СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему "Рабочая программа по физике 10-11 классы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации программы используются учебники:  Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский Физика – 10, М.: Просвещение, 2015г.  Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский Физика – 11, М.: Просвещение, 2015 г.  Рекомендовано Министерством образования  Российской Федерации.мммм

Просмотр содержимого документа
«КТП физика 11кл. 68ч»

Содержание тем учебного курса

Электродинамика (продолжение) (9 ч)

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

  2. Изучение явления электромагнитной индукции.


Колебания и волны (10 ч)

Механические колебания (1 ч)

Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания (21 ч)

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии

Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны

Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн.

Электромагнитные волны

Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.



Световые волны (16ч)

Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.



Основы специальной теории относительности

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Излучение и спектры

Квантовая физика (16 ч)

Световые кванты

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы

Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.



Строение и эволюция Вселенной (3ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.



Календарно тематическое планирование

11 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

п/п

Название темы; раздела

Тема урока

дата

Тип урока

Элементы содержания


Требования к уровню подготовки

Вид контроля

д/з

план

факт

Основы электродинамики (9часов)

1/1

Взаимодействие токов. магнитное поле. Магнитная индукция.



Объяснение нового материала

Взаимодействие токов.

Вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции

Объяснять опыт Эрстеда. Вычислять индукцию магнитного поля прямолинейного проводника с током

Фронтальный опрос

§1-2

2/2

Закон Ампера. Применение закона Ампера.



Объяснение нового материала

Сила Ампера

Применение закона Ампера.


Находить числовое значение и направление силы Ампера. Иметь представлении о действии магнитного поля на проводник с током.

устный опрос

§3-5


3/3

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.



комбинированный


Сила Лоренца

Гипотеза Ампера

Магнитные свойства вещества

Находить числовое значение и направление силы Лоренца


индивидуальный опрос

§6

4/4

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца.



Объяснение нового материала

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток

Направление индукционного тока. Правило Ленца.


Знать понятие «магнитный поток». Вычислять магнитный поток

Понимать суть явления электромагнитная индукция, знать правило Ленца, применять его при решении задач.

уплотненный опрос

§8-11

5/5


Л.Р. №1 «Изучение явления электромагнитной индукции»



формирование практических умений и навыков

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток

Направление индукционного тока. Правило Ленца.


Понимать суть явления электромагнитная индукция, знать правило Ленца, применять его при решении задач.


устный опрос

§8-10

6/6

ЭДС индукции. Самоиндукция. Индуктивность.



Объяснение нового материала

ЭДС, индуктивность



Понимать суть явления самоиндукции.


уплотненный опрос

§13-15

7/7

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.



комбинированный


энергия магнитного поля, электромагнитное поле

Вычислять энергию магнитного поля.


тест


§16-17

8/8

Подготовка к контрольной работе



формирование практических умений и навыков

магнитная индукция, сила Лоренца, Закон Ампера, правило Ленца

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

домашняя к.р.


§1-17

9/9

Контрольная работа №1 «Основы электродинамики»



контроль и учет знаний

магнитная индукция, сила Лоренца, Закон Ампера, правило Ленца

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

контрольная работа

§1-17

II. Колебания и волны (21 час)

10/1

Механические колебания. Математический маятник.



объяснение нового материала

Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник.

Знать понятие свободных и вынужденных колебаний. Условия их возникновения.


фронтальный опрос

§18-20

11/2

Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях



Объяснение нового материала

Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний

Знать характеристики колебательного движения.


Индивидуальный опрос

§22-24

12/3

Л.Р. №2 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»



формирование практич. умений и навыков

математический маятник

Знать характеристики колебательного движения, уметь определять ускорение свободного падения


лабораторная работа


§18-24

13/4

Вынужденные колебания. Резонанс



Объяснение нового материала

Свободные и вынужденные колебания. Резонанс

Знать/понимать смысл резонанса

уплотненный опрос, тест

§25-26

14/5

Свободные электромагнитные колебания




Объяснение нового материала

Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре.


Иметь представление о механизме свободных колебаний. Понимать природу электромагнитных колебаний

устный опрос и индивид письм. работа

§27

15/6

Л.Р. №3 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»



формирование практических умений и навыков

действие магнитного поля на проводник с током

понимать действие магнитного поля на проводник с током

лабораторная работа

Отчет о л/р

16/7

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.



Объяснение нового материала


Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания.

