План конспект - занятия по теме:
«Разработка бизнес-плана по созданию малой фирмы»
План учебного занятия
Дисциплина: МДК 02.01Управление коллективом исполнителей.
Раздел (тема): Общая характеристика управления структурным подразделением предприятия
Тема учебного занятия: Разработка бизнес-плана по созданию малой фирмы.
Цели учебного занятия:
Обучающая
- обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм.
Развивающая
- развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;
- развивать умения оценивать свою и чужую работу.
Воспитательная
- воспитывать умение преодолевать трудности;
- воспитывать умение работать в конкурентной среде.
ОК и ПК формируемые на занятии:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 2.1 Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
Тип учебного занятия:
занятие закрепления изучаемого материала.
Вид учебного занятия:
Практическое занятие.
Метод: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование учебного занятия: электронная презентация, компьютер.
Межпредметные связи: правовое обеспечение профессиональной деятельности, экономика отрасли, менеджмент.
Используемая литература:
1 Сборник методических указаний по выполнению практических заданий. 1.Ильченко А.Н. Организация и планирование производства : учеб. пособие. - 2е изд. - М.: Академия, 2016.
2. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебное пособие для сред. проф. образования, 2-е изд. - М., Академия, 2015.
4. http://www.ecsocman.edu.ru/
5. http://allmedia.ru/
6. http://www.amtv.ru/
7. http://www.nlr.ru/
Продолжительность учебного занятия: 3 часа
Технологическая карта
Ход занятия
Планируемое время | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
2 мин | I. Организационная часть урока |
Преподаватель отмечает присутствующих учащихся и настраивает на урок. | Обучающиеся готовятся к уроку, староста сообщает о присутствующих учащихся |
3 | II Постановка целей и задач: (Что должны делать студенты на уроке) |
Преподаватель объявляет тему практической работы и порядок выполнения: - разработать бизнес-план по созданию малой фирмы по выбранному направлению бизнеса; - оформить отчет по практической работе. |
20 | III. Актуализация опорных знаний: |
преподаватель предлагает обучающимся решить кроссворд по теме: «Планирование, прогнозирование и достижение намеченных целей бизнеса» | Обучающиеся получают раздаточный материал и решают кроссворд |
130 мин. | IV. Формирование новых знаний, умений. |
Преподаватель объясняет сущность и назначение бизнес плана. Бизнес-план - это план развития экономической организации, необходимый для освоения новых сфер деятельности, создания новых видов товаров, освоения новых рынков. Бизнес-план может быть разработан как для вновь созданного, так и для уже существующего предприятия на новом этапе его развития. Основными целями бизнес-плана являются следующие: определение степени жизнеспособности и устойчивости будущего дела; конкретизация перспектив организации в виде системы количественных и качественных показателей; привлечение интереса инвесторов и обеспечение финансовой поддержки; получение опыта планирования, развитие стратегического мышления и перспективного взгляда на организацию. Бизнес-план, как никакой другой из плановых документов организации, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода рекламу надёжности и серьёзности дела. Этапы разработки бизнес-плана: - Первым этапом в подготовке бизнес-плана является определение источников необходимой информации. Это могут быть учебники по планированию, консультационные фирмы, статистические издания, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы и т.д. - Второй этап работы включает в себя определение целей подготовки бизнес-плана и целевых читателей. Бизнес-план может быть предназначен как внутренним участникам организации, так и внешним лицам - будущим акционерам, коммерческим банкам. В зависимости от этого определяется специфика плана, выделяются те или иные стороны деятельности организации, экономические показатели. - Третий этап - установление общей структуры бизнес-плана. Обычно структура выглядит следующим образом: титульный лист; резюме; история предприятия; описание товаров и услуг; описание отраслевых рынков; оценка и выбор конкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план и оценка риска; приложения. - Четвёртый этап подготовки бизнес-плана предполагает сбор информации по каждому из намеченных разделов. На этом этапе желательно привлечение внешних консультантов: финансистов, бухгалтеров, маркетологов, консультантов по управлению. - Пятый этап предусматривает процесс непосредственного написания бизнес-плана. Главное правило: предприниматель должен написать бизнес-план самостоятельно. Если же предприниматель сам не участвовал в написании, то следствием этого будет неполное знание слабых и сильных сторон организации, отсутствие опыта планирования, что негативно скажется на будущем организации. Оформление и стиль бизнес-плана. Оформление и стиль бизнес-плана не менее важны для успеха задуманного дела, чем его содержание. Специалисты по планированию рекомендуют выполнение следующих правил составления и оформления бизнес-планов: Предложения должны быть краткими, ясными и чёткими. Не стоит вкладывать в текст слишком много эмоций. Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть не в меру амбициозными. Информация о размерах рынка, перспективах роста, запланированной прибыли должна быть хорошо обоснованной. Полезно использование таблиц, диаграмм, графиков, фотографий. Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Хорошо структурированный и оформленный материал легко читается и обращает на себя внимание. Главные выводы нужно выделять особо. | Слушают объяснение преподавателя, записывают тему, делают для себя краткие пометки. |
15 мин. | V. Закрепление нового материала. |
Задание. Преподаватель предлагает обучающимся письменно ответить на следующие вопросы: - Для чего необходимо составлять бизнес-план? - Из чего состоит бизнес-план? - В чем сходство и различия бизнес-планов? - В чем состоит сущность и назначение плана маркетинга для деятельности предприятия? | Самостоятельно выполняют полученные задания. |
5 мин. | VI. Подведение итогов, (рефлексия). |
Преподаватель проверяет выполненные учащимися практические работы, выставляет оценки, проводит детальный анализ допущенных ошибок обучающимися и указывает пути и методы их устранения. | Самоанализ результатов решения задания. |
5мин. | VII. Выдача самостоятельной работы. |
Выдача задания. Подготовить презентацию по написанному бизнес-плану | Списывают с доски задание на дом. |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Кроссворд на тему: Планирование, прогнозирование и достижение намеченных целей бизнеса
По горизонтали
4. Способ внутренней организации и связей элементов объекта прогнозирования
7. Взаимная увязка всех прогнозируемых показателей, а также параметров прогнозов
12. Принцип прогнозирования, требующий корректировки прогнозов по мере необходимости при поступлении новых данных об объекте прогнозирования
17. Принцип прогнозирования, требующий согласования нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения
20. Разработка нескольких вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели (в нормативном прогнозировании) и вариантов прогнозного фона
21. Оценка вероятности осуществления прогноза для заданного доверительного интервала
24. Количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе
По вертикали
1. Прогноз, основанный на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекается от условий (факторов), способных изменить эти тенденции
2. Дисконтированная величина накопленного потока денежной наличности в конце планового периода
3. Максимально возможный период упреждения прогноза
4. Предполагает сочетание рассмотренных выше альтернатив
5. Разработка прогноза по результатам прогнозного диагноза
6. Это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них
8. Это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки
9. Основана на производстве обширной номенклатуры товаров одного функционального назначения и позволяет организации обслуживать большое число потребителей с различными потребностями
10. Организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, использующее результаты прогнозов, а также в ряде случаев формулирующее задание на прогноз. Иногда потребитель может выступать в качестве заказчика
11. Уточнение прогноза на основании его верификации и /или дополнительных данных
13. Превышение экономического эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку
14. Исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания
15. Предполагает обслуживание относительно узкого сегмента потребителей, который обладает особыми потребностями
16. Предусматривает приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий
18. Степень соответствия методов и исходной информации объекту, целям и задачам прогнозирования
19. Проверка достоверности, точности и обоснованности прогнозов
22. Согласно данной стратегии устанавливается уровень ниже достигнутого в прошлом
23. Целостная совокупность взаимоувязанных оперативных, тактических и стратегических решений и средств их реализации, достаточная для описания ключевых направлений деятельности предприятия
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Примерная структура бизнес-плана:
1. Реквизиты фирмы - название, адрес, организационно-правовая форма, состав учредителей (собственников), краткая характеристика фирмы
2. Цель и основное содержание проекта — назначение и описание видов деятельности (продуктов, услуг), степень готовности к реализации, перспективность использования (или жизненный цикл проекта), прогрессивность и экологичность технологии бизнеса, величина необходимых инвестиций, ожидаемая рентабельность, срок окупаемости, социально-экономические последствия от реализации проекта.
