Открытый урок
ТЕМА : «Решение задач с помощью рациональных уравнений»
Базовый учебник: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. «Алгебра 8 класс» /Мнемозина/
Цели урока:
Обучающая:
- отработка навыков решения задач на составление дробных рациональных уравнений;
- развитие алгоритмического мышления;
- повышение интереса к решению математических задач;
Развивающая:
развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение и обобщение;
развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
развитие критического мышления;
развитие навыков исследовательской работы.
Воспитывающая:
воспитание познавательного интереса к предмету;
воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах, группах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.
Планируемые результаты обучения:
1)предметные: закрепление навыков решения дробных рациональных уравнений, демонстрация применения полученных умений при решении нестандартных задач.
2) метапредметные:
-регулятивные УУД: развивать умение ставить перед собой цель - целеполагание; планировать свою работу - планирование; уметь контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей;
-коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе, обсуждать наиболее рациональные способы решения квадратных уравнений;
-познавательные УУД: формировать навыки синтеза и анализа информации, формирование логического мышления, работать с информацией;
-личностные УУД: формирование мотивации.
План урока:
Организационный этап урока.
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Актуализация опорных знаний
Объяснение материала.
Физкультминутка
Закрепление знаний
Домашнее задание
Рефлексия (подведение итогов урока).
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые члены большого жюри!
Я рада видеть ваши лица, я ждала этой встречи с нетерпением, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения друг с другом.
Давайте познакомимся. Меня зовут Надежда Махсудовна. Я учитель математики с.Ашагастал-Казмаляр С.Стальского р-на.
Задача, конечно, не слишком простая
Играя учить и учиться играя
Но если с учебой сложить развлеченье
То праздником станет любое ученье.
Как вы поняли, сегодня будет необычный урок. Вы, главное, будьте внимательными, активными и находчивыми и покажите все свои знания. Ведь знания, как вы знаете, это сила. Давайте покажем, какие мы все сильные и умные.
Ребята, скоро вся наша великая страна будет отмечать праздник 23 февраля. Это замечательный праздник всех мужчин нашей страны. А каждый мужчина должен построить дом. А что для вас означает дом? Каждое живое существо мечтает иметь собственный дом, удобный и уютный, где можно почувствовать себя защищенным, любимым и счастливым. Не испугает никакая беда, пока есть дом, а в нем родные люди. Строительство дома- это очень трудоемкий и в физическом и в финансовом плане проект. И сегодня на уроке мы с вами попробуем построить «дом мечты». Прежде чем начать строительство, необходимо попасть на участок, подобрав нужный ключ. Но у меня проблема- я забыла размеры участка. Я помню, что участок имеет прямоугольную форму, длина участка на 10м больше ширины. Площадь участка 200 квадратных метров. Найдите длину и ширину участка. Помогите мне, пожалуйста, подобрать ключ. Но ключ этот необычный. Как вы думаете, что это за ключ? (ответы обучающихся). У нас получилось рациональное уравнение. Как сказал современный математик С. Коваль: «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы...». Как понимаете слово сезам? В переводе с арабского -«тайна». Тайну уравнений мы продолжаем открывать и сегодня на уроке. Итак, чтобы попасть на площадку, нужно решить уравнение, используя определенные формулы.
2. Постановка цели и задач урока
Таким образом, определите тему урока.
Правильно ребята «Решение задач с помощью рациональных уравнений». Вообще, уравнение - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в мир рациональных уравнений. Закрепим навыки решения дробных рациональных уравнений и углубим знания, путем решения различных задач.
Итак, цели урока: Какие цели необходимо поставить перед собой? (закрепить умения решать дробные рациональные уравнения и совершенствовать навыки решения задач с помощью рациональных уравнений)
Каждый из вас имеет получить оценку за урок по результатам работы на различных этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свои успехи. Для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи!
Откройте, пожалуйста, тетради запишите число, классная работа.
Актуализация опорных знаний
Итак, мы приступаем к строительству дома. Любой процесс всегда начинается с проектирования. Проектирование-создание модели дома, проведение необходимых расчетов для строительства и определение первоначального или стартового капитала. Стартовым капиталом любого проекта являются накопленные ресурсы. Знания- это тоже капитал, хоть и нематериальный. Давайте определимся, достаточно ли у вас первоначального капитала для этого проекта.
Вернемся к нашей задаче.
Как найти стороны прямоугольника? (составить уравнение)
Какое уравнение у нас получилось?
Какие уравнения называются рациональными?
Какие виды рациональных уравнений вы знаете?
Какие же уравнения называются дробными рациональными?
Математический диктант
Задание | Варианты ответов |
1.. Среди данных уравнений выберите то, которое не является дробным рациональным | |
2. При каких значениях переменной х уравнение не имеет смысла | 1) -2 2) -2 и -1 3) всегда имеет смысл |
3. Укажите общий знаменатель | 1) x-3 2) x (x-3) 3) (5x-7) (4x-3) |
Поменяйтесь, пожалуйста, работами с соседом по парте и оцените работы друг друга. Каждый правильный ответ это один балл. А теперь сверьте ваши ответы с экраном. Укажите в оценочной таблице количество набранных вами баллов.
