СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме : "Глаголы совершенного и не совершенного вида"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку»

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Ахильгова М.М.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида

Класс: 6 -В

Программа: Русский язык. 6класс. Учебник для общеобразовательных организаций.В 2ч.Ч.2/[Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская, А.Г. Нарушевич]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159с.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: расширить понятийную базу учащихся за счет включения новых понятий – совершенный и несовершенный вид глагола.


Планируемые результаты:

Личностные: осознают эстетическую ценность русского языка, стремятся к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные:

Познавательные УУД

- овладеют способностью самостоятельно определять цель учебной деятельности, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух для решения предметной задачи;

умеют выражать свои мысли, вступают в речевое общение.

Предметные: знать виды глаголов, их значения,различие между глаголами совершенного и несовершенного вида, уметь  распознавать виды глаголов по вопросам, образовывать глаголы другого вида от указанных.


Методы и формы обучения: эвристический; индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия: совершенный и несовершенный вид

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, учебник


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


1. Теория (вопрос-ответ)

2. Работают по учебнику (в парах) – орфографический практикум (с.98).

Дополнительное задание: определить спряжение, время, число, лицо, род глаголов.

Взаимопроверка, самооценка

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение.



Проверяют работу соседа по парте, оценивают.


Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения


1) Чтение зарисовки «Апрель».

Апрель - настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед.(Д. Зуев)

- Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку?(Глаголы.)

- Выпишите глаголы, которые совершили действие и глаголы, действие которых не доведено до конца.

2. Оформляется запись: заиграли трогаются

- Какой из глаголов обозначает законченность действия?

(Заиграли - уже сделали, совершили действие.)

- Незаконченность?

(Трогаются - еще только трогаются, действие не доведено до конца.)

- На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Вывод. Глагол …. обозначает действие, которое совершается, еще не законченное, еще не совершенное, длительное действие. Такие глаголы отвечают на вопрос что делать? Глагол …. обозначает действие завершенное, совершенное. Такие глаголы отвечают на вопрос что сделать?

После этого под глаголами подписывается: совершенный вид - несовершенный вид.

- Укажите в тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.

Работают с текстом.







Формулируют ответы на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.



















В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы, обсуждают ответы товарищей.
















Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)


IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию


Выполняют задания . (Материал распечатан)

Задание 1.

Запишите глаголы в два столбика. В первый - те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй - те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго?

что сделать? | что делать?

1) Свистеть - свистнуть, крикнуть - кричать, махнуть - махать, стучать - стукнуть.

2) Писать - написать, жечь - сжечь, нести - унести.

Задание 2.

Прочитайте текст, определите его стиль, обоснуйте свою точку зрения, озаглавьте текст.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, над глаголами укажите вид.

Тр..пинка б..жит, извиваясь, все дальше, в с…неватый сумрак леса. Вот крутым п..воротом опустилась она в л..жбину и уткнулась в глинистый обрыв со старой поникшей березой. Там св..ркал и искрился р..дник. Округлый бочажок был до краев наполнен пр..зрачной в..дой. (Я. Суханов)








Выполняют задания учителя

















Списывают текст, указывая вид глаголов.










Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель этапа: интериоризация способов действий вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения


Выполняют задания на карточках (по уровням сложности)

Задание 1. Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью приставок.

нес. в. сов. в.

Коптить - за-коптить, под-коптить, на-коптить.

Манить - …

планируешь - …

расту - …

лепечет - …

стрекочу - …

рокочу - …

Задание 2. Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью суффиксов. Какие фонетические явления происходят в некоторых глаголах?

завер-я-ть - завер-и-ть

одол-ева-ть - …

увлажн-я-ть - …

Толк-а-ть- …

угощ-а-ть - (ст//щ)

укрощ-а-ть - (т//щ)

Сопоставим глаголы разного вида по значению и по составу слова.

Задание 3.Тест.

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.

Творческая работа.

Глянем в окно. Опишем увиденную картину. Глаголы какого вида используем в своем сочинении? Варианты начала.

А) Сегодня (солнечный, пасмурный…) день.

Б) Близится вечер. За окном…

Выполняют задания











.








Нравственно-этическое оценивание усваемого содержания (Л);

Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск информации ( П);

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения (К)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- Что нового вы узнали о глаголе?

- Как определить вид глагола?

- Какое действие обозначают глаголы совершенного вида?

- На что указывают глаголы несовершенного вида?

- Где можно применить новые знания?

- Что вызвало трудности?

-Как вы их преодолевали?

- Понравился ли вам урок?

- Оцените свою работу на уроке.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание: § 71, упр. 503 или 509

Дают ответы на вопросы



Анализируют работу на уроке через самооценку







Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!