СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Права ребенка"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа разработана мною для выступления на конференции. Тема прав ребенка очень актуальна и интересна. В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест. В моей работе рассмотрены проблемы и перспективы реализации прав ребенка, а также пути решения данной проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Права ребенка"»

Государственное автономное профессионалЬное образовательное учреждение московской области

«профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия»

Львовское обособленное структурное подразделение













Методическая разработка на тему:

«Права ребенка»























Составила: преподаватель специальных дисциплин

Демянив О. В.



2018


ТЕМА: ПРАВА РЕБЕНКА




План.

Введение (актуальность)

1.Права ребенка: понятие, содержание, правовое закрепление:

1.1.В международном праве.

1.2.Во внутригосударственном праве (РФ).

2.Проблемы и перспективы реализации прав ребенка.

Заключение



































Введение

В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Права ребёнка являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним. Сегодня вопрос о правах ребёнка становится всё более и более актуальным. В настоящее время осложнилось положение детей. Во всем мире дети живут в особенно трудных условиях. Незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение, экономическая и сексуальная эксплуатация, а также эксплуатация и коммерческое использование их здоровья являются повседневной реальностью, окружающей детей во всех регионах мира. Миллионы детей заняты трудом, который препятствует их образованию и развитию, а также лишает их средств к существованию в будущем; причиняют необратимый физический или психологический вред, либо даже угрожают их жизни. Такая ситуация представляет собой нарушение прав каждого ребёнка. Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, являются составной частью как международного, так и национального права каждого отдельно взятого государства. И поэтому целью моей работы является изучение проблем, связанных с прогрессивным развитием и кодификацией правовых норм, касающихся защиты прав детей.

В соответствии с указанной целью я поставила перед собой следующие задачи:

- исследовать нормы международных документов, а также нормы российского законодательства, касающихся прав ребенка;

- выделить и выявить проблемы и перспективы реализации прав ребенка.

Дети – будущее человечества, и это не просто красивые слова, а констатация факта. Через некоторое время именно те, кто еще не достиг 18 лет, будут жить в этом мире, решать глобальные проблемы и обеспечивать существование мира в целом. Но для того, чтобы сегодняшние дети могли в будущем взять на себя ответственность за судьбу мира, их права должны быть соблюдены сегодня. Дети должны получать образование, медицинское обслуживание, расти в таких условиях, при которых они смогут развиться в полноценную личность.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются: 

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

  • Семейный кодекс Российской Федерации.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации.

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации.

  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются: 

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 год)

  • Женевская декларация прав ребенка 1924 г.

  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Итак, перейдем к их рассмотрению.





















1.Права ребенка: понятие, содержание, правовое закрепление:

1.1.В международном праве.

Первым документом, специально закрепившим  права  ребенка,  стала Женевская декларация прав ребенка 1924 г., принятая 5-ой Ассамблеей Лиги Наций, разработанная Эглантин Джебб, основательницей Международного союза спасения детей – первой международной организации, защищавшей права детей. Ассамблея призвала своих членов руководствоваться положениями декларации с целью защитить детей и улучшить их благосостояние Декларация состояла из преамбулы, в которой говорилось о том, что человечество  должно  давать  детям  лучшее, что  у  него  есть.  Она состояла из пяти основных принципов, направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.. что  у  него  есть,  и  5 следующих принципов:

  1. Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.

  2. Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

  3. Ребенок должен получать помощь  в тяжелое  время испытаний в первую очередь.

  4. Ребенок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

  5. Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.

Я считаю, что данная Декларация, не является совершенным документом с точки зрения юридической техники.  В ней не  определено  понятие «ребенок», принципы, из которых декларация состоит, представляют собой не столько права ребенка, сколько обязанности взрослых по отношению к детям. Стоит отметить, что декларация не была обязательной для подписавших ее государств. Тем не менее, значение этого документа трудно переоценить, ведь именно Женевская декларация положила начало закреплению прав детей в международно-правовых актах и на ее принципах строятся и современные документы, охраняющие права детей.

