СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Обществознание 9-11 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Обществознание 9-11 классы»


МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 1»








ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.


Методическое пособие

по подготовке к ЕГЭ.

Экономическая сфера

жизни общества.






Федорова Галина Григорьевна.

Учитель истории и обществознания.


















Предисловие


Тесты представляют собой совокупность заданий, позволяющих определить уровень знаний и умений учащихся по предметному курсу.

Тестирование обладает определенными преимущест­вами по сравнению с традиционной системой оценки уровня исторической подготовки учащихся:

  • объективностью оценки подготовленности учени­ков (выполнение тестовых заданий не зависит от симпатий и антипатий преподавателя, а учащиеся не имеют возможности пользоваться шпаргалками);

  • быстротой контроля знаний учеников (одновре­менно могут проходить тестирование все учащиеся);

  • широким охватом учебного материала (тестирова­ние позволяет включать не только вопросы по всем пройденным темам курса, но и многие факты, которые при обычной проверке ускользают от внимания учащихся);

  • возможностью использования тестовых заданий на всех этапах обучения и на уровне различных форм ор­ганизации познавательной деятельности учащихся: ин­дивидуальной, групповой, фронтальной;

  • эффективностью использования учебного времени (выполнение тестовых заданий не предполагает подроб­ные записи);

  • возможностью существенно снизить напряжен­ность между преподавателем и учащимися, которая мо­жет возникать при традиционной форме опроса.


Предлагаемый материал подготовлен к курсу «Основы экономической теории» и отражает базовую часть содержания экономической сферы жизни общества. Системное проведение тестирования будет способствовать подготовке учащихся 10 – 11 классов к итоговой аттестации по обществознанию в формате ЕГЭ, поскольку все представленные задания по своей форме адекватны контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Такая структура ориентирована на возможность самостоятельного выбора учащимися заданий по степени сложности и способствует дифференцированной подготовке к аттестации.

Между тем следует отметить, что тестирование по ис­тории нельзя абсолютизировать, ибо наряду с указанны­ми выше позитивными сторонами, оно обладает также отрицательными чертами, которые связаны с определен­ным формализмом, когда бывает трудно сформулиро­вать задания, требующие от учеников размышления. Отсутствие непосредственного контакта между учите­лем и учащимися усиливает технократизм в обуче­нии, невостребованность коммуникативных умений школьников, их способность связно излагать свои мысли, логически рассуждать. Поэтому, определяя роль и место тестирования по предметам гуманитарного цикла в образовательном про­цессе, учитель должен рассматривать его как один из механизмов, направленных на повышение качества образования учащихся.

Для решения этой задачи приводится раздел С 9, который можно использовать для устных заданий. Это позволяет учащимся развивать речевые, дебатные навыки, находить и приводить необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя эти задания, учащиеся используют знания, полученные в курсе экономики и обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Сборник может пригодиться и для выполнения учащимися домашних заданий.






Основные понятия.


I. Экономика (от греч. oikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон) – это

- хозяйство конкретной страны, включающее определённые отрасли и

виды производства

- правила ведения хозяйства

- наука о законах развития хозяйства и способах его рационального (от лат. Ratio – разум; rationis – мера, расчёт) ведения.


Основная проблема экономики

– поиск путей оптимального (лучшего из возможных) использования

ограниченных ресурсов.


Ресурсы (от фр. Ressourse – вспомогательное средство) – это

совокупность природных, социальных и интеллектуальных сил, для

создания материальных благ.

Бывают: 1) природные (земля, её недра, леса и др.)

2) материальные (все созданные человеком)

3) трудовые (население в трудоспособном возрасте)

4) финансовые (денежные средства)


Роль экономики в жизни общества

- обеспечивает людей материальными условиями их существования:

- охватывает широкую область жизни общества (предприятия, финансы, др.)

- является основой НТП.


Главные вопросы экономики

- Что производить?

- Как производить?

- Для кого производить?


II. Экономическая система –

организованные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.


Типы экономических систем

- традиционная: 1) с натуральной формой хозяйствования;

2) продукты с/х, рыболовства, охоты;

3) малое количество продуктов и услуг;

4) производство определяется обычаями и традициями;

5) низкий уровень жизни населения.

- централизованная: (командная, плановая):

1) жёсткая регламентация экономической деятельности;

2) производство определяется государственными планами;

3) плановое распределение товаров и услуг.


- рыночная: 1) производство, распределение и потребление решаются на

основе выбора;

2) конкуренция;

3) достаточно высокий уровень потребления товаров и услуг.

- смешанная экономика: (в реальной экономической действительности ни

чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует)

1) распределение ограниченных ресурсов осуществляется как

рынками, так и при значительном участии государства.

2) взаимодействуют конкурентно-рыночные стимулы и

государственное регулирование).


III. Потребность –

нужда личности или общества в чём-либо необходимом.

Потребности человека безграничны, их рост развивает производство.


Бывают: 1) материальные (удовлетворение товарами и услугами);

2) социальные (участие в различных формах общественной

деятельности);

3) духовные (занятие наукой, искусством, образованием и т.д.).


IV. Собственность (от слов «собь» - пожитки, имущество и «собность» -

обладание вещью или кем – либо как личным достоянием) – это

отношение лица к принадлежащей ему вещи как своей.

  1. право владения (иметь);

  2. право пользования (получать от вещи доход);

  3. право распоряжения (определять «юридическую судьбу» вещи: продать, подарить и т.д.).


Формы собственности

-общая (первобытнообщинная, семейная государственная,

коллективная)

- частная (трудовая, нетрудовая)

- смешанная (акционерные или кооперативные предприятия,

совместные предприятия).


Формы собственности в РФ

- частная (граждан и юридических лиц)

- государственная (федеральная)

- муниципальная (городских и сельских поселений)

- иные формы (кооперативная, акционерная и т.д.).


Способы прекращения и приобретения права собственности

  1. национализация (от лат – народ,) - из частной в государственную

  2. приватизация (от лат. частный, ) - из государственной в частную.



V. Производство –

процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения

личных и общественных потребностей.


Производство включает в себя:

1) производительные силы (рабочая сила и средства производства:

предмет и средства труда)

2) производственные отношения (организационные и социальные:

отношение собственности)

Бывает:

1) экстенсивное ( за счет количества);

2) интенсивное (за счет освоения новой техники).


Факторы производства (от лат. Factor – делающий, производящий)

- основные ресурсы, используемые в процессе производства. (земля, труд,

капитал, информация, предпринимательские способности).


