СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку на тему "Назывные предложения" (8 кл)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку на тему "Назывные предложения" (8 кл)»

Автор-разработчик:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №54» Авиастроительного района г. Казани

Владимирова Альбина Васильевна


Урок русского языка в 8 классе

Тема «Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: дать понятие назывного предложения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- представление об основных функциях простого предложения; о роли односоставных предложений в текстах художественной литературы;

- проведение различных видов анализа слова (морфемный, лексический, морфологический).

Метапредметные результаты:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Личностные результаты:

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, к художественному слову; к отечественной литературе;

- стремление к речевому самосовершенствованию; к  усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Ресурсы урока: учебник по русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по данной теме, карточки для работы в парах.


Ход урока.

  1. Этап мотивации.

_ Здравствуйте, ребята!  Мы начинаем с вами урок. А это значит, что нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной работы и новых открытий!

2. Актуализация опорных и знаний и их коррекция.

- Друзья мои, давайте вспомним некоторые теоретические сведения.

- Назовите основную единицу синтаксиса, характеризующуюся смысловой и интонационной законченностью? (Предложение)

- Что называется грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое)

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательное, вопросительное, побудительное)

- На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов? (Распространённое и нераспространённое)

- Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? (Двусоставные и односоставные)

– Какие предложения называются односоставными? (В односоставном предложении только один главный член предложения (подлежащее или сказуемое)

- Как их отличить от двусоставных? (В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, в односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).  

- Молодцы!

  1. Формулирование целей и темы.

- Ребята, сегодня на уроке мы должны ознакомиться с новым видом

односоставных предложений с главным членом -подлежащим. Уметь находить подобные предложения. Познакомиться со сферой их употребления. Уметь использовать назывные предложения в описании для обозначения места и времени.

Тема «Односоставные предложения» вызывает немало споров и вопросов. Но, пожалуй, именно эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава русского языка, но и при помощи синтаксических конструкций.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему «Односоставные предложения»

3. Объяснение  нового  материала.

Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира? (Конечно)

- Приведите примеры (Утро. Чудесный день. Зима. Любовь. Красота).

Перед вами стихотворение А.А.Фета (на слайде портрет поэта и стихотворение).

Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января,

И лобзания и слезы,

И заря, заря!

А.А.Фет

- Что вы замечаете в нем? (В нем нет глаголов) Вот и Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

- А сколько предложений в стихотворении? (Одно)

- Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Они восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира. Да, особенности синтаксических конструкций в том, что это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения.

- О чём данное стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя).

- Какая картина рисуется в вашем воображении? (Ночь, ручей, луна, двое влюбленных, которые не могут расстаться, пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски).

- А теперь ответьте на вопросы блиц-опроса (на слайде)

Блиц-опрос:

1. Назывные – односоставные предложения?                                        (Да.)

2. Назывные – двусоставные предложения?                                         (Нет.)

3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?               (Да.)

4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?        (Да.) 

5. Может ли назывное предложение быть распространённым?            (Да.) 


- А теперь сможете вывести правило?

(Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член (подлежащее) выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. (Урок. Два часа дня.) Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют.)

- Давайте прочитаем определение назывного предложения в нашем учебнике на с.101

- Назывные предложения ещё называются номинативными по латинскому названию именительного падежа. Преимущественно используются они в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. Назывные предложения очень кратки, но выразительны. С помощью них писатель тонко и лаконично рисует место, время действия, пейзаж, обстановку. Они способствуют стремительному развитию сюжета. К примеру, назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов. Его рассказ «Хирургия» начинается так: Земская больница. Утро.  

- А где еще можно встретить назывные предложения? На улице мы их можем увидеть? (Да, на вывесках)

(Если не могут ответить, то на вопрос отвечаю сама.)

- Вы правы, все вывески, которые встречаются нам на улицах, - это назывные предложения.

4.Закрепление новых знаний.

1. Упражнение 174 (письменно, с комментированием)

- Спишите предложения, найдите назывные односоставные предложения. Подчеркните в них главный член; укажите, чем он выражен. Укажите двусоставное нераспространенное предложение. С каким членом двусоставного предложения совпадает по способу выражения главный член назывного односоставного предложения?

2. Упражнение 176 (устно, по цепочке)

- Выпишите назывные предложения в следующей последовательности: указывающие на:

1) место действия;

2) место и время;

3) место и действующих лиц.

Подчеркните главный член назывных предложений. Что обозначают остальные предложения?

3. Работа в паре (по карточке)

Записать номера назывных предложений.

1. Мороз. 2. Хрустит под валенками снег. 3. Опять Евпатория. 4. Южный зной. 5. Яркий зимний полдень.6. Мороз крепок и жгуч. 7. Март. 8. В тёплом воздухе сонная, ленивая тишина. 9. Октябрь. 10. Ночь.11. Дождь и ветер. 12.Окопы над болотом, поросшим ольхой. 13. Я ехал в гости. 14. Проснулся на рассвете. 15.Тишь. 16.Маленькая станция. 17. Дома. 18. Пески. 19. Безоблачное небо. 20. Ветер.

5. Домашнее задание: выучить параграф 31+

найти в произведениях художественной литературы 8 примеров назывных предложений

ИЛИ упр. 177 (замените выделенные двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными. Для указания с помощью назывных предложений на что-либо, находящееся в непосредственной близости, перед глазами, употребите в них частицу вон или вот и запишите);

6. Рефлексия

-Друзья мои, мы проделали сегодня большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме. (Дети зачитывают свои синквейны)

- А я предлагаю такое (на слайде):

Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, представляет.
Краткость – сестра таланта.
Картина.


- Ребята, благодарю вас за хорошую работу! Спасибо вам за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!