После окончания Второй мировой войны вместо Лиги Наций была создана ООН и, соответственно, возникла необходимость в принятии новых международно-правовых  актов,  в  том  числе  актов  по  правам  человека. Первым таким актом стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН2. Права ребенка в ней не были отдельно закреплены, однако, косвенно все ее положения относятся к правам детей. Так, например, ст. 1 говорит о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах; статья 3, что каждый человек имеет право на жизнь; статья 4 запрещает во всех видах рабство и работорговлю. Необходимо отметить, что в 1946 году был создан Детский фонд ООН (UNICEF).

Следующим правовым документом в отношении прав ребенка, выступает Декларация прав ребенка, которая была принята 20 ноября 1959 года. Во многом данный документ основывался на Женевской декларации 1924 г. Как и Женевская декларация, он состоит из принципов,  в  преамбуле  содержатся  отсылки  к  Женевской декларации.  Декларация  прав  ребенка  включала  в  себя  10  принципов,  в соответствии   с   которыми   должны   были   приниматься,   как   сказано   в преамбуле, законодательные и иные меры для закрепления и соблюдения прав ребенка. Рассмотрим их.

  1. Ребенку должны  принадлежать  все  предусмотренные  декларацией права без какой бы то ни было дискриминации.

  2. Специальная защита и предоставление возможностей и благоприятных условий для развития ребенка.

  3. Право на имя и гражданство.

  4. Предоставление права пользоваться благами социального обеспечения, право на рост и развитие, право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

  5. Специальный режим, образование и забота для неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении детей.

  6. Ребенок должен  расти  в  атмосфере  любви  и  понимания,  под попечением и ответственностью своих родителей, когда это возможно. Особая забота о детях, не имеющих семьи и средств к существованию.

  7. Право на бесплатное и обязательное образование в соответствии с наилучшим обеспечением интересов ребенка.

  8. Первоочередность защиты и помощи для ребенка.

  9. Защита от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

  10. Ограждение ребенка от практики, которая может порождать ту или иную форму дискриминации.

Эта декларация в течение следующих 30 лет была основным документом, регламентировавшим и охранявшим права ребенка. Однако принимались и другие документы, закрепляющие права детей, конкретизировавшие положения Декларации.

Так, в 1960 была принята Конвенция по ликвидации дискриминации в области образования. Статья 10 принятого в 1966 году Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что в отношении детей и подростков должны приниматься меры особой охраны и помощи, гарантируется защита детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации.  Также пункт 2 статьи  13     Пакта  закрепляет обязательное  и  бесплатное  начальное  образование,  гарантирует  равный доступ к среднему и высшему образованию. В статье 24 Международного пакта о политических и гражданских правах 1966 г. закреплены права ребенка на необходимые меры защиты, имя, и гражданство. В 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. Принято также большое количество других актов, в которых закреплены права детей и механизмы их защиты.

Самым основным документом ООН, закрепляющим права ребенка, является Конвенция о правах ребенка 1989 г. Эта Конвенция является намного  более  полной,  чем  все  ранее  принятые  документы  по правам ребенка. Она состоит из преамбулы, 3 частей и 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция о правах ребенка 1989 г. и три факультативных протокола к ней, которые касаются торговли детьми и детской порнографии; участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г.; процедуры сообщений 2011 г., образуют
универсальный международный инструмент по поощрению и защите прав детей, подлежащих применению ко всем детям и во всех обстоятельствах.
Решимость государств обеспечить всеобщую защиту прав детей подтверждается, в частности, фактом почти универсального участия государств — членов ООН в
Конвенции о правах ребенка и всеобщее признание на национальном законодательном уровне принципа наилучшего обеспечения интересов детей.

Конвенция закрепляет определение понятия «ребенок». Согласно ст. 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия.

