Основы электродинамики (9часов) |
1/1 | Взаимодействие токов. магнитное поле. Магнитная индукция. | | | Объяснение нового материала | Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции | Объяснять опыт Эрстеда. Вычислять индукцию магнитного поля прямолинейного проводника с током | Фронтальный опрос | §1-2 |
2/2 | Закон Ампера. Применение закона Ампера. | | | Объяснение нового материала | Сила Ампера Применение закона Ампера. | Находить числовое значение и направление силы Ампера. Иметь представлении о действии магнитного поля на проводник с током. | устный опрос | §3-5 |
3/3 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. | | | комбинированный | Сила Лоренца Гипотеза Ампера Магнитные свойства вещества | Находить числовое значение и направление силы Лоренца | индивидуальный опрос | §6 |
4/4 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. | | | Объяснение нового материала | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Знать понятие «магнитный поток». Вычислять магнитный поток Понимать суть явления электромагнитная индукция, знать правило Ленца, применять его при решении задач. | уплотненный опрос | §8-11 |
5/5 | Л.Р. №1 «Изучение явления электромагнитной индукции» | | | формирование практических умений и навыков | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Понимать суть явления электромагнитная индукция, знать правило Ленца, применять его при решении задач. | устный опрос | §8-10 |
6/6 | ЭДС индукции. Самоиндукция. Индуктивность. | | | Объяснение нового материала | ЭДС, индуктивность | Понимать суть явления самоиндукции. | уплотненный опрос | §13-15 |
7/7 | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | | | комбинированный | энергия магнитного поля, электромагнитное поле | Вычислять энергию магнитного поля. | тест | §16-17 |
8/8 | Подготовка к контрольной работе | | | формирование практических умений и навыков | магнитная индукция, сила Лоренца, Закон Ампера, правило Ленца | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. | §1-17 |
9/9 | Контрольная работа №1 «Основы электродинамики» | | | контроль и учет знаний | магнитная индукция, сила Лоренца, Закон Ампера, правило Ленца | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа | §1-17 |
II. Колебания и волны (21 час) |
10/1 | Механические колебания. Математический маятник. | | | объяснение нового материала | Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник. | Знать понятие свободных и вынужденных колебаний. Условия их возникновения. | фронтальный опрос | §18-20 |
11/2 | Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях | | | Объяснение нового материала | Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний | Знать характеристики колебательного движения. | Индивидуальный опрос | §22-24 |
12/3 | Л.Р. №2 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | | | формирование практич. умений и навыков | математический маятник | Знать характеристики колебательного движения, уметь определять ускорение свободного падения | лабораторная работа | §18-24 |
13/4 | Вынужденные колебания. Резонанс | | | Объяснение нового материала | Свободные и вынужденные колебания. Резонанс | Знать/понимать смысл резонанса | уплотненный опрос, тест | §25-26 |
14/5 | Свободные электромагнитные колебания | | | Объяснение нового материала | Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре. | Иметь представление о механизме свободных колебаний. Понимать природу электромагнитных колебаний | устный опрос и индивид письм. работа | §27 |
15/6 | Л.Р. №3 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | | | формирование практических умений и навыков | действие магнитного поля на проводник с током | понимать действие магнитного поля на проводник с током | лабораторная работа | Отчет о л/р |
16/7 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | | | Объяснение нового материала | Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. | Знать уравнение гармонических электромагнитных колебаний | уплотненный опрос,тест | §28-30 |
17/8 | Переменный ток. Активное сопротивление. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. | | | Объяснение нового материала | Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. | Знать понятие «переменный ток». Знать понятие «активного сопротивления». Вычислять емкостное сопротивление. Вычислять индуктивное сопротивление. | индивидуальный опрос | §31-34 |
18/9 | Резонанс. Автоколебания. | | | объяснение нового материала | Резонанс в электрической цепи. | Иметь представление о резонансе в колебательном контуре. Представлять, какую роль играет колебательный контур в радиоприеме. Иметь представление об автоколебательных системах. | устный опрос и индивид | §35-36 |
19/10 | Генерирование электрической энергии. Трансформатор. | | | комбинированный | Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. | Знать принципиальное устройство генератора. Понимать принцип действия трансформатора. | фронтальный опрос, решение задач | §37-38 |
20/11 | Передача электроэнергии. Использование электроэнергии | | | комбинированный | Передача электрической энергии, использование электроэнергии | Понимать принципы передачи и производства электрической энергии. Знать области использования электрической энергии | устный фронт. опрос и индивид письм. ответ | §39-41 |
21/12 | Подготовка к контрольной работе | | | формирование практических умений и навыков | электромагнитные колебания, переменный ток, колебательный контур, резонанс | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. | §27-41, упр.5 |
22/13 | Контрольная работа №2 «Колебания» | | | контроль и учет знаний | электромагнитные колебания, переменный ток, колебательный контур, резонанс | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа | §27-41 |
