СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку на тему "ь как показатель мягкости согласных звуков".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку на тему "ь как показатель мягкости согласных звуков".»

Урок русского языка, УМК «Школа России» Бокова И.В.

Класс: 2 «В»

Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Раздаточный материал: карточки для работы в группах, в парах.

Цели:

- в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

УУД:

Регулятивные:

 - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные:

 - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные:

 – использовать простые речевые средства;

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; - отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.


Ход урока.


  1. I.Организационный момент. Итак, друзья, внимание-
    Ведь прозвенел звонок.
    Садитесь поудобнее-
    Начнём скорей урок.
    - В жизни по-разному можно жить – 
    Можно в беде, а можно – в радости,
    Вовремя есть, вовремя пить,
    Вовремя делать гадости.
    А можно так:
    |На рассвете встать – 
    И, помышляя о чуде,
    Рукой обожженною солнце достать
    И подарить его людям.
    (С. Островой)


- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости и мы с вами должны их порадовать, а радуют гостей обычно хорошей работой

- А сейчас поиграем в игру «Привет, сосед!»

Игра «Привет, сосед»


-Ребята, а как будем работать? (слайд 2)

спустя рукава

засучив рукава

ушки на макушке

в одно ухо влетело, в другое вылетело



.

II. Мотивация.

Какие же навыки нам понадобятся?

- Девиз нашего урока: мыслить, рассуждать, доказывать. (3 слайд)


III. Актуализация знаний. (4 слайд)

На доске: Я И Ь Е Ё

_ Какое общее свойство у этих букв? (Обозначают мягкость согласного звука)

- Найдите среди них лишнюю букву и докажите. (Буква Ь. Она не обозначает звука)


IV. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.

- Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта лишняя буква?

- Посмотрите ещё раз на девиз нашего урока, что общего в этих словах?

- Сформулируйте тему нашего урока (слайд 5)

- Отталкиваясь от темы и опираясь на записанные предложения, сформулируйте цель нашего урока (слайд 5)

  • А сейчас откроем тетради и запишем число

1.Минутка чистописания. (6, 7,8, 9 слайд)

- Нарисуем мягкий знак нежно капелькой

Вот так: Ь (показ учителем на доске)

- Задание: прописать букву Ь пять раз.

- Оцените свою работу. (Учащиеся рисуют на полях кружок соответствующим цветом, подчёркивают понравившуюся букву)


2. Словарно-орфографическая работа (слайд 10)

- Рассмотрите картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» - Что видите на картине?

На доске: МЕДВЕДИ ЛЕСУ ЖИВУТ

- Какое задание вы предложили бы?(Ответы детей)

- Составить из слов предложение. (Заслушать все варианты ответов)

- Найти в словах орфограммы. Доказать правильность написания слов.


Запись в тетради: Медведи живут в лесу. (У доски один человек)

- Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук.

- Почему согласные звуки в словах произносятся мягко? (Рядом с этими согласными стоят гласные – показатели мягкости)

- Кто нашел ловушку? (Мы не подчеркнули букву Ж в слове ЖИВУТ, т.к. согласный звук Ж – всегда твёрдый, хотя рядом с ним стоит показатель мягкости – буква И)

Самооценка.

Вопросы к ученику:

Что тебе нужно было сделать?

Удалось выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?


- Где стоят мягкие согласные в данных словах? (В середине слова.)

- Как вы думаете, а на конце слов бывают мягкие согласные звуки?


V. Усвоение нового способа действия.

1. Работа по учебнику

- Откройте учебники на стр.85

- Прочитайте вопрос Почемучки

-Упражнение 146

- 1вариант -1предложение

-2вариант – 2предложение

- Сделайте вывод о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова.

Вывод: Мягкость согласного звука на конце слова обозначается … (буквой Ь)

2.Физкультминутка.

Руки подняли и покачали

-Это деревья в лесу!

Руки согнули, кисти стряхнули.

- Ветер сбивает росу!

В сторону руки, плавно помашем.

-Это к нам птицы летят!

Как они сядут, тоже покажем.

. Крылья сложили назад.



VI. Развитие умения применять новое знание.

1. Развитие наблюдательности.

На доске: пень, дверь, олень, цепь, день

- Что общего в этих словах? (Имена существительные, с мягким знаком на конце слова)

- Как вы считаете, какое слово лишнее? Докажите. (Олень – одушевлённое существительное, два слога);


2. Работа в парах

- У вас даны слова:

портфел? куст? ворот? вратар? корабл? звер? пенал? лист?

- Сформулируйте задание. (Определить, где нужен Ь на конце слова, а где – нет.)

Проверка.

Оценивание работы в паре:

- Что вам нужно было сделать?

- Как вы распределили работу?

- Каждый ли справился с порученным заданием?

- Возникали ли во время работы споры?

- Как вам удалось их разрешить?

- Вам было легко или были трудности?

- Как бы вы оценили свою работу?

3.Упражнение 147

- Выпишите слова с мягким знаком

Вопросы к ученикам:

Что вам нужно было сделать?

Удалось выполнить работу?

Вы выполнили всё правильно или есть недочёты?

Вы выполнили всё сами или с чьей-то помощью?


- Определите количество букв и звуков в этих словах. Почему букв больше, чем звуков? (буква Ь – звука не обозначает)




- Сделайте вывод ()

Вывод:

Если согласный звук на конце слова произносится мягко, то …(пиши букву Ь)

VII. Закрепление нового материала.

1. Работа в группах (задание на карточках)





Ь






Ь






Ь






Ь




- Придумай слова с Ь. Запиши их в кроссворд.

Проверка.

Оценивание работы в группе:

- Что вам нужно было сделать?

- Как вы распределили работу в группе?

- Все ли ребята в вашей группе справились с порученными заданиями?

- Возникали ли во время работы споры?

- Как вам удалось их разрешить?

- Вам было легко или были трудности?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Что общего у всех этих слов?


- Чем эти слова отличаются от слов, которые звучали сегодня на уроке? (Буква Ь находиться в середине слова.)

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на следующем уроке русского языка? (О правописании Ь – показателя мягкости в середине слова.)


  1. Диктант «Плюс-минус»(выполняют в таблице)

Послушайте задание в стихах

«Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ

А теперь выполните его.


Слайд 16


День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить


Слайд 17

Самопроверка , сверка с образцом, самооценка.

У кого нет ошибок? Сделайте вывод


VIII. Подведение итогов урока.

- Вспомните, была цель нашего урока?

- Достигли мы её?

- А девиз?

- Справились с поставленной задачей?

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились.

Мягкий знак- хитрый знак.

Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.


IX. Рефлексия.

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Кто может похвалить своего товарища, соседа за работу на уроке?

- Кто может похвалить себя? А за что?



Х. Домашнее задание

Стр.86, выучить правило, упр.148