СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Педагогические технологии в работе хореографа"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена современным педагогическим технологиям, а именно их адаптации и специфике их применения в хореографическом творчестве.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Педагогические технологии в работе хореографа"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Е.В. Образцовой»

Ямало-Ненецкий автономный округ

г.Салехард










Методическая разработка


«Педагогические технологии в работе хореографа»














Автор: преподаватель хореографических дисциплин

Софрыгина Ирина Константиновна








г.Салехард, 2020г.

Аннотация



Данная работа посвящена современным педагогическим технологиям, а именно их адаптации и специфике их применения в хореографическом творчестве.

В работе освящены понятия «педагогические технологии» и «методика преподавания», различия и взаимосвязь данных понятий. Также приведена классификация педагогических технологий. Краткое представление технологий применяемых в образовательной деятельности преподавателями хореографических дисциплин, руководителями хореографических коллективов.

Данная методическая разработка может быть использована в практической деятельности педагогов-хореографов детских школ искусств, самодеятельных танцевальных коллективов. Также может служить пособием начинающим хореографам во внедрении и реализации педагогических технологий в своей профессиональной деятельности.


















Содержание



Введение……………………………………………………………………..4

1. Современные педагогические технологии дополнительного образования………………………………………………………………….5

1.1. Определение понятия «Педагогические технологии». Классификация……………………………………………………………...5

1.2. Взаимосвязь педагогических технологий и методов……………….. 7

2. Современные педагогические технологии в работе хореографа…….. 9

Список литературы……………………………………………………….. 15

























Введение




Стремительное развитие и модернизация образовательной системы нашей страны, привлекает пристальное внимание к педагогической деятельности. Повышаются предъявляемые требования к качеству образовательной деятельности педагогов. Что требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, связанной с принципиальными изменениями деятельности учителей, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты, где педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. Именно введение современных технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся. Поэтому современный подход к преподаванию строится на основе образовательных технологий, связанных с повышением эффективности  обучения и воспитания, направленных на конечный результат образовательного процесса.

Хореографическое творчество является одним из востребованных направлений в сфере дополнительного образования, как детей, так и взрослого населения. И в свете сложившейся ситуации образовательных реформ, перед хореографами и руководителям танцевальных коллективов, предстает задача превратить традиционное обучение, направленное на накопление определенных знаний, умений и навыков, в процесс многогранного развития личности учащихся, путем технологизации процесса обучения, в чем и заключается актуальность данной работы.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Но, учитывая профессиональную направленность и специфику хореографического творчества, не все образовательные технологии находят область применения в работе хореографа. Так же, не все педагогические технологии, применяемые в общеобразовательных учреждениях, или в учреждениях дополнительного образования, является продуктивными в сфере хореографии.




















1. Современные педагогические технологии дополнительного образования

1.1. Определение понятия «Педагогические технологии». Классификация.



Термин «технология» пришел в педагогику из производственной сферы. В переводе с греческого означает «наука об искусстве»: «techne» - «искусство», «мастерство»; «logos» - «слово», «учение». Технология – это материальный процесс, происходящий на производстве.

На сегодняшний день в традиционной педагогике нет общепринятого определения понятия «Педагогическая технология». Углубляясь в процесс исследования данного понятия можно выделить следующие основные подходы к определению «Педагогическая технология», представленные в педагогической литературе:

- технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.);

- как педагогическая система (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев и др.);

- как педагогический процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д. Симоненко и др.);

- как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М. Монахов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.)

А так же выделить наиболее известные определения данного термина:

- педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);

- педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Рассмотрев представленные определения, формируется четкое понимание данного педагогического явления, как системы взаимосвязанных компонентов, таких как содержания, методов, средств обучения. Исходя из чего, можно сказать, что «педагогическая технология» - это системная категория со следующими структурными составляющими: цели и содержание образования; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; учитель-ученик и образовательные результаты.

Г.К. Селевко классифицирует педагогические технологии по следующим группам:

- по уровню применения;

- по философской основе;

- по ведущему фактору психического развития;

- по научной концепции усвоения опыта;

- по ориентации на личностные структуры;

- по характеру содержания и структуры;

- по типу организации и управления познавательной деятельностью.

Цели учреждений дополнительного образования значительно разнятся с целями общеобразовательных учреждений. Фундамент дополнительного образования основан на свободном персональном выборе учащихся сферы творческой деятельности, в зависимости от личных интересов и потребностей. Соответственно, образовательный институт дополнительного образования непосредственно направлен на саморазвитие и самореализацию обучающихся, в комфортной и эмоциольно-благоприятной для них атмосфере. Представленные условия многогранного развития и реализации личности достигаются через возможность учреждений дополнительного образования на разделения учащихся по индивидуальным особенностям и интересам, специальным и творческим способностям и запросам.

Объектами образовательных технологий дополнительного образования являются предметное содержание, способы организации деятельности учащихся и организационные формы образовательного процесса, способствующие развитию природных задатков и творческой активности учащихся.


