СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему Имя числительное как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему Имя числительное как часть речи.»

Тема. Имя числительное как часть речи.

Цель урока: 


создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, для повторения и закрепления у обучающихся знаний о других именных частях речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.


Задачи урока:

– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);

- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).

Тип урока: урок- экскурсия.

Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией Л.М. Рыбченковой, компьютер, мультимедийный проектор, карточки.



Ход урока

I Организационный момент.

Присели те, у кого день рождения 1 месяца зимы, кто родился 2006, у кого в семье 3 детей. А теперь присаживаются все. Я вижу, вы готовы к уроку у вас прекрасное настроение.

Вспомним наше главное правило поведения на уроке:

На уроке я сижу

Не кричу и не шумлю
Руку тихо поднимаю,
Если спросят - отвечаю.


  1. Объявление темы и целей урока.

У нас сегодня не обычный урок. Мы приступаем к изучению еще одной части речи, которая живет в большой стране Морфология и с этой частью речи вы уже знакомились в пятом классе.


II Актуализация опорных знаний учащихся.


  1. Но для начала вспомним, какие части речи мы уже изучали.

  2. Что такое существительное, прилагательное?


3.Словарный диктант (карточки)

Сол…це, капус…ный, сер…це, окрес…ность, шес….надцать, гиган…ский, облас…ной, доблес..ный, звёз…ный, мес..ность, чес..ный, радос..ный.


На какое правило словарный диктант? (Непроизносимая согласная в корне).

Вспомните. Мы повторили имя существительное и прилагательное . Посмотрите словарный диктант и найдите лишнее слово.

Шестнадцать. Почему? Как называется эта часть речи?

Молодцы, правильно.

Тема нашего урока. Имя числительное как часть речи

(записываем в тетрадки).(слайд №1)

Что мы сегодня, как вы думаете будем делать на уроке

Ответы детей.

Правильно, молодцы. А ещё мы узнаем каким членом предложения может быть числительное.

4.Работа с учебником.

А теперь откройте учебник на стр. 34 и прочитайте правило.

Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Даже начиная наш урок, мы употребили числительное у кого день рождения 1 месяца зимы, кто родился в 2006, у кого в семье 3 детей и какое сегодня число.

А урок наш будет посвящен числительным. Наряду с повторением ранее изученного об этой части речи мы узнаем много нового.

Чтобы работать на уроке было интересно, мы с вами отправимся на экскурсию по нашему замечательному, древнейшему городу Евпатории.

Но сначала проверим домашнюю работу: вам нужно было по словарю узнать значение слова экскурсия, и составить предложения с этим словом

Экскурсия:

1) Посещение какого – либо достопримечательного места, поездка куда- либо с целью ознакомления с чем-либо.

2) Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

- Прочитайте предложения со словом « экскурсия», которые вы составили дома. ( заслушиваем 2-3 предложения)

III. Работа по теме урока.

Слово учителя: Итак, экскурсия – это поездка, посещение с образовательной или увеселительной целью.

Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по привычным и знакомым нам местам нашего города. Эта экскурсия образовательная. Мы поговорим об истории нашего города, пройдемся по его современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Нашу заочную экскурсию мы совершим на экскурсионном автобусе.


  1. (слайд №2 )Перед вами словосочетания

Замените имена существительные и прилагательные именами числительными

двухэтажный автобус- автобус, имеющий два этажа

восьмиместная маршрутка-

двадцатиградусная жара- шестиклассники- пятичасовая экскурсия- двенадцатилетний ребёнок-

Назовите слова в корне, которых есть число?

Какой частью речи являются эти слова?

Мы изучаем числительное, поэтому нам надо переделать словосочетания прилагательного и существительного, чтобы стало числительное.

На какие вопросы отвечают имена числительные?

Вспомните, как называются эти числительные?

Молодцы, правильно. Числительные бывают количественные и порядковые

Учитель. Евпатория. Это звучное слово- имя нашего города, корни которого уходят в старину.

  1. Перед вами текст, прочитайте его, выпишите числительные. (слайд №3 )

История города насчитывает 25 веков. Археологи еще в 1921 году обнаружили на месте военного санатория остатки древнегреческого поселения, относящегося к 4-5 векам до нашей эры. Археологи предполагают, что в нем жило около пяти тысяч человек, сейчас в нашем городе проживает 140 тысяч .

Назовите их.

(слайд №4 )

- На какие вопросы отвечают имена числительные 25 веков, 5000, 140 тысяч?

Какой вопрос поставим к числительным 4,5 века, 1921 год?

Молодцы, вы правильно сказали.

Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? который?

3. Устали сидеть? Небольшая остановка. Физкультминутка. На внимательность

Все мы знаем, что Евпатория получила статус Всероссийской здравницы. Что такое здравница? Следующее задание будет посвящено именно здоровью.

4. Внимание на слайд. (слайд №5 )

Вставьте необходимые числительные

1) Здоровье за ….. рублей не купишь.

2) Поддайся ……. боли да сляг – наживёшь …….

3) Лук ….. недугов лечит.

4) Баня – …… мать.

Слова для справок: сто, первой, другую, семь, вторая.

Прочитаем предложения, по одному.

- Как назвать эти предложения?

Каждая пословица имеет свой смысл. Как вы понимаете первую пословицу. Пословицы содержат мудрые мысли, и нас призывают соблюдать правила, проверенные опытом.

Учитель: Значение количества могут иметь не только числительные, но и другие части речи.

5. Что вы видите? (слайд №6 )Солнце

Как вы думаете, почему появилось солнце? Какое отношение имеет солнце к нашему городу?

Сейчас мы поиграем, а лучики солнца давать вам будут ответ.

- Внимание на слайд. (слайд №7 )

Числительные, очень своеобразная часть речи, от него можно образовать другие части речи и мы это докажем. На какой вопрос отвечает? Какая часть речи?

1) Монета или сумма в 2 копейки (двушка) что? сущест.

2) Имеющий семь этажей (семиэтажный) какой? прилаг.

3) Стоящий по счёту после третьего (четвёртый) который? пор.числ.

4) Сеть магазинов (пятёрочка) что? сущ.

5) Увеличить в три раза (утроить) что делать? глагол

А сейчас посмотрим, какую роль играют числительные в предложении?

6. Синтаксический разбор

Два автобуса отправятся на экскурсию первого февраля.

Итак, числительное в предложении может быть как главным членом предложения, так и второстепенным.

7. Работа в группах.

Упр.366

Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один раз отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Обещанного три года ждут. Конь о четырех ногах, да спотыкается.

  1. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  4. Один в поле не воин.

  5. На одной неделе семь пятниц.

IV Рефлексия. А на парте у вас, ребята, лежат смайлики, положите их перед собой. Эти смайлики помогут нам сейчас оценить вашу работу на уроке. Если вы к концу урока всё поняли, вопросов у вас не осталось, поднимите весёлый смайлик. Если в основном материал поняли, усвоили, но кое – где испытывали трудности, поднимите смайлик, где сверху минус. Если материал оказался очень трудным и непонятным, всё было сложно, поднимите смайлик грустный. Оцените свою деятельность на уроке, покажите мне соответствующий смайлик. - Я очень рада, что вижу, в основном, весёлые смайлики. V. Домашнее задание. (слайд №8 )

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Я предлагаю вам 2 задания на выбор.

1) страница 35, выучить правило, упр. 368.+ составить предложение с числительным.

2) страница 35, выучить правило, упр. 368.

- За работу на уроке я хотела бы поставить следующие оценки. Ваша работа в рабочих листах тоже будет оценена, оставьте их перед уходом на своих партах.

 

- Я хочу сказать вам, ребята, что имя числительное – это уникальная часть речи, далее вас ждёт ещё много уроков, посвящённых ему. На этих уроках вас ждут новые интересные открытия. Например, вы узнаете, почему в числительном «одиннадцать» две нн, а в числительном «двенадцать» всего одна. Я думаю, вы удивитесь тому, как, оказывается, трудно произносить многие числительные. Вы узнаете, например, каким образом появилось в русском языке необычное числительное «сорок». На все эти вопросы вы ответите в процессе изучения данной темы.

 







.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!