Знать уравнение гармонических электромагнитных колебаний


уплотненный опрос,тест

§28-30

17/8

Переменный ток. Активное сопротивление. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока.



Объяснение нового материала

Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока.

Знать понятие «переменный ток». Знать понятие «активного сопротивления». Вычислять емкостное сопротивление. Вычислять индуктивное сопротивление.


индивидуальный опрос

§31-34

18/9

Резонанс. Автоколебания.



объяснение нового материала

Резонанс в электрической цепи.

Иметь представление о резонансе в колебательном контуре. Представлять, какую роль играет колебательный контур в радиоприеме.

Иметь представление об автоколебательных системах.

устный опрос и индивид

§35-36

19/10

Генерирование электрической энергии. Трансформатор.



комбинированный

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор.

Знать принципиальное устройство генератора. Понимать принцип действия трансформатора.

фронтальный опрос, решение задач

§37-38

20/11

Передача электроэнергии. Использование электроэнергии



комбинированный

Передача электрической энергии, использование электроэнергии

Понимать принципы передачи и производства электрической энергии. Знать области использования электрической энергии

устный фронт. опрос и индивид письм. ответ

§39-41

21/12

Подготовка к контрольной работе




формирование практических умений и навыков

электромагнитные колебания, переменный ток, колебательный контур, резонанс

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

домашняя к.р.


§27-41, упр.5

22/13

Контрольная работа №2 «Колебания»




контроль и учет знаний


электромагнитные колебания, переменный ток, колебательный контур, резонанс

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

контрольная работа

§27-41

23/14

Волновые явления. Распространение механических волн.



Объяснение нового материала

волны, энергия волны виды волн

Знать понимать смысл физических понятий механическая волна, период волны


фронтальный опрос


§42-43

24/15

Длина волны. Скорость волны.



Комбинированный

длина, скорость волны, уравнение бегущей волны

знать смысл понятий длина, скорость волны

устный опрос, решение задач

§44-45

25/16

Волны в среде. Звуковые волны.



Комбинированный

звуковые волны в различных средах, скорость звуковой волны

Знать понимать смысл физических понятий звуковая волна, принцип распространения волн

устный опрос

§46-47, упр.6

26/17

Электромагнитные волны. Волновые свойства света.



Объяснение нового материала

электромагнитная волна, плотность потока

Понимать процессы в опытах Герца. Представлять процесс получения электромагнитных волн. Представлять идеи теории Максвелла.

фронтальный опрос


§48-50

27/18

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи.



Объяснение нового материала

радио, принципы радиосвязи, модуляция, детектирование

Называть диапазоны длин волн для каждого участка. Различать виды радиосвязи. Усвоить принципы радиопередачи и радиоприема.

Индивидуальный опрос

§51-55

28/19

Радиолокация. Понятие о телевидении.



Объяснение нового материала

радиолокация, телевидение, видеосигналы

Понимать принципы радиолокации.

Понимать принципы работы телевидения. Знать меры безопасности при работе со средствами связи.

фронтальный опрос

§56-58

29/20

Подготовка к контрольной работе



формирование практических умений и навыков

волны, виды волн, энергия, радио

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

домашняя к.р.


§42-58, упр.7

30/21

Контрольная работа №3 «Волны»



контроль и учет знаний

волны, виды волн, энергия, радио

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

контрольная работа

§42-58


III. Оптика (16 часов)


31/1

Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.



Объяснение нового материала

скорость света, принцип Гюйгенса, закон отражения

Знать понятие луча. Представлять свет как поток частиц и как волну. Объяснять процесс отражения. Формулировать принцип Гюйгенса и его уточнением Френелем. Объяснять полное внутреннее отражение.

фронтальный опрос

§59-60

32/2

Закон преломления света. Полное отражение.



Объяснение нового материала

закон преломления, показатель преломления, полное отражение

Объяснять процесс преломления. Понимать физический смысл показателя преломления света.

фронтальный опрос, тест


§61-62, упр.8

33/3

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»



формирование практических умений и навыков

закон преломления, показатель преломления, полное отражение

Определять показатель преломления.


лабораторная работа


§59-62, отчет по л/р

34/4

Линза. Построение изображений в линзе.



объяснение нового материала

тонкая линза, виды линз, фокусное расстояние

Распознавать рассеивающие и собирающие линзы. Находить фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

уплотненный опрос

§63-64

35/5

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.