VI. Потребитель –

тот, кто приобретает товары, заказывает работы и услуги.


Производитель –

тот, кто создаёт товары и услуги


Производители:

  1. индивидуальное производство

  2. фирмы – торговые или промышленные предприятия (товарищество, акционерное общество, кооператив)

  3. государство.

VII. Рынок – это

экономические отношения, связанные с куплей – продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложения и цены.


Предложение – это

желание и возможность производителя продать конкретный товар или услугу.


Величина предложения – это

количество товара, который продавцы готовы продать по той или иной цене в данное время, в данном месте.


Зависимость величины предложения от цены прямая

(растёт цена, растёт величина или падает цена – падает величина.





Спрос – это

желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар или услугу.


Величина спроса – это

количество товаров, которое люди хотят и могут купить по данной цене в данное время, в данном месте.


Зависимость величины спроса от цены в обратном порядке

(повышается цена – понижается величина спроса;

снижается цена - возрастает величина спроса).


Типы рынков:

1) легальный (законный); нелегальный (теневой)

2) потребительский (товары и услуги)

3) рабочей силы; средств производства

4) инвестиций (вложения, финансы и т.д.).


Функции рынка:

  1. соединяет производителей и потребителей.

  2. информирует о качестве и ассортименте товаров и услуг.

  3. устанавливает равновесную цену на товары и услуги.

  4. стимулирует производство

  5. «освобождает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности (банкротство, разорение и т.д.).


VIII. Безработица – это

социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу.


Причины безработицы:

  1. внедрение новых технологий;

  2. экономический спад;

  3. сезонные изменения;

  4. рост численности населения в трудоспособном возрасте;

  5. политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда

(увеличивается МРОТ – увеличиваются издержки производства –

снижает спрос на рабочую силу).


Виды безработицы

- Фрикционная: незанятость, возникающая из-за того, что работнику,

уволенному со своего предприятия или покинувшему его по

своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти

новое рабочее место.





- Структурная: невозможность трудоустройства из-за различий в структуре

спроса (одни отрасли экономики исчезают и появляются новые) и

предложения рабочей силы разной квалификации.

- Циклическая: характерна для экономического кризиса, возникает в результате

спада производства.

-Застойная: длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами

временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей

силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных

работников.

- Сезонная: возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в

зависимости от времени года (сельское и лесное хозяйство,

рыболовство и охотничье хозяйство, строительство и др.)

- Скрытая: работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную

рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства.


IX. Налоги. Налог – это

определённая сумма денег, которую необходимо уплатить государству.

Со всех основных доходов в Российской Федерации установлена единая

ставка – 13%.

Виды:

1. - прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с какого либо дохода

или имущества в установленном размере

а) налог на прибыль

б) подоходный налог

в) поимущественный налог

- косвенные налоги (по отношению к доходу) –

налоги на продажи товаров и услуг в виде надбавок к их цене

а) налог с продаж

б) таможенная пошлина.


2. Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги.


X. Денежная политика. Деньги – это

– товар, используемый в качестве мерила стоимости всех других товаров и услуг.

Функции денег:

  1. мера стоимости

  2. средство обращения (обмена)

  3. средство накопления (сбережения)

  4. средство платежа

  5. мировые деньги.




Задания в формате ОГЭ.

ТЕСТ.


1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) открытие нового супермаркета

2) расчет изменения спроса на мобильные телефоны

3) оказание населению медицинских услуг

4) расширение сети парикмахерских салонов


2. Задачей экономики как науки является

  1. заключение предпринимательской сделки

  2. разработка способов достижения сбалансированности госбюджета

  3. управление качеством производимой предприятием продукции

  4. использование машин и оборудования


3. Решение главных вопросов экономики направлено на

  1. борьбу с монополизацией экономики

  2. эффективное распределение и использование ресурсов

  3. повышение стоимости основных факторов производства

  4. снижение уровня конкуренции в отдельных отраслях


4. Профицит государственного бюджета — это

  1. понижение курса национальной валюты

  2. высокий уровень инфляции

  3. отказ исполнять долговые обязательства

  4. превышение доходов над расходами


5. В стране А. уголь перестал использоваться в энергетиче­ской отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтеры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А.?

  1. застойная

  2. структурная

  3. фрикционная

  4. сезонная


6. К предприятию любой формы собственности?

  1. обладает экономической самостоятельностью

  2. выплачивает налоги

  3. имеет право выпускать ценные бумаги

  4. привлекает работников к управлению


7. Условием успешности рыночного регулирования экономики является

  1. постоянный рост объемов производства

  2. многообразие форм собственности

  3. устранение неравенства доходов потребителей

4) стабильность цен


8. Одним из условий повышения производительности труда работников является

  1. платежеспособность населения

  2. цикличность производства

  3. разделение труда

  4. снижение затрат производства


9. Что является результатом монополизации экономики?

  1. растет численность безработных

  2. увеличиваются затраты производства

  3. фирмы искусственно повышают цены на продукцию

  4. повышается качество товаров и услуг населению


10. Экономическая жизнь общества включает

  1. исследование последствий изменения климата

  2. определение полномочий местных органов самоуправления

  3. выбор способов снижения затрат производства

  4. разработку принципов формирования правового государства


11. В экономически развитых странах большую часть населения составляют(ет)

  1. маргиналы

  2. средний класс

  3. «синие воротнички»

  4. пролетариат


12. Предметом купли-продажи на фондовом рынке являются

  1. услуги страхования

  2. ценные бумаги

  3. средства производства

  4. новые технологии


13. Статьи государственного бюджета отражают

  1. размеры фондов общественных организаций

  2. объемы кредитования фирм

  3. расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий

  4. доходы частных инвестиционных компаний


14. Повышение котировок акций нефтяных компаний в связи с ростом цен на бензин показывают ситуацию на рынке

1) капиталов

2) сырья и материалов

3) труда

4) фондовом


15. К среднему классу в экономически развитых странах относятся

1) неквалифицированные рабочие

2) менеджеры крупных предприятий

  1. владельцы небольших фирм

  2. лица, занятые физическим трудом


1 6. Какую задачу рынок решает эффективнее, чем государство?

  1. обеспечение полной занятости

  2. производство общественных благ

  3. распределение и использование ресурсов

  4. регулирование денежного обращения


17. Работники предприятия, выполняя задания общего трудового плана не привлекаются к участию в управлении производством и распределении дохода. Это деятельность какого предприятия

  1. государственного

  2. индивидуального частного

  3. акционерного

  4. кооперативного


l 8. Какое из проявлений включает потребление как сферу эконо­мики?

