиеся выступают с сообщениями, выполняют письменные и устные упражнения, обмениваются информацией, коллективно анализируют и приходят к обобщению полученной информации.

Форма урока:

комбинированный с использованием ИКТ


Оборудование урока:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Экран

  • Нетбуки на каждого ученика

  • Раздаточный материал для индивидуальной работы, для работы в группах, парах;

  • Мультимедийная презентация;


Оформление урока:

на доске тема урока, эпиграф


Методические приемы:

сообщения учащихся, ответы учащихся и их анализ, выполнение проектной деятельности.


Активные формы обучения:

Создание учебных ситуаций, разноуровневое домашнее задание.


Методы:

словесный, наглядный, аналитический.


Формы работы:

коллективная, индивидуальная, групповая.


Опережающие задания:

ученики получили предварительное домашнее задание:

-подготовить алгоритмы;

-из дополнительных источников узнать как можно больше по данной теме;

-расширить свои знания по данной теме.


Материал данного урока можно использовать как основной и дополнительный материал при изучении прилагательных 4 кл, во внеклассной работе (декада начальных классов ). Материал данного урока, алгоритмы «Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Предлагается еще дополнительный материал по теме: Таблица-справочник по данной теме, алгоритм «Н и НН в прилагательных», кроссворды, тесты для закрепления по данной теме.

Урок (или элементы урока) может быть использован для ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, повторения и обобщения полученных знаний.





Результаты урока:

вышеперечисленные методики и активная форма обучения, применяемые на уроке русского языка, а также информационные технологии способствуют повышению качества знаний по данному предмету. Это подтверждается и некоторыми результатами работы.


Цели урока достигнуты, задачи реализованы.


Конспект русского языка:

«Н и НН в прилагательных»


Цели урока: - образовательная:

обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме;, обеспечить восприятие, закрепление и обобщение материала через подводящий диалог, научить различать прилагательные и причастия; научить осознанному выбору орфограммы Н и НН в прилагательны

-развивающая:

развивать умение выделять прилагательные и причастия на письме; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;


-воспитательная:

развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.


Задачи:

Обучающие:

  • научить решать учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке.

  • развивать коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к русскому языку.




Развивающие:

  • сформировать исследовательские навыки;

  • расширить кругозор учащихся;

  • достижение осознанного достижения материала;

  • развить творческое мышление учащихся через различные формы работы;


Воспитательные:

  • воспитание товарищества, взаимовыручки, дисциплины, уважения к учителям

  • развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.


Тип занятия: урок – обобщение


Оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Экран

  • Нетбуки на каждого ученика

  • Раздаточный материал для индивидуальной работы, для работы в группах, парах;

  • Мультимедийная презентация;


Ресурсы урока для учителя

  1. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! Москва, 1996 год.



Ресурсы урока для ученика

  1. Учебник «Русский язык 4 класс»

  2. Рабочий лист ученика (таблицы для заполнения)

  3. Алгоритмы

  4. Тестовые задания

  5. Рефлексия


План урока

Время

1. Организационный момент

1 мин.

2. Мотивационное начало урока

2 мин.

3. Актуализация знаний

4 мин.

4. Орфоэпическая разминка

4мин.

5. Ситуационная проблема.

2 мин

6. Формулирование темы и цели урока.

2 мин

7. Обобщение знаний.

4 мин.

8. Первичное закрепление.

------

а) Устная работа.

4 мин

б) Письменная работа.

5 мин

в) Индивидуальное задание. (параллельно с письменной работой )

5 мин

г) Работа в группах. “Цифровой диктант”

5 мин

д) Работа с нетбуками

6 мин

9. Вторичное закрепление

2 мин

10. Рефлексия

2 мин

11. Итоги урока

1 мин


















Урок имеет мультимедийную презентацию



Тема урока:

«Н и НН в прилагательных»


I. Организационый момент.

II.Мотивационное начало урока

Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча принесет нам новые знания, новые впечатления.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала крылатые слова «Быть грамотным – это искусство, искусство необходимое каждому»


III. Актуализация знаний. Повторение сведений о прилагательном


Ребята, давайте вместе вспомним, о чем мы говорили на последних уроках? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)


- Что такое прилагательное?

- Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое?



IV. Орфоэпическая разминка (расставить ударение, подчеркнуть орфограммы)

БалОванный, , низведЁнный, довезЁнный, избалОванный, включЁнный, кУхонный, ободрЁнный, обострЁнный, отключЁнный, повторЁнный, приручЁнный.