1.2. Взаимосвязь педагогических технологий и методов


Планирование и реализация образовательного процесса зависит от методики преподавания и педагогических технологий. В некоторых источниках понятия «педагогическая технология» и «методика» употребляются как синонимы. Но смысловое содержание данных понятий разнится. Понятие «методика» шире понятия «технология».

Методика – это учение о методах преподавания той или иной науки; частная дидактика – теория обучения определенному учебному предмету. Она включает в себя элемент технологии, так как методика отвечает на вопросы «чему учить, зачем и как учить?», а технология отвечает на вопрос «как учить результативно?». Таким образом, одной из задач методики является выбор педагогических технологий для наиболее эффективной реализации образовательных целей.

Педагогические технологии в большей степени представляют процессуальный аспект обучения, методика же содержательный и качественный. Но, смешение технологий и методик зачастую приводит к тому, что разные методики входят в состав технологий, и наоборот, технологии являются составляющей методики обучения.

Признаки, отличающие технологии от методики:

- оптимизация;

- диагностичное целеобразование;

- концептуальность;

- системность;

- новизна;

- управляемость;

- результативность;

- экономичность;

- алгоритмичность, целостность, проектируемость;

- информационность;

- воспроизводимость;

- корректируемость;

- визуализация;

- эффективность.



















2. Применение современных педагогических технологий в работе преподавателя хореографических дисциплин.



Владение современными образовательными технологиями является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога. Значение применения современных педагогических технологий в модернизации работы переоценить невозможно.

Современные образовательные технологии не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где действие ребенка в образовательном процессе является принципиально важной стороной педагогической технологии. Исходя из позиции ребенка и отношения к нему со стороны педагога, можно выделить несколько типов технологий: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технологии деятельностного типа, открытого образования, свободного воспитания и эзотерические технологии.

Учитывая профессиональную специфику хореографического искусства и особенности дополнительного образования детей, наиболее приемлемыми к работе педагога-хореографа можно отнести технологии личностно-ориентированного обучения, технологии деятельностного типа и открытого образования. При условии, что последние применяются, в работе хореографа, в большей степени косвенно.

Здоровье сберегающие технологии являются особо актуальными в сфере хореографической деятельности, так как данная направленность напрямую связана с физическими нагрузками и развитием анатомических задатков у детей.

В условиях современного образования также важнейшую роль играют информационно-коммуникативные технологии педагога и диагностические.

Педагогические технологии личностно-ориентированного типа представлены пятью технологиями: личностно-ориентированного обучения, индивидуализации обучения, групповые способы обучения, коллективной творческой деятельности и игровыми технологиями.

Технология личностно-ориентированного обучения сочетает обучение и учение. Целью данной технологии является максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, используя его уже имеющийся опыт жизнедеятельности. Хореография в технологии личностно-ориентированного обучения – это питательная среда развития ребенка. И содержание, методы и приемы этой технологии всецело направлены на помощь в становлении личности путем организации познавательной деятельности. Методологической основой технологии является дифференциация и индивидуализация обучения, которая осуществляется на занятиях, по отношению к каждому члену коллектива, отдельно.

Технология индивидуализации обучения предполагает составление индивидуальной образовательной программы для каждого ученика, опираясь на его характеристики и возможности. Хореография – это в большей степени творчество коллективное, и основная часть занятий приходится на групповую форму обучения. Из чего следует несколько вариантов применения данной технологии. Это может быть работа с солистами по индивидуальным программам. Другой вариант подразумевает мелкогрупповую работу, где разделение основано на схожести степени природных задатков и развития физико-анатомических способностей. Либо когда общая группа детей воспринимается как единый организм и материал программы варьируется в зависимости от общего потенциала и потребностей группы.

Наиболее востребованная в хореографическом творчестве технология - это групповая. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

На уроках хореографии данная технология находит широкое применение, что обусловлено различными танцевальными формами. Здесь отражается работа в парах, исполнение танцевального материала по подгруппам, ансамблевое исполнение и прочее. Групповые технологии на уроках хореографии эффективно способствует развитию коммуникабельности, самостоятельности, а также выявлению лидерского состава в группе.

Технология коллективно-творческой деятельности способствует воспитанию общественно-активной творческой личности, организации социального творчества. Предполагает организацию совместной деятельности, где каждый участник коллектива, включая педагога, участвует в планировании, подготовке и реализации задуманного. В практической деятельности хореографа, это находит отражение в процессе создания танцевальных постановок, где дети могут являться идейными вдохновителями, постановщиками, репетиторами. Участники коллектива сообща работают над создание танцевальной композиции. Кроме того, данная технология может применяться как в урочное, так и не в урочное время.

Игровые технологии. Основной направленностью игровых технологий является активизация и интенсификация деятельности учеников. Фундаментом данной технологии является педагогическая игра, которая способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, определяет его позицию в коллективе и создает благоприятные условия для формирования доверительных отношений между участниками.

Классифицируя педагогические игры, можно выделить следующие:

- игры по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические);

- игры по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные);

- игры с разными методиками (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и так далее);

- по игровой среде (с предметом, без предмета, настольные, комнатные, уличные, компьютерные).