  1. приобретение мебели в кредит

  2. посещение курсов повышения квалификации

  3. внедрение новой технологии

  4. увеличение расходов бюджета на социальные программы


19. Что включает механизм рыночного регулирования экономики?

  1. способы налогообложения

  2. поддержку прибылей производителей

  3. обеспечение высокого уровня потребления

  4. свободное ценообразование


20. Производитель в рыночной экономике может самостоятельно опре­делить

  1. организационно-правовую форму предприятия

  2. количество и вид уплачиваемых налогов

  3. методы борьбы с монополизмом в экономике

  4. размер минимальной оплаты труда

21. Работники этого предприятия участвуют через своих представителей в управлении делами и распределении доходов предприятия. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это предприятие акционерной формы собственности?

  1. предприятие выплачивает налог на прибыль

  2. объемы производства зависят от величины спроса

  3. предприятие вправе выпускать ценные бумаги

  4. предприятие использует труд наемных работников


22. Причиной снижения численности промышленных рабочих в странах Запада является

  1. увеличение доли сельского хозяйства в общем объёме производства

  2. механизация и автоматизация производства

  3. рост притока рабочей силы из-за рубежа

  4. снижение покупательской способности населения


2 3. Одной из функций государства в рыночной экономике является

  1. распределение производственных ресурсов

  2. повышение производительности труда

  3. регулирование ценообразования

  4. справедливое перераспределение доходов


24. Рыночная экономика предполагает участие потребителей в

  1. установлении рыночной цены товаров

  2. распределении производственных ресурсов

  3. выборе методов кредитования предприятий

  4. определение налоговых льгот


25. Мебельная фабрика по договору передала в аренду строительному кооперативу часть свободных помещений сроком на пять лет. При­мер иллюстрирует право собственника

l) распоряжаться

  1. владеть

  2. наследовать

  3. пользоваться

26. С ростом объемов потребления населением товаров и услуг растет(ут)

  1. размер подоходного налога

  2. объемы производства

  3. мобильность трудовых ресурсов

  4. дефицит государственного бюджета


27. Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу Это экономическая деятельность государства в сфере

1)обмена 2)потребления

3)распределения 4)производства

28. Рабочие промышленных предприятий в экономически развитых странах

  1. составляют большую часть трудоспособного населения

2)относятся к группе «белых воротничков

3) относятся к маргинальной части общества

4) как социальная группа численно уменьшаются

29. Какое условие обеспечивает эффективное действие рыночного меха­низма?

  1. рост налогообложения

  2. бездефицитный государственный бюджет

  1. с вободный и взаимовыгодный обмен

  2. использование новых технологий

30. Рост объемов потребления населением товаров и услуг приводит, в частности, к росту

  1. размера прожиточного минимума

  2. видов налогов на производителя

  3. размера внутреннего государственного долга

  4. числа частных предприятий

31. Выделение денег из государственного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий. Это эконо­мическая деятельность государства в сфере

  1. производства

2) распределения

3) обмена

4) потребления


32. Какое из проявлений включает распределение как сферу эко­номики?

  1. заключение предпринимательской сделки

  2. посещение молодежной ярмарки вакансий

  3. увеличение государственных расходов на социальные программы

  4. изготовление оборудования для автомобильного салона

33. Рыночная экономика предполагает участие производителя в

  1. определении ставок по кредитам

  2. достижении сбалансированности госбюджета

  1. ф ормировании рыночной цены товара

  2. регулировании деятельности монополий

34. К обязательным расходам потребителя относится

  1. оплата лекарственных препаратов

  2. покупка антиквариата

  3. приобретение спортивного тренажера в кредит

  4. оплата курсов иностранного языка

35. Работники предприятия распределяют полученный доход в соответ­ствии с коэффициентом трудового участия каждого. Какая дополни­тельная информация позволит сделать вывод о том, что это пред­приятие кооперативной формы собственности?

  1. предприятие вправе выпускать ценные бумаги

  2. работники имеют высокую квалификацию

  3. предприятие выпускает продукцию только высокого качества

  4. работники на равных участвуют в управлении делами предпри­ятия

36. К высшему классу в экономически развитых странах относятся

  1. собственники крупных предприятий

  2. инженерно-технические работники

  3. профессура высших учебных заведений

4) сотрудники научных учреждений

37. Какую задачу государство решает эффективнее, чем рынок?

  1. перераспределение доходов

  2. стимулирование эффективности производства

  3. регулирование обмена

  4. рациональное распределение ограниченных ресурсов


3 8. Одной из государственных мер, направленных на снижение неравенства в доходах, является

  1. предоставление налоговых льгот предприятиям

  2. обеспечение занятости населения

  3. ограничение оптовой торговли

  4. повышение ставок по кредитам


39. Общее собрание акционеров предприятия одобрило передачу 30% акций правительству и решило сократить на 60% аппарат генеральной дирекции завода. Данный пример иллюстрирует деятельность в сфере

  1. обмена

  2. потребления

  3. производства

  4. распределения


40. К социальной сфере жизни общества относится институт

  1. общественного производства

  2. частной собственности

  3. науки

  4. семьи


4 1. Владение собственностью в рыночной экономике может являться при­чиной

  1. освобождения владельца от некоторых налогов

  2. дефицита государственного бюджета

  3. сдерживания экономического роста

  4. неравенства в доходах населения

42. Конкуренция производителей позволяет

  1. обеспечивать постоянный рост их доходов

  2. устранять неравенство доходов населения

  3. уравновешивать спрос и предложение

  4. регулировать налогообложение

43. Фактором производства являются

  1. методы планирования объемов производства

  2. способы распределения прибыли

  3. источники финансирования предприятия

промышленные станки и оборудование


4 4. Одной из задач процесса приватизации является

  1. увеличение доходов госбюджета

  2. расширение объемов использования природных ресурсов

  3. снижение уровня конкурентной борьбы

  4. равное распределение общественных доходов

45. Рост спроса на трудовые услуги менеджеров и экономических ана­литиков отражает ситуацию на рынке

  1. капиталов

  2. труда

  3. фондовом

  4. товаров и услуг

46. Статьи государственного бюджета России включают расходы на

  1. регистрацию новых политических партий и объединений

  2. финансовую поддержку производственных кооперативов

  3. обеспечение Деятельности коммерческих банков

  4. осуществление государственного управления

47. Выделение российским правительством в условиях демографическо­го спада дополнительных средств из государственного бюджета на помощь семьям, имеющим детей, характеризует экономическую деятельность государства в сфере

  1. производства

  2. потребления

  3. распределения

  4. обмена

48. В экономически развитых странах большую часть населения составляют(ет)

  1. крупные собственники

  2. средний класс

  3. «синие воротнички»

  4. интеллигенция


4 9. Ограниченность ресурсов — это проблема

  1. исключительно стран со смешанной экономической системой

  2. исключительно стран с рыночной экономической системой

  3. исключительно бедных стран

  4. любой страны

50. Профсоюз добился повышения минимальной ставки заработной платы, и уровень ставки стал выше ее равновесного значения. В данной отрасли

  1. возникнет избыток рабочей силы

  2. спрос на труд увеличится

  3. возникнет дефицит рабочей силы

  4. предложение труда сократится

51. Если численность населения будет расти со скоростью 4% год, а производство будет расти со скоростью 7% в год, то жизненный уровень граждан, скорее всего,

  1. сначала увеличится, а затем уменьшится

  2. увеличится

  3. останется неизменным

  4. снизится

52. Как называется плата за пользование трудом?

  1. рента

  2. процент

  3. заработная плата

  4. прибыль

53. Конкуренция

  1. приводит к повышению цен

  2. способствует увеличению разнообразия товаров и услуг

  3. способствует понижению качества товаров и услуг

  4. заставляет производителей увеличивать затраты на произ­водство товаров и услуг

54. Какую функцию выполняют деньги, если вы купили музы­кальный центр?

  1. средство обращения

  2. мера стоимости

  3. средство платежа

  4. средство накопления


5 5. К роли государства в рыночной экономике относится

  1. производство электроэнергии

  2. защита лесов от пожаров

  3. железнодорожные перевозки

  4. обеспечение мобильной связи

56.Человек, который болен гриппом и временно не работает, от­носится к категории

  1. не включаемых в общую численность рабочей силы

  2. занятых

  3. структурных безработных

  4. циклических безработных

57. Государственный бюджет фиксирует

  1. прибыль и издержки общественного производства

  2. размеры потребления на душу населения

  3. доходы и расходы государства

  4. объем денежной массы в обращении

58. Повышение спроса на труд, используемый при производстве кроссовок, может быть вызван

  1. снижением спроса на кроссовки

  2. появлением на рынке импортных кроссовок

  3. повышением спроса на кроссовки

  4. снижением цены автоматического оборудования, используе­мого в производстве кроссовок


59. К роли государства в рыночной экономике относится

  1. содержание всех учебных заведений

  2. добыча полезных ископаемых

  3. освещение улиц

  4. содержание морских портов

60. Что из перечисленного составляет наибольшую часть доходов госбюджета?

  1. поступления от приватизации.

  2. плата за землю

  3. налоги

  4. доходы от внешнеэкономической деятельности

61. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в кате­горию

  1. фрикционных безработных

  2. циклических безработных

  3. структурных безработных

  4. добровольных безработных

62. В стране Н. произошла непредвиденная инфляция. Кто извле­чет из нее прибыль?

  1. человек, получивший в кредит 50 000 руб.

  2. человек, предоставивший кредит на 50 000 руб.

  3. человек, у которого на счету 50 000 руб.

  4. никто не может извлечь прибыль из инфляции

63. Дефицит государственного бюджета — это

  1. превышение государственных расходов над доходами

  2. уменьшение числа налоговых поступлений

  3. снижение внешнего долга государства

  4. сокращение объема денежной массы



6 5. В стране А гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А?

  1. плановому

  2. командному

  3. рыночному

  4. традиционному

66. Закон спроса устанавливает зависимость между

  1. спросом и предложением товара

  2. ценой товара и величиной спроса

  3. доходом потребителей и величиной спроса

  4. доходом потребителей и ценой товара

67. Врачу государственной поликлиники задержали выплату заработной платы. От внезапного роста цен

  1. врач выиграет, а государство проиграет

  2. врач проиграет, а государство выиграет

  3. государство и врач выиграют

  4. государство и врач проиграют


68. Что отличает предпринимательскую деятельность?

 

1) регулирование законодательством

2) обязательное использование труда наёмных работников

3) требование профессиональной подготовки участников

4) направленность на получение прибыли


69. Виолетта приобрела в магазине новое платье за 6000 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?

 

1) средство обмена

2) средство учёта

3) мировые деньги

4) средство накопления



Задания в формате ЕГЭ.


Выберите верные суждения

1. Выберите верные суждения об экономической теории?

1) Экономическая теория не может быть полезной для реше­ния семейных экономических проблем.

2) Экономическая теория не применима для решения между­народных экономических проблем.

3) Экономическая теория исследует экономические проблемы только коммерческих структур, но не государственных.

4) Экономическая теория применима для решения экономиче­ских проблем государства, предприятия, семьи


2. Выберите верные суждения о налогах?

1) Прямые налоги представляют собой обязательные плате­жи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.

2) Косвенные налоги взимаются в казну только в случае пре­вышения доходов граждан и фирм над расходами.

3) При прогрессивном налогообложении неравенство субъектов уменьшается.

4) При пропорциональном налогообложении неравенство субъ­ектов увеличивается



3. Выберите верные суждения о производстве?

1) Разделение труда способствует повышению его производительности.

2) Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.

3) Производитель в рыночной экономике заинтересован в снижении ставки процента за кредит.

4) Производитель в рыночной экономике вынужден постоянно уве­личивать предложение.


4. Выберите верные суждения о современной рыночной экономике?

1) Современную рыночную экономику характеризует стремление со­хранять традиционные методы организации хозяйственной жизни.

2) Для современного рынка характерно усиление административных методов регулирования экономики.

3) Рыночное регулирование экономики направлено на устранение неравенства в доходах.

4) Действие рыночного механизма создает условия производителя для реализации свободы экономического выбора.

5) Для современного государства в рыночной экономике характерен переход от прямых к косвенным методам регулирования.

6) Современное государство в условиях рынка усиливает функцию регулирования социальных процессов в обществе.


7) Рыночный механизм регулирования экономики обеспечивает эф­фективное распределение факторов производства.


8) Чрезмерная монополизация экономики снижает эффективность рыночной саморегуляции экономики.


5. Выберите верные суждения о формах организации бизнеса?

1) Товарищество — самый распространенный способ организации бизнеса.

2) На собрании акционер имеет столько голосов, сколько у него акций.

