СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка нестандартного урока по ФК. Туризм " Тропа здоровья"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я предлагаю нестандартный урок по физической культуре - Туризм: " Тропа здоровья". Особенности тропы в том, что она приходит в природных условиях и выполнять задания, при этом преодолевать определенное расстояния учитывая, что основным видом перемещения по тропе здоровья служат ходьба и бег, необходимо более подробно остановиться на этом способе перемещения. Естественной привычкой способ перемещения человека является ходьба.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка нестандартного урока по ФК. Туризм " Тропа здоровья"»

Методическая разработка нестандартного урока по физической культуре. Туризм "Тропа здоровья"

Учитель физической культуры МОУ « Школа № 140 г. Донецка»

Малеев Иван Николаевич

Физическая культура в наше время является основным предметом, как важное средство гармонического развития личности, укрепления здоровья. В настоящие время туристическая подготовка включена в новый стандарт основного и среднего общего образования по физической культуре, в раздел физкультурно-оздоровительной деятельности. Туристическая подготовка является одним из наиболее массовых и доступных видов физического совершенства. Туристической подготовкой могут заниматься все желающие учащиеся, независимо от медицинской группы здоровья и уровня физической подготовленности. А сколько интересных форм организации туристической подготовки, это теоретические и также практические занятия, которые могут проводиться везде, в классной комнате, спортивном зале и конечно в природных условиях. Туристическая подготовка это оздоровительный фактор закаливания выживания, в трудных условиях природной среде экологи. А также воздействие коллектива на личность творческого человека. Учащиеся должны знать историю свое края, уметь определять природные ресурсы Донецкого кряжа, ландшафт Донбасса. В области насчитывается 70 территорий и объектов природного – заповедного фонда общей площадью 17,7 тыс. гектаров, в том числе два филиала Донецкой народной республики степного заповедника – « Хомутовская степь» и « Меловая флора» В 1879 году в районе Горловки обнаружены ртутные месторождения. Вскоре ртуть не только перестали ввозить из – за границы, но и начали её экспортировать. В 1964 году Банное ныне Святогорск расположен на севере Донецкой обл.

( историческая Слобожанщина) . В близи него находится памятник природы – Меловые горы .( Святые горы. Дивные горы). Это край хвойных лесов и голубых озёр называют « донецкой Швейцарией» О нём с восторгом отзывались А. Чехов, А. Куприн, И. Репин.Большоезначение имеет формирование гражданственности, волевых качеств; смелости, ловкости, выдержки, решительности, мужества, выносливости, дружбы. Многие элементы туристической подготовке можно включить в разделы легкая атлетика, спортивные игры.

Я предлагаю нестандартный урок по физической культуре – «Туризм: “Тропа здоровья”». Особенность тропы в том, что она проходит в природных условиях и выполнять задания, при этом преодолевать определенное расстояния. Учитывая, что основным видом перемещения по тропе здоровья служат ходьба и бег, необходимо более подробно остановиться на этом способе перемещения. Естественной привычкой способ перемещения человека является ходьба. Движение при ходьбе носит, как мы знаем, циклический характер, которому свойственно смена направления и расслабления. По физическому воздействию ходьба может быть упражнений малой умеренной и полной интенсивности. Умело подбирать нагрузку можно улучшить обмен веществ укреплять мышцы Занятия ходьбой способствует улучшению кровоснабжению легких и их вентиляцию по этому ходьба особенно рекомендуется, даже самое главное здоровье здоровый образ жизни. Темп ходьбы – это число шагов в минуту, количество шагов в минуту зависит от длины шага, индивидуально у каждого разная. В среднем ширина шага равна 50–80 см, считая, что средний темп находится в пределах 40–80 шагов. Важным условием эффективности ходьба и бега является правильное дыхание. Дышать надо ритмично через нос, чередовать ходьбу с бегом. Тропа здоровья всего 1200 метров. Пройти тропу здоровья, где должны выполнить определенные задания. Тропу здоровья использовать как на уроке, так и на тренировке. Надо не забывать, что все задания выполняются совместно с природой, помогать друг другу. Очень хорошо помогает в подготовке на туристический слет. Можно выбрать самых лучших туристов, которые могут защитить честь школы в спортивном ориентировании, военно-спортивной игре « Зарница», в соревнованиях « Будущий воин».



Основная часть

Цели урока: формировать навыки к самостоятельным занятиям и выполнять физические упражнения; сделать урок интересным, уникальным, полезным.

Образовательная задача: формировать физические качества умений, навыков у учащихся.

