СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности обучающихся на занятии - формирование и систематизация знаний детей о здоровье домашних животных, правилах ухода за питомцами, бережном отношении к домашним животным. Задачи занятия: предметные, личностные, метапредметные. Каждый этап занятия реализован как по времени, так и по объему. Материал, представленный в методической разработке интересный, правильно подобранный, логически скомпонованный. Тема актуальна. Методы, используемые, преподавателем, способствуют развитию у обучающихся мышления, памяти, умений свободно выражать свои мысли, оперировать собственными точками зрения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев"»

Межрегиональный этап Всероссийского конкурса

методик реализации программы

«Мы – твои друзья»







Раздел:

«На приёме у Айболита»


Тема занятия:

«Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев»




Автор: Светлорусова Ольга Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

Наименование образовательной организации: МБОУ «СОШ №19» г. Брянска т.52-47-41

Адрес, номер телефона, электронная почта педагога: 241014, г.Брянск, ул.Ново-Советская,

д.144, кв.14, т.89610007271, e-mail: pavels123@mail.ru

Возраст учащихся, класс: 8-9 лет, 2 класс

Стаж участия в программе: 9 мес.







г. Брянск, 2019г.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование темы (раздела)

Количество часов

Дата про-ведения

I. Давайте познакомимся – 8 часов

1.

Введение в мир животных

1

07.09

2.

Общественные потребности человека и его домашнего питомца

1

14.09

3.

Условия, необходимые для жизни животных

1

21.09

4.

Особенности поведения собак, кошек. Их отличия

1

28.09

5.

Особенности поведения собак и кошек, связанные с поиском добычи

1

05.10

6.

Почему люди заводят домашних питомцев

1

12.10

7.

Какого питомца выбрать

1

19.10

8.

Кто поможет в выборе питомца

1

26.10

II. Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! – 6 часов

9.

Родственники домашних питомцев

1

02.11

10.

Как человек приручил собак и кошек

1

09.11

11.

Породы кошек

1

16.11

12.

Породы собак

1

23.11

13.

Как выбрать себе питомца

1

30.11

14.

Где взять питомца? Кинология. Фелинология.

1

07.12

III. Как мы устроены и как за нами ухаживать? – 6 часов

15.

Четыре лапы, хвост и не только…

1

14.12

16.

Как домашние питомцы воспринимают окружающий мир

1

21.12

17.

Особенности образа жизни кошек и собак

1

28.12

18.

Особенности питания различных животных

1

11.01

19.

На прогулку выходи!

1

18.01

20.

Бездомные животные

1

25.01

IV. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев – 6 часов

21.

Общение животных друг с другом и человеком

1

01.02

22.

Язык животных

1

08.02

23.

Как разговаривать при помощи позы?

1

15.02

24.

Соблюдение правил содержания и выгула собак и кошек

1

22.02

25.

Как учатся животные. В какие игры можно играть со своими питомцами?

1

01.03

26.

Как вести себя при встрече с незнакомыми собаками и кошками

1

15.03

V. На приеме у Айболита – 4 часа

27.

Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев

1

22.03

28.

Поможет ветеринар. Гигиена

1

29.03

29.

Как избежать опасности. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей

1

05.04

30.

Правила безопасной жизни. Здоровье и здоровый образ жизни для человека и его питомца

1

12.04

VI. Мы с тобой друзья! – 6 часов

31.

Удивительная выставка. Книги про хвостатых и усатых

1

19.04

32.

Страны и народы Мира. Особенности отношения к кошкам в разных странах

1

26.04

33.

Особенности отношений к собакам в разных странах в разные исторические эпохи

1

30.04

34.

Средства массовой информации. Передачи о собаках и кошках

1

08.05

35.

Праздники и памятные даты. Кошачьи и собачьи «звезды»

1

17.05

36.

Итоговая викторина «Знатоки домашних питомцев»

1

24.05

Система работы при реализации раздела «На приеме у Айболита» программы «Мы – твои друзья»

Участниками программы внеурочной деятельности ФГОС программа «Мы – твои друзья» являются учащиеся 2 класса и их родители и педагоги. Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в рекомендованной последовательности: от знакомства с историей взаимоотношений человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков общения и ухода за домашними питомцами — кошками и собаками. В каждом разделе выделены темы, которые включают информационные блоки и комплекс заданий, помогающих учащимся осваивать полученные знания.

