СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия по экономике на тему "Виды и роль рекламы"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия по экономике на тему "Виды и роль рекламы"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по экономике на тему "Виды и роль рекламы"»











Методическая разработка открытого урока

на тему:

«Виды и роль рекламы»


































Тема урока: Виды и роль рекламы.

Цель урока:

- Формирование понятия о рекламе как инструменте маркетинга.

- Выделять из рекламного сообщения информацию.

- Отделять достоинства рекламного сообщения от достоинств рекламируемого продукта.

- Запомнить, что средства массовой информации не несут ответственности за содержание рекламы.

- Понять, какова роль рекламы для потребителя, а какова – для производителя (продавца).

- Соотносить рекламу по видам, целям, задачам, по рекламным приемам.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить студентов с рекламой как инструментом маркетинга, научить создавать рекламу, познакомить студентов с историей возникновения рекламы

Развивающая – развивать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетенции, умение преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, выявить виды рекламы, определить роль рекламы в жизни общества.

Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету и экономическую культуру студентов.

Форма урока – комбинированный урок. Урок сопровождается презентацией Power Point.

Межпредметная связь: История, экономика, маркетинг

План урока.

Организационная часть.

Опрос домашнего задания (5 минут) Мы с вами прошли много интересных тем, сегодня проведем Блиц опрос по пройденным темам. Блиц – вопросы.

Цель нашего урока следующая: на основе ваших наблюдений, жизненного опыта и полученных ранее знаний по данной теме выяснить, что такое реклама, виды рекламы, кому она нужна и для чего и как к ней следует относиться.

На нашем уроке мы должны научиться:

выделять из рекламного сообщения информацию; определять, к какому виду относится та или иная реклама; понимать, что роли рекламы для потребителя и продавца совершенно разные; узнать, каким способом может распространяться реклама».

Изложение нового материала.

1. Сообщение учителя об истории возникновения и развития рекламы.

История возникновения рекламы.

О рекламной практике речь идет уже в самых первых документах письменной истории. При раскопках на территории стран Средиземноморья археологи нашли вывески, извещающие о различных событиях и предложениях. Римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях, а финикийцы разрисовывали скалы по маршрутам разного рода шествий, всячески превознося в этих росписях свои товары. Все это предшественники современной наружной рекламы. Одна из настенных росписей в Помпее расхваливала политического деятеля и призывала людей отдать за него свои голоса. Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай ’’ Золотой век ,, Древнея Греция. Которые ходили по улицам Афин, возглашая о продаже рабов, скота и прочих товаров.

Надпись на камне сделана в 1 т. до н.э. в древне египетском городе Мемфисе.

«Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». (слайд 3)


Так выглядит надпись, найденная под вулканическим пеплом города Помпей 73 г.н.э. «Прохожий пройди от сюда до двенадцатой башни, там Сиркус держит винный погреб. Загляни туда. до встречи». (слайд 4)

Вот так звучала «рекламная песнь», предназначенная для древнего жителя Афин :“Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса.’’ (слайд 5)

Еще одной ранней разновидностью рекламы было клеймо, которое ремесленники ставили на своих товарах, таких, как гончарные изделия. По мере того как молва разносила сведения о репутации ремесленника, покупатели начинали искать товар с его клеймом. В наши дни для этих же целей пользуются товарными знаками и марочными названиями (слайд 6).

Советский поэт А.Маяковский своим ярким стихотворным слоганом рекламировал магазин «ГУМ» (слайд 7).

Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1445 год, год изобретения Гутенбергом печатного станка. Рекламодателю не нужно было больше вручную изготовлять дополнительные экземпляры своих извещений. Первое печатное объявление на английском языке появилось в 1478 году. (слайд 8)

Наибольшего расцвета реклама достигла в Соединенных Штатах. Отцом американской рекламы называют Бенджамина Франклина. Его “Газетт”, появившаяся в 1729 году, добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламных публикаций среди всех газет колониальной Америки. Изобретение радио, а позднее и телевидения означало появление двух замечательных средств распространения рекламы. Бенжамин переехал в Филадельфию и в 1729 приобрел созданную годом ранее, но уже пришедшую в упадок «Пенсильвания Газетт», а затем сделал ее самой популярной газетой в городе. Секрет ее успеха – в выдающихся журналистских и литературных способностях издателя, сочетавшихся с предпринимательской жилкой и умением делать деньги. Печатая не меньше новостей, чем любая другая газета, «Пенсильвания Газетт» сочетала различные жанры. В ней публиковались, забавные смешные истории. (слайд 9,10)

2. Следующий этап изложения нового материала начинается с провокационного вопроса: пользу или вред приносит реклама? Ответы могут быть разными.

Задаётся вопрос плюс и минус рекламы, студенты по очереди отвечают.

1) реклама вызывает раздражение, т.к. прерывает интересные фильмы, передачи;
2) телепередачи появляются только благодаря рекламе;
3) реклама несет информацию, необходимую потребителю, чтобы совершать покупки;
4) реклама управляет потребителем и мешает ему сделать свободный выбор;
5) для производителей (продавцов) реклама является средством продвижения товара (работы, услуги) на рынке. 6)реклама предоставляет покупателям ценную информацию, в том числе о новых продуктах; 7)поддерживает средства массовой информации; 8)создает новые рабочие места.

3. Беседа о видах рекламы.

Выслушав мнения студентов о плюсах и минусах рекламы, учитель вместе с ними делает классификацию рекламы. Один из возможных вариантов таков:

«Теперь мы продолжим наш урок об рекламе и на следующих слайдах я вам предлагаю ознакомится с видами рекламы.»

1). Печатная реклама – каждый день миллионы людей читают газеты, газетная реклама дает немедленный отклик, и является наиболее экономическим рекламным средством. Но жизнь газетной рекламы быстротечна (1-2 дня). А рекламное объявлении в журнале продолжает жить и действовать неделю или месяц. (слайд 12,13)

2). Реклама на радио и телевидение – это мощные рекламные средства. Многим гораздо легче запомнить что- то услышанное чем что-то написанное. (слайд 14)

3). Прямая почтовая реклама. Пословица гласит «Стреляй в одну птицу, а не во всю стаю». Прямая почтовая реклама распространяется по принципу «в каждую дверь»: письма, листовки разносятся по домам, подъездам, квартирам, распространяется среди прохожих, прикрепляется к стеклам машин. (слайд 15,16).

4).Наружная реклама – это действенный вид рекламы, задача которой как можно чаще попадаться на глаза и просто напоминать о товаре или услуге. (слайд 17)

5).Реклама в витрине магазина – товар в ней выставлен в натуральном виде. Витрина визитная карточка магазина. Небрежно оформленная, пыльная витрина способна отпугнуть покупателя. (слайд 18).

Еще реклама бывает подкрепляющая и напоминающая:

6) Подкрепляющая реклама - разновидность напоминающей рекламы. Призвана поддержать потребителей, уже купивших товар, убедить их в правильности сделанного ими выбора в надежде на повторные покупки этого товара с их стороны. (слайд 19)

7)Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспоминать о товаре. Сродни ей так называемая подкрепляющая реклама, которая стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. (слайд 19)

8) Коммерческая реклама - Эта реклама стимулирует продажи товаров или услуг. Основные задачи: создавать спрос,давать нужную информацию о товаре,обеспечивать рост сбыта,внушать доверие к товару и фирме,побуждать покупателя отождествлять себя с товаром и его производителем,придавать товару определенный образ .(слайд 20).

9) Паблик рилейшн - Это система некоммерческих связей с

обществом, воздействие на общественное мнение через СМИ. Цель - донести идею, что основная задача фирмы – это работа в интересах потребителя и общества в целом. Общество – это не только потребители, но и сотрудники, поставщики и дилеры,

правительство и международные организации.

Основные мероприятия: пресс-конференции; престижная реклама (факты о деятельности фирмы в целом, стиле управления, работе с кадрами, заботе об экологии и т д.); некоммерческие материалы в СМИ; общественная, благотворительная работа в поддержку различных лиц и организаций; юбилейные мероприятия; ежегодные отчеты о деятельности; корпоративные журналы и т.д. (слайд 21).

10) Имиджевая реклама - Направлена на создание имиджа, позитивного представления о фирме.

Акцентируется на следующих моментах деятельности: истории, динамику продаж, географии экспорта, агентской сети, VIP-клиентах; научных, общественных достижениях ее сотрудников.(слайд 22)

11) Социальная реклама - Это реклама, направленная на разрешение проблем, актуальных для каких-либо организаций, общества в целом, либо его части (слайд 23).

4. Откуда берется реклама. Студентам задаются вопросы предположить, как то или иное рекламное сообщение попало в газету, на телевидение или радио. В принципе возможны несколько вариантов:

рекламодатель сам пришел в газету и попросил напечатать определенный текст;

рекламодатель обратился в рекламное агентство с просьбой разработать и провести рекламную кампанию в СМИ (изготовить рекламу, составить тексты объявлений, разместить и т. д.);

рекламодатель обратился в специальное рекламное агентство, работающее с определенной газетой, теле(радио) программой. Такие агентства обычно выкупают у средств массовой информации определенную площадь и размещают рекламу от своего имени

Необходимо отметить, что в любом случае, ответственность за соответствие рекламы действительности несет ни газета или телепрограмма, где эта реклама появилась, а рекламодатель.

5. Разбор вместе со студентами наиболее типичных рекламных приемов и методов.

Ниже приводится описание наиболее часто используемых рекламных методов, (записать методы в тетради).

Преувеличение. Часто при рекламе продукта используются слова: “лучший”, “единственный”, “прекрасный” и т.п. Почти все рекламные объявления содержат восхваление товару. Это неизбежно – ведь цель рекламы убедить потребителя купить товар. Восхваление товара следует воспринимать как субъективное мнение продавца о нем, мнение же потребителя и объективные характеристики товара могут не соответствовать высокой оценке рекламного объявления (слайд 25).

Заголовки и девизы. Одна из основных задач рекламного объявления – привлечь внимание. Часто эта задача решается при помощи запоминающегося заголовка или фразы (в TV-рекламы часто сопровождающейся музыкой) (слайд 26,27,28).

Скрытая реклама это размещение определенного товара, торговой марки или услуги в кино, теле- и радиопере­дачах, в газетах и журналах, в Интернете, компьютерных играх, в мультфильмах, которые имеют сюжет и которые адресованы средне­статистическому потребителю. Это техника вплетения бренда, товара или услуги в сюжет произведения, а значит, в жизнь кино- или телегероя, в его образ жизни и его окружение. (слайд 29).

Звезды. Некоторые фирмы используют мнение разных знаменитых людей о рекламируемом продукте. Можно предложить учащимся вспомнить такие объявления и объяснить, почему они появляются ? Как они считают, действительно ли “звездам” нравится то, что они рекомендуют? (слайд 30).

Красивая реклама. Некоторые рекламные сообщения по настоящему красивы. В них звучит хорошая музыка, говорятся умные и правильные слова, показываются живописные уголки природы и т.п. Это тоже один из рекламных приемов, цель которого – красотой рекламы привлечь внимание потребителя к рекламируемому продукту (о качестве продукта такая реклама, как правило, не говорит) (слайд 31).


Закрепление изученного материала на уроке.

Преподаватель задает следующие вопросы, которые помогут учащимся, отвечая на них, осознать, осмыслить, обобщить и систематизировать знания:

Каковы причины возникновения рекламы ?

Что такое реклама ?

Цели и задачи рекламы.

Каким образом реклама попадает в средства массовой информации ?

Какие существуют типичные рекламные приемы и методы ?

Какую роль играет реклама для потребителя ?

Какую роль играет реклама для продавца (производителя) ?