23/14 | Волновые явления. Распространение механических волн. | | | Объяснение нового материала | волны, энергия волны виды волн | Знать понимать смысл физических понятий механическая волна, период волны | фронтальный опрос | §42-43 |
24/15 | Длина волны. Скорость волны. | | | Комбинированный | длина, скорость волны, уравнение бегущей волны | знать смысл понятий длина, скорость волны | устный опрос, решение задач | §44-45 |
25/16 | Волны в среде. Звуковые волны. | | | Комбинированный | звуковые волны в различных средах, скорость звуковой волны | Знать понимать смысл физических понятий звуковая волна, принцип распространения волн | устный опрос | §46-47, упр.6 |
26/17 | Электромагнитные волны. Волновые свойства света. | | | Объяснение нового материала | электромагнитная волна, плотность потока | Понимать процессы в опытах Герца. Представлять процесс получения электромагнитных волн. Представлять идеи теории Максвелла. | фронтальный опрос | §48-50 |
27/18 | Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. | | | Объяснение нового материала | радио, принципы радиосвязи, модуляция, детектирование | Называть диапазоны длин волн для каждого участка. Различать виды радиосвязи. Усвоить принципы радиопередачи и радиоприема. | Индивидуальный опрос | §51-55 |
28/19 | Радиолокация. Понятие о телевидении. | | | Объяснение нового материала | радиолокация, телевидение, видеосигналы | Понимать принципы радиолокации. Понимать принципы работы телевидения. Знать меры безопасности при работе со средствами связи. | фронтальный опрос | §56-58 |
29/20 | Подготовка к контрольной работе | | | формирование практических умений и навыков | волны, виды волн, энергия, радио | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. | §42-58, упр.7 |
30/21 | Контрольная работа №3 «Волны» | | | контроль и учет знаний | волны, виды волн, энергия, радио | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа | §42-58 |
III. Оптика (16 часов) |
31/1 | Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | | | Объяснение нового материала | скорость света, принцип Гюйгенса, закон отражения | Знать понятие луча. Представлять свет как поток частиц и как волну. Объяснять процесс отражения. Формулировать принцип Гюйгенса и его уточнением Френелем. Объяснять полное внутреннее отражение. | фронтальный опрос | §59-60 |
32/2 | Закон преломления света. Полное отражение. | | | Объяснение нового материала | закон преломления, показатель преломления, полное отражение | Объяснять процесс преломления. Понимать физический смысл показателя преломления света. | фронтальный опрос, тест | §61-62, упр.8 |
33/3 | Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла» | | | формирование практических умений и навыков | закон преломления, показатель преломления, полное отражение | Определять показатель преломления. | лабораторная работа | §59-62, отчет по л/р |
34/4 | Линза. Построение изображений в линзе. | | | объяснение нового материала | тонкая линза, виды линз, фокусное расстояние | Распознавать рассеивающие и собирающие линзы. Находить фокусное расстояние и оптическую силу линзы. | уплотненный опрос | §63-64 |
35/5 | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | | | Комбинированный | увеличение линзы, формула тонкой линзы | Строить изображения в линзах Знать формулу тонкой линзы. Применять ее для решения задач. | фронтальный опрос | §65, упр.9 |
36/6 | Л.Р. №5 «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы» | | | формирование практических умений и навыков | оптическая сила, фокусное расстояние, увеличение | | лабораторная работа | §63-65, отчет по л/р |
37/7 | Дисперсия света. Интерференция света. | | | объяснение нового материала | дисперсия, сложение волн, интерференция, когерентные волны | Знать применения интерференции. Объяснять проявления дисперсии. Объяснять цвет тел с точки зрения Ньютона. Определять различие в скоростях света. | индивидуальный опрос | §66-69 |
38/8 | Дифракция света. Дифракционная решетка | | | комбинированный | дифракция, опыт Юнга, теория Френеля, дифракционная решетка | Представлять явление дифракции. Представлять устройство и применение дифракционной решетки.Использовать дифракционную решетку для измерения длины волны. | устный опрос | §70-72 |
39/9 | Поперечность световых волн. Поляризация света. | | | объяснение нового материала | опыт с турмалином, поперечность световых волн, поляроиды | Иметь представление о поперечности световых волн и поляризации света | устный опрос | §73-74, упр.10 |
40/10 | Принцип относительности. Постулаты теории относительности. | | | объяснение нового материала | принцип относительности, постулаты Энштейна | Знать/понимать постулаты СТО. Знать/понимать смысл относительности времени. Знать границы применимости классической механики. | индивидуальный опрос | §75-76 |
41/11 | Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. | | | Объяснение нового материала | энергия покоя, зависимость массы от скорости, принцип соответствия | Знать/понимать смысл релятивистских формул массы и энергии | индивидуальный опрос, тест | §77-79, упр.11 |
42/12 | Виды излучений. Источники света | | | объяснение нового материала | виды излучения, источники света | Различать виды излучений и спектров. | фронтальный и индивидуальный опрос | §80 |
43/13 | Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ | | | Комбинированный | спектры, спектральные апператы, виды спектров | Описывать основные свойства, методы получения, регистрации и область применения всех диапазонов длин волн Понимать результаты исследований различных видов излучений | индивидуальный опрос, тест | §81-83 |