Методика работы по данной программе основана на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком и акценте на самостоятельную поисковую и творческую активность самих детей. На всех занятиях используется познавательный материал, который обязательно соответствует возрастным особенностям детей, и неразрывно связан с практическими заданиями. Программа предусматривает теоретический материал, практические задания, чтение и обсуждение книг, викторины, игры, просмотр мультфильмов и познавательных фильмов и сюжетов. В ходе реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, которые основываются на элементах игровой педагогики. Игра — это уникальный способ, который способствует развитию детского интеллекта, творческих изюминок ребенка, физического здоровья, нравственного поведения, человеческого достоинства. Обязательно предусмотрено программой - проведение анкетирования и диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений, навыков в учебной деятельности, определения уровня сформированности их у ребенка. Программа предполагает совместную работу взрослых (педагогов, родителей) и детей. Совместно проводятся: конкурс фотографий, конкурсы плакатов и рисунков, подборка материалов и защита проектов, театральные постановки.

Целью организации работы по разделу «На приеме у Айболита» программы «Мы – твои друзья» является формирование и систематизация знаний детей о здоровье домашних животных, правилах ухода за питомцами, бережном отношении к домашним животным. Понимание младшими школьниками важности профилактики и предупреждения заболеваний домашних питомцев, развития различных заболеваний, передаваемых от животных человеку.

Основные образовательные задачи реализации раздела данной программы:

- развитие умения учащихся определять признаки, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии или о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. домашнего питомца;

- формирование представления о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина;

- формирование представления у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных;

- развитие навыков соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными.

Основные воспитательные задачи реализации раздела данной программы:

- формирование правильного представления о ценности домашних питомцев как неотъемлемой части живой природы и связи с ними человека;

- развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним питомцам;

- вовлечение учащихся в деятельность по уходу за домашними питомцами;

- воспитание культуры здорового образа жизни, определяемого необходимостью ухода за домашними питомцами.

- формирование у ребенка положительной «Я-концепции» как совокупности трех факторов: уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденности в успешном овладении им тем или иным видом деятельности, чувства собственной значимости;

- формирование у детей навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия;

- формирование у детей потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности посредством знакомства с различными ее видами, интереса к этой деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также необходимых умений и навыков;

- формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей;

- развитие познавательного интереса.

Планируемые результаты изучения раздела:

Личностные: осознание необходимости заботы о здоровье питомцев; умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; способность работать над осознанием ответственности за общее дело; умение выражать свое мнение; готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным, сопереживать и сочувствовать им; желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.

Предметные: умение находить связи в природе, между природой и человеком; понимание важности правильного ухода за домашними животными для их здоровья; использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; представление о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроения питомца; способность определить по внешним признакам самочувствие домашних животных и правильно отреагировать на его ухудшение; представление о роли ветеринарной службы для здоровья питомца.

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать свою деятельность в ходе выполнения задания; принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные: работать с разными видами информации и ориентироваться в ней; выполнять действия по образцу; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: развивать умение принимать коллективное решение; умение слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, учитывать позицию собеседника; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; уметь распределять роли в команде, чувствовать ответственность за выполнение задания в команде; развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.

Основная форма реализации программы — внеурочная деятельность (кружок). Дополнительные формы — интеграция в базовые учебные курсы. Ведущая роль при этом принадлежит курсу «Окружающий мир».

Работа в рамках внеурочной деятельности кружка «Мы – твои друзья» строится с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. При этом в рамках раздела программы «На приеме у Айболита» используются различные направления, формы и методы организации внеурочной деятельности, которые представлены ниже по темам раздела:

1. Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев (1 час)

Направления деятельности: познавательная (работа с новым материалом), досуговая (развлекательная) (ситуационно-ролевая игра «Самочувствие питомца»), оздоровительно-спортивная (физминутка), трудовая (изготовление наглядных пособий к занятию), творческая (раскрытие творческого потенциала) деятельность.

Формы работы: беседа, дискуссия, ситуационно-ролевая игра по командам.

Методы работы: а) методы информирования (рассказ, беседа, дискуссия); б) методы наглядных демонстраций и иллюстраций (презентация, наглядные пособия, задания в рабочей тетради); в) методы практической деятельности (изготовление наглядных пособий к занятию, подготовка кабинета к занятию); г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуации успеха); д) методы контроля эффективности воспитания детей (наблюдения, проведение итоговой беседы, анализ результатов самооценки работы детей на занятии).

2. Поможет ветеринар. Гигиена (1 час)

Направления деятельности: познавательная (работа с новым материалом), досуговая (развлекательная) (инсценировка по мотивам произведения К.И. Чуковского «Айболит»), оздоровительно-спортивная (физминутка), трудовая (изготовление костюмов и атрибутов к занятию), творческая (раскрытие творческого потенциала) деятельность.

Формы работы: фронтальная беседа с участием ветеринара, практическая работа «Невидимые, но опасные», дискуссия, инсценировка по мотивам произведения К.И. Чуковского «Айболит», самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради.

Методы работы: а) методы информирования (рассказ, беседа, дискуссия); б) методы наглядных демонстраций и иллюстраций (презентация, наглядные пособия, задания в рабочей тетради); в) методы практической деятельности (изготовление костюмов и реквизита к занятию, подготовка кабинета к занятию); г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуации успеха); д) методы контроля эффективности воспитания детей (наблюдения, проведение итоговой беседы, анализ результатов самооценки работы детей на занятии).

3. Как избежать опасности. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей (1 час)

Направления деятельности: познавательная (работа с новым материалом), досуговая (развлекательная) (ситуационно-ролевая игра «На прогулке»), оздоровительно-спортивная (физминутка), трудовая (изготовление наглядных пособий к занятию), творческая (раскрытие творческого потенциала) деятельность.

Формы работы: беседа, дискуссия, ситуационно-ролевая игра, коллективное составление памятки «Как избежать опасности», конкурс плакатов.

Методы работы: а) методы информирования (рассказ, беседа, дискуссия); б) методы наглядных демонстраций и иллюстраций (презентация, наглядные пособия, просмотр видеосюжетов); в) методы практической деятельности (изготовление наглядных пособий к занятию, подготовка кабинета к занятию); г) методы стимулирования творческой деятельности (конкурс плакатов, поощрение, создание ситуации успеха); д) методы контроля эффективности воспитания детей (наблюдения, проведение итоговой беседы, анализ результатов самооценки работы детей на занятии).

4. Правила безопасной жизни. Здоровье и здоровый образ жизни для человека и его питомца (1 час)

Направления деятельности: познавательная (работа с новым материалом), досуговая (развлекательная) (разгадывание загадок и ребусов), оздоровительно-спортивная (физминутка), трудовая (подготовка кабинета к занятию), творческая (раскрытие творческого потенциала) деятельность.

Формы работы: фронтальная беседа с участием медработника, дискуссия, разгадывание кроссворда и ребусов, коллективное составление памятки «Как не заболеть?», защита проекта «Я забочусь о питомце».

Методы работы: а) методы информирования (рассказ, беседа, дискуссия); б) методы наглядных демонстраций и иллюстраций (презентация, наглядные пособия, защита проектов); в) методы практической деятельности (изготовление наглядных пособий к занятию, подготовка кабинета к занятию); г) методы стимулирования творческой деятельности (конкурс проектов, поощрение, создание ситуации успеха); д) методы контроля эффективности воспитания детей (наблюдения, проведение итоговой беседы, анализ результатов самооценки работы детей на занятии).

Участие родителей при реализации методики

Индивидуальная и массовые формы внеклассной работы более эффективны в воспитательном воздействии на детей, когда в их организации и проведении принимают непосредственное участие родители. Основная часть заданий программы направлена на вовлечение родителей в ее реализацию. В рамках раздела «На приеме у Айболита» взрослым предлагается принять участие в подготовке и проведении следующих заданий:

- сбор интересных фактов о здоровье своего питомца;

- участие во фронтальной беседе с ветеринаром (папа одной из учениц);

- совместное чтение и обсуждение с ребенком сказки К.И. Чуковского «Айболит»;

- помощь ребенку в подготовке костюмов, реквизита, плакатов и проектов к соответствующей теме раздела;

- рассказы ребенку о личном опыте общения с домашними животными.

