СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Дети войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка классного часа для учащихся 7-9 классов посвящена проблеме воспитания главных черт характера гражданина, патриота своей родины. С помощью педагогических технологий «информационное зеркало», «коллективного самообразования», элементов информационных технологий, используя устные «живые» воспоминания детей войны, записи воспоминаний, сделанные ребятами на встречах с детьми войны, показать, как по-разному складывались детские судьбы в годы войны. Закрепить в сознании мысль о том, что дети и война несовместимые понятия.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Дети войны"»




«Священные даты истории»

Классный час.

«Дети войны»


Возрастная категория: 7-9 классы





Аннотация.

Данная разработка классного часа для учащихся 7-9 классов посвящена проблеме воспитания главных черт характера гражданина, патриота своей родины. С помощью педагогических технологий «информационное зеркало», «коллективного самообразования», элементов информационных технологий, используя устные «живые» воспоминания детей войны, записи воспоминаний, сделанные ребятами на встречах с детьми войны, показать, как по-разному складывались детские судьбы в годы войны. Закрепить в сознании мысль о том, что дети и война несовместимые понятия.

















Оглавление

Актуальность темы. 4

Цель классного часа 5

Задачи мероприятия: 5

Практическая значимость мероприятия: 5

Материально-техническое обеспечение: 5

Оформление: 5

Декорации, реквизит, атрибуты: 6

Дидактический, раздаточный материал: 6

Условия и особенности реализации. 6

Методические советы по проведению. 6

Ход мероприятия. 6

Заключение. 16

Список использованных источников. 17

Приложение 1. 18



























Актуальность темы.

Дети и война. Это страшное сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь. Какими только военными профессиями не овладели маленькие солдаты Великой Отечественной войны! Их диапазон настолько велик, что всех не перечесть. От окопного почтальона на передовой до лётчика. Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы. В документальных свидетельствах отражены лучшие качества подрастающего поколения, раскрыты его стремления и желания ни в чём не уступать взрослым, дедам, отцам, матерям, старшим братьям сёстрам, в их борьбе с фашизмом и на фронте, и в тылу.

Воюющих ребят не могло быть много. Война не детское занятие. Но и те тысячи ребят, которым пришлось пройти по дорогам войны, вписали в ратную летопись свою славную страницу. Защита родной страны стала осмысленным домом. Оказывается, в десять лет можно перенести все ужасы пыток в гестаповском застенке и не выдать местонахождения партизанского отряда! Или спать после смены у токарного станка, чтобы сэкономить время на путь от дома к заводу!.. Работать в поле наравне со взрослыми, помогать в госпиталях….

Дети войны - это одно из мало раскрытых страниц минувшей войны. В  годы войны страдали и горевали не только взрослые, но и дети. Дети беспощадной волей войны оказались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Война отобрала у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями. По-разному сложились их детские военные судьбы: кто-то был депортирован, кто-то оказался в оккупации, кого-то вывезли в Германию, кто-то голодал в блокадном Ленинграде, а многие тысячи переживали войну в глубоком тылу.

Тема детских воспоминаний о событиях той страшной трагедии одна из менее изученных страниц военной истории.

Сегодня тем, чье детство выпало на военные годы, далеко за 80 лет. В 2022 году 22 июня – 81 год с начала Великой Отечественной войны. Все меньше остается свидетелей тех событий. Поэтому, целью классного часа стало познакомить ребят с собранным, в очных встречах, материалом воспоминаний детей войны и сохранить для будущих поколений воспоминания детей войны разных национальностей.

Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу, а также будут помнить о детях, которые несли на своих плечах непосильную ношу военных лет. Мы хотим, чтобы люди всегда помнили об этом, и ни одному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники.

Наши дети сегодня – это «поколение гаджетов» и особенно актуально живое общение с прошлым. Хорошим помощником в этом могут стать воспоминания участников и свидетелей тех далеких событий. Это не только память страшных войн, но и предупреждение всем нам: человек не должен воевать, не должен уничтожать всё живое на земле. Надо научиться жить мирно. Я считаю, что знакомство детей с воспоминаниями детей войны, способствует воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, формированию чувства гордости за свою родину, армию, за свой народ.

Цель классного часа: познакомить учащихся с малоизвестными страницами истории Великой отечественной войны через воспоминания детей войны разных национальностей и сохранение памяти народа о войне.

Задачи мероприятия:

1. Расширить знания детей о войне 1941-1945 гг;

2. Развивать патриотические чувства и интерес к истории своей страны, города;

3. Способствовать формированию у воспитанников представлений о разных судьбах детей на войне, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;

4. Развивать творческие способности детей.

Практическая значимость мероприятия:

Эту разработку можно использовать при организации классного часа для учащихся 7 -9 классов в дни празднования Дня защитника Отечества, Дня героя, в Дни воинской славы, празднования Дня Победы.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска или пробковый стенд.

Оформление:

Музыкальное оформление.

Нарезка детских предвоенных и песен времен Великой Отечественной войны; (по 1 куплету), фрагмент песни «Поклонимся великим тем годам», запись фрагмента речи Левитана о начале войны, звук военной сирены, запись метронома.

Наглядное:

Презентация «Лети войны»

Видео №1. Видеофрагмент из х/ф «Судьба человека»..

Аудиофрагмент: Фрагмент из выступления Левитана о начале Великой Отечественной войны

Декорации, реквизит, атрибуты:

Детская одежда довоенных и военных лет.

Экспонаты школьного музея военных лет.

Дидактический, раздаточный материал:

Анкеты. Нарезка слов ассоциаций о войне и детстве (приложение1).

Нарезки из слов, которые потом будут собраны, для создания боевого листа в конце классного часа.

Текст песни «Пусть всегда будет солнце»

Условия и особенности реализации.

Классная комната.

Стулья и столы расставлены полукругом, в центре стол.

Методические советы по проведению.

Перед классным часом поручить ребятам подготовить материалам по некоторым блокам классного часа. (раздать воспоминания детей войны, чтобы на классном часу могли пересказать, раздать текст по историческим справкам).

Выучить общую песню.

Ход мероприятия.

В начале мероприятия звучат фоном предвоенные детские песни.

Ведущий. Война, какие ассоциации вызывает у вас это слово? Пожалуйста из предложенных слов прикрепите на стенд свое слово. Дети, детство, а это слово с какими ассоциируется. Прикрепите на стенд. Посмотрите, что у нас получилось по цвету и по словам, нет ничего, что связывало бы их.

1 обучающийся: 1 слайд.

Девочки и мальчики войны!

На Земле осталось Вас немного

Дочери страны! Ее сыны!

Чистые пред Родиной и Богом!

Ведущий: Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события? Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен классный час сегодня. А если я уточню, что в военные годы жизнь этих людей только начиналась. О ком пойдёт речь? О детях войны.

Включается фрагмент фильма «Судьба человека»

У нас в гостях человек, который хорошо знает, что такое война? Савкина (Калинина) Нина Петровна, ей (ему) предоставим слово немного позже.

По ходу классного часа вы будете отвечать на вопросы анкеты, посмотрите они у вас на столе, и мы будем их сверять и заполнять наше информационное зеркало.

Отвечаем на первые два вопроса нашей анкеты:

1. Когда началась ВОВ? Кто из дикторов объявил о начале ВОВ?

В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось … Слайд 2 (Звук - щелчок) (звучит речь Левитана – о начале Великой отечественной войны на фоне слайда.)

Ведущий: Что такое война? Возвращается к стенду со словами-ассоциациями. (Ответы детей) Давайте, посмотрим и послушаем данные истории, что такое война?

3 слайд. 2. Обучающийся: В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! 1 000 285 детей погибло в ВОВ на оккупированных территориях Советского союза.
4 слайд 3. Обучающийся: Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
5 слайд 4. Обучающийся: Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
6 слайд 1. Обучающийся: Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. 20 000 000 школьников трудились на полях, можно было изготовить 100 000 000 снарядов из металла выплавленном детьми.

7 слайд 2 обучающийся: Война – это 1 500 000 детей, вывезенных в Германию в качестве рабов.
3. Обучающийся: Война - от Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина — 1600. Итого: 2600 км — это если считать по прямой.
8 слайд Ведущая. Кажется, мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски — 4 года 1418 дней.