Первая часть Конвенции включает в себя 41 ста­тью, которые закрепляют следующие права ребенка:

  • право на жизнь (ст.6);

  • право на имя и приобретение гражданства (ст. 7);

  • право на сохранение ребенком своей индивидуальности (ст. 8);

  • право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка (ст. 12);

  • право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода (ст. 13);

  • свобода мысли, совести и религии (ст. 14);

  • свобода ассоциаций и мирных собраний (ст. 15);

  • недопущение незаконного или произвольного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, а также недопущение незаконного посягательства на честь и репутацию ребенка (ст. 16);

  • учет лучших интересов ребенка при осуществлении каких-либо действий в отношении ребенка (ст. 21);

  • право неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка вести полноценную и здоровую жизнь (ст. 23);

  • право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения (ст. 24);

  • право на уровень жизни, необходимый для физического, нравственного и социального развития ребенка (ст.27);

  • право на образование (ст. 28);

  • право пользоваться своей культурой, родным языком, исповедовать свою религию и совершать ее обряды (ст. 31).

Все статьи первого раздела Конвенции направле­ны на определение прав ребенка, защиту его безопас­ности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих роди­телей, сохранять свою индивидуальность. В статьях 9 и 10 Конвенции особое внимание уде­ляется проблеме прав ребенка и родителей. В докумен­те записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в инте­ресах ребенка, указывается право ребенка на воссо­единение с семьей

Впервые в этом международном документе декла­рируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12 – 17). Так в статье 16 записано, что не один ребенок не мо­жет быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь. В этой статье подчеркивает­ся право ребенка на тайну личной корреспонденции. В статье 17 важное место отводится средствам массо­вой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной жизни.

Следует обратить внимание на статью 19, в кото­рой указывается, что государства-участники принима­ют все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.

В статьях 20 – 25 излагаются права ребенка и обя­занности государства, связанные с системой усынов­ления, получения статуса беженца, а также всей необ­ходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матери надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

Важное место в статье 27 отводится правам ребен­ка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие. При этом указывается, что роди­тели или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих спо­собностей и финансовых возможностей условий жиз­ни, необходимых для развития ребенка.

Следует обратить внимание на статью 28 Конвен­ции о правах ребенка. В этой статье признается право ребенка на образование, на то, что школьная дисцип­лина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.

Ряд статей Конвенции (32 – 36) направлен на за­щиту детей от любой экономической, сексуальной эк­сплуатации; от незаконного приобщения к употребле­нию наркотических и психотропных веществ; от похищения детей, торговли детьми или контрабанды в любых целях и в любой форме.

В Конвенции имеются статьи (37 – 41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечи­вают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не дос­тигнув 18 лет

Ко второй части Конвенции относятся статьи 42 – 45. В этих статьях Конвенции учреждает Комитет по правам ребенка. Комитет состоит из 10 экспертов – граждан государств участников, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетенции о сфере действия Конвенции. Выборы в Комитет проводятся участниками Конвенции раз в 2 года, при этом уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам. Члены Комитета избираются на срок в 4 года (таким образом, раз в 2 года состав Комитета обновляется наполовину).

В третьей части Конвенции отмечается, что она открыта для подписания всем государствам. Статьи 46 – 54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные из­менения в статьи Конвенции, подчеркивается, что по­правки вступают в силу по утверждению документа Ге­неральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США. Россия ратифицировала данную Конвенцию 13 июля 1990 г., приняв на себя обязательства обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Анализ содержания статей Конвенции о правах ребенка дает возможность увидеть, что основана она на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых являются человек и его ребенок. В Конвенции отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народа­ми мира. В основу Конвенции о правах ребенка поло­жены достижения педагогической мировой науки об общении взрослых и детей, о признании ребенка пол­ноценной, полноправной личностью. Впервые такой документ международного значе­ния провозгласил приоритет интересов детей, их свободы. Свобода нужна ребенку для полноценного ин­теллектуального, нравственного, психического и физи­ческого развития. Конвенция о правах ребенка впервые в мировой практике поставила перед государствами-участниками необходимость учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обу­чения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основыва­ясь на содержании Конвенции, создавать нравствен­но-правовое и образовательное пространство для пол­ноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.

