ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа – интернат для глухих и слабослышащих обучающихся
Методическая разработка на тему:
«Физкультминутки в средней школе»
Подготовила учитель физической культуры
Кравчук Н.В.
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья:
нарушения осанки, зрения
повышения артериального давления
накопления избыточного веса
увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания
нарушения обмена веществ.
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми школьного возраста.
Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Задачи:
Профилактика и пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди обучающихся.
Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.
Профилактика развития таких заболеваний как: нарушение осанки - сутулость, сколиоз, асимметрии плеч, заболевание сердечно-сосудистой системы и д.р.;
Развитие у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
Развитие у детей навыков самоконтроля психофизического состояния.
Физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3 минуты, проводятся на уроках под руководством педагогов школы и физоргов класса. Комплексы профилактических упражнений выполняются школьниками в ходе урока, на рабочем месте. Необходимость проведения динамической паузы на том или ином этапе урока определяет педагог.
ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗМИНУТКАМ
1. упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием урока.
2. Каждая физкультминутка включает комплекс упражнений, повторяемых 4-6 раз.
Комплекс должен состоять от 1 до 3 упражнений.
Замена комплекса упражнений проводится не реже 1 раза в 2 недели.
3. Время проведения физкультминутки – это 15-20 минута урока.
4. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так после письменных заданий включают движение рук, сжимание и разжимание пальцев ну и т.д.
5. Во время контрольных и некоторых практических уроков (технология, физкультура, ритмика) физкультминутку не проводят.
6. На первом уроке достаточно одной физкультминутки, на 25 минуте урока. На втором и третьем урока, по две физкультминутки на 10 минуте и 20 минуте урока. На четвертом и последующих уроках необходимо проводить по три физкультминутки 10-20-30 минутах урока.
ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Упражнения для глаз;
- Упражнения для улучшения слуха;
- Упражнения для профилактики плоскостопия;
- Упражнения, корректирующие осанку;
- Дыхательная гимнастика.
Возможные ошибки:
1. Подбор упражнения без учета вида деятельности на данном уроке.
2. Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимания степени утомления детей).
3. Выполнение движений с недостаточной амплитудой.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
1. Общеразвивающие упражнения – подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используя 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
2. В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства. Хорошо знакомыми детям правилами;
3. В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
4. В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятий под звукозапись или пение самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные.
5. В форме выполнения движений под тест стихотворения;
6. В форме любого двигательного действия или задания.