3) Акционерное общество — самый простой и дешевый способ организации бизнеса.

4) Владелец единоличного предприятия несет ограниченную ответственность по долгам.


6. Найдите в приведенном списке примеры непосредственного влияния экономики на социальную сферу общественной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принятие государственных образовательных стандартов

2) задержка зарплаты в связи с банкротством предприятия

3) введение цензуры на государственном телевидении

  1. государственная гарантия банковских вкладов

  2. строительство заводом жилья для рабочих

  3. создание новых рабочих мест


7. Выберите в приведенном ниже списке признаки рыночной си­стемы и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. частная собственность

  2. система свободного ценообразования

  3. централизованное принятие решений

  4. директивное установление цен

  5. конкуренция

6) плановое ведение хозяйства


8. Найдите в приведенном ниже списке способы воздействия го­сударства на экономику в условиях рыночной экономической системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. налогообложение

  2. правовое регулирование

  3. централизованное установление цен

  4. кредитование предприятий

  5. определение объемов производства


9. Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эмиссия денег

2) кредитование населения и фирм

3) лицензирование коммерческих банков

4) пополнение золотого запаса страны

5) контроль над объёмом денежной массы.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.


10. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. увеличение расходов государства на социальные программы

  2. девальвация национальной валюты

  3. изъятие «лишних» денег центральным банком

  4. отказ от повышения зарплат и пенсий

  5. переход на натуральный обмен вместо денежного


11. Найдите в приведенном списке отличия ры­ночного регулирования экономики и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. связано со свободным ценообразованием

  2. способствует обеспечению равенства доходов

  3. осуществляется экономическими методами

  4. использует механизмы налоговой политики

  5. основано на законе

  6. обеспечивает подчинение экономических институтов государству



Какое слово пропущено в таблице?


1. Какое слово пропущено в таблице?

Функции рынка

Характеристика

Информационная

Рынок предоставляет информацию о ценах, дефицитах и избытке товара


Регулирующая

С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара


Рынок связывает воедино производителей и потребителей



Ниже приведён ряд терминов.


1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «производитель».

Фирма, предпринимательство, предложение, инвестиции, специализация, инфляция, конкуренция.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «рыночная экономика»

Закон спроса, конкуренция, общинная земля, фирма, прибыль, банк, биржа.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.


3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, от­носятся к понятию «потребитель».

Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой по­лис.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относя­щийся к другому понятию.


4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «собственность».

Национализация, аренда, квалификация, имущество, дивиденд, ценные бумаги, владение.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.



Установите соответствие.



1. Определите, к какому типу безработицы относятся приведен­ные ниже субъекты: к каждой позиции первого столбца подбе­рите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СУБЪЕКТЫ ТИП БЕЗРАБОТИЦЫ

A) лаборант, уволившийся из-за
аллергии на химические реагенты 1) фрикционная

Б) инженер, уволившийся по 2) структурная

собственному желанию 3)циклическая

B) медсестра, уволившаяся
из-за переезда в другой город

Г) машинистка, уволенная в связи с отсутствием

заказов при широком внедрении персональных

компьютеров

Д) экономист, уволившийся из-за ссоры

с начальником


А

Б

В

Г

Д







2. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СИСТЕМ

А) конкуренция производителей 1) рыночная

Б) централизованное распределение 2) командная

В) директивное ценообразование

Г) свобода предпринимательства

Д) координация спроса и предложения


Запишите в таблицу выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д








3. Установите соответствие между примерами и правами потребителя: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца


ПРИМЕРЫ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

А) гражданка не нашла на упаковке масла 1) право на информацию о товаре

сведений о производителе товара

Б) гражданин приобрёл брюки, надел их 2) право на качественный товар

один раз, а затем обнаружил,

что несколько швов на брюках разошлись

В) гражданка начала использовать 3) право на безопасность товара

приобретённый фен, но аппарат

сгорел у неё в руках, причинив ожоги

Г) гражданин обнаружил, что приобретённый

им продукт представляет собой не растворимый

кофе, как написано на этикетке,

а кофейный напиток

Д) тушь для ресниц, приобретённая гражданкой,

вызвала у неё сильную аллергию; экспертиза

становила, что болезнь связана с использованием

производителем некоторых запрещённых веществ


Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д







4. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ИСТЕМ

А) основа экономики страны Z – сельское хозяйство , земля принадлежит

родовым общинам и ими обрабатывается 1) командная

Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы 2) традиционная

производства и устанавливает цены товаров и услуг

В) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные 3) рыночная

условия производства и продажи товаров

Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей

есть широчайший выбор товаров и услуг

Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G

является государство, частное предпринимательство находится под запретом.


Запишите в таблицу выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д







5. Установите соответствие между видами рынков и объектами спроса и предложения на этих рынках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ОБЪЕКТЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВИДЫ РЫНКОВ

A) бытовая техника 1) рынок труда

Б) иностранная валюта 2) рынок капиталов

B) услуги адвоката 3) рынок товаров
Г) муниципальные облигации

Д) страхование жизни


Запишите в таблицу выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д










6. Установите соответствие между факторами производства и их при мерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со ответствующую позицию из второго столбца.



ПРИМЕРЫ

  1. токарный станок Б) каменный уголь

  2. наладчик оборудования

Г) офис фирмы

Д) менеджер

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1) земля 2) труд 3) капитал

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся по­следовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).



А

Б

В

Г

Д










Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков


Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения про­пусков

В данных ниже таблицах указаны номера пропусков. Запиши­те под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.




20(а). «Заботы профессиональных союзов непосредственно связа­ны с____________ (1) той работы, которой занимаются их члены. И все же у всех профессиональных объединений есть общие за­дачи.

Важнейшими из них являются улучшение ____________ (2) и обеспечение его безопасности. Все профсоюзы стараются до­биться улучшения санитарно-гигиенических условий труда. За­ботит их и предоставление________ (3) подросткам и женщи­нам (особенно беременным или имеющим малолетних детей).
Постоянная забота профсоюзов — снижение _______________(4) ра­ботников на производстве или получение ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты ________ (5) и нормы, регулирую­щие условия труда и обеспечивающие снижение производствен­ного травматизма.

Но в мире экономики все имеет свою цену. Такая деятель­ность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для________________ (6).»