Применение игровых технологий в хореографии позволяет развить творческий потенциал детей, и побудить их к активной творческой деятельности.

Педагогические технологии деятельностного типа представлены двумя категориями: технология проектной деятельности и технология учебного исследования. В хореографическом творчестве применяются обе технологии.

Технология проектной деятельности в хореографии находит свое применение не только в работе учеников, но и в подготовке педагога к осуществлению образовательного процесса. Составление рабочих программ, поурочное планирование, сочинение учебно-танцевальных комбинаций и композиций танца, все это можно отнести к проектной деятельности. Любая из выше описанных работ требует от педагога мыследеятельности (продумывания того, что должно быть в итоге) и жизнедеятельности (развертывания процесса реализации). В частности: проблематизации, концептуальности, программирования, планирования, конструирования практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации проекта. Отражение применения технологий проектной деятельности в работе учащихся можно отнести: сочинение танцевальных комбинаций, композицию и постановку танцев, совместную разработку отчетных концертов коллектива и других мероприятий.

Технология учебного исследования менее актуальна в практической работе хореографа. Данную технологию можно использовать в преподавании теоретических дисциплин хореографического искусства.

Из многообразия технологий открытого образования стандартно выделяют две технологии – это портфолио и образовательное путешествие. Но, учитывая, что основной целью открытого образования является самообразование ученика, а педагог выступает лишь в роли тьютора, представляется возможным отнести к данным технологиям ниже описанное взаимодействие педагога и ученика.

Пример:

В настоящее время детям очень интересны современные танцевальные направления, в частности уличные танцы. Обучаясь в ДШИ на отделении хореографии, ребенок изучает такие дисциплины как: классический танец, народный танец, историко-бытовые и бальные танцы, современный танец. Где программное содержание последнего, предпочтительно отдано таким направлениям как джаз-танец и модерн. Соответственно, образовательной информации об уличных направлениях и направлениях хореографии, активно пропагандируемых по ТВ и другим СМИ, ребенок на уроках в ДШИ не получает. Создается ситуация в которой, ученик испытывает не полное удовлетворение реализации своих творческих потребностей. В случае компетентности педагога, касательно современных танцевальных направлений, не предполагаемых содержанием учебной программы, решением данной проблемы представляется тьюторство. То есть, педагог дает возможность ученикам самообучаться и саморазвиваться в интересующих их танцевальных направлениях, осуществляя консультирование и помощь в подборе видео- и аудио-материалов. Результатом подобного тьюторства является сохранность контингента, самостоятельность и дисциплинированность детей, активизация к познавательной творческой деятельности, разносторонняя развитость личности участников коллектива.

Особо актуальными в хореографии являются здоровьесберегающие технологии. Учитывая специфику хореографического творчества особо важно уделять огромное внимание данным технологиям. Здоровьесберегающие технологии можно классифицировать по характеру действий следующим образом:

- защитно-профилактические технологии (соответствие Сан-Пин условиям, соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической нагрузки на уроках в соответствии с возрастными особенностями и анатомическими, точное разъяснение методики исполнения упражнений и движений, контроль методически правильного исполнения);

- компенсаторно-нейтрализующие технологии (включение в учебный процесс, либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релакс-упражнения, упражнения на востановление дыхания, беседы «пятиминутки» на отвлеченные темы, упражнения-игры на снятие психоэмоционального напряжения, упражнения на растяжение мышечного аппарата непосредственно после силовой нагрузки, и прочее);

- стимулирующие технологии (тренажные упражнения);

- информационно-обучающие технологии (беседы консультационного характера на темы: «грамотное развития физических способностей самостоятельно, во внеурочное время», «о негативном влиянии курения и употребления алкогольных напитков на организм», «о полезности здорового питания» и т.д.);














Список литературы


  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во проф. обр. Мин-ва обр.России, 1995.

  2. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2011.

  3. Бриске И.Э. Основы детской хореографии: учеб.-метод. Пособие/И.Э. Бриске; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2012.

  4. Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.

  5. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.

  6. Кларин М.В. Технология обучения, Рига - 1999.

  7. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. – Мн., 1996.

  8. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001.

  9. Мануйлов Б.Б. Социально-культурные технологии развития личности ребенка в процессе хореографического творчества: Учебное пособие по курсу «СД.Ф.02.18. Технологический практикум социально-культурной деятельности». – М.: МГУКИ, 2010.

  10. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 1995.

  11. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М. : Рос. пед. агентство, 1996.

  12. П. И. Пидкасистый, В. И. Беляев, Т. А. Юзефавичус, В. А. Мижериков. Педагогика. — Изд-во Академия, 2010.

  13. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.

  14. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.

  15. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004.

  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.

  17. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы Монография. - М., 1998.

  18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  19. Чошанов М. А. Инженерия обучающих технологий [Электронный ресурс] / М. А. Чошанов. — 3-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 242 с.). — М.: БИНОМ. Лаборатория зна- ний, 2015. — (Педагогическое образование).

  20. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

  21. https://www.prodlenka.org/

  22. https://moi-universitet.ru/

  23. http://www.edu.ru/