44/14 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений. | | | объяснение нового материала | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений. | Описывать основные свойства, методы получения, регистрации и область применения всех диапазонов длин волн Понимать результаты исследований различных видов излучений | фронтальный опрос | §84-86 |
45/15 | Подготовка к контрольной работе. | | | формирование практических умений и навыков | интерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. | §59-86 |
46/16 | Контрольная работа №4 «Оптика» | | | контроль и учет знаний | интерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа | §59-86 |
IV. Квантовая физика (19 часов) |
47/1 | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | | | объяснение нового материала | постоянная Планка, фотоэффект, теория фотоэффекта | Представлять идею Планка о прерывистом характере испускания и поглощения света.. Уметь вычислять энергию кванта по формуле Планка. Объяснять суть явления фотоэффекта. | фронтальный опрос, индивид письм. работа | §87-88 |
48/2 | Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. | | | комбинированный | фотоны, гипотеза де Бройля | Понимать смысл волны де Бройля. Уметь вычислять частоту, массу и импульс фотона | индивидуальный опрос | §89-90, упр.12 |
49/3 | Давление света | | | Комбинированный | давление света | Решать задачи на вычисление давления света | Индивидуальный опрос | §91-92 |
50/4 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | | | объяснение нового материала | модель Томсона, опыты Резерфорда, планетарная модель атома | Знать строение атома по Резерфорду. | фронтальный опрос, тест | §93 |
51/5 | Постулаты Бора. Модель атома по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. | | | объяснение нового материала | постулаты Бора, модель атома водорода, | Понимать смысл постулатов Бора. Применять их при решении задач. Применять второй постулат Бора для вычисления длины волны поглощенного кванта света. Вычислять длину волны излученного фотона при переходе атома с более высокого энергетического уровня на более низкий. | Индивидуальный опрос | §94-95, упр.13 |
52/6 | Лазеры. | | | Объяснение нового материала | индуцированное излучение, лазеры, типы лазеров | Приводить примеры применения лазеров. | фронтальный опрос | §96 |
53/7 | Подготовка к контрольной работе. | | | формирование практических умений и навыков | фотоэффект, постулаты Бора, лазеры | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. | §87-96 |
54/8 | Контрольная работа №5 «Квантовая физика» | | | контроль и учет знаний | фотоэффект, постулаты Бора, лазеры | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа | §87-96 |
55/9 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц | | | объяснение нового материала | счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера | Представлять методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. | устный опрос | §97 |
56/10 | Открытие радиоактивности. Альфа, бета- и гамма-излучения. | | | объяснение нового материала | радиоактивность, виды рад. излучения | Знать виды излучений. | устный опрос | §98-99 |
57/11 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. | | | объяснение нового материала | радиоактивные превращения, правило смещения, период полураспада | Объяснять физический смысл величины – период полураспада. Применять закон радиоактивного распада при расчете числа нераспавшихся ядер в любой момент времени. | индивидуальный опрос | §100-101 |
58/12 | Изотопы. Открытие нейтрона. | | | объяснение нового материала | изотопы, открытие нейтрона | Приводить примеры элементарных частиц | фронтальный опрос, тест | §102-103 |
59/13 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | | | объяснение нового материала | ядерные силы, строение ядра, энергия связи | Решать задачи на расчет энергии связи ядер. Знать нуклонную модель ядра. | устный опрос | §104-105 |
60/14 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. | | | объяснение нового материала | ядерные реакции, энергетический выход, деление урана | Представлять процесс деления ядра. Приводить примеры практического использования деления и атомных ядер. | устный опрос | §106-107 |
61/15 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | | | Комбинированный | цепные реакции, коэффициент размножения нейтронов, ядерный реактор | Знать экологические проблемы, связанные с работой атомных электростанций | устный опрос | §108-109 |
62/16 | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. | | | объяснение нового материала | термоядерные реакции, применение ядерной энергии | Представлять процесс синтеза ядра. Знать основные меры безопасности в освоении ядерной энергетики. | фронтальный опрос, индивид письм. работа | §110-113, упр.14 |
63/17 | Элементарные частицы. | | | объяснение нового материала | элементарные частицы, кварки, позитрон, античастицы | Представлять применение радиоактивных изотопов. Знать о влиянии на организм радиоактивных излучений. | фронтальный опрос | §114-115 |
64/18 | Подготовка к контрольной работе. | | | формирование практических умений и навыков | Альфа, бета- и гамма-излучения, радиоактивность, ядерные реакции | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. | §97-115 |
65/19 | Контрольная работа №6 «Ядерная физика» | | | контроль и учет знаний | Альфа, бета- и гамма-излучения, радиоактивность, ядерные реакции | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа | §97-115 |
V. Повторение (3часа) |
66/1 | Механика | | | повторение и обобщение | | | фронтальный опрос | §116-119 |
67/2 | Молекулярная физика и термодинамика | | | повторение и обобщение | | | фронтальный опрос | §120-123 |
68/3 | Электродинамика | | | контроль и учет знаний | | | контрольная работа | §124-126, упр.15 |