V. Ситуационная проблема.

А как отличить прилагательное ?


(Для постановки проблемы используется подводящий диалог.)


- Ребята, найдите среди этих слов («Орфоэпическая разминка») «лишнее».

- Это слово кухонный.

-А почему это «лишнее» слово?

- Это прилагательное, отвечает на вопрос какой?

- А остальные слова?

- Это причастия, тоже отвечают на вопрос какой? (что сделанный?)

- А что общего в этих словах?

- Во всех этих словах пишется НН.


- А как отличить прилагательное от причастия?

-Давайте вспомним, когда в прилагательных пишется Н и НН?

Помогут нам в этом созданные нами на предыдущих уроках алгоритм.


Алгоритмы

«Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»


1. Образовано ли прилагательные от существительного с основой на Н и при помощи суффикса –Н-?

____________________________________

Да Нет


2. Образовано ли прилагательное при помощи суффиксов -ОНН-, -ЕНН- ?

__________________________

Да Нет


НН Н

искл.: ветреный искл.:

деревяный

оловянный

стеклянный


(Заполняем таблицу в тетрадях-справочниках)


н

нн


1.


в прилагательных с суффиксами

–АН-, -ЯН-, -ИН- .


в прилагательных с суффиксами –ОНН-, -ЕНН- .


2.

в слове-искл.: ветрЕНый


в словах-исключениях: оловЯННый, стеклЯННый, деревЯННый


3.


в прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н. 

VI. Формулирование темы и цели урока.

Следующий этап нашего урока «Синтаксическая разминка»

(работа у доски)


Запись предложения:

В гостиной стояла мебель, украшенная позолотой, и старинные золоченные подсвечники на высоких подставках.


- Давайте выпишем слова с Н и НН.


- Гостиной, украшенная, старинные, золоченные.


- Какие это части речи? (ответы учащихся)


- С помощью каких суффиксов образованы эти слова? (ответы учащихся)


- Правильно.

- Теперь, как вы думаете, ребята, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Подумайте и определите тему урока. Молодцы! Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему нашего урока.



«Н и НН в прилагательных»


- Ребята, какие цели мы поставим перед собой? Чего мы хотим добиться на этом уроке?

(Уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах

прилагательных. Работать над навыками грамотного письма).

VII. Обобщение знаний. Ребята, давайте вновь обратимся к алгоритму и попробуем вспомнить об условиях написания Н и НН в прилагательных.

Алгоритм

«Правописание Н и НН в прилагательных»



1. Образовано ли слово от глагола совершенного вида?

____________________________

Да Нет

2. Есть ли приставка (кроме Не) или зависимое слово?

_______________________

Да Нет

3. Оканчивается ли слово на

ованный, -ёванный?


________________________

Да Нет



Примечание: основное преимущество работы с алгоритмами состоит в том, что они помогают  с  самого  начала изучения материала формировать правильные и полные рассуждения и обобщения,  учат школьников тому,  как наиболее быстро, экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач)

VIII. Первичное закрепление.

а) Устная работа.

- Ребята, давайте мы теперь закрепим то, что узнали на уроке. Вы должны устно образовать от следующих существительных имена прилагательные, назвать суффикс. (упр. 233, стр 148)


Образец: солома-соломенный.

Семя, длина, серебро, голубь, кожа, дерево, дрова, платье, соловей, клюква, истина, операция, цена, время, олово, полотно, стекло.

б) Письменная работа.

Ребята, следующее задание мы выполним письменно. Нужно переписать причастия и отглагольные прилагательные, вставляя пропущенные буквы. (упр. 291, стр. 188)


в) Индивидуальное задание.

Распределить на Н и НН.

Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,

г) Работа в группах. “Цифровой диктант”

Каждый в течение 2-3 минут самостоятельно выполняет эту работу. Цифровой диктант на тему: “Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени”. (Обозначь цифрой 1 – Н, цифрой 2 – НН).

  1. Закале..ый боец

  2. неписа..ая истина –

  3. сгуще..ое молоко –

  4. копче..ая рыба –

  5. экскурсио..ый автобус –

  6. ошибка исправле..а –

  7. навьюче..ая лошадь –

  8. Кваше..ая капуста –

  9. Спресова..ый торф –

  10. Плете..ая корзина –

  11. Груже..ый арбузами вагон –

  12. Непокраше..ый пол –


(Примечание: ученики проверяют работу друг у друга. На доске – критерии оценивания работы: “5” – 1 ошибка, “4” – 2-3 ошибки, “3” – 4-6 ошибок, “2” – больше 6 ошибок)



д) Сейчас включаем нетбуки, находим на рабочем столе интерактивный тест «Н и НН в прилагательных». Завершив задания, нажмите «окончить».