Основные понятия, используемые в рамках раздела: домашние животные, травма, заболевание, инфекция, гигиена, прививка, ветеринарный врач.

Дидактические пособия: карточки с заданием, брошюра-памятка; изображение ветеринаров; изображение медикаментов для животных, видеосюжеты. Карточки самооценки. Презентация.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Описание занятия с применением активных форм и методов обучения

Тема занятия: «Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев»

Цель занятия: формирование и систематизация знаний детей о здоровье домашних животных, правилах ухода за питомцами, бережном отношении к домашним животным.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии или о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. домашнего питомца;

  • дать учащимся знания об уходе за домашними животными;

  • сформировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных;

  • развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции, при принятии решений о правильном уходе за домашними питомцами;

  • развивать связную речь, при полных ответах на вопросы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение, любовь к животным, желание за ними ухаживать;

  • сформировать представление о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина;

  • находить связи в природе, между природой и человеком.

Планируемые результаты занятия:

Личностные: осознание необходимости заботы о здоровье питомцев; умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; способность работать над осознанием ответственности за общее дело; умение выражать свое мнение; готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным, сопереживать и сочувствовать им; желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.

Предметные: умение находить связи в природе, между природой и человеком; понимание важности правильного ухода за домашними животными для их здоровья; использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; представление о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроения питомца; способность определить по внешним признакам самочувствие домашних животных и правильно отреагировать на его ухудшение; представление о роли ветеринарной службы для здоровья питомца.

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать свою деятельность в ходе выполнения задания; принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные: работать с разными видами информации и ориентироваться в ней; выполнять действия по образцу; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: развивать умение принимать коллективное решение; умение слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, учитывать позицию собеседника; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; уметь распределять роли в команде, чувствовать ответственность за выполнение задания в команде; развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.

Основные понятия: домашние животные, травма, заболевание, инфекция, гигиена, прививка, ветеринарный врач.

Дидактические пособия: карточки с заданием, брошюра-памятка; изображение ветеринаров; изображение медикаментов для животных, видеосюжеты. Карточки самооценки. Презентация.

Ход занятия

Организационный этап. (2 мин.)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин.)

Учитель: В начале нашего сегодняшнего занятия попрошу вас ответить на следующие вопросы:

  • Есть ли у вас домашнее животное? (Ответы детей)

  • Как вы заботитесь о них? (Ответы детей)

  • В чем, по вашему мнению, состоит ответственность за питомца? (Ответы детей)

Учитель: Молодцы, ребята! Однако многие люди перестали задумываться над тем, что качество жизни домашних животных зависит только от них, поэтому любимцы не всегда хорошо себя чувствуют и часто болеют. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (Ответы детей) Совершенно верно! Мы сегодня будем говорить об ответственности за жизнь и здоровье домашних питомцев. Какие задачи мы поставим перед собой на этом занятии? (Ответы детей с корректировкой и наводящими вопросами учителя). (Слайд 1)

Актуализация знаний. (7 мин.)

Учитель: Ребята, мы с вами выяснили, что почти у всех имеются домашние питомцы. Вы абсолютно правильно заботитесь о них. А по каким признакам, вы можете определить, здоров ли ваш питомец? (Ответы детей)

Учитель: Давайте послушаем рассказы наших питомцев об их самочувствии.

Рассказ кошки (Слайд 2) (Хорошо читающий ребёнок озвучивает)

Рассказ собаки (Слайд 3) (Хорошо читающий ребёнок озвучивает)

Рассказ попугайчика (Слайд 4) (Хорошо читающий ребёнок озвучивает)

Учитель: Теперь мы знаем, как выглядят и ведут себя здоровые питомцы. А что же делать, если их поведение и внешний вид изменились? Что подскажет нам об ухудшении их самочувствия? (Ответы детей) (Слайд 5) Давайте выполним задание в рабочей тетради на с. 59

Первичное усвоение новых знаний. (7 мин.)