Первичное закрепление полученных знаний.
Следующий этап нашего проекта- финансирование. Для строительства дома мы можем использовать наши денежные накопления, сбережения. Но этого, как правило, не хватает. И поэтому очень нам приходится обращаться в банки получение кредита. Что такое кредит. Это определенная денежная сумма, которую банк нам предоставляет на определенные цели с условие его возврата и уплаты определенных процентов по нему. Но кредит банки не дают просто так. Для его получения нужно пройти определенные испытания, чтобы банк был уверен в вашей кредитоспособности, т.е в том, что вы обладаете соответствующими способностями для своевременного и полного погашения кредита. От ваших действий зависит, выдаст вам банк кредит на строительство дома или нет.
Вернемся к нашей задаче.
Вспомним алгоритм решения задач с помощью рациональных уравнений.
Анализ условия задачи (необходимо прежде всего внимательно ее прочитать, оценить в каких единицах измеряется каждая величина, данная в задаче, как эти величины связаны между собой и той величиной, которую следует найти)
Составление математической модели (вводим переменную, переводим текст задачи на математический язык и составляем уравнение. Математические модели бывают алгебраические, графические и геометрические)
Работа с моделью (решение уравнения)
Интерпретация полученного результата (если уравнение имеет два корня, то полученные решения требуют смысловой проверки).
Запись ответа.
Так какие задачи решаются с помощью дробных рациональных уравнений? Такие, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения. Какие виды задач вы решали? (задачи на движение и производительность труда).
1.Запишите формулу-ключ для выражения скорости (через расстояние и время).
2. Запишите формулу-ключ для выражения производительности труда (через объем работы и время).
3. Запишите формулу-ключ для выражения цены товара (через его стоимость и количество).
Оцените вашу работу на этом этапе урока.
Если вы усвоили тему урока поставьте в оценочном листе 2 балла
Если вы чувствуете, что усвоили урок не совсем полном объеме-1 балл
Если вы не поняли материал-0 баллов
Я вижу, что вы хорошо справились с заданиями, поэтому банк согласился выделить нам денежные средства в кредит и мы можем дальше продолжать наше строительство.
Пока деньги поступают на наши банковские счета, мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
Творческое закрепление знаний
Следующий этап нашего проекта – строительство дома.
Работа в группе
1 бригада – закладывает фундамент дома. Фундамент – это основание здания. От него зависит надежность и долговечность дома. Для изготовления бетона используют цемент и щебень в отношении 1:5. Если уменьшить количество щебня на 4 т, то отношение этих компонентов станет обратно пропорциональным количеству цемента. Сколько тонн цемента и щебня необходимо использовать для изготовления бетона?
2 бригада – Строит одну наружную стену дома. Наружная стена – это стена, отделяющая внутреннее пространство здания от внешней среды.
Площадь стены 30 квадратных метров. Производительность труда одного рабочего на 3 кв м меньше производительности труда всей бригады. Работая вместе, бригада построит стену на 5 дней раньше, чем если рабочие будут работать по одному. Найдите производительность труда всей бригады.
3 бригада - Участвует в строительстве крыши (доставка кровельного материала)
Кровельные материалы - это то, чем закрывают крышу от воздействия дождей, снега и других природных явлений.
Расстояние от стройки до поставщика кровельного материала 120км. Автомобиль едет в пункт назначения с постоянной скоростью. На обратном пути скорость автомобиля снизится на 10 км/час. Таким образом, он затратит на обратный путь на 1 час больше времени. Сколько времени ваша бригада затратит на доставку кровельного материала.
Я вижу, что вы хорошо справились с этим этапом строительством дома. Поставьте по 5 баллов в ваши оценочные листы.
А теперь посчитайте общий результат. Если вы набрали больше 8 баллов, то поставьте себе оценку 5, если от 5 до 8 баллов- то оценку 4, если меньше 5 баллов – то оценку 3.
Домашнее задание
Придумать условие задачи к уравнению
Рефлексия
Таким образом, ребята, преодолев столько трудностей, мы с вами построили дом мечты. Ребята, какой этап строительства вам больше всего понравился. А на каком у вас возникли сложности.
Какие задачи решаются с помощью дробных рациональных уравнений?
Что такое математическая модель задачи?
Назовите этапы решения задач.
Я соглашусь, что дом мечты каждый представляет себе по-разному. Для одних -это частный дом на фоне красивого природного пейзажа, для других- это квартира в многоэтажке большого города. Такой дом смастерила вам одна из моих учениц, и мы вам дарим его на память от нашей школы.
Я вас попрошу оставить мне на память ваши оценочные листы. Мы с банком также вручаем каждому из вас ключи от нашего общего дома. Вместе с ключом вы найдете и мое оценивание вашей работы на уроке, и небольшие сладкие подарки.
Как бы ни выглядел ваш дом, главное, я вам желаю непременно обрести его, чтобы он был для вас крепостью, чтобы вы были в нем любимы, и чтобы вы всегда любили, уважали и ценили всех тех, кто живет с вами в ваших домах.
Будьте здоровы, будьте счастливы. Спасибо вам за урок. До свидания!
Учитель математики Фатахова Н.М.