ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ. РОЛЬ ПТИЦ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Цель урока:организовать деятельность учащихся по изучению многообразия птиц, их роли в природе и жизни человека.
Планируемыерезультаты
Личностные: будут сформированы навыки смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Предметные: ученик научитсяхарактеризовать экологические группы птиц;отмечать черты приспособленности птиц к разнообразным местам обитания;оценивать значение птиц в природеи жизни человека;ученик получит возможность научиться объяснять взаимосвязь многообразия и местообитания птиц.
Метапредметные:
Регулятивные
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Познавательные
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
учебник «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» Н.И. Сонин, В.Б.Захаров,презентация, фото с птицами зоопарка «Роев ручей» (https://roev.ru/animals_types/birds/), видео «Экологические группы птиц. ТНУ им. Вернадского» (https://www.youtube.com/watch?v=phmpC1WFF44)
Основные понятия:птицы открытых воздушных пространств,птицы степей и пустынь, птицы водоемов и побережий, болотные птицы, дневные хищники, ночные хищники, птицы леса, наземные килегрудые птицы, пингвины оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы, астронавигация.
Демонстрация. Многообразие птиц.
Экскурсии:Разнообразие птиц местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
I. Организационный момент. 1 мин | Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку. Заявка на оценку: «5» - 14 б. и более «4» - 11-13 б. «3» - 7 –10 б. | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку | | Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
II. Актуализация опорных знаний урока. 5мин. | Проверка д-з: - синквейн «Забота о потомстве у птиц» - В связи с чем у большинства видовптиц функционирует только одиняичник? - Почему зародышевыйдиск в яйце птицы всегда обращенкверху? - Какие условия, необходимые для развития зародышей, создает птица при насиживании яиц? - Чем зародыши птиц сходны с зародышами пресмыкающихся? - Чемразличаются птенцы выводковых иптенцовых птиц? - Почему в гнезде выводковых птиц птенцов больше, чем у птенцовых? - Вследствие чего у обыкновенной кукушки развился гнездовой паразитизм? (сл.1) | Представляют синквейн 1 б. отвечают на вопросы 1-2 б. | | Познавательные - умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей |
III. Мотивация к изучению нового материала. 5 мин. | Мотивирует к определению темы и цели урока с групповой работы - Установите соответствие между группами птиц и их представителями (приложение 1, сл.2) - Каковы причины многообразия внешнего вида килегрудых птиц? - Сформулируйте цель урока с помощью проблемных вопросов | Работают в группе-вырабатывают общее мнение по заданию по 1-2 б. Записывают тему урока. Отвечают на вопрос 1-2 б. Формулируют цель урока с помощью проблемных вопросов | | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно Познавательные - установление причинно-следственных связей |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 25мин. | 1. Создает условия для изучения важнейших отрядов птиц и их роли в природе и жизни человека (сл.3) 2. Организует изучение экологических типов птиц (сл.4) - выполнить задание1-3 (приложение 2, сл.5) 3. Знакомит обучающихся с разнообразием птиц Красноярского края (сл.6) 4. Виртуальная экскурсия «Разнообразие птиц местности проживания: птицы зоопарка «Роев ручей») (сл. 7) | Знакомятся с информацией о многообразии птиц Записывают экологические типы птиц в конспект Устанавливают группы птиц по образу жизни Выявляют экологическую роль птиц Осуществляют самопроверку 6 б. Совершают виртуальную экскурсию в зоопарк «Роев ручей» | ученик научится характеризовать экологические группы птиц; отмечать черты приспособленности птиц к разнообразным местам обитания; оценивать значение птиц в природе и жизни человека; ученик получит возможность научиться объяснять взаимосвязь многообразия и местообитания птиц. | Познавательные - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации - подведение под понятия, выведение следствий Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Валеопауза 1 мин | Проводит релаксационные упражнения: Супер физкультминутка (под анимацию). | Выполняют упражнения | | Осуществляют профилактику утомляемости |
V. Первичное закрепление изученного материала. 6 мин. | Выполните задания 4-6(приложение 2, сл.8) | Выполняют задания в конспекте и осуществляют взаимопроверку 5 б. | отмечать черты приспособленности птиц к разнообразным местам обитания; ученик получит возможность научиться объяснять взаимосвязь многообразия и местообитания птиц | Познавательные - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий |
VI. Рефлексия учебной деятельности 1 мин | – Что нового вы узнали на уроке? – Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке? | Осуществляют самоанализ и самооценку деятельности | | Личностные - смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
VII. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями 1 мин | Оценивает работу учащихся за время урока, комментирует оценки Комментирует домашнее задание: учебник, с.158-165, в.10 с.166 характеристика птиц, занесенных в Красную книгу Красноярского края (в конспект, 2-3 примера) подготовиться к проверочной работе по теме «Птицы» | Слушают учителя Записывают задание в дневники | | |
Приложение 1.
