Методическая разработка
по внеурочной деятельности
спортивно – патриотической направленности
на тему: «По дорогам Великой войны!».
Цель: способствовать закреплению основных видов движений через игры – эстафеты гражданско-патриотической направленности.
Задачи:
- формировать знания о военных, о защитниках Родины;
- формировать самостоятельную личность, способность к сотрудничеству и принятию решения, инициативность, умение поставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения;
- развивать силу, ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость;
- воспитывать у детей качества, необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче;
- воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, вызывающих у них эмоциональные переживания.
Предварительная работа:
- проигрывание игр – эстафет на закрепление основных видов движений;
- рассматривание иллюстраций и фотографий довоенного, военного и послевоенного времени;
- беседы о ветеранах Великой Отечественной Войны.
Оборудование: мультимедийная установка, MP 3 проигрыватель, презентация «По дорогам Великой войны!», письмо с передовой от защитников Республики, 2 корзины пластмассовые, ориентиры, корзина плетеная, подсказки – фрагменты картинки «Победа», мольберт, 2 туннеля, 2 куба, обручи 10 шт. , мешочки с песком по количеству детей, 2 шапочки мед. Сестры, бинт 2 шт., ножницы 2 шт., кубики по количеству детей, завернутые в бумагу.
Тип мероприятия: квест-игра, посвященная 75 летию победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне.
Ход.
Дети находятся в группе, свободно расположившись на ковре, учитель организует взаимодействие с детьми.
Ведущий (учитель ПВП/МСП).
- Ребята, очень скоро мы будем отмечать с вами самый замечательный праздник, посвященного 75 - лет Великой Победы. Этот праздник отмечают не только наша Республика, но и все люди России, весь мир, все человечество. Ведь именно в этот день, 9 мая 1945 года, закончилась самая страшная, самая кровопролитная война.
- Знаете ребята, я сегодня очень удивилась, обнаружив на своем столе вот эту посылку. Эта посылка была адресована вам, детям старшей группы. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Дети раскрывают посылку и обнаруживают там письмо-треугольник и старые наручные часы)
Ведущий - Письмо сложено в виде солдатского треугольника и на нем что-то написано. Сейчас мы с вами узнаем, что там сказано (учитель читает). «Поздравляем с 75 годовщиной со Дня Победы над фашистскими захватчиками!», солдаты русской армии. (Учитель разворачивает письмо и говорит детям).
- Ребята это письмо – приглашение в игру-путешествие «По дорогам Великой войны», а путешествовать мы будем с помощью старинных часов, если покрутить у часов стрелки назад, то можно попасть в прошлое. Вы готовы попасть в прошлое? (Учитель отдает часы ученику старшей школы, учащейся крутит стрелки назад, остальные дети расположены на ковре).
На экране появляются кадры из мирной жизни 22 июня 1941 года, звучит танго А. Полонского «Цветущий май».
- Такой спокойной и мирной жизнью жили люди до наступления страшной войны! (Учитель комментирует слайды на экране)
После этого громко звучит песня «Священная война» А. Александрова, на экране появляются кадры о войне.
- 22 июня на нашу Родину напали немецкие фашисты. Война принесла много горя и слёз, разруху и голод. Наш народ делал всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
После этого слышен звук отправленного письма по азбуке Морзе.
Ведущий. - Ребята вы слышите этот странный звук, так в военное время передавали информацию, с помощью специального устройства «Морзянки» (Учитель обращает внимание детей на слайд)
- Оказывается это послание пришло для нас, здесь сказано, что нам необходимо выполнить срочное боевое задание. Ваша задача - доставить в штаб конверты с «донесением», это информация, которая поможет победить врага. Для выполнения этого задания вам необходимо будет пользоваться картой, пройдя по маршруту которой, вы сможете попасть в штаб. Задание очень сложное, нужно будет преодолеть много препятствий.
