Методическая разработка «Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные»

Категория: Биология

Методическая разработка

«Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные».Высшие споровые растения

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистенская школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570














































с. Чистенькое


Тема: «Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные».

Цель: ознакомить обучающихся с высшими споровыми растениями, формировать умения работать с новым материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.

Задачи:

образовательные:

-создать условия для формирования у детей представлений о разнообразии

папоротникообразных;

- выявить усложнения их организации в ходе эволюции;

- проследить межпредметные связи биологии с историей, литературой;

-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать

выводы;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения

занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал обучающихся.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные способности обучающихся, культуру диалогового

общения;

- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Метапредметные:

- сформировать умение слушать и понимать речь других людей

- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные:

- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.Тестирование

3. Знакомство с новым материалом.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится со споровыми растениями, и чтобы понять о каких растения пойдет речь на уроке, вашему вниманию предлагаются ребусы, отгадав которые мы сможем сформулировать тему нашего занятия.

Давайте теперь отгадаем загадки.

А)

Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две!

Ответ: плаун.

Б)

Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!

 Ответ: хвощ.

В)

Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!

 Ответ: папоротник

Тема урока: Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.

Цель урока: Познакомиться с высшими споровыми растениями, сравнить изучаемые объекты, выяснить в чем сходство и различие этих растений.

Проблема:

Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок папоротника?

(Учащиеся самостоятельно пытаются ответь на поставленный вопрос)

Ответ на этот вопрос очень простой. Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.

Общая характеристика отдела.

Папоротниковидные - растения древние, появились на земле около 400 млн., лет назад. Произошли папоротники от потомков псилофитов.

Псилофиты древнейшие наземные растения, населявшие пограничную зону между водой и сушей.

В настоящее время известно более 10 000 видов растений из этого отдела. Произрастают папоротники повсеместно – на суше, в водоемах, на скалах, но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.

В настоящее время папоротниковидные сохранились в основном в виде травянистых растений. Древовидные папоротники произрастают в небольшом количестве только в тропиках. Очень немногие представители этого отдела являются водными растениями.

Среди современных папоротниковидных встречаются как “гиганты” (иногда достигающих высоты 25 м, а диаметра ствола 50 см), так и “лилипуты” растеньица длиной всего лишь в несколько миллиметров.

Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.

Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник - азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)

Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.

Строение папоротника.

У папоротника есть подземный видоизмененный побег – корневище. От него вверх отходят листья, а вниз – придаточные или дополнительные корни.

Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растения.

У большинства папоротников лист растет как стебель – верхушкой. Он улиткообразно закручен и называется вайя (т.е. «веер»). Лист состоит из черешка и листовых пластинок. Лист является одновременно фотосинтезирующим и спороносящим органом.

На нижней стороне листовой пластинки развиваются спорангии, которые собраны в сорусы.

Размножение папоротника.

Бесполое поколение (спорофит) представляет собой многолетнее листостебельное растение, на нижней стороне листа находятся маленькие коричневые мешочки сорусы, в которых созревают споры.

Споры, попадая в благоприятные условия, прорастают в маленькую пластинку – заросток (который представляет половое поколение - гаметофит). На заростке образуются мужские половые органы антеридии и женские половые органы архегонии. Заросток имеет ризоиды, с помощью которых прикрепляется к почве. После оплодотворения из зиготы на заростке появляется маленький побег, который со временем разрастается во взрослое растение.

Значение папоротников

Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств. В Японии и Китае: используют в пищу, добывают крахмал. Среда обитания и пища для животных.

Так же происходит размножение у хвощей и плаунов. Как и папоротники, они имеют стебли, листья, корни и размножаются спорами. Нередко все эти растения – папоротники, хвощи и плауны – объединяют под общим названием папоротникообразные.

Очень хорошо. Мы с вами разобрали папоротникообразных. Мы изучили их очень хорошо.

4. Закрепление материала. Тестирование


Рефлексия.

5. Домашнее задание:

  1. Составить кроссворд с ключевым словом "ПАПОРОТНИК"

  2. Изучить параграф учебника, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

Приложение

A1. В отличие от мхов у хвощей имеются

1) стебли
2) листья
3) корни
4) побеги

А2. На взрослом растении хвоща созревают

1) споры
2) гаметы
3) семена
4) шишки

А3. К генеративным органам папоротников относят

1) корень
2) стебель
3) лист
4) спорангии

А4. Гаметы папоротника образуются

1) в спорангиях на листьях
2) на придаточных корнях
3) на заростке
4) па молодом растении

А5. К вегетативным органам папоротников относят

1) корневище
2) спорангии
3) коробочку на ножке
4) органы, в которых созревают гаметы

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Для плаунов характерно вегетативное размножение участками побегов.
Б. Споры формируются на заростках хвощей.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Заросток папоротника — это бесполое поколение в цикле его развития, или спорофит.
Б. Органы взрослого растения папоротника образованы тканями.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б3. Установите соответствие между жизнедеятельностью растения и его систематической группой.

Процесс жизнедеятельности

А. Корни обеспечивают поч­венное питание
Б. Прикрепляются к почве ризоидами
В. Гаметы образуются на по­бегах
Г. Споры формируются на взрослом растении

Систематическая группа

1. Мхи
2. Папоротники

Б4. Верны ли следующие утверждения?

А. Яйцеклетка папоротника представляет собой женскую гамету.

Б. В цикле развития папоротников оплодотворение проис­ходит без участия воды.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б5. Установите соответствие между строением растения и его систематической группой.

Строение

А. Наличие корней и побегов

Б. Тело состоит из слоевища

В. Наличие тканей

Г. Имеются колониальные, одноклеточные и много­клеточные организмы

Систематическая группа

1. Водоросли

2. Хвощи

Б 6. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротников, начиная с молодого растения.

1) молодое растение

2) гаметы: яйцеклетка и сперматозоид

3) споры

4) взрослое растение

5) зигота

6) заросток

7) оплодотворение


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас