3 класс
Русский язык
Тема: Орфограммы в значимых частях слова.
Цель: Сформировать представления учащихся о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать.
Задачи:
Обучающие: дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Воспроизвести знания об изученных правилах письма.
Развивающие: развивать умения выделять части слова. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
Воспитывающие: создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
Личностные:
содействовать
развитию умений ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
пониманию причин успеха в учебе
способствовать формированию умений оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Предметные задачи:
дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Воспроизвести знания об изученных правилах письма.
Метапредметные:
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (познавательные);
создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные мнение и позицию (коммуникативные);
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; принимать роль в учебном сотрудничестве (регулятивные).
Оборудование:
учебник, тетрадь
карточки с заданиями для работы в парах
компьютер, проектор, экран
Ход рока
Орг. Момент.
«Русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!»
Алиш Абдулла
-Ребята, поприветствуйте соседа улыбкой, по плечу. Пожелаем друг другу успехов,
хорошего настроения, удачи и начинаем работать.
-Девизом нашего урока будет следующее высказывание. Прочтите его.
Я знаю, я справлюсь, смогу, оживу,
Я знаю, что выстою, я ведь дышу!
Я вижу цель, пусть еще вдалеке,
А значит всё дальше будет О'Кей!!!
Сегодня мы совершим путешествие по океану орфографии. На нашем пути встретятся интересные острова. Мы посетим эти острова.
- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания
II Минутка чистописания.
Начнем урок с минутки чистописания.
Полумесяц в небе темном.
Буквой «С» повис над домом.
-Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»
-Из каких букв состоят соединения? Какие звуки они обозначают? Составьте два слова, добавив гласные. Какие слова у вас получились? ( состав слова).
Вы проверите сами себя, вспомните как обозначаются
части слова и как они называются.
- Что такое окончание? - Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.
- Что такое приставка?
- Что называется корнем слова?
- А что такое основа слова?
Как ВСЕ НАЗВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ? (значимые части слова)
Работа в парах. Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму.
С.сна, повя.ка, н.члег, , у.кая.
- Проверяем. ( Учащиеся читают слова, проговаривают букву, которую вставили. Объясняют орфограмму.)
- Какие орфограммы повторили? (написание парных согласных, безударный гласный).
- О чем будем говорить на уроке? (Об орфограммах)
- В каких случаях? (В значимых частях слова)
- Объяснить значение выделенного слова. (толковый словарь)
(Заморозок - легкий утренний мороз осенью или весной.).
МолодЦЫ! А вот еще одно задание.
Выполнение заданий по рядам.
1 ряд: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Объяснить написание. (пр..шел, д..ехал , п..сыпал, пр..мудрый).
2 ряд: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Объяснить написание.
(замороз..к, мяч..к, платоч..к).
3 ряд: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Объяснить написание.
В длинн..м светл..м платье.
(Проверить написание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных можно с помощью вопросов, т.к. у слов вопросов окончания всегда под ударением. Вопрос ставиться от имени существительного.)
ИТОГ. ВЫВОД.
- В каких частях слова могут находиться безударные гласные?
(Безударная гласная может быть в любой части слова: в приставке (пришёл), в суффиксе (маленький), в окончании (в доме), в корне (дарить).
- Как выбрать правильное написание безударной гласной, если она находится:
а) в приставке? (запомнить)
б) в суффиксе?
в) в корне? (запомнить, проверить по словарю; подобрать проверочное слово.)
- В какой части слова может находиться согласная буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук? (В любой).
Это орфограмма, так как есть выбор букв для ее написания.
- Как проверить написание согласной буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, если она находится в а) - корне
(подобрать проверочное слово)
б) - суффиксах (запомнить их и приставках? написание).
Согласная буква, написание которой надо проверять, может быть в любой части слова: в приставке (сделать, обходить), в суффиксе (правдив, пирожок), в корне (сливки, четверг), в окончании (нет звуков, жуков).
VII. Обобщение работы. (5мин)
Мы молодцы! В учебнике упр.256. Запишем первое предложение. Объясним орфограммы. Выделим грамматическую основу. Определим части речи.
Вернемся к началу нашего урока. Какова тема. Достигли ли мы цели. Выполнили ли задачи.
Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения:
сегодня на уроке
научился … понял …
было интересно … было трудно
У нас пустое окошко нам нужно заставить его розами синяя роза– у меня ничего не получилось; желтый цвет – у меня были проблемы; красная роза – мне всё удалось.
Оценивание. Дом.зад. с. 139. Упр.260.