Методическая разработка открытого занятия по программе дополнительного образования «Декоративно-прикладное искусство» Тема занятия: «Зимний пейзаж» (рисование в нетрадиционной технике “акварель + соль”)

Методическая разработка открытого занятия  по программе дополнительного образования «Декоративно-прикладное искусство»

Тема занятия: «Зимний пейзаж» (рисование в нетрадиционной технике “акварель + соль”)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по программе дополнительного образования «Декоративно-прикладное искусство» Тема занятия: «Зимний пейзаж» (рисование в нетрадиционной технике “акварель + соль”)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА












Методическая разработка открытого занятия

по программе дополнительного образования

«Декоративно-прикладное искусство»


Тема занятия: «Зимний пейзаж»

(рисование в нетрадиционной технике “акварель + соль”)














Учитель начальных классов

Мочалова Е.Л.







2018



Тема: «Зимний пейзаж»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования “акварель + соль+нитки”.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Учить детей рисовать, используя нетрадиционную технику рисования «акварель + соль+нитки».

  2. Вызвать у детей интерес и желание участвовать в коллективном труде.

  3. Показать красоту русской зимы на примере произведений художников и поэтов.

  4. Учить наблюдать окружающий мир.

  5. Обогащать словарный запас школьников.

Развивающие:

  1. Развивать общую и мелкую моторику рук, цветовосприятие, формообразование, словесное и образное мышление, речь детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в группе детей, выполняя коллективную работу, получать удовлетворение от собственного участия.

  2. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

  3. Воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства, к родной природе.


Планируемые результаты:

Личностные:

- иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте в природе.

- стремление самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

- работать индивидуально;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.



Оборудование: картина с изображением озера, картины с изображением зимних пейзажей, стаканчики с соленой водой по количеству детей, спиртовка или свеча, металлическая ложка, спички, акварельные краски, листы белой бумаги, кисти, непроливашки с водой, палитры, соль крупная пищевая в розетках, клей ПВА, белые нитки, проектор, презентация к занятию, музыка.







Методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод

3. Применение ИКТ (презентация).





Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы и хорошего настроения.

- Сегодня у нас необычное занятие. Почему оно необычное вы узнаете позже.

- Я, как и вы, ребята, люблю получать подарки. Знакомый художник подарил мне свою работу. Я покажу её вам на слайде.

2. Беседа по картине.

- Скажите, пожалуйста, что художник изобразил на переднем плане картины? Что мы видим на заднем плане?

- Как можно назвать эти объекты одним словом? (Природа.)

- К какому жанру живописи относится эта картина и почему? (Это пейзаж.)

- Что же мы называем «пейзажем»? (картина, на которой изображена природа)

3. Чтение М. Яснова “О картинах” (отрывок читает наизусть ученик).

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина-
Называется пейзаж.

4. Эксперимент “Свойства воды”.

- Как вы думаете, как художник назвал свою работу?

- Вы угадали, он назвал ее “Загадочное озеро”. Интересно, а почему загадочное? (Дети высказывают свои предположения.)

- Чтобы разгадать секрет, я предлагаю вам исследовать воду этого озера. (Дети берут стаканчики с водой.) Внимательно посмотрите, понюхайте, можете попробовать ее.

- Скажите, какая вода? (Вода бесцветная, прозрачная, без запаха, соленая на вкус.)

- Правильно, секрет воды в ее вкусе. Что же она скрывает, мы узнаем в нашей лаборатории.

5. Эксперимент “Выпаривание соли”.

- Для нашего эксперимента потребуется огонь (зажечь спиртовку), металлическая ложка и несколько капель воды из озера. Ребята, напомните, пожалуйста, правила безопасного поведения. (Детям нельзя брать спички, зажигалки. Опасно дуть на пламя и близко стоять.)

- Что происходит с водой? (Она нагревается, закипает, кипит, испаряется.)

- Как вы думаете, что останется в ложке после того, как испарится вода?

- В ложке осталась соль. Мы с вами разгадали загадку озера – вода содержит соль.

- Как человек использует соль? (Человек солит пищу, чтобы было вкусно. Соль нужна для засолки овощей. Солью посыпают дороги зимой, чтобы не было гололеда.)

- Сегодня мы научимся рисовать с помощью соли. Вы можете занять свои места.

6. Сообщение темы занятия (чтение стихотворения автор: Е Явецкая).

- Снова в заботах зима-рукодельница-

Пусть потеплее природа оденется.

Много зима заготовила пряжи,

Белые вещи без устали вяжет:

Сонным деревьям – пушистые шапки,

Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.

Шила, вязала и очень устала!

- Ах, поскорее весна бы настала


Тема нашего занятия связана с этим временем года. Что же мы будем изображать на нашем занятии? (зимний пейзаж)

- Как вы думаете, а для чего же нам нужна соль? (при рисовании будем использовать соль)

- На прошлом занятии мы с вами рассмотрели особенности зимнего пейзажа, познакомились с картинами художников. Предлагаю вам сегодня стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес.

6. Знакомство с техникой “акварель + соль”.

- Рисовать мы будем с помощью соли, но основную работу выполним акварельными красками. Что значит “аква”?

- Эти краски любят воду и перед началом работы, давайте с ними “подружимся”. (В каждую ячейку краски капнуть несколько капель воды.)

- Я предлагаю вам написать фон для зимнего пейзажа. Как только вы его закончите, сразу же хорошенько “посолите” весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Эта техника называется “акварель плюс соль”.

- Далее пейзаж предлагаю оформить в знакомой вам уже технике «ниткография».

7. Чтение стихотворения Милы Пельцевой

Зимний вечер, лунный свет…
В белый снег весь лес одет.
В белых шубах, в белых шапках,
И мороз им шепчет сладко:
Спи, березка, спи, сосна,
Жди, когда придет весна,
Солнышко лучом согреет
И пробудит ото сна.

8. Самостоятельная деятельность детей.

Индивидуальная работа (показ на своем материале).

9. Итог занятия.

- Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы ребята! 

-Давайте вспомним, какие задачи мы с вами ставили в начале занятия? (называют)

- Посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль? (Рисунок стал красивым, волшебным, необычным, сказочным.) Почему “солили” мокрый рисунок? Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?

- Анализ рисунков, выставка работ учащихся.

Ребята, представьте, что вы в картинной галерее. Давайте обсудим ваши работы. Что тебе больше всего понравилось в твоём зимнем пейзаже?





Литература.

  1. Лебедева, Е. Н., Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Классик Стиль, 2004. – 72 с.

  2. Трофимова, М. В., Тарабарина Т. И., И учеба, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 240 с




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас