СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого классного часа на тему: ««Комсомольская биография моей Родины»»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

для учащихся 9-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого классного часа на тему: ««Комсомольская биография моей Родины»»»

Методическая разработка

открытого классного часа

на тему:

 ««Комсомольская биография моей Родины»»


Форма проведения: беседа.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Участники: ученики  9 «а» класса.











Цель мероприятий:


1.Рассказать об истории комсомольской организации, основных этапах её становления,

2.Расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне;

3.Познакомить с героями-молодогвардейцами;

4.Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

5. Формирование информационной и коммуникативной компетентности, компетентности в области решения проблем, критического и творческого мышления с использованием метода проектов.

6. Формирование чувства ответственности за порученное дело.



Задачи мероприятий:


1.     Учить обрабатывать и обобщать, информацию;

2.     Познакомить ребят с молодежным движением на примере комсомольской организации Советского Союза.

3.     Развивать монологическую речь обучающихся, умение работать в группах, выполнять проблемные задания, объяснять и оценивать их;

4.     Развивать творческие способности учащихся;


Методы: диалог, исследование, частично-поисковый, метод проектов.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, листы А-4, раздаточный материал (тексты песен), комсомольский значок и билет, фотографии, альбом.


Подготовительная работа: учащиеся готовятся к мероприятию по группам:

  • I группа изучает историю создания комсомольской организации и собирает материал по теме ;

  • II группа оформляет презентацию;

  • III группа несет ответственность за организацию всех атрибутов и приглашенных.



Ход беседы

I часть «Комсомол».

Звучит песня (Комсомольцы-добровольцы –  фон)

 

 Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Перед тем как начать нашу беседу, давайте прочитаем высказывание 

слайд №2

«Что такое комсомол? Это юность Родины! Что такое комсомол?     Это гордость Родины!»

 Как Вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? Правильно, о комсомоле. Тема нашей беседы -«Комсомольская юность моя!» Сегодня мы познакомимся с молодежной организацией, которая существовала в советское время. Мы узнаем для чего она была нужна, почему все стремились вступить в эту организацию… и, в конце беседы, ответим на вопрос: нужна ли единая всероссийская молодежная  организация в наше время?

  Слайд №3

 Итак, как все начиналось? Под руководством партии большевиков молодежь 1918 году создала свою общественно – коммунистическую организацию – Российский Коммунистический Союз Молодежи. В 1918 году 29 октября был организован Комсомол. В этом же году состоялся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Все разрозненные организации объединились в одно целое – ВЛКСМ - Всероссийский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. А совсем недавно, 29 октября 2013 года, комсомол отпраздновал свое 95 летие!                

 Слайд №4  Очень глубоко прививалось чувство патриотизма по отношению к своей Родине, даже в своих песнях. Комсомольской организации посвящены множество песен, слова которых вдохновляли на подвиги и совершение добрых дел. Давайте послушаем одну из них «Не расстанусь с Комсомолом» в исполнении Иосифа Кобзона (звучит песня). Эта песня являлась негласным гимном комсомола! (слова песни лежат у вас на столах- подпевайте!)

 Слайд №5  Комсомол – это мощная организация. Он формировал человека, его личностные качества. Здесь утверждались  взгляды на жизнь в разные эпохи. Был написан свой Устав, который обязательно должен выполняться каждым членом организации. Существовала своя атрибутика: комсомольский значок и комсомольский билет.

 Слайд №6   Комсомол- это тот фундамент, который формировал советского человека.



II часть «Комсомольцы в разные эпохи».

 

Комсомол называли удивительным миром, единственным. И это была единая организация. Высшая ступень 14летних молодых людей. И, сейчас, мы поговорим о делах комсомольцев в разные эпохи.

(Подкопай )  Комсомольцы в 1918-1928гг.  