Каковы положительные и отрицательные роли рекламы ?


1. желание повысить обьем продаж,
завоевать известность у потребителей, конкуренция, переизбыток товара.

2. Двигатель торговли

3. вызвать у целевой аудитории рекламы нужную рекламодателю реакцию.

Задачи: информирование, напоминание, убеждение.

4. рекламодатель сам пришел в газету и попросил напечатать определенный текст;

5.преувелечение, звезды, девизы

6.Осведомляет о товаре и брендах, убеждает, знакомит с товаром

7. помогает продать товар или услугу

8. Плюс: Приобщение населения к здоровому образу жизни через рекламу использования натуральных добавок в пищу и витаминных препаратов, рекламу фитнес-клубов. Реклама говорит о той дополнительной пользе, которую покупатель приобретает, покупая товар. Реклама стимулирует трудовую деятельность: если заработаешь, то сможешь получить. что хочешь. Реклама генерирует потребность к лучшему уровню жизни — качественное питание. прекрасный отдых, лучшие жилищные условия и т.д.

Минус: реклама воздействует на потребителя на подсознательном уровне, тем самым манипулируя его поведением, вопреки его желаниям. Отдельные рекламные обращения кажутся раздражающими либо слишком назойливыми. Общество волнует: не слишком ли возвышенные эпитеты используются в рекламе о пользе пищевых продуктов; действительно ли настолько сильны те или иные лекарственные препараты, как о том говорит реклама

Проверка усвоения знаний учащимися.
Проводится в виде тестовых вопросов. К каждому вопросу предлагается четыре варианта ответов, только один из которых правильный. Каждому ученику предоставляется карточка с тестом. До конца урока за 15 минут дать тесты , 5 минут тесты, 3 минуты на взаимопроверку проверку (обменяются листочками и проверят друг у друга, ставят оценки сами, ответы вывести на слайде.


Домашнее задание:

1. Составить рекламный слоган какого-либо продукта.

Подведение итогов.

После того проводится разбор теста, который учащиеся делали самостоятельно. Преподаватель дает домашнее задание.

Затем учитель кратко повторяет основные моменты изученного материала, подводит итоги работы учащихся на уроке, выставляет оценки учащимся, принимавших активное участие в работе.









Тестовые вопросы

1. Выберите наиболее правильное утверждение.

а) Реклама всегда несет в себе достоверную и нужную потребителю информацию.

б) ответственность за соответствие рекламы действительности несет рекламное агентство.

в) Реклама используется фирмами в конкурентной борьбе друг с другом за вниманиеü

потребителей.

г) Если фирма тратит большие деньги на рекламу, это означает, что она получает большую

прибыль.

2. Какой вид рекламы необходимо использовать, если товар находится на этапе зрелости.

а) напоминающую рекламу.ü

б) увещевательную рекламу.

в) социальную рекламу.

г) информативную рекламу.

3. Какой вид средств распространения рекламы наиболее дорогостоящий.

а) журналы.

б) газеты.

в) радио.

г) телевидение.ü

4. Реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, называется:

а) недостоверной;

б) неэтичной; \

в) скрытой

г) достоверной

5.Какой вид рекламы способствует проявлению у людей сострадания,

развитию терпимости и толерантности:

а) в сфере услуг;

б) социальная; \

в) товарная.

г)скрытая реклама

6. Кто из поэтов советского времени сыграл важную роль в становлении

рекламы:

а) С. Есенин;

б)А. Блок;

в) Б.Франклин.

г)В. Маяковский. /

7. В каком году Гутенберг изобрел печатный станок

а)1445 \

б)1440

в)1441

г)1447

8. Какие слова не используются при рекламе продукта

а) лучший

б) единственный

в)прекрасный

г) некачественный \

9.Виды рекламы

а) печатная реклама

б) наружная реклама

в)реклама на радио и телевидение

г)все перечисленное \

10.Создание полезных продуктов это

а) распределение

б)производство \

в)обмен

г)приобритение