СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по проведению артикуляционных музыкальных комплексов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные технологии

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по проведению артикуляционных музыкальных комплексов»










Методическая разработка

по проведению артикуляционных музыкальных комплексов



Нетрадиционные технологии в развитии артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

























Произношение звуков – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотание, лепет).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушения звукопроизношения любой этиологии.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии – М. Е. Хватцевым, О. В. Правдиной, М. В. Фомичевой, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чивилевой,

Г. В. Чиркиной и др.

Эффективность коррекционной работы в значительной степени определяется активностью самого ребенка, его инициативой, сосредоточенностью и работоспособностью. Поэтому наряду с общепринятыми технологиями проведения артикуляционной гимнастики целесообразно использовать нетрадиционные технологии, к которым относятся артикуляционные музыкальные комплексы.

Это технология основана на игре и сопровождается музыкальным оформлением, что дополнительно стимулирует ребенка, вызывает положительный эмоциональный настрой. Именно в игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс. Ребенок целиком погружается в творчество, что повышает результативность коррекционной работы.

Артикуляционные музыкальные комплексы способствуют не только повторению серий движений, но и формируют навык переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах. Исследования ученых показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, причем без участия сознания ребенка, согласовывать амплитуду и скорость движений с заданным из вне ритмического стимула, поэтому музыка, в данном случае, является естественным стимулятором и регулятором движений. Такой прием делает автоматизацию движений более эффективной.

Помимо рефлекторного усвоения ритма, музыка способствует изменению эмоционального состояния ребенка, что на физиологическом уровне выражается в тонусе выполнения движений: веселая музыка повышает активность и увеличивает амплитуду движений; грустная – астенизирует, делает движение плавными, мягкими, пластичными.

В качестве музыкального сопровождения используются знакомые детям произведения и песенки, которые имеют простую ритмическую структуру, четкую музыкальную фразу и характер. Для этой цели наиболее подходят детские песни из мультфильмов.

Таким образом, использование артикуляционных музыкальных комплексов помогает:

  • активизировать возможности ребенка

  • повысить интерес к выполнению упражнений

  • совершенствовать артикуляционную моторику

  • оптимизировать процесс коррекции речи детей


Артикуляционная гимнастика

Музыкальное сопровождение

Для жевательных мышц


«Песенка Чебурашки»

Для губ


«Песенка Мамонтенка»

Для языка и губ


«Улыбка», «Крылатые качели»


Для свистящих звуков


«Колыбельная Медведицы»

Для шипящих звуков


«Голубой вагон»

Для звука «Л»


«Чунга -Чанга»

Для звука «Р»

«Лесной олень»







Артикуляционные музыкальные комплексы


Для жевательных мышц – «Песенка Чебурашки»

Муз. В. Шаинского

Сл. Э. Успенского


1 – 2 такты

Я был когда-то странной

Игрушкой безымянной,

Два раза открыть рот и закрыть

3 – 4 такты

К которой в магазине

Никто не подойдет.

Два раза выдвинуть нижнюю челюсть в перед и вернуться в и. п.

Припев:

5 такт

Теперь я – Чебурашка,

Открыть рот и закрыть, надуть щеки и расслабить

6 такт

Мне каждая дворняжка

Открыть рот и закрыть, втянуть щеки и расслабить

7 – 8 такты

При встрече сразу

Лапу подает

Подвигать нижней челюстью вправо и влево.


Для губ – «Песенка Мамонтенка»

Муз. В. Шаинского

Сл. Д. Непомнящей


1 – 4 такты

По синему морю к зеленой земле

Плыву я на белом своем корабле,


Чередовать «улыбку» и «трубочку» - 2 раза

5 – 8 такты

На белом своем корабле,

На белом своем корабле


Чередовать оскал верхних и нижних зубов – 2 раза

9 – 10 такты

Меня не пугают

ни волны, ни ветер!

Плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук «П»

11 – 12 такты

Плыву я к единственной

Маме на свете

Верхними зубами покусать нижнюю губу. Нижними зубами покусать верхнюю губу

13 – 14 такты

Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете!

Круглые губы вытянуть вперед – «рупор».

Плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук «П»

16 – 18 такты

Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете!

Круглые губы вытянуть вперед – «рупор».

Плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук «П»

Для языка и губ – «Улыбка»

Муз. В Шаинского

Сл. М. Пляцковского


1 – 4 такты

От улыбки хмурый день светлей,

«Улыбка» - растянуть губы в улыбки, слегка обнажая зубы. Вернуть губы в и. п.

5 – 8 такты

От улыбки в небе радуга проснется…

«Заборчик» - улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.

8 – 12 такты

Поделись улыбкою своей,

«Трубочка» - вытянуть губы вперед трубочкой

13 – 16 такты

И она к тебе не раз еще вернется

«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу.

Припев:

17 – 24 такты

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает

На скрипке….

«Наказать непослушный язычок» - широкий, спокойный язык пошлепать губами, произнося звук «П»

25 – 32 такты

С голубого ручейка

Начинается река


Ну а дружба начинается

С улыбки

«Иголочка» - открыть широко рот, показать узенький язычок

«Лопатка»


Для свистящих звуков – «Колыбельная Медведицы»

Муз. Е. Крылатова

Сл. Ю. Энтина


1 – 2 такты

Ложкой снег мешая,

«Заборчик»


3 – 4 такты

Ночь идет большая.

«Трубочка»


5 – 6 такты

Что же ты, сыночек,

«Кошка сердится» («Горка»)


7 – 8 такты

Не спишь?

«Язык перешагивает через нижние зубы»

9 – 12 такты

Спят твои соседи,

Белые медведи,

«Наказать непослушный язычок»

13 – 16 такты

Спи и ты скорей, малыш!

Вытянуть губы «трубочкой» и длительно дуть, пока звучит музыка

Для шипящих звуков – «Голубой вагон»

Муз. В. Шаинского

Сл. Э. Успенского

1 – 4 такты

Медленно минуты уплывают вдаль,

«Лошадка»


5 – 8 такты

Встречи с ними ты уже не жди

«Гармошка»


9 – 12 такты

И хотя нам прошлое немного жаль,

«Лошадка»


13 – 16 такты

Лучшее, конечно, впереди.

«Гармошка»


Припев:

17 – 20 такты

Скатертью, скатертью

Дальний путь стелется

«Сосчитать верхние зубы» - провести языком по верхним зубам справа налево


21 – 24 такты

И упирается прямо в небосклон

«Вкусное варенье» - облизать верхнюю и нижнюю губы


25 – 28 такты

Каждому, каждому

В лучшее вериться

«Сосчитать нижние зубы»

29 – 32 такты

Катиться, катиться

Голубой вагон

«Вкусное варенье»


Для звука «Л» - «Чунга – Чанга»

Муз. В. Шаинского

Сл. Ю. Энтина


1 – 4 такты

Чунга – Чанга –

Синий небосвод,

«Наказать непослушный язычок»

5 – 8 такты

Чунга-Чанга –

Лето круглый год.

«Болтушка»

9 – 12 такты

Чунга-Чанга –

Весело живем,

«Наказать непослушный язычок»

13 – 16 такты

Чунга-Чанга –

Песенку поем!

«Болтушка»

Припев:

18 – 20 такты

Чудо – остров, Чудо – остров,

Жить на нем легко и просто,

«Вкусное варенье»

21 – 24 такты

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!


«Пароход гудит» - звук «Ы»

Повторить припев

Наше счастье постоянно,

Жуй кокосы, ешь бананы,

Жуй кокосы, ешь бананы,

Чунга-Чанга!

«Вкусное варенье»


«Пароход гудит»


Для звука «Р» - «Лесной олень»

Муз. Е. Крылатова

Сл. Ю. Энтина


1 – 4 такты

Осенью в дождливый серый день

Проскакал по городу олень



«Лошадка»

5 – 8 такты

Он летел над гулкой мостовой

Рыжей, лесом пущенной стрелой



«Почистить зубы» - с внутренней стороны


Припев:

9 – 10 такты

Вернись, лесной олень,

По - моему хотенью!



«Индюк»

11 – 12 такты

Умчи меня, олень, в свою страну оленью,



«Барабан»

13 – 14 такты

Где сосны рвутся в небо,

Где быль живет и небыль



«Маляр»

15 – 16 такты

Умчи меня туда, лесной олень!




«Почистить зубы» - с внутренней стороны