Ребята, вы готовы к выполнению боевого задания? (Да. Ответы детей)
- Каждое препятствие по пути к штабу обозначено цифрой. С какой цифры мы начнем? (Дети и учитель рассматривают карту и определяют направление движения). За каждое пройденное препятствие вы будите получать подсказку – часть картинки, которую мы соберем в конце наших испытаний и узнаем, помогли ли наши секретные «донесения» разбить врага.
- А сейчас старшим командирам получить карту и конверты с секретным «донесением». Поделиться на два отряда. К выполнению задания приступить! (Дети делятся на две команды, команда «Отважные» и «Смелые»).
Дети и учитель согласно маршруту карты переходят в кабинет информатики.
- Как вы знаете ребята каждое утро солдаты выполняли разминку, для того чтобы быть готовыми к любым испытаниям. Вот и мы с вами выполним настоящую солдатскую разминку.
Дети и учитель выполняют музыкальную разминку «Наши воины идут…»
Ведущий. - Очень нелегко приходилось нашим солдатам. Преодолевая препятствия, они приближались к победе. Давайте и мы испытаем себя – выполним «марш – бросок». Первое наше препятствие называется «Марш – бросок» (Учитель обращает внимание детей на карту).
1. Эстафета «Марш – бросок».
(Дети делятся на две команды. Задача: проползти туннель и перелезть через куб, вернуться в свою команду). В конце эстафеты дети получают подсказку – фрагмент картинки.
Ведущий. - В результате прохождения препятствия мы оказались рядом с вражескими танками, нам необходимо разбить как можно больше танков. Второе наше препятствие называется «Меткий стрелок» (Учитель обращает внимание детей на карту).
2. Эстафета «Меткий стрелок».
(В эстафете участвуют две команды. Участники команд по очереди стараются попасть мешочками с песком в ориентиры с расстояния 3-4 метров. Побеждает та команда, у которой больше попаданий в цель). В конце эстафеты дети получают подсказку – фрагмент картинки.
Ведущий - Рвутся снаряды, свистят пули, на поле сражения остаются раненые, которых необходимо перевязать и доставить в медсанчасть. Следующее наше препятствие называется «Помоги раненому» (Учитель обращает внимание детей на карту).
3. Игра - эстафета «Помоги раненому».
(В эстафете участвуют две девочки – медсестры и два мальчика. Напротив девочек на стульях сидят «раненые бойцы» (мальчики). По сигналу медсестры должны пробежать между ориентирами, низко наклонившись. Добежать до раненого, быстро перевязать руку или ногу и доставить его в медсанчасть (определенное место). В конце эстафеты дети получают подсказку – фрагмент картинки.
Ведущий - После тяжелого сражения и спасения раненых бойцов, солдаты устраивали привал, чтобы отдохнуть, набраться сил. Во время отдыха солдаты рассказывали друг другу разные истории, анекдоты. Но, а мы с вами будем отгадывать загадки. Ведь наша остановка так и называется «Привал» (Учитель обращает внимание детей на карту).
4. Загадки:
Огромная рыба живет под водой,
Есть окна и комнаты в рыбине той.
Куда ей прикажут, туда и плывет.
Ее пассажиры – военный народ! (Подводная лодка).
***
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном ... (корабле).
***
Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный ... (летчик)
***
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было ... (войны)
- Загадки все вы отгадали, ответы правильно назвали. За любознательность вы получаете еще одну подсказку. После отгаданных загадок дети получают подсказку – фрагмент картинки.
Ведущий - Благодарим наших медсестер, что помогли раненым поправиться и солдаты снова в строю. А впереди нас ждет минное поле, только став настоящими снайперами и обезвредив мины, мы сможем с вами двигаться дальше. Следующее наше испытание называется «Минное поле» (Учитель обращает внимание детей на карту).
5. Эстафета «Минное поле»
(В эстафете участвует две команды саперов. «Мины» (кубики) завернутые в бумагу находятся на всей территории спортзала. Задача саперов, оббегая обручи найти и обезвредить «мины» (снять бумагу) и перенести кубик в корзину. Побеждает та команда, которая быстрей обезвредит все мины на своем участке). В конце эстафеты дети получают подсказку – фрагмент картинки.