Установите соответствие между группами птиц и их представителями
ГРУППЫ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
А) Килегрудые, или летающие. Б) Бескилевые, или бегающие. В) Плавающие. | 1) чибис; 2) цапля белая; 3) гусь серый; 4) дрофа; 5) хохлатый пингвин; 6) ласточка городская; 7) обыкновенный киви; 8) аист белый; 9) эму; 10) стерх; 11) африканский страус; 12) дятел пестрый большой; 13) беркут; 14) Магелланов пингвин; 15) обыкновенный нанду; 16) фазан; 17) шлемоносный казуар; 18) домовый воробей; 19) грач; 20) жаворонок; 21) голубой скворец; 22) галапагосский пингвин; 23) гриф черный; 24) куропатка; 25) перепел; 26) ласточка деревенская; 27) стриж; 28) пингвин Адели |
…………………………………………………………………………………………………………….
Установите соответствие между группами птиц и их представителями
ГРУППЫ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
А) Килегрудые, или летающие. Б) Бескилевые, или бегающие. В) Плавающие. | 1) чибис; 2) цапля белая; 3) гусь серый; 4) дрофа; 5) хохлатый пингвин; 6) ласточка городская; 7) обыкновенный киви; 8) аист белый; 9) эму; 10) стерх; 11) африканский страус; 12) дятел пестрый большой; 13) беркут; 14) Магелланов пингвин; 15) обыкновенный нанду; 16) фазан; 17) шлемоносный казуар; 18) домовый воробей; 19) грач; 20) жаворонок; 21) голубой скворец; 22) галапагосский пингвин; 23) гриф черный; 24) куропатка; 25) перепел; 26) ласточка деревенская; 27) стриж; 28) пингвин Адели |
…………………………………………………………………………………………………………….
Установите соответствие между группами птиц и их представителями
ГРУППЫ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
А) Килегрудые, или летающие. Б) Бескилевые, или бегающие. В) Плавающие. | 1) чибис; 2) цапля белая; 3) гусь серый; 4) дрофа; 5) хохлатый пингвин; 6) ласточка городская; 7) обыкновенный киви; 8) аист белый; 9) эму; 10) стерх; 11) африканский страус; 12) дятел пестрый большой; 13) беркут; 14) Магелланов пингвин; 15) обыкновенный нанду; 16) фазан; 17) шлемоносный казуар; 18) домовый воробей; 19) грач; 20) жаворонок; 21) голубой скворец; 22) галапагосский пингвин; 23) гриф черный; 24) куропатка; 25) перепел; 26) ласточка деревенская; 27) стриж; 28) пингвин Адели |
Приложение 2.
Задание 1. (3 б.)Используя текст учебника с. 158-164, дайте название экологической группе птиц по ее описанию
укороченные закругленные крылья, длинные хвосты, что позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями,различные особенности в строении клюва и ног - ….
хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу и длинная шея - ….
длинные ноги и шея, благодаря которым при добывании корма они сохраняют тело от намокания, длинный клюв - ….
крепкий крючковидный клюв, мощные ноги с крепкими пальцами и острыми загнутыми когтями - ….
уплощённое лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий (цедильный аппарат), оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира - ….
мягкое оперение (оно делает их полет неслышным), крючковатый клюв, наличие лицевого диска - ….
Задание 2. (2 б.) С помощью текста учебника с. 164-165 установите соответствие между видами птиц и их образом жизни
Виды птиц | Группы птиц |
Снегирь Серый журавль Ворона серая Ласточка Свиристель Воробей домовый | Оседлые Кочующие Перелетные |
Задание 3. (1 б.) Найдите в тексте «Значение птиц на с. 165 учебника противоречие, укажите номер предложения.
Задание 4.(1 б.) Изучите таблицу, в которой приведены две группы птиц:
Группа 1 | Группа 2 |
Дятел Рябчик Тетерев | Кряква Цапля Выпь |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) условия обитания
2) размер клюва
3) способность плавать
4) источник питания
Задание 5. (2 б.) Определите систематическое положение Большого пестрого дятла, расположив таксоны в правильной последовательности, начиная с царства
Большой пёстрый дятел
Животные
Дятлообразные
Хордовые
Пёстрые дятлы
Птицы
Задание 6.(2 б.) Известно, что большой пёстрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
1) Клюв у птиц крепкий, заострённый и долотовидный.
2) Яйца насиживают самец и самка поочерёдно в течение 12–13 дней.
3) Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперёд, а два назад.
4) Дятел не любит соседства своих родичей.
5) Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.
6) Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса — 70–100 г.https://bio-oge.sdamgia.ru/