Комбинированный

увеличение линзы, формула тонкой линзы

Строить изображения в линзах Знать формулу тонкой линзы. Применять ее для решения задач.

фронтальный опрос

§65, упр.9

36/6

Л.Р. №5 «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»



формирование практических умений и навыков

оптическая сила, фокусное расстояние, увеличение


лабораторная работа


§63-65, отчет по л/р

37/7

Дисперсия света. Интерференция света.



объяснение нового материала

дисперсия, сложение волн, интерференция, когерентные волны

Знать применения интерференции.

Объяснять проявления дисперсии.

Объяснять цвет тел с точки зрения Ньютона. Определять различие в скоростях света.

индивидуальный опрос

§66-69

38/8

Дифракция света. Дифракционная решетка



комбинированный


дифракция, опыт Юнга, теория Френеля, дифракционная решетка

Представлять явление дифракции.

Представлять устройство и применение дифракционной решетки.Использовать дифракционную решетку для измерения длины волны.

устный опрос

§70-72

39/9

Поперечность световых волн. Поляризация света.




объяснение нового материала

опыт с турмалином, поперечность световых волн, поляроиды

Иметь представление о поперечности световых волн и поляризации света


устный опрос

§73-74, упр.10

40/10

Принцип относительности. Постулаты теории относительности.



объяснение нового материала

принцип относительности, постулаты Энштейна

Знать/понимать постулаты СТО. Знать/понимать смысл относительности времени. Знать границы применимости классической механики.

индивидуальный опрос

§75-76

41/11

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика.



Объяснение нового материала

энергия покоя, зависимость массы от скорости, принцип соответствия

Знать/понимать смысл релятивистских формул массы и энергии

индивидуальный опрос, тест

§77-79, упр.11

42/12

Виды излучений. Источники света




объяснение нового материала

виды излучения, источники света

Различать виды излучений и спектров.


фронтальный и индивидуальный опрос

§80

43/13

Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ



Комбинированный

спектры, спектральные апператы, виды спектров

Описывать основные свойства, методы получения, регистрации и область применения всех диапазонов длин волн Понимать результаты исследований различных видов излучений

индивидуальный опрос, тест

§81-83

44/14

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений.



объяснение нового материала

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений.

Описывать основные свойства, методы получения, регистрации и область применения всех диапазонов длин волн Понимать результаты исследований различных видов излучений

фронтальный опрос

§84-86

45/15

Подготовка к контрольной работе.



формирование практических умений и навыков

интерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

домашняя к.р.

§59-86

46/16

Контрольная работа №4 «Оптика»



контроль и учет знаний

интерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

контрольная работа

§59-86


IV. Квантовая физика (19 часов)


47/1


Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Теория фотоэффекта.



объяснение нового материала

постоянная Планка, фотоэффект, теория фотоэффекта

Представлять идею Планка о прерывистом характере испускания и поглощения света.. Уметь вычислять энергию кванта по формуле Планка. Объяснять суть явления фотоэффекта.

фронтальный опрос, индивид письм. работа

§87-88

48/2

Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.




комбинированный


фотоны, гипотеза де Бройля

Понимать смысл волны де Бройля. Уметь вычислять частоту, массу и импульс фотона

индивидуальный опрос


§89-90, упр.12

49/3

Давление света





Комбинированный

давление света

Решать задачи на вычисление давления света

Индивидуальный опрос

§91-92

50/4

Строение атома. Опыты Резерфорда.



объяснение нового материала

модель Томсона, опыты Резерфорда, планетарная модель атома



Знать строение атома по Резерфорду.


фронтальный опрос, тест

§93

51/5

Постулаты Бора. Модель атома по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика.



объяснение нового материала

постулаты Бора, модель атома водорода,

Понимать смысл постулатов Бора. Применять их при решении задач. Применять второй постулат Бора для вычисления длины волны поглощенного кванта света. Вычислять длину волны излученного фотона при переходе атома с более высокого энергетического уровня на более низкий.

Индивидуальный опрос

§94-95, упр.13

52/6

Лазеры.



Объяснение нового материала

индуцированное излучение, лазеры, типы лазеров

Приводить примеры применения лазеров.


фронтальный опрос


§96

53/7

Подготовка к контрольной работе.




формирование практических умений и навыков

фотоэффект, постулаты Бора, лазеры

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

домашняя к.р.