Ведущий - Пройдя все испытания, мы с вами подошли к самому главному, вот и штаб впереди, необходимо выполнить нашу главную боевую задачу – передать секретное «донесение». Его необходимо принести в штаб как можно быстрее. Наше следующее и последнее испытание называется «Донесение». (Учитель обращает внимание детей на карту).
6. Игра – эстафета «Донесение»
(В эстафете участвует две команды. Каждый участник по очереди берет лошадь и «скачет» вокруг ориентира, возвращаясь в свою команду и передавая эстафету следующему. Последним «скачет» командир и приносит секретное «донесение» в штаб). В конце эстафеты дети получают подсказку – фрагмент картинки.
Ведущий - Мы с вами выполнили все задания, прошли все испытания, доставили секретное «донесение» в штаб. Собрали все подсказки. Но что же нам с ними делать?
(Да. Ответы детей).
- Конечно, ребята я с вами согласен, давайте мы соберем из них картину и узнаем, помогло ли наше секретное «донесение» обнаружить и разбить врага? (Дети и учитель вместе собирают картину).
- Что же изображено на картине? Почему радуются люди?
- Совершенно верно, ребята потому что мы победили врага, люди радуются победе! Очень много солдат (разведчиков, снайперов, летчиков, танкистов и т.д.) шли к победе, преодолевая разные испытания, вот и вы сегодня побывали в прошлом в роли солдат, скажите какие испытания, пришлось пройти вам? Учитель проводит рефлексию.
- Благодаря таким защитникам своей страны как вы (сильным, смелым, находчивым), наша армия смогла одержать победу над фашистскими захватчиками. И за это каждый из вас получает памятную медаль.
- Пришло время нам возвращаться, где же наши часы, которые помогут нам в этом? Сейчас мы стрелки повернем вперед и окажемся в нашей группе (Учитель дает ученику часы, ученик крутит стрелки вперед, дети переходят из мультимедийного кабинета в группу).
- А сейчас предлагаю вам сделать большой плакат «Мы за мир!» и повесить его в нашей школе. Пусть все знают, что мы хотим мира на земле. (Дети и учитель изготавливают плакат. Дети обводят карандашом свою руку в нижней части листа ватмана, наклеивают летящих голубей в верхней части листа).
Используемая литература
1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.
2. Анашкина Л.П. Методическое руководство развитием движений детей. // Дошкольное воспитание.-1984, №10.
3. Беззубцева И. В дружбе со спортом, Изд.: Гном - 2006 г
4. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- 5-6. - С. 41.
5. Горькова Л., Обухова Л. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий, Изд.: 5 за знания - 2005г.
6. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования. - М.: Гуманит., 1999.
7. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.
8. Козлова С.А., Куликова Т.Л. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. Центр " Академия", 2000.
9. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. Изд.: Сфера- 2007 г.
10. Кириллова Ю.А Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, Изд.: Детство-Пресс - 2005г.
11. Интернет источники.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 40 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Номинация
«Лучшая методическая разработка спортивно – патриотической направленности»
Название конкурсной работы:
Квест – игра спортивно – патриотической направленности
на тему: «По дорогам Великой войны!» для детей старшей школы,
посвящено 75 - лет Великой Победы.
Автор:
учитель химии и биологии
МОУ« Школа № 40
г. Донецка»
Завгородний Ярослав Васильевич
2020 год
Заявка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(полное наименование управления или отдела образования)
направляет для включения в число участников Республиканского смотра – конкурса методических разработок спортивно – массовых мероприятий патриотической направленности
№ п/п | Ф.И.О. | Название методической разработки | Номинация |
1. | Завгородний Ярослав Васильевич | «По дорогам Великой войны!» для детей старшей школы, посвящено 75 - лет Великой Победы | Лучшая методическая разработка спортивно – патриотической направленности |
М.П. ____________________
( подпись руководителя)