Оздоровительные задачи: развивать выносливость, укреплять дыхательную и сердечнососудистую системы организма.

Воспитательные задачи: формировать чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи при работе в группе.

Методические задачи: показать разнообразные формы и методы необычной физической культуры.

Оборудование урока: спортинвентарь флажки, палатка, канатная дорога, топографические знаки, секундомер.

Ходурока

№ №п\п




Содержание урока




Дозировка



Методические указания


Осн.

Под.

Спец.

11

Подготовительная часть урока ( 10 мин)



Организация учащихся к уроку: - Построение – Доклад – Приветствие. Сообщение задачи урока Мотивация деятельности учащихся, разъяснение сущности деятельности учащихся на уроке.

1 мин.



Вшеренгу фронтальный метод. Обратить внимание на внешний вид учащихся и их самочувствия.


Теоретическая часть:

*Виды туристических препятствий; необходимое туристическое снаряжение; квалификация узлов по их назначению.

1мин.



Траверсы, спуски подъёмы. Карабины, верёвки, страховочные узлы, прямой, встречный, восьмерка.


Напоминание учащимся правил техники безопасности на уроке туризма. Измерение ЧСС у учащихся за 15 сек. Строевые упражнения - перестроение в две шеренги, три шеренги.

2 мин.





Следить за правильным подсчетом пульса.


Разминка: бег к колонне « Змейкой» . ОРУ в парах ( Комплекс упражнений прилагается).

5 мин.



Дыхательные упражнения

22

Основная часть урока

30 мин.





Инструктаж по технике безопасности при выполнении заданий. При выполнении заданий класс делится на три группы.

2 мин.





Задание по станциям. Походная ходьба счередованием бегом.






1.Станция: установка палатки; уборка палатки. Задача: нужно быстро сложить , убрать палатку.

8 мин.



Обратить внимание на правильность установки палатки


2. Станция: вязание узлов..Задача: прямой, ухватывающий, восьмёрка, спасательный. Сбор костра. Задача: А) колодец; Б) шалаш; В) звезда; Г) таежный.

6 мин.



Нужно завязать узлы правильно. Рассказать назначение видов костров.


3. Станция определение топографических знаков. Станция: Викторина, знаешь ли ты свой край. Ребята! Наш край богат запасами полезных ископаемых! Угадайте какими …………………

Загадка№1. С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом, чтоб на верх его поднять, надо в шахте побывать.

( Каменный уголь).

Загадка № 2. В серых скалах её вырубали, из морей и озёр добывали, чтобы потом положить по щепочке в миски, плошки, горшки, сковородки

( Каменная соль).

Загадка № 3. Покрывают им дороги, улицы в селениях. А ещё он есть в цементе сам он – удобрение.

( Известняк).

Загадка № 4. Он лежит в моей руке белый маленький комочек, им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске, белят потолки и печки. ( Мел).

Загадка № 5. Не зря она варилась в доменной печи, на славу получились, ножницы, ключи.( Железная руда).

Ходьба и бег 200 м.

6 мин.



Нужно всей команде определить топографические знаки





Отвечает викторину один из участников группы.


4 Станция пропасть. Одевание снаряжения для канатной дороги. Задача: Пройти по канатной дороге не упасть с неё.

Ходьба-бег 200

8 мин.



Вся команда очереди проходит по канатной дороге. Следить за правильностью одевания снаряжения


Финиш. Время выключается

Замеряем пульс. Меняем команды

1мин.




33

Заключительная часть

Группа садится прямо на траву.

Подводим итоги урока, разбираем урок: чья команда выигрывает, какие ошибки сделали. Ставим оценку за урок. Уходим в спортзал.

5 мин.



Домашнее задание: бег, ходьба.

  1. Упражнение для ног

При всей простоте не так-то просто его сделать. Упражнения выполняется бег « змейкой» между предметами дистанция полтора метра друг от друга . Второе упражнение выполняется поочерёдно напрыгивая на препятствия и соскок с него При этом соблюдается последовательность напрыгивания и соскока с него. Вам понадобится несколько «репетиций», пока вы не выберите верное расстояние между предметом. Выполнить 15– 18 раз.



2. Упражнения для рук

Берёте партнера за руки и начинаете движение руками вперёд обратно при сопротивлении партнера на себя и сопротивление партнера от себя. Упражнение выполняется с максимальной нагрузкой на плечевой пояс . При этом соблюдать безопасность и силу сопротивления, чтобы не нанести травму партнёру. Поочередно потягивайте друг друга, предварительно договорившись о последовательности движения (12 – 15 потягиваний для одного партнера).



