СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Особенности компьютерной среды в развитии детей дошкольного возраста"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромным резервом творческого развития ребёнка является использование новых информационных технологий (в том числе компьютерных), которые могут войти в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Особенности компьютерной среды в развитии детей дошкольного возраста"»

Особенности компьютерной среды в развитии
детей дошкольного возраста


Компьютер - специфическое "интеллектуальное орудие" человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В настоящее время он является современным средством деятельности дошкольника.

Ребёнок решает задачу, преобразуя изображение на экране опосредованно, с помощью компьютерных средств - клавиатуры, джойстика или мышки.

Компьютер с огромной памятью, разнообразными операторами и дополнительными функциональными устройствами развивает особые личностные свойства ребёнка и позволяет ему работать в индивидуальном темпе. Рекомендуется использовать компьютерные программы для регулярных игр и занятий с детьми, начиная с пяти лет. Ребёнок в этом возрасте способен осознанно выбирать способ действия, принимать особые условия, предлагаемые компьютерной технологией. Принять эти условия он может потому, что к пяти годам у детей в полной мере развивается символическая функция наглядно-образного мышления, что становится основной характеристикой достижений умственного развития в этом возрасте.

Работая на компьютере, ребёнок действует с наглядными экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым, значением.

Ребёнок переходит от привычных практических действий с предметами к действию с ними в образном (модельном, символическом) плане.

Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылки теоретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение задачи. Дошкольник, овладевший "компьютерной технологией", более готов "думать в уме", что является одним из основных требований к мышлению детей, поступающих в школу.

У дошкольников формируются предпосылки мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в информационном обществе.

Огромным резервом творческого развития ребёнка является использование новых информационных технологий (в том числе компьютерных), которые могут войти в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности. Новые информационные технологии формируют у ребёнка мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность к жизни в информационном обществе.

Наиболее распространённое направление применения компьютера в дошкольном возрасте - использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики дошкольных учреждений.

Преимущества по сравнению с традиционными формами обучения:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

  2. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.

  3. Компьютер является достаточно хорошим средством поддержки задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности детей.

  4. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

  5. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полёт ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).

  6. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

Идея воспитания поколения, с ранних лет психологически подготовленного к использованию персональных и профессиональных компьютеров, является важной и перспективной для современного общества, развития промышленности, науки и культуры. Особенно остро это требование это требование звучит по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь недопустимы просчёты, некомпетентность, превалирование узких технологических или коммерческих интересов над гуманными целями воспитания здорового, гармонично развитого поколения.

Введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного учреждения может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития ребёнка. Введение компьютера в систему развивающих средств повышает общий уровень и эффективность воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.

Использование компьютера не самоцель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребёнка, формирования его личности. Способности, развиваемые компьютером, без него могут и не развиться, например способность к теоретическому мышлению, без которой вчерашнему дошкольнику трудно совершать операции в уме, не осуществляя видимых практических действий.

Педагоги должны знать, что компьютерные игры не заменяют обычные, а лишь дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями, а мысль ребёнка - новыми "механизмами". Ребёнок, сидя за компьютером, обязан сначала подумать, какую клавишу компьютера нажать, чтобы ёжик попал в свой домик на экране.

Для полноценного использования нового, более высокого по уровню класса игр, требующих от ребёнка умения оперировать символами, обобщёнными образами, возникающими и создаваемыми им самим на экране, ему необходимо иметь достаточно развитое мышление, творческое воображение. Все эти психические процессы формируются у ребёнка в его многообразной практической деятельности на занятиях и в игре.

Особое значение для подготовки возможности свободно и с пользой применять компьютер имеет игра, поэтому компьютеры в детском саду необходимо использовать в первую очередь как средство игры. Специальные исследования, проведённые психологами и педагогами, показывают, что способности ребёнка, обеспечивающие его самостоятельную игру с компьютером, формируются задолго до того, как он сел за компьютер. Ребёнок, если компьютерная программа ему понятна, легко принимает её в свою игру.

При оборудовании компьютерного зала следует руководствоваться специальными санитарно-гигиеническими и эргономическими требованиями к помещению, организации "рабочих мест" детей за компьютерами, к самой компьютерной технике и её программному обеспечению. Необходимо также соблюдать нормы времени, проводимого ребёнком за компьютером.

Благодаря развитой игровой деятельности ребёнок самостоятельно учится активно использовать свои знания, представления, впечатления. Инициативно применяя свой опыт, ребёнок приобщается к творчеству.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым переносом на него реального значения, а реальное действие - игровым, т.е. замещающим его действием, лежит в основе формирования осмысленного оперирования символами на экране компьютера.

Если в обычной игре ребёнок отображает действительность с помощью таких "обозначающих", но вполне реальных средств, как игрушка или предмет, её замещающий, действий с воображаемым предметом, мимики, номинативной речи, ролевых высказываний, ролевой беседы и т.п., то при игре с компьютером ребёнок создаёт, опираясь на свой внутренний "образ мира", функционирующий "видеоряд". Идёт процесс мысленного, а затем экранного создания и преобразования тех или иных игровых образов, соотносимых ребёнком с действительностью.

Использование компьютера в игре создаёт условия, при которых ребёнок начинает постепенно осознавать (рефлексировать) способы своих действий, направленных на решение возникшей игровой задачи, создаваемой им самим на экране компьютера. Осознание способа своего действия в процессе решения задачи является основой возникновения у детей теоретического мышления.

Таким образом, компьютерные игры, включённые в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всесторонне развитой творческой личности ребёнка и обеспечивают необходимый уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.

По ходу игровых занятий педагог будет давать различные разъяснения, отвечать на вопросы, а главное, ребёнок сам получит необходимый опыт практически устанавливаемых им зависимостей. Нажал на кнопку - на экране круг, нажал на другую - круг стал больше. Нажал подряд несколько раз на клавишу с изображением рыбки - и вот уже на экране их целая стая. В результате ребёнок начинает понимать назначение клавиш и смысл своих действий с ними.


Обобщая данные, полученные специалистами в области эргономики, гигиены, физиологии, информатики и программирования, предлагаются следующие требования, которыми должны руководствоваться педагоги и родители при выборе компьютерно-игровых программ для дошкольников.

  • В компьютерных играх для дошкольников должна отсутствовать текстовая информация о ходе и правилах игры, поскольку дети ещё не умеют читать или только знакомятся с буквами. Функцию разъяснения выполняет взрослый или же специальные символы (вопросительный знак, стрелочка), применяемые в этих играх, которые подсказывают ребёнку, как нужно действовать.

  • В программах серии "Азбука" используются буквы и отдельные слова, но они гораздо больших размеров, чем шрифт компьютера.

  • Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщёнными, без мелких, отвлекающих деталей.

  • Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых задач регулироваться самим ребёнком.

  • Для дошкольников лучше приобретать игры со специальными клавиатурными накладками или клавишными колпачками с символами и знаками, понятными ребёнку. Действие других клавиш при этом должно быть заблокировано программным путём.

  • В обучающих компьютерных играх необходимо использовать приёмы оценки правильности ответов, доступные дошкольникам: графические символы и рисунки (солнце - улыбающееся лицо - правильно; дождь - огорчённое лицо - неправильно), звуковые и музыкальные эффекты. Нежелательно применение 5-ти-бальной системы оценок.

  • Особенно ценны компьютерно-игровые программы, имеющие логическое завершение: построить дом, дорисовать рисунок, завести все машины в гараж и т.д. Эти игры могут регулировать время взаимодействия ребёнка с компьютером.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!