Методическая разработка
по проведению артикуляционных музыкальных комплексов
Нетрадиционные технологии в развитии артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
Произношение звуков – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотание, лепет).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушения звукопроизношения любой этиологии.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии – М. Е. Хватцевым, О. В. Правдиной, М. В. Фомичевой, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чивилевой,
Г. В. Чиркиной и др.
Эффективность коррекционной работы в значительной степени определяется активностью самого ребенка, его инициативой, сосредоточенностью и работоспособностью. Поэтому наряду с общепринятыми технологиями проведения артикуляционной гимнастики целесообразно использовать нетрадиционные технологии, к которым относятся артикуляционные музыкальные комплексы.
Это технология основана на игре и сопровождается музыкальным оформлением, что дополнительно стимулирует ребенка, вызывает положительный эмоциональный настрой. Именно в игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс. Ребенок целиком погружается в творчество, что повышает результативность коррекционной работы.
Артикуляционные музыкальные комплексы способствуют не только повторению серий движений, но и формируют навык переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах. Исследования ученых показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, причем без участия сознания ребенка, согласовывать амплитуду и скорость движений с заданным из вне ритмического стимула, поэтому музыка, в данном случае, является естественным стимулятором и регулятором движений. Такой прием делает автоматизацию движений более эффективной.
Помимо рефлекторного усвоения ритма, музыка способствует изменению эмоционального состояния ребенка, что на физиологическом уровне выражается в тонусе выполнения движений: веселая музыка повышает активность и увеличивает амплитуду движений; грустная – астенизирует, делает движение плавными, мягкими, пластичными.
В качестве музыкального сопровождения используются знакомые детям произведения и песенки, которые имеют простую ритмическую структуру, четкую музыкальную фразу и характер. Для этой цели наиболее подходят детские песни из мультфильмов.
Таким образом, использование артикуляционных музыкальных комплексов помогает:
активизировать возможности ребенка
повысить интерес к выполнению упражнений
совершенствовать артикуляционную моторику
оптимизировать процесс коррекции речи детей
Артикуляционная гимнастика | Музыкальное сопровождение |
Для жевательных мышц | «Песенка Чебурашки» |
Для губ | «Песенка Мамонтенка» |
Для языка и губ | «Улыбка», «Крылатые качели» |
Для свистящих звуков | «Колыбельная Медведицы» |
Для шипящих звуков | «Голубой вагон» |
Для звука «Л» | «Чунга -Чанга» |
Для звука «Р» | «Лесной олень» |
Артикуляционные музыкальные комплексы
Для жевательных мышц – «Песенка Чебурашки»
Муз. В. Шаинского
Сл. Э. Успенского
1 – 2 такты | Я был когда-то странной Игрушкой безымянной, | Два раза открыть рот и закрыть |
3 – 4 такты | К которой в магазине Никто не подойдет. | Два раза выдвинуть нижнюю челюсть в перед и вернуться в и. п. |
Припев: 5 такт | Теперь я – Чебурашка, | Открыть рот и закрыть, надуть щеки и расслабить |
6 такт | Мне каждая дворняжка | Открыть рот и закрыть, втянуть щеки и расслабить |
7 – 8 такты | При встрече сразу Лапу подает | Подвигать нижней челюстью вправо и влево. |
Для губ – «Песенка Мамонтенка»
Муз. В. Шаинского
Сл. Д. Непомнящей
1 – 4 такты | По синему морю к зеленой земле Плыву я на белом своем корабле, | Чередовать «улыбку» и «трубочку» - 2 раза |
5 – 8 такты | На белом своем корабле, На белом своем корабле | Чередовать оскал верхних и нижних зубов – 2 раза |
9 – 10 такты | Меня не пугают ни волны, ни ветер! | Плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук «П» |
