СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека.»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ. РОЛЬ ПТИЦ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.


Цель урока:организовать деятельность учащихся по изучению многообразия птиц, их роли в природе и жизни человека.


Планируемыерезультаты

Личностные: будут сформированы навыки смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом


Предметные: ученик научитсяхарактеризовать экологические группы птиц;отмечать черты приспособленности птиц к разнообразным местам обитания;оценивать значение птиц в природеи жизни человека;ученик получит возможность научиться объяснять взаимосвязь многообразия и местообитания птиц.

Метапредметные:

Регулятивные

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

учебник «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» Н.И. Сонин, В.Б.Захаров,презентация, фото с птицами зоопарка «Роев ручей» (https://roev.ru/animals_types/birds/), видео «Экологические группы птиц. ТНУ им. Вернадского» (https://www.youtube.com/watch?v=phmpC1WFF44)

Основные понятия:птицы открытых воздушных пространств,птицы степей и пустынь, птицы водоемов и побережий, болотные птицы, дневные хищники, ночные хищники, птицы леса, наземные килегрудые птицы, пингвины оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы, астронавигация.

Демонстрация. Многообразие птиц.

Экскурсии:Разнообразие птиц местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

УУД

  1. I. Организационный момент.

  2. 1 мин


Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку.

Заявка на оценку:

«5» - 14 б. и более

«4» - 11-13 б.

«3» - 7 –10 б.


Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку


Регулятивные

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

II. Актуализация опорных знаний урока.

5мин.

Проверка д-з:

- синквейн «Забота о потомстве у птиц»

- В связи с чем у большинства видовптиц функционирует только одиняичник?

- Почему зародышевыйдиск в яйце птицы всегда обращенкверху?

- Какие условия, необходимые для развития зародышей, создает птица при насиживании яиц?

- Чем зародыши птиц сходны с зародышами пресмыкающихся?

- Чемразличаются птенцы выводковых иптенцовых птиц?

- Почему в гнезде выводковых птиц птенцов больше, чем у птенцовых?

- Вследствие чего у обыкновенной кукушки развился гнездовой паразитизм?

(сл.1)

Представляют синквейн

1 б.

отвечают на вопросы

1-2 б.



Познавательные

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей

III. Мотивация к изучению нового материала.

5 мин.

Мотивирует к определению темы и цели урока с групповой работы

- Установите соответствие между группами птиц и их представителями (приложение 1, сл.2)

- Каковы причины многообразия внешнего вида килегрудых птиц?

- Сформулируйте цель урока с помощью проблемных вопросов

Работают в группе-вырабатывают общее мнение по заданию

по 1-2 б. Записывают тему урока.

Отвечают на вопрос

1-2 б.

Формулируют цель урока с помощью проблемных вопросов


Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно

Познавательные

- установление причинно-следственных связей

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

25мин.

1. Создает условия для изучения важнейших отрядов птиц и их роли в природе и жизни человека (сл.3)

2. Организует изучение экологических типов птиц (сл.4)

- выполнить задание1-3 (приложение 2, сл.5)

3. Знакомит обучающихся с разнообразием птиц Красноярского края (сл.6)

4. Виртуальная экскурсия «Разнообразие птиц местности проживания: птицы зоопарка «Роев ручей») (сл. 7)


Знакомятся с информацией о многообразии птиц

Записывают экологические типы птиц в конспект

Устанавливают группы птиц по образу жизни

Выявляют экологическую роль птиц

Осуществляют самопроверку

6 б.

Совершают виртуальную экскурсию в зоопарк «Роев ручей»


ученик научится характеризовать экологические группы птиц; отмечать черты приспособленности птиц к разнообразным местам обитания; оценивать значение птиц в природе и жизни человека; ученик получит возможность научиться объяснять взаимосвязь многообразия и местообитания птиц.

Познавательные

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации

- подведение под понятия, выведение следствий

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Валеопауза

1 мин


Проводит релаксационные упражнения:

Супер физкультминутка (под анимацию).

Выполняют упражнения


Осуществляют профилактику утомляемости

V. Первичное закрепление изученного материала.

6 мин.

Выполните задания 4-6(приложение 2, сл.8)


Выполняют задания в конспекте и осуществляют взаимопроверку

5 б.


отмечать черты приспособленности птиц к разнообразным местам обитания; ученик получит возможность научиться объяснять взаимосвязь многообразия и местообитания птиц

Познавательные

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий

VI. Рефлексия учебной деятельности

1 мин

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Осуществляют самоанализ и самооценку деятельности



Личностные

- смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

VII. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями

1 мин

Оценивает работу учащихся за время урока, комментирует оценки

Комментирует домашнее задание: учебник, с.158-165,

в.10 с.166

характеристика птиц, занесенных в Красную книгу Красноярского края (в конспект, 2-3 примера)

подготовиться к проверочной работе по теме «Птицы»

Слушают учителя

Записывают задание в дневники






Приложение 1.