§87-96

54/8

Контрольная работа №5 «Квантовая физика»



контроль и учет знаний

фотоэффект, постулаты Бора, лазеры

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

контрольная работа

§87-96

55/9

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц



объяснение нового материала

счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера

Представлять методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.


устный опрос

§97

56/10

Открытие радиоактивности. Альфа, бета- и гамма-излучения.



объяснение нового материала

радиоактивность, виды рад. излучения

Знать виды излучений.


устный опрос

§98-99

57/11

Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.



объяснение нового материала

радиоактивные превращения, правило смещения, период полураспада

Объяснять физический смысл величины – период полураспада. Применять закон радиоактивного распада при расчете числа нераспавшихся ядер в любой момент времени.

индивидуальный опрос

§100-101

58/12

Изотопы. Открытие нейтрона.



объяснение нового материала

изотопы, открытие нейтрона

Приводить примеры элементарных частиц


фронтальный опрос, тест


§102-103

59/13

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.



объяснение нового материала

ядерные силы, строение ядра, энергия связи

Решать задачи на расчет энергии связи ядер. Знать нуклонную модель ядра.


устный опрос

§104-105

60/14

Ядерные реакции. Деление ядер урана.



объяснение нового материала

ядерные реакции, энергетический выход, деление урана

Представлять процесс деления ядра. Приводить примеры практического использования деления и атомных ядер.


устный опрос

§106-107

61/15

Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.



Комбинированный

цепные реакции, коэффициент размножения нейтронов, ядерный реактор

Знать экологические проблемы, связанные с работой атомных электростанций


устный опрос

§108-109

62/16

Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.



объяснение нового материала

термоядерные реакции, применение ядерной энергии

Представлять процесс синтеза ядра.

Знать основные меры безопасности в освоении ядерной энергетики.

фронтальный опрос, индивид письм. работа

§110-113, упр.14

63/17

Элементарные частицы.



объяснение нового материала

элементарные частицы, кварки, позитрон, античастицы

Представлять применение радиоактивных изотопов.

Знать о влиянии на организм радиоактивных излучений.

фронтальный опрос

§114-115

64/18

Подготовка к контрольной работе.



формирование практических умений и навыков

Альфа, бета- и гамма-излучения, радиоактивность, ядерные реакции

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

домашняя к.р.

§97-115

65/19

Контрольная работа №6 «Ядерная физика»



контроль и учет знаний

Альфа, бета- и гамма-излучения, радиоактивность, ядерные реакции

знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач

контрольная работа


§97-115


V. Повторение (3часа)


66/1

Механика



повторение и обобщение



фронтальный опрос

§116-119

67/2

Молекулярная физика и термодинамика



повторение и обобщение



фронтальный опрос

§120-123

68/3

Электродинамика



контроль и учет знаний



контрольная работа


§124-126, упр.15



Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10-11кл»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ 10-11 КЛАСС.


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г.

  2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.1;

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  4. Распоряжения Министерства образования Ульяновской области №2207-р от 27 июня 2011г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»

в соответствии с:

  1. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обученияв общеобразовательных организациях», с изменениями внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. №81

  2. Примерной программы среднего общего образования по физике 10-11 классы;

  3. Приказ № 253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 № 986).

С учетом нормативно-правовой документации и локальных актов, регламентирующих деятельность школы в 2016-2017 учебном году.


Программа рассчитана на 3 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе.

Для реализации программы используются учебники: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский Физика – 10, М.: Просвещение, 2015 г.

Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский Физика – 11, М.: Просвещение, 2015 г. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.









  1. Цели изучения физики


  • раскрытие общекультурной значимости физики и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности;

  • формирование у учащихся методов научного познания в единстве с усвоением знаний и умений, развитие целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • формирование у учащихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формулировать и обосновывать собственную позицию, мотивированное заключение;

  • формирование у учащихся умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

  • приобретение учащимися ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, — навыков принятия решений, решения проблем поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, умения эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту, публичному изложению своих выводов и их аргументации.

Изучение физики на базовом уровне направлено на выполнение следующих задач:

  • формирование у учеников умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • формирование у учеников целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно- научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

  • приобретение учеников опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом (расширенном) уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


  1. Цели и задачи

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Для успешного достижения целей курса физики необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и метода исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующие эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования;

овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природные явления, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения физики на базовом (расширенном) уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.



Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные особенности и состояние здоровья детей, учитель, организуя дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может использовать уровневый подход при отборе содержания учебного материала.


Формы текущего контроля: контрольные работы, лабораторные работы, самостоятельные работы, физические диктанты, индивидуальные задания, тесты, устные опросы.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (170 часов)

Физика и методы научного познания (2 час)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (45ч)

Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.

Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.

Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны.

Демонстрации

  1. Зависимость траектории от выбора отсчета.

  2. Падение тел в воздухе и в вакууме.

  3. Явление инерции.

  4. Измерение сил.

  5. Сложение сил.

  6. Зависимость силы упругости от деформации.

  7. Реактивное движение.

  8. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

Контрольная работы №1 «Кинематика материальной точки»

Контрольная работа №2 «Динамика материальной точки»

Контрольная работа №3 «Законы сохранения»



Молекулярная физика (30ч)

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Демонстрации

  1. Механическая модель броуновского движения.

  2. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

  3. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

  4. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

  5. Устройство гигрометра и психрометра.

  6. Кристаллические и аморфные тела.

  7. Модели тепловых двигателей.

Лабораторная работа№3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Контрольная работа №4 «Основы молекулярно- кинетической теории»

Контрольная работа №5 «Термодинамика »


Электростатика. Постоянный ток (33 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Электрометр.

  3. Энергия заряженного конденсатора.

  4. Электроизмерительные приборы.

Лабораторные работы

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Контрольная работа №6 «Законы постоянного тока»


Магнитное поле (12ч)

Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток »

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Контрольная работа №1 «Магнитное поле»


Электромагнитные колебания и волны (43 ч)

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.

Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

Контрольная работа №2 «Колебания и волны»

Контрольная работа №3 «Оптика»


Квантовая физика (21 ч)

Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

Контрольная работа №4 «Квантовая физика»



Строение Вселенной (5 ч)

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Резерв свободного учебного времени (14 ч.)


Содержание учебной программы (основные блоки соответственно Примерной программе)

Кол-во

часов

Сроки освоения (указать класс)

10 класс

11 класс

1.

Физика и методы научного познания

2

1

1

2.

Механические явления.

45

38

7

3.

Молекулярная физика.

30

30

-

4.

Электростатика. Постоянный ток.

33

33

-

5.

Магнитное поле

12

-

12

6.

Электромагнитные колебания и волны.

43

-

43

7.

Квантовая физика.

21

-

21

8.

Строение Вселенной.

5

-

5

9.

Резерв свободного учебного времени.

14

-

14



Основное содержание 10 класс (102 часа) Основное содержание 11 класс (102 часа)

Тема

Кол-во часов

Из них

К/р

Л/р

1.

Введение. Основные особенности физического метода исследования

1



2.

Механика

38

3

3

2.1.

Кинематика. Кинематика твердого тела

11

1

1

2.2.

Динамика и силы в природе

17

1

1

2.3.

Законы сохранения в механике

10

1

1

3.

Молекулярная физика. Термодинамика

30

2

2

3.1.

Основы молекулярной физики

13

1

1

3.2.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

7


1

3.3.

Термодинамика

10

1


4.

Электродинамика

33

3

2

4.1.

Электростатика

12

1


4.2.

Постоянный электрический ток

11

1

2

4.3.

Электрический ток в различных средах

10

1


5.

Повторение (Резерв)

0




ИТОГО:

102

8

7











Тема

Кол-во часов

Из них

К/р

Л/р

1.

Электродинамика

12

1

2

1.1.

Магнитное поле

5


1

1.2.

Электромагнитная индукция

7

1

1

2.

Колебания и волны

20

1

1

2.1.

Механические колебания

4


1

2.2.

Электромагнитные колебания

5



2.3.

Производство, передача и использование электрической энергии.

2



2.4.

Механические волны

3



2.5.

Электромагнитные волны

6

1


3.

Оптика

23

1

4

3.1.

Световые волны

14


3

3.2.

Элементы теории относительности

3



3.3.

Излучение и спектры

6

1

1

4

Квантовая физика

21

1



Световые кванты

6




Атомная физика

12




Физика атомного ядра. Элементарные частицы

3

1


5

Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества

1



6

Строение и эволюция Вселенной

5



7

Обобщающее повторение

14



8

Лабораторный практикум

6




ИТОГО:

102

4

7












Практическая часть курса 10 класса включает 8 контрольных работ, 7 фронтальных лабораторных работ.