Учитель: Что же могло случиться с вашим питомцем? (Ответы детей) Правильно! Вы многое уже знаете о самочувствии своих любимцев. Давайте обобщим сказанное (Слайд 6).

Учитель: Давайте подумаем, как поступать в случае обнаружения признаков заболевания или травмы домашнего питомца? Давайте вспомним, а что делают ваши родители, когда вы сильно заболеваете или получаете серьёзную травму? (Ответы детей) Совершенно верно! И в случае заболевания нашего питомца, мы тоже должны незамедлительно обратиться к специалисту. Да, ребята, обратите внимание на то, что, если вы заметили признаки недомогания у домашнего питомца, то сразу же должны сообщить об этом взрослым. Ни в коем случае нельзя пытаться помочь животному самостоятельно! Питомцы, которым нездоровиться, могут поцарапать, укусить, клюнуть – не потому, что они злые, а потому что им больно. Никогда не беспокойте больное животное! Кто же поможет нашим любимым больным питомцам? Отгадайте загадку:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит) (Ответ детей)

Учитель: Ребята, конечно, вы узнали любимого персонажа – доброго доктора Айболита, а кто из вас догадался, как называется профессия этого героя? (Ответы детей) (Слайд 7). Молодцы, ну, конечно же, это ветеринарный врач или ветеринар.

Учитель: Эта профессия – очень важная. Ведь только ветеринар сможет точно определить причину болезни и назначить правильное лечение животному. Ветеринары работают в специализированных клиниках. А где ещё работают эти специалисты? (Ответы детей).

Физкультминутка. (5 мин.)

Хитрый кот (Слайд 8)

Хитрый кот по дому рыщет, (кот ходит по коврику)

Мышку маленькую ищет (дети стоят на коврике)

Мышка в подполе живёт, (дети присаживаются на корточки)

Тихо досочки скребёт. (скребут по коврику)

Не поймает котик (дети встают на ноги)

Мышеньку за хвостик! (грозят пальчиком коту и убегают, а кот их догоняет)

Кот Антипка жил у нас. (встали, руки на поясе)

Он вставал с лежанки в час. (потянулись, руки вверх – вдох)

В два на кухне крал сосиски (наклоны влево-вправо)

В три сметану ел из миски. (наклоны вперед, руки на поясе)

Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево –вправо)

В пять по коврику катался. (повороты влево-вправо)

В шесть тащил сельдей из кадки. (рывки руками перед грудью)

В семь играл с мышами в прятки (хлопки спереди – сзади)

В восемь хитро щурил глазки. (приседания)

В девять ел и слушал сказки. (хлопки в ладоши)

В десять шел к лежанке спать, (прыжки на месте)

Потому что в час вставать. (шагаем на месте)

Закрепление полученных знаний. (14 мин.)

Учитель: Доктор Айболит прислал нам письмо. Давайте прочитаем его! (Учитель из конверта достаёт и зачитывает письмо). (Слайд 9)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Я хочу вас предупредить о том, что есть такие заболевания, которыми могут болеть только животные или только человек. Однако существуют такие заболевания, которые передаются от животных к людям. Одно из них – глистные заболевания. В организм человека через шерсть животного могут попасть микроскопические яйца, из которых впоследствии вырастает взрослый червь. Оказавшись внутри, они выделяют особые вещества, опасные для человека. Для того, чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать несложные правила:

- избегать контакта с бездомными животными;

- всегда мыть руки с мылом после контакта с животными и перед едой;

- не кормить домашнего питомца со стола;

- регулярно давать питомцу противоглистные препараты, рекомендованные ветеринаром.

Ещё одно серьёзное заболевание – стригущий лишай. Его возбудитель – микроскопический грибок, который поселяется на теле животного или человека. Он вызывает зуд, раздражение кожи, облысение. Признаком заболевания у животного служит выпадение шерсти на различных участках тела. Чаще этим заболеванием страдают бездомные животные, но они могут заразить домашних питомцев, а от них болезнь может передаться хозяину. Чтобы не заразится стригущим лишаем, нужно:

- избегать контакта с бездомными животными;

- мыть руки с мылом после контакта с животным;

- сделать своему питомцу специальную прививку.

Не забывайте о том, что серьёзный вред может причинить укус или даже обычная царапина животного. Ведь при этом в ранку попадает инфекция, которая может стать причиной заболевания. Чтобы этого не случилось надо знать и соблюдать следующие правила:

- обработать ранку дезинфицирующим раствором;

- прикрыть ранку чистой салфеткой;

- если укусило или поцарапало бездомное животное, то срочно сообщить об этом взрослым и затем обратиться к врачу.

С заботой о вашем здоровье и здоровье ваших питомцев, Доктор Айболит».

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами разделимся на три команды, каждая из которых получит задание, которое поможет нам понять насколько мы готовы своевременно прийти на помощь нашим домашним питомцам. Но для начала, давайте вспомним правила командной работы. (Ответы детей) (Слайд 10)

Дети делятся на три команды. В каждой команде определяется лидер, распределяются роли (ветеринар, ассистент ветеринара, папа, мама, дочь, сын, домашний питомец: кошка, собака, попугайчик). Каждая команда получает задание в соответствии с видом домашнего питомца. На основе полученного знания на занятии и информации из рабочей тетради на с.56-61 каждый член команды выполняет задание и разыгрывает свою роль. В результате правильного выполнения задания дети научаются: понимать и передавать признаки хорошего или плохого самочувствия питомца, правильно взаимодействовать с другими членами семьи и с ветеринарной службой в случае заболевания питомца, применять меры профилактики и лечения питомца в соответствии с рекомендациями ветеринара.

Рефлексия (подведение итогов занятия). (5 мин.)

Учитель: Подходит к концу наше занятие, на котором мы обсудили с вами очень важные вопросы, связанные с бережным отношением к жизни и здоровью наших питомцев. Давайте проверим, готовы ли мы быть заботливыми, ответственными хозяевами нашим домашним питомцам. У каждого из вас на столе лежит карточка самоконтроля. Сейчас мы попытаемся ответить на вопросы, и если они не вызывают у вас затруднений, то ставьте «+», если вы затрудняетесь с ответом, то ставьте «?»:

1. Напомните, пожалуйста, в чём заключается забота о наших питомцах? (Ответы детей)

2. Так ли важно ухаживать за питомцами? (Ответы детей)

3. Какие признаки говорят нам о хорошем самочувствии питомца? (Ответы детей)

4. Какие признаки говорят нам о плохом самочувствии питомца? (Ответы детей)

5. Что делать, если заметили ухудшение самочувствия питомца? (Ответы детей)

6. Какие болезни опасны для наших питомцев и нас? (Ответы детей)

7. Вспомните основные правила гигиены при общении с домашними питомцами, которые всегда надо соблюдать (Ответы детей)

Если у вас оказались в карточке «?», то ответить на них вам поможет брошюра Доктора Айболита, которую он прислал нам вместе с письмом. Я с удовольствием поделюсь ею с вами в конце занятия.

Вы сегодня – молодцы! Вам понравилось занятие? (Ответы детей) Хотите ли вы ещё больше интересного узнать о наших питомцах? (Ответы детей) Тогда до новых встреч на наших увлекательных занятиях кружка «Мы – твои друзья». Спасибо всем ребятам. Занятие окончено.
















Приложения


Приложение 1

Карточки с заданиями для команд


Команда №1

В вашей семье имеется домашний питомец - кошка

Задание:

1) Распределите роли между участниками команды: ветеринар, ассистент ветеринара, папа, мама, дочь, сын, кошка).

2) Ситуация №1: кошка здорова. «Кошка» демонстрирует поведение, характерное для здорового животного. «Папа», «мама», «дочь» и «сын» разыгрывают действия по уходу за здоровым питомцем, затем ведут кошку на осмотр и прививку к ветеринару. Ветеринар и его ассистент осуществляют прием животного и консультацию для его хозяев.

3) Ситуация №2: кошка заболела. «Кошка» демонстрирует поведение, характерное для больного животного. «Папа», «мама», «дочь» и «сын» разыгрывают действия по уходу за больным питомцем, затем ведут кошку на осмотр и лечение к ветеринару. Ветеринар и его ассистент осуществляют прием животного и консультацию для его хозяев.