3. Анализ состояния рынка, потребителей, спроса - оценка емкости рынка, характеристика основных потенциальных потребителей, ожидаемый спрос, тенденции развития рынка по направлениям планируемого бизнеса.
4. Характеристика возможных (потенциальных) конкурентов - наличие основных конкурентов (на данной территории), их характеристика и возможность влияния на планируемый бизнес-проект, оценка конкурентоспособности фирмы и товара (услуги).
5. Характеристика плана маркетинга - формирование каналов сбыта товаров (услуг), определение ценового диапазона продаж, организация рекламных мероприятий, прогноз развития рынка, формирование заказов и оформление договоров о поставках.
6. Характеристика производственного плана. Дается краткое описание производственного процесса, оценка экологической чистоты производства; приводится перечень основного оборудования (имеющегося и недостающего); указываются основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и наличие договоренностей о поставках. Приводятся характеристики необходимого производственного помещения; указывается форма собственности (или условия аренды недвижимости). Характеризуются основные субподрядчики (соучастники), масштабы производства и график динамики роста выпуска продукции до достижения проектной мощности; определяется динамика изменения (снижения) себестоимости производства единицы продукции (иллюстрируется графиком или таблицей).
7. Организационный план - указываются форма собственности, величина уставного капитала, основные собственники (по долям вклада), организационная структура управления фирмой; дается краткая характеристика кадрового потенциала, партнеров по бизнесу, приводятся графики (или таблицы) реализации инвестиции по времени освоения бизнеса, распределения инвестиции между
субподрядчиками, отражающие во времени получение промежуточных и конечных результатов реализации проекта, а также графики финансирования проекта и возврата кредитных ресурсов. Организация работ может быть представлена как ленточными, так и сетевыми графиками в зависимости от сложности и объема проектных работ.
8. Оценка хозяйственного риска - описываются источники появления и возможные виды рисков, слабые стороны бизнеса, вероятность появления конкурирующих фирм, продуктов, услуг, технологий. Оценивается надежность поставщиков, партнеров по бизнесу; указываются альтернативы поведения при изменении конъюнктуры; устанавливается вероятность или возможный диапазон изменения конечных результатов (прибыли, выручки и т. п.) с учетом благоприятных и неблагоприятных условий бизнеса.
9. Финансово-экономические характеристики бизнеса (проекта) - составляется бюджет или план доходов и расходов;
указываются денежные поступления и платежи по периодам, динамика (график) погашения кредита; определяется зона безубыточности и строится график; рассчитываются показатели эффективности бизнес проекта и дается заключение об экономической целесообразности планируемого проекта.
10. Приложения: копии документов, аргументирующих положения бизнес-плана, в том числе копии контрактов, лицензий, писем заказчиков будущей продукции, договоров о поставках, прейскурантов и т. п.
Кроме подробного бизнес-плана дается резюме, т. е. кратко излагается суть написанного.
Объем резюме не должен превышать четырех машинописных страниц (через 2 интервала). Основные требования к резюме бизнес-плана:
• простота и лаконичность изложения;
• минимум специальных терминов;
• основные характеристики продукции;
• основные финансовые результаты;
• прогнозируемые объемы продаж на ближайшие два-три года и дальнейшие перспективы развития;
• объем необходимых инвестиций;
• затраты производства (общие характеристики);
• валовая прибыль;
• уровень рентабельности;
• срок окупаемости инвестиций.
Важность резюме заключается в том, что его читают в первую очередь и впечатление от него влияет на восприятие всего бизнес-плана.