5 баллов – «5»

4 балла» - «4»

2-3 балла» - «3»

1 балл – «2»


е) Кроссворд.

Теперь самое интересное. Я предлагаю вам заполнить кроссворд.



Примечание: (от данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени (форма единственного числа мужского рода именительного падежа)



По вертикали: 1. Подтвердить.

По горизонтали: 1. Охладить 2. Расположить 3. Утеплить

4. Съесть 5. Разгромить

IX. Вторичное закрепление


Домашнее задание (по выбору)

1. Напишите мини – сочинение

«Можно ли стать грамотным?» (по выбору)


2. Составить кроссворд «Н и НН в прилагательных» ( по группам)


3. Написать мини-проекты (индивидуальное задание)

а) «Н и НН в причастиях» (Таймасханова Д. А)

б) «Н и НН в прилагательных» (Дибирова С. Г)


4. §§40, 52, упр. 297 (вариант:234 (I)


X. Рефлексия.









XI. Итоги урока.





















Приложение № 1.



Алгоритмы

«Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»


1. Образовано ли прилагательные от существительного с основой на Н и при помощи суффикса –Н-?

____________________________________

Да Нет


2. Образовано ли прилагательное при помощи суффиксов -ОНН-, -ЕНН- ?

__________________________

Да Нет


НН Н

искл.: ветреный искл.:

деревяный

оловянный

стеклянный
















Приложение № 2.



Алгоритм

«Правописание Н и НН в прилагательных»



1. Образовано ли слово от глагола совершенного вида?

____________________________

Да Нет

2. Есть ли приставка (кроме Не) или зависимое слово?

_______________________

Да Нет

3. Оканчивается ли слово на

ованный, -ёванный?


________________________

Да Нет
















Приложение № 3.


Кроссворд





Приложение 4

Вариант 1

1.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н. В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных ирадиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.


2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В Товарищество Передвиж(1)ых Художестве(2)ых Выставок вошли передовые художники Москвы и Петербурга, умудрё(3)ые опытом обществе(4)ой деятельности.


3.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В лавке продавали стари(1)ую посуду и кухо(2)ую утварь: серебря(3)ые столовые приборы, стекля(4)ую посуду, мед(5)ые кувшины и рукомойники.


4.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Осе(1)ими ночами земля теряет накопле(2)ое за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрас(3)ого излучения.


5.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Положение в доме Иван занимал неопределё(1)ое, поэтому он был вынужде(2) безоговороч(3)о выполнять все бесконеч(4)ые хозяйстве(5)ые поручения тётушки.






Вариант 2


1.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 1714 году в связи с возведением Петербурга каме(1)ое строительство почти повсемест(2)о было запреще(3)о и могло вестись лишь там, куда были устремле(4)ы амбициоз(5)ые помысла Петра I.


2.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Он мечтал стать исследователем неизведа(1)ых тайн и боялся, что на нашей огром(2)ой планете уже не осталось мест, неизуче(3)ых, неосвое(4)ых, непокорё(5)ых человеком.


3.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Во главе огром(1)ой прекрас(2)о обуче(3)ой и великолеп(4)о оснащё(5)ой армии стоял Наполеон, человек непрекло(6)ой воли и колоссаль(7)ых амбиций.


4.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В тума(1)ой дали соверше(2)о не было вид(3)о хвой(4)ого леса на другом берегу реки, а редкий крас(5)ый оси(6)ик справа казался таинстве(7)ым и загадоч(8)ым.


5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стихи его были непривыч(1)ы и неожида(2)ы, но Маяковский заставлял себя слушать: к концу вечера переполне(3)ый зал не сводил с него восторже(4)ых, восхищё(5)ых глаз






Приложение 5


Рабочий лист ученика



н

нн


1.





2.



3.
























Приложение 6

Рефлексия




Карточка красного цвета:

«Я удовлетворен уроком, был полезен для меня»



Карточка желтого цвета:

«Урок был интересен и я принимал в нем активное участие»



Карточка зеленого цвета:

«Пользы от урока я получил мало, но я не понимал о чем идет речь»














Директор

МКОУ РД «Новолакская СОШ» Магомедов Р.А.

Новолакского района





Материал о методической разработке был размещен:



- на сайте «Инфоурок» (ведущий образовательный

портал России)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!