Слайд №7

В годы Гражданской войны комсомол направил в 1918-20 в Красную Армию свыше 75 000 человек. Всего в борьбе советского народа против интервентов, белогвардейцев и бандитов участвовало до 200 000 комсомольцев. Героически сражались с врагами: 19-летний командир  30-й дивизии Альберт Лапинь, будущие писатели Николай Островский и Аркадий Гайдар, командир бронепоезда Людмила Макиевская, комиссары Александр Кондратьев и Анатолий Попов, вожак дальневосточных комсомольцев Виталий Баневур (его сожгли в топке паровоза). Самоотверженно боролись комсомольцы в тылу врага. В 1928 году постановлением Президиума ЦИК СССР комсомол был награждён за свои подвиги и участие в борьбе с врагом орденом Красного Знамени.

Учитель:   Да, шла Гражданская война, и тот кто вступал в комсомол, знал, что, прежде всего, его ждет фронт. Вместе с комсомольским билетом получали ружье и 200 патронов.

 Это беспокойное время гражданской войны нашло отражение во многих песнях. И одной из них является «Орленок». Грандиозным было влияние этой песни на комсомольцев, на воспитание в них чувства высокого патриотизма.

Большое распространение песня получила в годы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что была посвящена гражданской, тем самым, протянув ниточку между героями этих двух войн.

 «Орленок» - так называли лучшие самолеты, катера, корабли.

«Орленок» - первая, и возможно единственная песня, которой был поставлен памятник.                    

  Слайд №9,10  (звучит песня Орленок)

 

 Комсомольцы в 1929-1941г. г

Комсомол направил все усилия на восстановление разрушенного в годы войны народного хозяйства. Юноши и девушки участвовали в активном восстановлении заводов, железных дорог страны         (Об этом  очень подробно написано в произведении Николая Островского « Как закалялась сталь»). Комсомольцы оказывали содействие Советской власти в борьбе со спекуляцией,  вредительством,  бандитизмом. При активном участии комсомола были построены  Днепрогэс, Московский, Горьковский автозаводы и др. Постановлением Президиума ЦИК СССР 21 января 1931 г. «за проявленную инициативу» ВЛКСМ  был награжден орденом Красного Трудового Знамени.

 Слайд №11 

 

Учитель: Комсомольцы героически сражались с фашистами ценою своей жизни во время Великой отечественной войны, так велик был их патриотизм! И давайте узнаем, что же пришлось пережить молодым ребятам в годы великой войны.

 

Слайд №12,13  Суровым испытанием для всего советского народа  явилась Великая Отечественная Война 1941-45гг. В ряды Красной армии уже в первый год влилось около 2 млн. комсомольцев.

В 1941 году в СССР было более 10 млн комсомольцев. Около 1 млн членов ВЛКСМ перед войной стали "Ворошиловскими стрелками", более 5 млн сдали нормы ПВХО, по военной топографии и другим военным специальностям. Они и стали "Молодой гвардией" и "Юными мстителями". Три с половиной тысячи стали Героями Советского Союза, три с половиной миллиона были награждены орденами и медалями.

За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной Войны и за большую работу по воспитанию советской молодежи в духе беззаветной преданности социалистическому Отечеству ВЛКСМ Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 июня 1945 был награжден орденом Ленина.

 

Слайд №14,15  Комсомольцы в 1945 – 1948 гг. Огромный труд возложил комсомол  в восстановление разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства, в строительство городов, колхозов, совхозов и МТС. Только в 1948 силами молодежи было построено и сдано в эксплуатацию 6200  сельских электростанций.

Комсомол проявил заботу об устройстве детей и подростков, оставшихся без родителей, о расширении сети детских домов, строительстве школ.28 октября 1948 Президиум Верховного Совета СССР наградил ВЛКСМ  вторым орденом Ленина.

Комсомольцы  в 1948-1956 гг. Активное участие комсомол принял в осуществлении мер, разработанных партией по подъёму сельского хозяйства. В совхозы, колхозы, МТС были направлены тысячи молодых специалистов, рабочих и служащих, выпускников средних школ. В 1954-55 по путевкам комсомола на освоение целинных земель выехало свыше 350 тысяч молодежи.  За освоение целинных земель ВЛКСМ  5 ноября 1956 был награжден третьим орденом Ленина.

