СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе»

Конспект ННОД занятия по речевому развитию в старшей группе

Тема: «Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;

- упражнять в умении составлять рассказ по картинам, отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать лексико-грамматический строй речи: активизировать словарь по теме.

Развивающие задачи:

- развивать общую, артикуляционную моторику; речевое дыхание; слуховое и зрительное внимание; память;

- развивать личностные качества: активность, любознательность;

- развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим зимой;

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Формы работы: игровые упражнения, подвижная игра, ситуативный разговор, беседа, составление рассказа по картине.

Ожидаемый результат:

- проявляет любознательность, интерес к изучению природы;

- может описать красоту зимнего пейзажа;

- составляет рассказ по картине;

- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками.

Материал: картинки с зимними забавами; игрушка Снеговик; раскраски, цветные карандаши.

Организационный момент.

В: Ребята, к нам сегодня пришёл гость. А чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку.

Послушайте загадку:

Что за нелепый человек, пробрался в 21 век

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это? (Снеговик)

– Давайте поиграем со словом “снеговик”.

Игра “Закончи предложение”

Мы решили слепить….(снеговика).

Мы приделали нос морковку нашему…. (снеговику).

Мы показали соседям нашего….(снеговика).

Мы играли со (снеговиком).

Мы всем рассказали о….(снеговике).

- А из чего сделан снеговик? (Из снега)

Словесная игра «Какой снег?»

- Что можно сказать о снеге, какой он? (белый, холодный, пушистый, мокрый).

Игра «Доскажи словечко».

- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)

В: В какое время года можно слепить снеговика? Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц зимы? Какие еще зимние месяцы вы знаете?

- Я хочу послушать, что вы знаете о зиме. Скажите, какая погода может быть зимой? Предлагаю варианты:

Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Холод – (холодная)

Дыхательная гимнастика

Давайте покажем Снеговику, как правильно надо дышать на улице, когда холодно (через нос, потом покажем, как нельзя дышать на улице в морозную погоду (дышат через рот).

Ой, на нос снеговика прилетела снежинка. Давайте поможем снеговику сдуть снежинку. (чашечка)

Физкультминутка.

В: Зима - чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно.

В: Расскажите пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега).

Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме«Зимние развлечения».

В: Я вам буду загадывать загадки, а вы показывать, на какой картинке это нарисовано.

1. С горки сами вниз летят,

А на горку не хотят,

Надо в горку за веревку

Каждый раз тянуть назад. (Санки)

- Посмотрите на картинку, что делают ребята?

- Как вы думаете, нужно ли соблюдать осторожность при катании с горы? (С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть и ничего себе не повредить, не толкаться)

2. Тяжело нам в них ходить

По асфальту летом,

Но легко по льду скользить

Нам зимой при этом. (Коньки)

- Посмотрите картину, кого вы видите на картине?

- Как одеты ребята?

- Что делают дети? Где можно кататься на коньках? (Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка.) Чем должна быть покрыта эта площадка? (Льдом.) А ещё скажите, какие виды спорта вы знаете, где можно кататься на коньках?

3. Мы - проворные сестрицы,

быстро бегать мастерицы,

В дождь - лежим, в снег - бежим,

уж такой у нас режим. (Лыжи)

- Посмотрите на эту картину, кто нарисован на картине?

- Как одеты ребята? Что делают ребята? (Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.)

- А какие виды спорта есть, связанные с лыжами?

4. Мы зимой в войну играем,

Из снега крепость воздвигаем.

А чем же будем воевать? Каждый воин должен знать!

Угадай и ты, дружок. Шарик кругленький … (снежок).

В:

1. Кто изображен на этой картинке? Чем они заняты?

2. Чем ребята кормят птиц?

3. Какие птицы прилетели к кормушке?

В: А теперь я покажу Вам, как составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Вы внимательно послушаете и тоже попробуете составить рассказ сами.

Однажды в зимний день дети вышли на прогулку. Настроение у детей было радостное. Всем нашлось дело по душе. Маша, Саша и Петя стали кормить птиц ягодами рябины, хлебными крошками и семечками. На кормушку прилетели синички, снегири и воробьи.

Таня и Ваня катались на санках с горки. А мальчика Никита и Максим катались на лыжах по лыжне. Остальные ребята лепили снеговика. Света прикрепила снеговику метлу, а Кирилл надел ему на голову ведро. Жалко, что зимой нельзя долго гулять и нужно заходить обратно в группу.

В: А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).

В: Гостю нашему понравились ваши ответы, за это он вам приготовил сюрприз, раскраски.

Рефлексия

- Вот и подходит к концу наше занятие. Что вам больше всего понравилось?

В: Вы большие молодцы! Мы чудесно пообщались. Вы много знаете о зиме, о зимних явлениях и забавах, составили рассказ по картине.

Снеговику стало жарко. Что может с ним произойти? Чтобы он не растаял, давайте наши снежинки положим рядом с ним. Скажем Снеговику до свидания!