СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку «Лексические средства выразительности»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по русскому языку «Лексические средства выразительности»

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку «Лексические средства выразительности»»

Методическая разработка по русскому языку «Лексические средства выразительности: эпитет, олицетворение»

Цель урока: продолжить знакомство с лексическими средствами выразительности ( на примере произведений М. Ю. Лермонтова)

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом.

Предметные: научиться находить эпитеты в тексте, отличать эпитеты от «обычных» прилагательных.

Метапредметные: научиться определять эпитеты и олицетворения в текстах М. Ю. Лермонтова.

Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умение строить монологические высказывания, определять общую цель и пути её достижения.

Регулятивные: развитие умения  контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, умение давать оценку своим действиям.

Познавательные: расширить представления о лексических средствах выразительности.

Оборудование урока: тексты, карточки, компьютер, проектор.

Этапы урока:

  1. Организационный этап:

Выберите котика, который отражает ваше эмоциональное состояние.

1.

2.

3. Изображения взяты на сайте «Pinterest».



2. Актуализация знаний

Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Выпишите слова с пропущенными буквами.

Дубов.. л..сток оторвался от ветки р..димой

И в степь ук..тился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, док..тился до Черного моря.


(Взаимопроверка, объяснение орфограмм)


3.Мотивация учебной деятельности


Выполните задания и ответьте на вопросы.

Найдите в этом фрагменте красочные прилагательные. Как называется это изобразительно-выразительное средство?


Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

О каком неживом предмете в этом стихотворении говорится как о живом существе? Как называется такое изобразительно-выразительное средство.






4.Целеполагание



На слайде представлена таблица. Переместите в неё части предложений, и вы узнаете для себя цель и задачи урока.


Рисунок 1.


Я узнаю

Я научусь




Использовать эпитеты в речи

Находить эпитеты, олицетворения в тексте

Что такое эпитет, олицетворение

Для чего нужны эпитеты, олицетворения



5. Первичное усвоение новых знаний

- Открываем учебник, ищем определение, что такое эпитет

Эпитет – вид тропа; образное определение, которое выражает отношение автора к изображаемому предмету и создаёт живое представление о предмете.

- Чаще всего эпитет – это красочное имя прилагательное или прилагательное в переносном значении. Далее смотрим, что такое олицетворение?

Олицетворение (разновидность метафоры) – вид тропа, состоящий в перенесении свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

- Ребята, чаще всего олицетворение – это глагол в переносном значении.

6. Первичная проверка понимания материала

-В отрывках из стихотворений М. Ю. Лермонтова найдите эпитеты. Выпишите их вместе со словами, к которым они относятся.

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана...

Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко...

Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...

- Далее в отрывках из стихотворений М. Ю. Лермонтова найдите олицетворения. Выпишите их вместе со словами, к которым они относятся.

Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко...

Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

-Проверяем.

7. Физкультминутка

Изображения взяты на сайте «Pinterest».



8. Первичное закрепление

- Подберите эпитеты к изображённым на картинках предметам. Запишите получившиеся словосочетания.

Рисунок 2.

Изображения взяты на сайте «Pinterest».

-Возможные варианты: солнце- огненное

великолепное

ослепительное

ласковое

доброе

золотое

величественное и др.

Море- бурное

безграничное

бескрайнее

величавое

грозное

необозримое

изумрудное

и др.



- А теперь, ребята, сопоставьте пары изображений и придумайте олицетворения. Запишите их.





Рисунок 3.

Рисунок 4.

Изображения взяты на сайте «Pinterest».



- С данной задачей вы справились, а теперь давайте обратимся к стихотворениям М. Ю. Лермонтова, в которых автор упоминает о солнце и море.

Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!..

Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит,
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?

- Каким средством выразительности является «солнце, бродя меж серых туч / …на белые снега кидает слабый луч»? Свою точку зрения обоснуйте. Выпишите эпитеты.

- Теперь работаем со стихотворением «Парус», выпишите эпитеты, олицетворения.

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!


-Ребята, как вы считаете, зачем автор использует средства выразительности в своих стихотворениях?

9. Домашнее задание

- Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» выписать олицетворения и эпитеты. Выучить определения, знать примеры.

10. Рефлексия

- Сегодня на уроке мы углубили знания о лексических средствах выразительности: эпитите, олицетворении; научились находить их в текстах М. Ю. Лермонтова. Теперь обратите внимание на слайд, поведем итог. Сегодня на уроке я…

я был забавным и мощным

я ощутил бег времени

Изображения взяты на сайте «Pinterest».



- Можете описать своё состояние при помощи эпитетов или оцетворения самостоятельно. До встречи!