Контрольные работы 10 класс

Лабораторные работы 10 класс

Тема

Дата

Тема

Дата

1

Входной контроль знаний

1

Измерение ускорения свободного падения

2

Кинематика материальной точки

2

Изучение движения тел по окружности под действием силы тя­жести и упругости

3

Динамика материальной точки

3

Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии

4

Законы сохранения в механике

4

Опытная проверка закона Гей-Люссака

5

Основы молекулярно -кинетической теории

5

Измерение влажности воздуха

6

Основы термодинамики

6

Изучение последовательного и параллельного соединений проводников

7

Электростатика

8

Постоянный электрический ток

7

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

9

Электрический ток в различных средах



Практическая часть курса 11 класса включает 6 контрольных работ, 7 фронтальных лабораторных работ, 6 лабораторных работ физического практикума

Контрольные работы 11 класс

Лабораторные работы 11 класс

Тема

Дата

Тема

Дата

1

Входной контроль знаний


1

Наблюдение действия магнитного поля на ток


2

Основы электродинамики


2

Изучение явления электромагнитной индукции.


3

Колебания и волны


3

Определение ускорения свободного падения с помощью маятника


4

Оптика


4

Определение показателя преломления стекла


5

Квантовая физика


5

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы


6

Итоговая контрольная работа


6

Измерение длины световой волны





7

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров



1 Сборник нормативных документов. Физика. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

11



Просмотр содержимого документа
«РП с КТП по астрономии 11 кл.»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кротовская средняя школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

«30 » августа 2017 г.


Протокол №1

Руководитель ШМО: ________

С.Н.Наумова

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора

по УВР


_____________ /Л.В.Ментова/


«30» августа 2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы

от 31.08.2017 года №


_________/В.Г.Константинова/



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО АСТРОНОМИИ.

на 2017-2018 учебный год

11 класс



Учебник: «Астрономия 11 класс»: учебник для 11 класса/ Б.А.Воронцов-Вельяминов, Страут – 2-е изд.,-М.: Дрофа, Вертикаль 2018г.;












  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

  2. Письма Министерства образования и науки РФ от 20.06.2017 № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета Астрономия»

  3. Учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М.: Дрофа, 2018)

  4. Учебного плана Кротовской средней школы на 2017-2018 учебный год;


Учебный план образовательного учреждения отводит 1 час неделю, 34 часов за год для обязательного изучения астрономии на базовом уровне в 11 классе. Реализуется в соответствии с годовым календарным графиком школы на 2017-2018 учебный год.

Программа рассчитана на 35 ч, что соответствует количеству часов программы. Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Воронцов-Вельяминов, Страут 2018г. Учебник входит в УМК по астрономии для 10-11 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1ч, за счет резервного времени.


Рабочая программа содержит предметные темы образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов астрономии, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; практических работ, выполняемых учащимися Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания астрономии.


Цели изучения курса:

  • развитие познавательной мотивации в области астрономии для становления у учащихся ключевых компетентностей;

  • развития способности к самообучению и самопознанию, ситуации успеха, радости от познания;

  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в

земных условиях, и единстве мегамира и микромира;


Задачи изучения курса:

  • формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,

  • формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.



  1. Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Всего часов

Практическая часть

примерная

программа

рабочая

программа

практических работ

контрольных

работ

1

Введение в астрономию

1

2



2

Практические основы астрономии

6

7

2


3

Строение Солнечной системы

5

5

2


4

Природа тел Солнечной системы

7

8

1

1

5

Солнце и звезды

6

8

1

1

6

Строение и эволюция Вселенной

5

4


1


ВСЕГО

30+4(наблюдения)

34

6

3



Данная рабочая программа имеет небольшие различия с примерной рабочей программой. Примерная рабочая программа ориентирована на изучение астрономии на практике, выезды в обсерваторию, наблюдение за звездами в темное время суток и т. п. Изучение астрономии в данном курсе производится без внеурочной работы по наблюдению, поэтому увеличены доли учебного времени, отводимого на изучение этих вопросов теоретически. Сокращен раздел «Строение и эволюция Вселенной», больше часов выделено на изучение природы тел Солнечной системы.



3. Содержание учебного предмета.

I. Введение в астрономию (2часа)

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).

II. Практические основы астрономии (7 часов)

Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

III. Строение солнечной системы (5 часов)

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

IV. Природа тел Солнечной системы (8 часов)

Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).