Комсомольцы в 1956 – 1991 гг. Слайд №16 

Сформированы Всесоюзные отряды численностью более 70 тысяч человек, на новостройки направлено свыше 500 тыс. людей. При самом активном участии молодежи построены и введены в действие около 1500 важных объектов, в том числе, крупнейшие в мире – Братская ГЭС, Белоярская атомная станция, Байкало- Амурская магистраль имени Ленинского комсомола, нефтепровод «Дружба» и др.

В трудовых семестрах приняли участие миллионы студентов. Комсомол является инициатором всесоюзных походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, в которых участвуют миллионы юношей и девушек.Стали проводимыми детско-юношеские соревнования «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Олимпийская  весна», «Нептун» и всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница».

Учитель: Игра «Зарница» до сих пор очень популярна в школах, том числе и в нашей.

Слайд №17.  В 1968 за заслуги и большой вклад комсомольцев в становление и укрепление Советской власти, мужество и героизм, активное участие в строительстве социализма, за работу  по политическому воспитанию подрастающих поколений  в связи с 5о-ти летаем ВЛКСМ был награжден орденом Октябрьской Революции.

В 1977 г. в комсомоле было свыше 36 млн. человек. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 1960-1980-х годах в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ.

В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина в СССР.

III часть: «Комсомольская юность родителей»

Учитель:  А сейчас, мы узнаем чем могли заниматься Ваши родители в юности.

Слайд №18,19,20  Комсомольцы вели очень интересную и разнообразную жизнь. Они занимались художественной самодеятельностью, создавали стенгазеты, плакаты к праздникам. У них проводились соревнования по сбору макулатуры, металлолома, спортивные соревнования, проходили субботники.

Молодые люди осуществляли шефство над пенсионерами, инвалидами, ветеранами ВОВ. Часто осуществляли шефство над колхозами. Устраивали соревнования по сбору урожая, занимались с маленькими ребятами.

В 1970 – 80 -е многие выпускники школ нашей страны по инициативе Компартии, отправлялись на работу в колхозы, поднимать сельское хозяйство. Юноши и девушки вставали в 4 утра, доили коров, кормили телят, убирали навоз. Причем спрос с них был как со взрослых. Не все выдерживали этот непривычный и не для всех посильный труд.

Бывало, что комсомольская организация вмешивалась в личную жизнь молодых людей, осуществляла контроль над каждым, выносила обсуждение личных проблем  на общие собрания, чего не очень хотелось. Но это редко проскальзывает в воспоминаниях бывших комсомольцев. Обычно они очень тепло и даже восторженно говорят о своей комсомольской юности.

Комсомольская организация воспитывала в молодых людях важные качества, такие как чувство гордости за свою Родину, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость  и стремление доводить все до конца. Комсомол – это своеобразная мера воспитания.

Это созвучно с нынешним временем. В России в период с 2005 пол 2008 годы были созданы молодежные проекты, самым ярким из которых являлось молодежное движение «Наши».

 Подобные молодежные движения создавались и на региональном уровне, например  «Местные» в Подмосковье, «Новые люди» в Поволжье и т.д.

Молодежными движениями обзавелись и все крупные российские партии. У «Единой России » э то «Молодая Гвардия», у «Справедливой России » - «Победа», у ЛДПР – «Соколы Жириновского». «СПС» создал молодежный проект  «Креативный капитал».

Учитель:  Итак, они назывались по-новому, но суть их действий созвучна с Комсомолом.

Давайте прослушаем еще одну песню, не менее популярную в то время «Комсомол, комсомол, комсомол» в исполнении И.Кобзона)


IVчасть. Вывод:


Учащиеся активно принимали участие в обсуждении данной темы. Им было интересно узнать, что  это было за  движение, охватившее  довольно большой период   (с 1918 – 1991 г.г.), какой была молодежь того  времени, что ее интересовало, чем она жила и чем отличалась от нынешнего поколения.

Современное поколение не знает некоторые вехи истории нашей страны. А между тем, они  являются неотъемлемой  частью не только отечественной, но и  мировой истории.

Итак, Комсомолу 95 лет и эта молодежная организация, оставила заметный след в судьбе многих людей!  Наша беседа подходит к концу. Вы за это время столько узнали о комсомольской организации, и о том, чем занималась молодежь! Давайте же вспомним на какой вопрос мы планировали ответить в начале?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!