Проведённое мною рассмотрение вопросов, касающихся международно-правовой защиты прав детей, показывает, что вместе с международной защитой прав человека, в её рамках развивалась, и международная защита прав ребёнка, что привело к обособлению совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств в этой области. В результате сложился институт международно-правовой защиты прав ребёнка, являющийся частью отрасли международного права, регулирующей вопросы защиты прав человека. Из предыдущего материала видно, что ООН принимает необходимые меры для того чтобы права детей были обеспечены должным образом. Но являются ли эти меры достаточными? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Однако, во-первых, нельзя не отметить то, что прогресс в области соблюдения прав детей наблюдается и в целом его можно назвать значительным, во-вторых, как сказано в Уставе ООН, целью Организации является поощрение и развитие уважения к правам человека, их непосредственная защита. Из этого следует, что ООН должна дать государствам   какие-то   стимулы   к   соблюдению   прав   детей.   Пока   что права. Поэтому на первый план выходит взаимодействие ООН с государствами,  в   которых  систематически  нарушаются  права  ребенка,  с целью изменения данной государственной политики. Одной из основных проблем здесь является то, что государства фактически не несут никакой ответственности за нарушение прав человека в целом и ребенка в частности. Можно сделать вывод, что необходим механизм охраны Конвенции о правах ребенка и других документов, закрепляющих права ребенка, от нарушений.


















1.2.Во внутригосударственном праве (РФ).

Основные идеи Конвенции о правах ребенка нахо­дят свое отражение во всех законодательных актах Рос­сийской Федерации, направленных на выживание, за­щиту, обучение и развитие детей.

Основными являются: 

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

  • Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

  • Семейный кодекс Российской Федерации.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации.

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации.

  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Итак, первым нормативно-правовым актом, который закрепляет права ребенка является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. По Конституции РФ быть правоспособным значит иметь все права, предусмотренные Конституцией РФ, причем правоспособностью человек обладает с рождения. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Отдельной главы, посвященной правам ребёнка в Конституции нет, но есть глава 2, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина, из которой можно выделить следующие основные права присущие ребенку:

1. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.

    1. Право на жизнь. Этим правом обладают все люди с самого рождения. Оно подразумевает под собой запрет на убийство человека, а также то, что государство обязано охранять и защищать человеческую жизнь.
      3. Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право – фундамент правового набора человека. Под свободой понимается возможность жить так, как он сам этого хочет, но при условии, что это не будет вредить другим. Можно сказать, что свобода является противопоставлением таким понятиям, как рабство и принуждение. Относительно детей здесь стоит сказать, что по Конституции РФ запрещена эксплуатация детей, а также их похищение и торговля.

  1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для государства РФ охрана детского здоровья является главным фактором развития. Вне зависимости от социального положения ребенок имеет право получить медицинскую помощь в любом государственном медицинском учреждение.

  2. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. 6. Право на образование. Обязательным является получение основного общего образования, которое по Конституции РФ является бесплатным. Также каждый имеет право поступить в высшее учебное заведение на конкурсной основе и тоже бесплатно.

6. Право собственности и наследования. Каждый имеет право на собственность, в том числе и ребенок. Сейчас нередкими бывают случаи, когда детям принадлежит та или иная часть недвижимости, полученная в дар или по наследству.

Следующим, не менее важным нормативно-правовым актом, регламентирующим права ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.  К сожалению, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать много лучшего, поэтому необходимость усиления законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Ведь от того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства. Насколько данный Закон позволит достигнуть декларируемых в нем целей, во многом зависит от его качества. Обратимся к его основным положениям. Прежде всего отметим, что под ребенком (детьми) в Законе понимается любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, то есть возраста совершеннолетия.  Таким образом, в целях Закона несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребенка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с Гражданским кодексом РФ до наступления совершеннолетия приобретает полную гражданскую дееспособность.

Кроме Конституции и ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», права ребенка перечисляются в главе 11 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ, а именно:
  1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

  2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

  3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

  4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Ст. 57 СК РФ).

  5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

  6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

  7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

ФЗ «Об образовании», также содержит права ребенка, которые прописаны в главе 4. под названием: «Обучающиеся и их родители (законные представители)». В статье 33 дается определение обучающегося, а в статье 34, четко прописаны права обучающихся, такие как:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

5) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

6) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

7) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

8) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.

А также право обучающегося на пользование учебниками, на стипендии и другие денежные выплаты, на предоставление жилых помещений в общежитиях, на транспортное обеспечение и т.д.

Уголовный кодекс Российской Федерации также выступает в целях охраны и защиты прав и законных интересов ребенка. Структура всего множества преступлений формируется в основном из деяний, помещенных законодателем в гл. 16 Уголовного кодекса РФ "Преступления против жизни и здоровья", гл. 18 "Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности", а также гл. 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних" и т.д. Я хочу акцентировать свое внимание на ст. 106 УК РФ, «Убийство матерью новорожденного ребенка», где непосредственно нарушается право ребенка на жизнь и в которой отсутствует определенная конкретизация, позволяющая правоохранительным органам не всегда правильно квалифицировать преступление. Данный вид преступления привлекает к себе внимание, заставляет задуматься. Как может мать - женщина, которая вынашивала в себе 9 месяцев живое существо, в которой зарождалась новая, невинная, рвущаяся на волю жизнь, взять и распорядиться жизнью младенца, как "всякий творец своим произведением"? Какое она имеет моральное право? Это выглядит ужасно, дико, вызывает протест, непонимание. Новорождённым, признается ребёнок в возрасте не более одного месяца со дня рождения. Самое интересное, что ст. 106 УК РФ относится к ряду смягчающих статей, наказание по которой составляет всего лишь до 5 лет лишения свободы. Почему наказание для матерей-убийц новорожденных детей смягчается в любых случаях и квалифицируется по ст.106 УК РФ, а не по ст. 105 УК РФ, где наказание достигает до 20 лет лишения свободы? Этот вопрос остается открытым…

В настоящее время необходимо серьезно отнестись к рассматриваемой проблеме с точки зрения уголовной ответственности. Ведь это общественно-опасное деяние, и нельзя с безразличием допускать снисхождения для матерей - убийц. Убийство матерью новорожденного ребенка во время родов или сразу же после родов, в условиях психотравмирующей ситуации или психического расстройства, не исключающего вменяемости, конечно, не сравнить с хладнокровным, расчетливым убийством. Но ведь бывают и убийства, где проявляется жестокость и бессердечие, имеет место повторность и неоднократность деяний, где говорить о каких-либо человеческих чувствах матери не приходится. Статья 106 УК РФ должна быть более конкретизирована, дабы устранить имеющиеся в ней на данный момент пробелы, а также за данный вид преступления, должно быть более суровое наказание.

Я считаю, что в наибольшей степени в защите прав и интересов ввиду физической, психической и социальной незрелости нуждаются несовершеннолетние. Но их права все чаще нарушаются как родителями, так и должностными лицами. И количество таких нарушений, к сожалению, устойчиво растет.

























2. Проблемы и перспективы реализации прав ребенка.

Итак, для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ норм, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании» и т.д.

Но несмотря на многочисленные усилия и попытки мирового сообщества, а также каждого отдельно взятого государства, улучшить положение детей, разрешить многие проблемы в этой области пока так и не удалось. Права ребенка все чаще и чаще нарушаются, как со стороны общества, так и со стороны государства. Следовательно, все нормативно правовые акты, касающиеся прав ребенка, не достаточно детализированы, требуют пересмотра и внесения значительных изменений, которые приведут к улучшения положения каждого ребенка в мире.