V. Солнце и звезды (8 часов)

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

VI. Строение и эволюция Вселенной (4 часа)

Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).


















4. Календарно – тематическое планирование


урока


дата

Дом.

задан

Название изучаемого раздела

Тема урока

Тип урока

Формы, методы.

Средства обучения

Планируемые образовательные результаты

Оснащение уроков

Введение в астрономию

1


п. 1

Предмет астрономии

Лекция, беседа

Информационно-развивающий

Презентация

Знать: роль наблюдения в астрономии, связь астрономии с другими науками.

Уметь: приводить примеры использования научных методов

познания.

Интерактивный комплекс

2


п.2

Наблюдения – основа астрономии

Лекция, беседа

Информационно-развивающий

Презентация

Знать астрономические наблюдения и их особенности. Телескопы: виды, разрешаемость, увеличение, светосила и их нахождение. Радиотелескопы. Обсерватории.

Интерактивный комплекс

Практические основы астрономии

3


п. 3

Звезды и созвездия

Комбинированный

Информационно-развивающий Учебный фильм

Знать, что такое созвездие,

уметь перечислять основные принципы

построения физических теорий, границы применимости законов

Интерактивный комплекс

4


п. 4

Небесные координаты и звездные карты

Комбинированный

Информационно-развивающий Презентация

Экваториальные координаты и связь с географическими. Способы определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, формула высоты (широты) и применение в решении задач.

Интерактивный комплекс

5


п. 5

Видимое движение звезд на различных географических широтах

Комбинированный

Информационно-развивающий

Презентация

Небесная сфера: основные точки, линии и плоскости. Горизонтальная система координат, кульминация, зенитное расстояние. Суточное движение светил. Перевод градусной меры в часовую и обратно.

Интерактивный комплекс

6


п.6

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика

Комбинированный

Информационно-развивающий

Презентация

Годичное движение звезд, Солнца: эклиптика, точки, зодиакальные созвездия.

Интерактивный комплекс

7


п.7

Движение и фазы Луны

Комбинированный

Информационно-развивающий

Учебный фильм

Луна – спутник Земли. Движение и фазы Луны.

Интерактивный комплекс

8


п.8

Затмения Солнца и Луны

Комбинированный

Информационно-развивающий

Учебный фильм

Солнечные и лунные затмения.

Интерактивный комплекс

9


п.9

Время и календарь

Комбинированный

Информационно-развивающий Презентация

Солнечные сутки, служба Солнца и точного времени. Всемирное время, связь с географической долготой, система счета времени. Исчисление времени в РФ. Летоисчисление, календарь, старый и новый стиль. Разбор задач.

Интерактивный комплекс

Строение Солнечной системы

10


п.10

Развитие представлений о строении мира

Лекция, беседа

Информационно-развивающий

Презентация

История развития представлений об окружающем мире в древности. Геоцентрическая система мира Аристотеля и К.Птолемея. Гелиоцентрическая система мира Н.Коперника. Становление гелиоцентризма: Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон, Ломоносов и другие.

Интерактивный комплекс

11


п.11

Конфигурация планет. Синодический период

Комбинированный

Информационно-развивающий

Презентация

Состав СС (сведения о телах и характерные закономерности). Петлеобразное движение планет и объяснение. Конфигурация, виды для верхних и нижних планет. Сидерические и синодические периоды. Разбор задач.

Интерактивный комплекс

12


п.12

Законы движения планет Солнечной системы

Комбинированный

Информационно-развивающий

Презентация

И.Кеплер и его законы. Задачи на нахождение эксцентриситета, перигея и апогея. Разбор задач

Интерактивный комплекс

13


п.13

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Комбинированный

Информационно-развивающий

Расстояние от Земли до Солнца. Способы определения расстояний в СС: 3-й закон Кеплера, параллактический, радиолокационный. Параллакс, параллактическое смещение. Определение размеров небесных тел. Разбор задач

Интерактивный комплекс

14


п.14

Движение небесных тел под действием сил тяготения

Комбинированный

Информационно-развивающий

Презентация


Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна. Уточнение законов И.Ньютоном Определение масс небесных тел. Разбор задач

Интерактивный комплекс

Природа тел Солнечной системы

15


п.15

Общие характеристики планет

Комбинированный

Информационно-развивающий

Учебный фильм

Деление планет на группы.