11 – 12 такты | Плыву я к единственной Маме на свете | Верхними зубами покусать нижнюю губу. Нижними зубами покусать верхнюю губу |
13 – 14 такты | Плыву я сквозь волны и ветер К единственной маме на свете! | Круглые губы вытянуть вперед – «рупор». Плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук «П» |
16 – 18 такты | Плыву я сквозь волны и ветер К единственной маме на свете! | Круглые губы вытянуть вперед – «рупор». Плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук «П» |
Для языка и губ – «Улыбка»
Муз. В Шаинского
Сл. М. Пляцковского
1 – 4 такты | От улыбки хмурый день светлей, | «Улыбка» - растянуть губы в улыбки, слегка обнажая зубы. Вернуть губы в и. п. |
5 – 8 такты | От улыбки в небе радуга проснется… | «Заборчик» - улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. |
8 – 12 такты | Поделись улыбкою своей, | «Трубочка» - вытянуть губы вперед трубочкой |
13 – 16 такты | И она к тебе не раз еще вернется | «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. |
Припев: 17 – 24 такты | И тогда наверняка Вдруг запляшут облака И кузнечик запиликает На скрипке…. | «Наказать непослушный язычок» - широкий, спокойный язык пошлепать губами, произнося звук «П» |
25 – 32 такты | С голубого ручейка Начинается река Ну а дружба начинается С улыбки | «Иголочка» - открыть широко рот, показать узенький язычок «Лопатка» |
Для свистящих звуков – «Колыбельная Медведицы»
Муз. Е. Крылатова
Сл. Ю. Энтина
1 – 2 такты | Ложкой снег мешая, | «Заборчик» |
3 – 4 такты | Ночь идет большая. | «Трубочка» |
5 – 6 такты | Что же ты, сыночек, | «Кошка сердится» («Горка») |
7 – 8 такты | Не спишь? | «Язык перешагивает через нижние зубы» |
9 – 12 такты | Спят твои соседи, Белые медведи, | «Наказать непослушный язычок» |
13 – 16 такты | Спи и ты скорей, малыш! | Вытянуть губы «трубочкой» и длительно дуть, пока звучит музыка |
Для шипящих звуков – «Голубой вагон»
Муз. В. Шаинского
Сл. Э. Успенского
1 – 4 такты | Медленно минуты уплывают вдаль, | «Лошадка» |
5 – 8 такты | Встречи с ними ты уже не жди | «Гармошка» |
9 – 12 такты | И хотя нам прошлое немного жаль, | «Лошадка» |
13 – 16 такты | Лучшее, конечно, впереди. | «Гармошка» |
Припев: 17 – 20 такты | Скатертью, скатертью Дальний путь стелется | «Сосчитать верхние зубы» - провести языком по верхним зубам справа налево |
21 – 24 такты | И упирается прямо в небосклон | «Вкусное варенье» - облизать верхнюю и нижнюю губы |
25 – 28 такты | Каждому, каждому В лучшее вериться | «Сосчитать нижние зубы» |
29 – 32 такты | Катиться, катиться Голубой вагон | «Вкусное варенье» |
Для звука «Л» - «Чунга – Чанга»
Муз. В. Шаинского
Сл. Ю. Энтина
1 – 4 такты | Чунга – Чанга – Синий небосвод, | «Наказать непослушный язычок» |
5 – 8 такты | Чунга-Чанга – Лето круглый год. | «Болтушка» |
9 – 12 такты | Чунга-Чанга – Весело живем, | «Наказать непослушный язычок» |
13 – 16 такты | Чунга-Чанга – Песенку поем! | «Болтушка» |
Припев: 18 – 20 такты | Чудо – остров, Чудо – остров, Жить на нем легко и просто, | «Вкусное варенье» |
21 – 24 такты | Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга! | «Пароход гудит» - звук «Ы» |
Повторить припев | Наше счастье постоянно, Жуй кокосы, ешь бананы, Жуй кокосы, ешь бананы, Чунга-Чанга! | «Вкусное варенье» «Пароход гудит» |
Для звука «Р» - «Лесной олень»
Муз. Е. Крылатова
Сл. Ю. Энтина
1 – 4 такты | Осенью в дождливый серый день Проскакал по городу олень | «Лошадка» |
5 – 8 такты | Он летел над гулкой мостовой Рыжей, лесом пущенной стрелой | «Почистить зубы» - с внутренней стороны |
Припев: 9 – 10 такты | Вернись, лесной олень, По - моему хотенью! | «Индюк» |
11 – 12 такты | Умчи меня, олень, в свою страну оленью, | «Барабан» |
13 – 14 такты | Где сосны рвутся в небо, Где быль живет и небыль | «Маляр» |
15 – 16 такты | Умчи меня туда, лесной олень! | «Почистить зубы» - с внутренней стороны |