А) условия труда, Б) профессиональность, В) риск гибели, Г) заработная плата, Д) особенности, Е) фирмы-покупатели, Ж) страхование,

З) специальные законы, И) льготы,



1

2

3

4

5

6








20(б). «Безработица представляет собой _________(1) явление, кото­рое наступает в случае превышения (2) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть трудоспособных граж­дан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень________(3), освоение новых территорий, появление новых ви­дов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции.___________(4) не означает абсолютного отсутствия безрабо­тицы. Ей соответствует (5) безработицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучени­ем новым специальностям, _________(6)изменениями спроса и др. Естественная безработица не является постоянной величи­ной. Она зависит от уровня развития экономики страны. Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработи­цы не превышал естественный».


A) сезонный Б) социально-экономический B) общество

Г) научно-технический прогресс Д) спрос Е) предложение

Ж) естественный уровень 3) полная занятость И) производственный

1

2

3

4

5

6















20 (в). «В русском языке термин (1) имеет два значения. Во-первых,

так называется способ организации деятельности людей,
направленной на создание благ, необходимых им для потребления.
Синонимом этого значения рассматриваемого термина является по­нятие (2). Во вторых, этим термином обознача­ют______ (3), которая исследует, как люди используют имею­щиеся ограниченные (4) для удовлетворения своих неограниченных (5). В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и______ (6). Они взаимо­действуют между собой через рынки факторов производства и потре­бительских товаров. Но все же главное из действующих лиц этой сферы жизни общества (7). Именно ради удовлетво­рения его нужд должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране».

А) государство Б) возможность В) экономика Г) человек Д) ресурсы Е) сфера Ж) потребность 3) хозяйство И) производители К) наука


1

2

3

4






ЧАСТЬ 2


Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют со­бой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обме­на на срок, включающие получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способ­ности для будущего употребления. Деньги являются также еди­ницей измерения, позволяющей проводить расчеты будущих до­ходов и издержек.

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слу­шателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предска­зуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение об­мена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополни­тельным риском. При нестабильной ценности денег обмен ста­новится затруднительным, а выигрыш от специализации, круп­номасштабного производства и общественной кооперации — снижается.

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Цен­ность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растет быстро и непредсказуемо относительно предложения то­варов и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одал­живает их у центрального банка.

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные неф­тяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной мас­сы.

Инфляция разрушает экономику страны. Но, наверное, самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв ве­ры граждан в свое правительство.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

21. Почему, по мнению авторов, нестабильность денег вред­на для экономики? Какая причина нестабильности денег назва­на в тексте?

22. Какие три функции денег отмечены авторами? Приведи­те соответствующие фрагменты текста.

2З. Авторы полагают, что инфляция разрушает экономику страны. Используя содержание текста, обществоведческие зна­ния и факты общественной жизни, приведите три пояснения

этого тезиса.

24. В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в свое пра­вительство». Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.




25.

25 (а). Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о рынке труда.



26.


26 (а). С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.


26 (б). С помощью трёх примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.


26 (в). Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.


26 (г). Назовите любые три фактора, влияющих на формирование спроса, и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.


26 (д). Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.


26 (е). Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.


26 (ж). Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).


26 (з). Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.


27.


27 (а). Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом финансово положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направлении больше части прибыли предприятия на рекламу продукции.

Определите, предприятие какой организационно-правовой фор­мы иллюстрирует следующий пример, и приведите два аргу­мента, подтверждающие ваш ответ.


27 (б). В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая до­полнительная информация позволит установить тип экономи­ческой системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для по­лучения необходимой дополнительной информации.


27 (в). В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 г. доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров :— 8%, а земли бывших колхозов и совхозов — 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается произ­водить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране, 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.





27(г). Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для её решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение всё новых земель. Это ведёт к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.


28.


28 (а). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль государства в рыночной экономике».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему.


28 (б). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Фирма в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.





29. Экономика.


  • «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают» (Ф. Хайек).

  • «Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека» (Д. Отри).

  • «Сбережения составляют самый богатый доход» (И. Стобей).

  • «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).

  • «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс).

  • «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить своё богатство» (А. Маршалл).

  • «Экономика, в которой не бывает банкротств, наверняка обанкротится» (М. Звонарёв).

  • Инфляция – единственная форма наказания без законного основания2 (М. Фридман).


Экономика. Тест.



  1. В чем состоит роль экономики в жизни общества?

1)экономика обеспечивает людей материальными условиями их существования;

3)существует прямая зависимость между состоянием экономики и уровнем жизни населения;

2)она охватывает широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, финансы, денежное обращение;

4)все ответы правильны.


  1. Автор теории о предопределяющей роли экономики для жизни общества, считавший, что экономический строй предопределяет все остальные сферы жизни общества:

1)К. Маркс;

3)В. Ленин;

2)Ф. Энгельс;

4)А. Смит.


  1. Укажите правильный ответ:

а) Экономика является одним из важнейших, но далеко не единственным фактором, воздействующим на общество.

б) Экономика предопределяет жизнь общества, все остальные сферы жизни общества зависят от экономического строя.

1)правилен ответ а;

3)оба ответа правильны;

2)правилен ответ б;

4)оба ответа ошибочны.


  1. В переводе с греческого языка слово «экономика» означает:

1)организация хозяйства по территориальному признаку;

3)искусство ведения домашнего хозяйства.

2)рациональное распределение материальных благ;



  1. Под экономикой в широком смысле понимают:

1)систему общественного производства, то есть процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития;

3)удовлетворение потребностей человека в определённых жизненных ресурсах.

2)бережное и рациональное расходование невосполнимых природных ресурсов;



  1. Экономическую сферу общества формирует:

1)бюджетное законодательство;

3)бережное и рациональное расходование невосполнимых природных ресурсов.

2)производство материальных ценностей, связанных с удовлетворением потребностей человека;



  1. Познание экономических законов с целью прогнозирования будущих экономических процессов для их корректировки осуществляется посредством:

1)микроэкономики;

3)экономической системы;

2)макроэкономики;

4)экономической теории.



  1. Экономические процессы на уровне семьи, предприятия позволяет изучить:

1)микроэкономика;

3)экономическая система;

2)макроэкономика;

4)экономическая теория.


  1. Экономические процессы в масштабах региона, страны и всего мира позволяет изучить:

1)микроэкономика;

3)экономическая система;

2)макроэкономика;

4)экономическая теория.


  1. Определение «Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственного механизма» относится к понятию:

1)микроэкономика;

3)экономическая система;

2)макроэкономика;

4)экономическая теория.


  1. Традиционная экономическая система основана на:

1)абсолютном господстве государственной собственности и вторжение государства во все сферы экономики;

3)натуральном хозяйстве.

2)свободной конкуренции, самостоятельности предпринимателей в вопросах производства;



  1. Рыночная экономическая система основана на:

1) абсолютном господстве государственной собственности и вторжение государства во все сферы экономики;

3) натуральном хозяйстве.

2) свободной конкуренции, самостоятельности предпринимателей в вопросах производства;



  1. Административно-командная экономическая система основана на:

1) абсолютном господстве государственной собственности и вторжение государства во все сферы экономики;

3) натуральном хозяйстве.

2) свободной конкуренции, самостоятельности предпринимателей в вопросах производства;



  1. Субъектами собственности могут быть:

1)только физические лица;

3)физические лица, их ассоциации, юридические лица, государство в целом.

2)физические лица и юридические лица;



  1. Определение «Конкретный способ овладения объектом собственности» относится к понятию:

1)владение;

3)получение;

2)присвоение;

4)находка.


  1. Нормы каких отраслей права наиболее часто включают в социальное законодательство?

1)трудовое право, право социального обеспечения, финансовое право, жилищное право;

3)коммерческое право, гражданское право.

2)уголовное право, экологическое право, конституционное право;



  1. Традиционно понятие «отношения собственности» включает в себя:

1)владение;

3)владение, пользование и распоряжение.

2)владение и распоряжение;

4)присвоение, владение, пользование, распоряжение, отчуждение.


  1. Определение «Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, зарегистрированными в установленном порядке лицами» относится к понятию:

1)производственная деятельность;

3)экономическая деятельность.

2)предпринимательская деятельность;



  1. Предпринимательство как особая форма экономической деятельности может осуществляться:

1)как в государственном, так и в частном секторе экономики;

3)в частном секторе экономики.

2)в государственном секторе экономики;



  1. Укажите правильный ответ:

а) Занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица противоречит действующему законодательству.

б) Индивидуальная предпринимательская деятельность соответствует действующему законодательству.

1)правилен ответ а;

3)оба ответа правильны;

2)правилен ответ б;

4)оба ответа ошибочны.


  1. Ситуация, при которой решения по вопросам производства и распределения принимаются государством, характерна для:

1)рыночной экономики;

3)командной экономики.

2)государственной экономики;



  1. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

1)систему налогообложения;

3)директивное планирование производства товаров;

2)централизованное установление цен;

4)снабжение населения товарами.


  1. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

1)конкуренция;

3)частная собственность;

2)централизованное директивное планирование;

4)свобода предпринимательства.


  1. Определение «Система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования» относится к понятию:

1)предпринимательская деятельность;

3)рыночная экономика.

2)государственная экономика;



  1. Укажите правильный ответ:

а) Для рыночной экономики характерно преобладание государственных предприятий.

б) Для рыночной экономики характерно государственное ценообразование

1)правилен ответ а;

3)оба ответа правильны;

2)правилен ответ б;

4)оба ответа ошибочны.


  1. Укажите правильный ответ:

а) Для административно-командной экономики характерно производство в соответствии с планами.

б) Для административно-командной экономики характерна самостоятельность предприятий в вопросах производства.

1)правилен ответ а;

3)оба ответа правильны;

2)правилен ответ б;

4)оба ответа ошибочны.


  1. Функция, посредством которой рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением, называется:

1)посредническая функция;

3)функция санирования;

2)функция пропорциональности;

4)информационная функция.


  1. Функция, посредством которой через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий, называется:

1)посредническая функция;

3)функция санирования;

2)функция пропорциональности;

4)информационная функция.


28Глубокие изменения форм и методов хозяйствования, способов управления экономическими процессами называются:

1)экономическими кризисами;

3)экономическими реформами.

2)экономическими революциями;



  1. Когда в России начался переход к рыночной модели экономического развития?

1)в 1991 году;

3)в 1998 году.

2)в 1993 году;



  1. Либерализация цен означает:

1)государственное регулирование цен;

3)завышение цен на товары первой необходимости.

2)переход к свободному ценообразованию;



  1. К какому периоду относится либерализация цен в России?

1)с 1990 по 1993 гг.;

3)с 1992 по 1996 гг.

2)с 1991 по 1995 гг.;


  1. Экономический кризис:

1)является следствием экономической реформы;

3)является следствием экономической реформы или предшествует ей.

2)предшествует экономической реформе;



  1. Укажите правильный ответ:

а) Приватизация и разгосударствление – это тождественные понятия.

б) Следует различать понятия разгосударствление и приватизация, поскольку они не тождественны.

1)правилен ответ а;

3)оба ответа правильны;

2)правилен ответ б;

4)оба ответа ошибочны.


  1. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть:

1)национализации;

3)приватизации;

2)инфляции;

4)разгосударствления.


  1. Определение «процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности» относится к понятию:

1)разгосударствление;

3)рыночная экономика.

2)приватизация;



  1. Определение «Процесс передачи государственной собственности в частные руки» относится к понятию:

1)разгосударствление;

3)рыночная экономика.

2)приватизация;



  1. Определение «Рост общего уровня цен в экономике, сохраняющийся на период времени» относится к понятию:

1)гиперинфляция;

3)девальвация;

2)приватизация;

4)инфляция.


  1. Определение «Снижение официального курса валюты» относится к понятию:

1)гиперинфляция;

3)девальвация;

2)приватизация;

4)инфляция.


  1. Признаком свободного рынка не является:

1)неограниченное число его участников;

3)свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг.

2)государственное планирование;




1);

3).

2);

4)



Программа индивидуальной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

Экономическая сфера жизни общества.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании:

  1. Государственного стандарта общего образования;

  2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утв. 09.03.2004 г.

  3. Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2008г..

  4. Примерной программы основного общего образования по экономике МО РФ 2008г..


Учебно - методический комплект.

  1. Основы экономической теории. / Под ред. С.И. Иванова. В 2-х кн. – М.: Вита-Пресс, 2010.

  2. Практикум по основам экономической теории. / Под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2010.

  3. Преподавание курса «Основы экономической теории». / Под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2010.


Программа предназначена для организации индивидуальной деятельности учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области обществознания; приобретать умения и навыки работы с заданиями ЕГЭ, развивать свой интеллект.