Интерактивный комплекс

16


п.16

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Комбинированный

Информационно-развивающий

Основные движения Земли. Форма Земли, триангуляция: Эратосфен, Ньютон, Струве..

Интерактивный комплекс

17


п.17

Система Земля – Луна. Земля

Комбинированный

Информационно-развивающий Учебный фильм

Масса и плотность Земли. Строение, атмосфера, химический состав, магнитное поле.

Интерактивный комплекс

18


п.

Луна

Комбинированный

Информационно-развивающий Учебный фильм

Луна – спутник Земли. Солнечные и лунные затмения

Интерактивный комплекс

19


п.18

Планеты земной группы

Комбинированный

Информационно-развивающий Учебный фильм

Основные особенности планет земной группы.

Интерактивный комплекс

20


п. 18.4

Марс

Комбинированный

Информационно-развивающий Учебный фильм

Спутники Марса Состав атмосфер, рельеф, хронология открытий и исследование КА.

Интерактивный комплекс

21


п.19

Далекие планеты

Комбинированный

Информационно-развивающий Учебный фильм

Закономерность в удаленности планет от Солнца. Астероиды, пояса астероидов, физическая характеристика и исследование астероидов КА. Метеориты, виды, кратеры (в том числе на Земле), их изучение и значимость

Интерактивный комплекс

22


п.20

Малые тела солнечной системы

Комбинированный

Информационно-развивающий Учебный фильм

Кометы, их открытие, орбита, исследования КА. Природа комет, состав, классификация Ф.А.Бредихина. Болиды. Метеоры, метеорные потоки, порождаемые кометами.


Интерактивный комплекс

Солнце и звезды

23


п.21

Общие сведения о Солнце

Комбинированный

Информационно-развивающий Учебный фильм

Солнце - источник жизни на Земле, его обожествление в древности. Вид в телескоп, вращение. Размер, масса, светимость, солнечная постоянная. Температура, закон Стефана-Больцмана и Вина.

Интерактивный комплекс

24


п.21

Строение атмосферы Солнца. Солнечная активность

Комбинированный

Информационно-развивающий

Химический состав Солнца. Решение задач на использование законов и формулы светимости.

Интерактивный комплекс

25


п.22

Расстояния до звезд

Комбинированный

Информационно-развивающий Учебный фильм

Годичный параллакс. Единицы измерения расстояния: астрономическая единица, парсек, световой год. Первые два метода определения расстояний: параллактический, через блеск звезд. Видимые и абсолютные звездные величины.

Интерактивный комплекс

26


п. 22.3

Спектры, цвет и температура звезд

Комбинированный

Информационно-развивающий Презентации

Знать о физической природе

звёзд; уметь работать по

диаграммам

Интерактивный комплекс

27


п.23

Двойные звезды

Комбинированный

Информационно-развивающий

Презентация

Различные виды двойственности звезд: оптическая, физическая, фотометрическая. Виды физически двойных звезд.

Интерактивный комплекс

28


п.23

Размеры звезд. Плотность вещества

Комбинированный

Информационно-развивающий

Презентация

Определение масс двойных звезд. Невидимые спутники

Интерактивный комплекс

29


п.24

Переменные и нестационарные звезды

Комбинированный

Информационно-развивающий

Презентация

Переменные звезды: правильные, полуправильные, неправильные. Цефеиды.

Интерактивный комплекс

30


п.24

Новые и сверхновые звезды

Комбинированный

Информационно-развивающий

Презентация

Вспыхивающие (новые) и взрывающиеся (сверхновые). Пульсары (нейтронные). Связь с массой

Интерактивный комплекс

31


п.25

Наша Галактика

Комбинированный

Информационно-развивающий

Учебный фильм

Знать состав, строение, и

вращение Галактики,

уметь рассказать о движении

звёзд в ней


Интерактивный комплекс

32


п.26

Другие звездные системы – галактики

Комбинированный

Информационно-развивающий

Учебный фильм

Уметь рассказать о других

Галактиках и галактических

системах

Интерактивный комплекс

33


п.27

Основы современной космологии

Комбинированный

Информационно-развивающий

Учебный фильм

Смысл понятий Основы современной космологии

Интерактивный комплекс

34


п.28

Жизнь и разум во Вселенной

Комбинированный

Информационно-

развивающий

Учебный фильм

Астрономическая картина мира. Проблемы внеземной цивилизации

Интерактивный комплекс




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!