3. Упражнение для позвоночника

Более сильный партнер группируется из положения, сидя на коленях, ноги под себя, руки его вытянуты вдоль туловища, лоб упирается в землю, более легкая партнерша ложиться на его спину, раскинув руки, однако не мостит пятую точку! Ее колени согнуты, стопы опираются о землю. Чтобы мучить парня несколькими подходами, вначале присядьте на колени на небольшом расстоянии, а потом уже откидывайтесь на спину в расслаблении. Потянитесь, подавшись коленками вперед (для партнерши). Важное замечание. Некогда не занимайтесь растяжкой позвоночника. Так это упражнение можно делать с маленьким ребенком на спине. Иначе оно опасно для одного и другого! Тот, кто находится внизу, может просто-напросто надорваться. А верхний подвергается опасности вывиха.



4. Упражнение для мышц задней поверхности бедра

Исходное положение – наклон туловища вперёд. Если березы рядом не растут, найдите другое дерево с нетолстым стволом. Итак, встаньте перед деревом, ноги на ширине плеч. Наклонитесь старайтесь прогнуть среднюю часть спины как можно больше примерно на уровне вашего таза. Ваше движение помогает вам прогнуться, не сильно наклоняясь к земле стопа становится на поверхность предмета полностью. Выдержите паузу в 4–5 секунд, дышите свободно, затем выпрямляйтесь.

Методическая характеристика урока

Этапы

Характеристика

Цели

1. Укрепить здоровье, физическое развитие и повысить работоспособность учащихся.

2. Формировать и развивать двигательные навыки, физические качества.

3. Воздействия коллектива на личность учащихся.

4. Вести здоровый образ жизни.

Оснащение урока

Палатки, веревки, секундомер, бревно, флажки, топографические знаки, хворост, коллекция растений, жерди, рюкзаки

Тип урока

Зачетный. Соревновательный

Форма организации учебной деятельности

Поточно-круговая

Методы изучения

Целостный, соревновательный, метод круговой тренировки

Прием деятельности преподавателя

Организация занятий индивидуально и групповая работа.

Контроль за выполнением заданий на каждой станции

Организация деятельности учащихся

Организация к самостоятельным выполнениям заданий учащимися, как индивидуальных, так и групповых

Развитие умений

Развитие знаний, умений, навыков. Физические способности, физическая подготовка: офп.

Планирующий

Привлечь учащихся к проведению практических заданий.

Результат

Получать удовольствие от занятий



Заключение

Цели и задачи поставленного нестандартного урока по физической культуре выполнены. Кроме того такой урок имеет возможность поработать творчески каждого учащихся лично индивидуально самостоятельно. Конечно применив методы активизации процесса физического воспитания направлены не только на повышение интенсивности физических упражнении, но и развитие познавательной деятельности учащихся, расширение их кругозора, понимание роли занятий физической культурой в оздоровлении организма, воспитание потребности и привычки в здоровом образе жизни. Конечно, на уроке делаем всегда от простого к сложному. Учащиеся просто с большим интересом делают все задания независимо, помогают друг другу. Туризм – это общение с природой, доброе отношение ко всему живому. Это сама жизнь в единении с природой. Это наше духовное здоровье, которого так не хватает современному человеку. Все это является условием современной направленности на улучшение физического и духовного здоровья учащихся, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным природным факторам. При проведении таких уроков можно быть уверенным, что проходили, могут сделать. Ту нагрузку, что была поставлена, учащиеся получили. Много совершенствовали, закрепляли, отрабатывали, получали, реализуя свои действия, получали интерес, самостоятельность принятия решений, прислушивались к мнению своих товарищей. Это самое главное взаимопонимание преподавателя и учащихся. Нужно иметь хорошую материальную базу, хорошую подготовку. Отличная подготовка к спортивному ориентированию. Развивает двигательные качества быстроту, ловкость, силу, выносливость, смелость.



























Фотоотчёт по туризму: « Тропа здоровья»

Учителя физической культуры МОУ « Школа № 140 г. Донецка»

Малеева Ивана Николаевича

Построение 8 – а класса дляпроведение урока по теме: « Туризм».

Сообщение задач урока и цель занятий.

Установка палатки первой подгруппой.

Вязание узлов прямой, восьмёрка, обжимной.

Костры колодец, шалаш.



Топографические знаки. Викторина.















































Одевание снаряжения и преодоление канатной дороги



 

 

 

 

 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!