Команда №2

В вашей семье имеется домашний питомец - собака

Задание:

1) Распределите роли между участниками команды: ветеринар, ассистент ветеринара, папа, мама, дочь, сын, собака).

2) Ситуация №1: собака здорова. «Собака» демонстрирует поведение, характерное для здорового животного. «Папа», «мама», «дочь» и «сын» разыгрывают действия по уходу за здоровым питомцем, затем ведут собаку на осмотр и прививку к ветеринару. Ветеринар и его ассистент осуществляют прием животного и консультацию для его хозяев.

3) Ситуация №2: собака заболела. «Собака» демонстрирует поведение, характерное для больного животного. «Папа», «мама», «дочь» и «сын» разыгрывают действия по уходу за больным питомцем, затем ведут собаку на осмотр и лечение к ветеринару. Ветеринар и его ассистент осуществляют прием животного и консультацию для его хозяев.



Команда №3

В вашей семье имеется домашний питомец - попугайчик

Задание:

1) Распределите роли между участниками команды: ветеринар, ассистент ветеринара, папа, мама, дочь, сын, попугайчик).

2) Ситуация №1: попугайчик здоров. «Попугайчик» демонстрирует поведение, характерное для здорового животного. «Папа», «мама», «дочь» и «сын» разыгрывают действия по уходу за здоровым питомцем, затем ведут попугайчика на осмотр к ветеринару. Ветеринар и его ассистент осуществляют прием животного и консультацию для его хозяев.

3) Ситуация №2: попугайчик заболел. «Попугайчик» демонстрирует поведение, характерное для больного животного. «Папа», «мама», «дочь» и «сын» разыгрывают действия по уходу за больным питомцем, затем ведут попугайчика на осмотр и лечение к ветеринару. Ветеринар и его ассистент осуществляют прием животного и консультацию для его хозяев.

Приложение 2

Брошюра-памятка

Признаки хорошего самочувствия питомца:

Когда кошка себя чувствует хорошо, то не может усидеть на месте: играет, гуляет, охотится. Её шёрстка блестящая и у неё хороший аппетит. При этом у неё мокрый и холодный носик.

Собака тоже, когда чувствует себя хорошо, то не сидит на месте: играет с любимой игрушкой или хозяином, грызёт косточку, бегает за хвостом. Её шёрстка блестящая и у неё хороший аппетит. При этом у собаки мокрый и холодный носик.

Поведение птицы, у которой все в порядке со здоровьем, активное. Она издаёт различные звуки, лазает по клетке, занимаясь своими делами. Её внешний вид довольно опрятен – она сама занимаюсь своей гигиеной.

Признаки плохого самочувствия питомца:

* Отказывается от еды;

* Много спит;

* Пытается укрыться от всех;

* Чихает или кашляет;

* Не играет;

* Перестаёт следить за своим внешним видом.

Основные правила гигиены при общении с домашними питомцами:

Глистные заболевания:

- избегать контакта с бездомными животными;

- всегда мыть руки с мылом после контакта с животными и перед едой;

- не кормить домашнего питомца со стола;

- регулярно давать питомцу противоглистные препараты, рекомендованные ветеринаром.

С тригущий лишай:

- избегать контакта с бездомными животными;

- мыть руки с мылом после контакта с животным;

- сделать своему питомцу специальную прививку.

Укус или царапина животного:

- обработать ранку дезинфицирующим раствором;

- прикрыть ранку чистой салфеткой;

- если укусило или поцарапало бездомное животное, то срочно сообщить об этом взрослым и затем обратиться к врачу.

Приложение 3


Карточка самооценки


п/п

Контрольный вопрос

«+»; «?»

1.

В чём заключается забота о наших питомцах?


2.

Так ли важно ухаживать за питомцами?


3.

Какие признаки говорят нам о хорошем самочувствии питомца?


4.

Какие признаки говорят нам о плохом самочувствии питомца?


5.

Что делать, если заметили ухудшение самочувствия питомца?


6.

Какие болезни опасны для наших питомцев и нас?


7.

Какие основные правила гигиены при общении с домашними питомцами всегда надо соблюдать?