Талант – большая общечеловеческая ценность, надежда цивилизации, проблема прогресса общества, реализация его творческого потенциала. Поэтому сегодня так важна целенаправленная работа с одаренными детьми. Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.
Самый тревожный факт современного образования и воспитания тот, что удельный вес одаренных, талантливых людей в ходе их обучения, как правило, сокращается. Очевидно, настала пора по-другому вести процесс обучения и воспитания одаренных детей, понимая огромную ответственность перед ними и обществом. Именно в учреждении дополнительного образования ребёнок начинает развитие специальных способностей, формируется специальная одарённость. Дополнительное образование ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересах ребёнка , в области практических действий на пути к мастерству.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми
через проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
- научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом)
- выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных,
путём: обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка; длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;
- разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися.
1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
2.Создание и постоянное совершенствование методической системы.
3 Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)
Формирование внутренней мотивации.
Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
Рефлексия.
Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
Интегративный подход.
Список литературы
Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45
Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.
Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.
Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137