К числу наиболее серьезных проблем, существующих в сфере реализации и защиты прав и свобод ребенка в отдельных государствах, в том числе и в России, относятся: рост детской безнадзорности и беспризорности, насилие над детьми в семье и за ее пределами, рост детской преступности, экономическая эксплуатация детей в различных сферах, включая вовлечение в занятие проституцией и т. д., решить которые нам пока не удается.

Также одной из главных проблем, как уже говорилось, является то, что многие государства не соблюдают международные стандарты, установленные Конвенцией о правах ребенка 1989 года и за это не предусматривается реальной ответственности. Еще одна проблема связана с отсутствием специального судебного механизма, как на международном, так и на внутригосударственном уровнях, занимающегося непосредственно рассмотрением и разрешением дел, связанных с нарушением прав и интересов детей. Конечно, такие специальные судебные механизмы существуют, но не конкретно по правам ребенка, а по правам человека. По-видимому, ввиду того, что мировое сообщество наделило ребенка всем спектром прав человека, то и защита этих прав может осуществляться через механизмы защиты прав человека. Государства, ставшие участниками Конвенции о правах ребенка и многих других международных договоров, в том числе и Россия, касающихся защиты прав и интересов детей, должны не только гарантировать возможность для каждого ребенка реально пользоваться своими правами, но и обеспечивать надлежащую правовую защиту в случае нарушения прав, то есть создать систему, учитывающую интересы ребенка как субъекта основных прав и свобод и признающую необходимость во всех действиях в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка. Причинами сегодняшнего положения несовершеннолетних являются изъяны государственной политики в отношении детей, отсутствие комплексного подхода, недостаточность финансовых ресурсов, направляемых на осуществление государственной поддержки детства. Немаловажный и во многом определяющий фактор - ослабление роли семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей и в целом как социального института, влияющего на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения. Поэтому особенно важно проблему защиты прав и интересов несовершеннолетних ставить как приоритетное направление государственной политики Российской Федерации.



































Заключение

В заключение необходимо отметить, что защита прав и свобод детей и предоставление им возможности пользоваться всеми своими правами требует общих усилий со стороны мирового общества и, несомненно, российского законодательства, которые нуждаются в существенной доработке. Проведенное мною исследование показывает, что вопрос защиты прав ребёнка становиться более актуальным, требующим пристального внимания, разработки новых подходов и обеспечения практического применения уже имеющихся норм, призванных защитить детей. Перед международно-правовой и внутригосударственной защитой ребёнка стоят серьёзные задачи. Для их решения необходимо устранить недостатки, которые всё ещё существует в сфере, как формы, так и содержания международно-правового и внутригосударственного регулирования защиты прав детей.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий права, которые, как и права любого человека, нужно знать и уважать.

В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей. Несмотря на множество законодательных актов в области прав ребенка, как на международном уровне, так и внутригосударственном, мы ежедневно являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня во многих странах детям в лицо смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт.

Сегодня одна из наиболее болезненных проблем во всем мире - это дети, лишенные семьи, оказавшиеся выброшенными на улицу в результате трудных жизненных обстоятельств. Как решить эту проблему? С чего начать? Уличные и работающие дети обычно живут в ужасных обстоятельствах и являются жертвами всех видов насилия. Многие из них страдают различными заболеваниями. Многие из них едва ли когда-нибудь ходили в школу или уже не ходят больше в школу. Если эти дети переживут голод, проституцию, сексуальное насилие, болезни, социальное отчуждение, притеснение полиции, проблемы, связанные с нарушением закона, тюремное заключение, употребление дешевых разрушительных наркотиков, опасную и низкооплачиваемую работу, включая равносильные рабству домашние работы, они вырастут озлобленными и антисоциальными.

Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве. Поэтому прежде всего государственным органам Российской Федерации следует ужесточить санкции в нормах уголовного права за нарушения прав детей, внести в Конституцию РФ изменения, в качестве целой главы, посвященной правам и свободам несовершеннолетних, детализировать все нормативно-правовые акты в области прав ребенка, а также призвать всё наше общество к солидарности и действию.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!