Установите соответствие между группами птиц и их представителями


ГРУППЫ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) Килегрудые, или летающие.

Б) Бескилевые, или бегающие.

В) Плавающие.

1) чибис; 2) цапля белая; 3) гусь серый; 4) дрофа; 5) хохлатый пингвин; 6) ласточка городская; 7) обыкновенный киви; 8) аист белый; 9) эму; 10) стерх; 11) африканский страус; 12) дятел пестрый большой; 13) беркут; 14) Магелланов пингвин; 15) обыкновенный нанду; 16) фазан; 17) шлемоносный казуар; 18) домовый воробей; 19) грач; 20) жаворонок; 21) голубой скворец; 22) галапагосский пингвин; 23) гриф черный; 24) куропатка; 25) перепел; 26) ласточка деревенская; 27) стриж; 28)  пингвин Адели


…………………………………………………………………………………………………………….

Установите соответствие между группами птиц и их представителями


ГРУППЫ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) Килегрудые, или летающие.

Б) Бескилевые, или бегающие.

В) Плавающие.

1) чибис; 2) цапля белая; 3) гусь серый; 4) дрофа; 5) хохлатый пингвин; 6) ласточка городская; 7) обыкновенный киви; 8) аист белый; 9) эму; 10) стерх; 11) африканский страус; 12) дятел пестрый большой; 13) беркут; 14) Магелланов пингвин; 15) обыкновенный нанду; 16) фазан; 17) шлемоносный казуар; 18) домовый воробей; 19) грач; 20) жаворонок; 21) голубой скворец; 22) галапагосский пингвин; 23) гриф черный; 24) куропатка; 25) перепел; 26) ласточка деревенская; 27) стриж; 28)  пингвин Адели



…………………………………………………………………………………………………………….

Установите соответствие между группами птиц и их представителями


ГРУППЫ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) Килегрудые, или летающие.

Б) Бескилевые, или бегающие.

В) Плавающие.

1) чибис; 2) цапля белая; 3) гусь серый; 4) дрофа; 5) хохлатый пингвин; 6) ласточка городская; 7) обыкновенный киви; 8) аист белый; 9) эму; 10) стерх; 11) африканский страус; 12) дятел пестрый большой; 13) беркут; 14) Магелланов пингвин; 15) обыкновенный нанду; 16) фазан; 17) шлемоносный казуар; 18) домовый воробей; 19) грач; 20) жаворонок; 21) голубой скворец; 22) галапагосский пингвин; 23) гриф черный; 24) куропатка; 25) перепел; 26) ласточка деревенская; 27) стриж; 28)  пингвин Адели





Приложение 2.

Задание 1. (3 б.)Используя текст учебника с. 158-164, дайте название экологической группе птиц по ее описанию

  1. укороченные закругленные крылья, длинные хвосты, что позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями,различные особенности в строении клюва и ног - ….

  2. хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу и длинная шея - ….

  3. длинные ноги и шея, благодаря которым при добывании корма они сохраняют тело от намокания, длинный клюв - ….

  4. крепкий крючковидный клюв, мощные ноги с крепкими пальцами и острыми загнутыми когтями - ….

  5. уплощённое лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий (цедильный аппарат), оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира - ….

  6. мягкое оперение (оно делает их полет неслышным), крючковатый клюв, наличие лицевого диска - ….

Задание 2. (2 б.) С помощью текста учебника с. 164-165 установите соответствие между видами птиц и их образом жизни

Виды птиц

Группы птиц

  1. Снегирь

  2. Серый журавль

  3. Ворона серая

  4. Ласточка

  5. Свиристель

  6. Воробей домовый

  1. Оседлые

  2. Кочующие

  3. Перелетные

Задание 3. (1 б.) Найдите в тексте «Значение птиц на с. 165 учебника противоречие, укажите номер предложения.

Задание 4.(1 б.) Изучите таблицу, в которой приведены две группы птиц:

Группа 1

Группа 2

Дятел

Рябчик

Тетерев

Кряква

Цапля

Выпь

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

1) условия обитания

2) размер клюва

3) способность плавать

4) источник питания

Задание 5. (2 б.) Определите систематическое положение Большого пестрого дятла, расположив таксоны в правильной последовательности, начиная с царства

  1. Большой пёстрый дятел

  2. Животные

  3. Дятлообразные

  4. Хордовые

  5. Пёстрые дятлы

  6. Птицы

Задание 6.(2 б.) Известно, что большой пёстрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

1) Клюв у птиц крепкий, заострённый и долотовидный.

2) Яйца насиживают самец и самка поочерёдно в течение 12–13 дней.

3) Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперёд, а два назад.

4) Дятел не любит соседства своих родичей.

5) Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.

6) Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса — 70–100 г.https://bio-oge.sdamgia.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!