Актуальность Сегодня никому не нужно доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не столкнувшегося с проблемами рыночных отношений. И чем раньше он проявит интерес к проблемам экономики, постоянная потребность в экономическом знании, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь. Экономическое образование в средней школе призвано сформировать систему рационального мышления и поведения современной молодёжи в условиях рыночного хозяйства. За последние 4 учебных года, курс обществознания стал более востребованным (особенно при выборе экзаменов), поэтому возникает необходимость более глубокого  усвоения фундаментальных знаний, применение

их в практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание индивидуального образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание углубленного изучения направлено на экономику фирмы и государства. Вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Цели курса:

  • освоение основных знаний основ экономической науки как предмета, об экономической деятельности людей, экономике России; организации фирм в условиях рыночной экономики.

  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний; пробуждение интереса к экономике.

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Задачи:

  • ознакомить с элементами экономических знаний;

  • составить у учащихся представление о рыночной системе хозяйствования;

  • ознакомить учащихся с организационно-правовыми формами фирм по

российскому законодательству;

  • сформировать представление об организации фирм в условиях рыночной

экономики;

  • активизация деятельности учащихся через игровые технологии, практические

  • работы, карточки - задания.

Методы и формы обучения.

Курс проводиться в форме:

  • практических занятий;

  • экскурсии на фирму «Самсон».

Занятия проводятся с использованием следующих методов: лекций, практических работ, интерактивных игр, беседы.

Результаты изучения курса направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Здоровье сберегающие технологии - это активные формы организации учебной деятельности на уроках по индивидуальному курсу «Экономическая сфера жизни общества»: работа в малых группах, использование игровых методов.


Предполагаемые результаты:

  • иметь представление о предмете экономическая наука;

  • о функциях и видах рынка;

  • о субъектах рыночной экономики;

  • организационно – правовых форм фирм;

  • выполнять задания по экономической сфере жизни общества формата ЕГЭ по

обществознанию.

Формы контроля.

Текущий контроль: предусмотрены карточки-задания, где требуется соотнести понятия с примерами и определениями, практические работы, написание эссе.

Итоговый контроль: зачетный урок в форме пробного экзамена.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для индивидуальной работы являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно постав ленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- владение умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 

Опыт коммуникативной деятельности

  • работа с источниками экономической информации с использованием современных

средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление экономической информации, экономический анализ

общественных явлений и событий;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх

и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни., использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни, нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ЕГЭ по обществознанию на настоящий момент времени - это один из наиболее важных экзаменов для сегодняшних школьников, поскольку данный предмет очень разносторонний. Он содержит в себе множество дисциплин, таких как право, экономика, философия и основы социологии. Именно поэтому ЕГЭ, сданный по обществознанию, засчитывается во многих ВУЗах. ЕГЭ по обществознанию считается наиболее сложным экзаменом для восприятия и подготовки российского школьника. Для положительного результата сдачи ЕГЭ по обществознанию необходимы индивидуальные дополнительные занятия. Такой подход к подготовке сдачи экзамена является оптимальным, поскольку ввиду специфики и обширности данного предмета школьная программа не позволяет охватить весь требуемый материал и не может дать углубленного и детального изучения предмета. Кроме этого, индивидуальные дополнительные занятия необходимы еще и потому, что в случае с каждым школьником требуется индивидуальный подход, который зависит от направленности будущей специальности ученика. Таким образом, учащийся получит самые актуальные на данный момент знания, и сможет их эффективно применить при поступлении в вуз или сдаче экзаменов в школе.

Многие школьники и абитуриенты, готовящиеся к поступлению в учебные заведения, очень ограничены во времени. Все свободное время необходимо правильно распределить между учебой и отдыхом. Поэтому индивидуальные занятия, существенно облегчают усвояемость и экономят время. Данная программа позволяет заниматься в мини группе состоящей из 3-5 человек так или индивидуально, наедине с преподавателем.

Данная программа рассчитана на 23 часа. Может служить ориентиром для составления авторских учебных программ. Авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части конкретизации и структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (23 час)

Экономика как наука. Экономические системы (6 час)

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага.

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен.. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Понятие ВВП, его структура и динамика

Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

Рынок. Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.

Фирма (6 час)

Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Финансирование бизнеса. Основные источники финансирования бизнеса.

Источники фондов. Внутренние и внешние средства. Кредит. Обыкновенные и привилегированные акции. Акции и облигации. Выбор и альтернативная стоимость. Фондовая биржа. Факторы производства и факторные доходы.  Предприниматели. Экономическая роль малого бизнеса. Формы организации бизнеса: единоличное владение, товарищество, корпорация. Сравнение различных форм организации бизнеса.

Ответственность предпринимателя перед потребителем.

Из истории экономической мысли: Торнстейн Веблен и Франк Найт – критик и защитник рыночной системы. Жан Батист Сэй. Закон рынков Сэя.

Роль государства в экономике (2 час)

Типы экономических систем Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических субъектов (потребителей, наемных работников, социально незащищенных граждан). Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия. Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация.

Внешние эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными и стимулирование положительных внешних эффектов. Основные источники доходов государства. Основы фискальной политики государства. Налоги. Виды налогов: прогрессивный, пропорциональный и регрессивный. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Основные методы покрытия дефицита государственного бюджета (сокращение расходов бюджета; повышение налогов; денежная эмиссия; заимствования на внутреннем и внешнем рынке; продажа активов государства). Государственный долг. Роль правительства в экономике. Финансирование правительства. Правительственный бюджет.

Задачи государства в рыночной экономике.

Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии.

Теневая экономика, причины ее возникновения.

Из истории экономической мысли: Пол Самуэльсон и Милтон Фридман: два взгляда на роль, которую должно играть государство в экономике.

 Финансы, банки, инфляция (2 час)

Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

 

Рынок труда и безработица (2 час)

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

 Элементы международной экономики (2 час)

Международная торговля. Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ.

Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и ее основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). Международные экономические организации (Всемирный Банк, Международный валютный фонд). Всемирная торговая организация (ВТО).

Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона.

Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Конвертируемость валют. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Человек в системе экономических отношений(3час).

Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы.

Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды.

Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы.

 Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование.



Литература

1. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 2000.

2. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Принципы экономики. Пособие для преподавателей. – M.: Вита-Пресс, 1995.

3. Липсиц И.В., Любимов Л.Л., Антонова Л.В. Раскрывая тайны экономики. Пособие для преподавателей. – М.: Вита-Пресс, 1994.

4. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах.  – М.: Вита-Пресс, 1995.

5. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. – М.: Вита-Пресс, 1997.

6. Савицкая Е.В., Серегина С.С. Уроки экономики в школе. – М.: Вита-Пресс, 1999.

7. Равичев С., Григорьев С., Свахин А, Протасевич Т. Сборник задач по экономике с решениями

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!