Ведущий: Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, 
участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов. Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру, брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. О чем мечтали вывезенные мальчики и девочки, разлученные со своей семьей?

А мы продолжаем отвечать на следующие два вопроса:

2. Какая первая республика СССР оказалась оккупированной в ходе войны?

3. Что такое Оккупация?

Ведущий: 9 Слайд: «Родина моя – Белоруссия…». (Рассказывают 4 и 5 обучающиеся)

«За год до начала войны, в небольшой деревне недалеко от «Брестской крепости в крестьянской семье, родилась я - третья дочь Зинаида, - вспоминала на встрече в музее школы Зинаида Ивановна Карнаух, член культурного центра белорусского народа «Неман» г.о. Тольятти, - Первый удар фашистской агрессии приняла на себя многострадальная Белоруссия. В срочном порядке угоняли в лес скот, создавали партизанские отряды. Отец, с старшей сестрой 1934 года рождения ушли к партизанам. Мама вырыла в огороде землянку, которая на долгие три года стала жильем для семьи, а в доме расположились немецкие солдаты. Живя в оккупации, как рассказывала мама, детей выпускали на улицу редко. Кормили чем придется, Одежды особой не было. Мама прислуживала в доме. Все деревни вокруг были сожжены за связь с партизанами. Помню, наверное, мне было около 4-х лет, искры огня и дым из леса. Особенно немцы сжигали деревни, когда отступали в 1944 году. К тому времени из земляники мы уже перебрались в дом» Запомнилось, как однажды по улицам немцы гнали пленных советских солдат, некоторые из них забегали во двор за едой, выбирали ее из кормушек свиней и курей. Брали и одежду, которая висела на заборе. После освобождения Белоруссии от фашистов начался страшный голод. Пахали на быках и коровах. Дети начинали работать на полях с 10-ти лет. Жителей спасал лес: черника, брусника, клюква, грибы, разные травы. Хотя земля была освобождена, но по-прежнему было много жертв, особенно детей. Территории были заминированы, гибли любознательные мальчишки. В 1947 году Зинаида пошла в первый класс. Закончив школу, историко-филологический факультет Витебского педагогического института долгие 35 лет Зинаида Ивановна проработала в сельской школе учителем, завучем, директором. В 1950-е годы старшие сестры уехали по комсомольским путевкам на строительство Куйбышевской ГЭС имени Ленина. Зинаида Ивановна со своей семьей перебралась в Тольятти в 1976 году, здесь она продолжала работать педагогом.

Ведущий: Вернемся к анкете.

4. Что такое тыл? Наш город (а тогда Ставрополь не был городом, это было село Ставрополь –на- Волге)) находился в глубоком тылу. Здесь было много госпиталей, где лечили раненных солдат. Сегодня около памятника Татищеву есть памятник солдатам, кто умер от ран в годы войны, здесь у нас. Попросим нам рассказать о том времени нашу гостью, Савкину (Калинина) Нину Петровну, ставропольчанку, чье детство выпало на трудные военные годы.

10 слайд. Тыл войны – второй фронт. Из рассказа Нины Петровны.

Савкина (Калинина) Нина Петровна родилась 12 июня 1938 г. в Ставрополе (Тольятти) в семье служащих. Мама — Гибнер Лина (Магдалина) Васильева, работала в школе учителем. Отец — Калинин Петр Кириллович с семьей жил мало, счетовод. Семья Гибнер жила в Ставрополе с 1934 г. Отец мамы — Гибнер Василий Иосифович 1891 г. рождения. Был репрессирован в 1936 г. Двоюродная сестра мамы — Гибнер Ольга Васильевна была в трудармии, другие родственники были высланы на Урал, в Сибирь, Казахстан.

В годы Великой Отечественной войны семья Нины Петровны жила на частной квартире в городе Ставрополе. Бабушка Гибнер (Вернер) Мария Леопольдовна (Леонтьевна) работала в артели «Заря» закройщицей, где шили одежду для фронта (ватники, брюки, гимнастерки). Иногда маленькую Нину с учениками мама брала на концерты в госпиталь санатория «Лесное», где они показывали художественную самодеятельность.

Девочка читала стихи, пела и танцевала. Раненые бойцы радушно встречали их, просили посидеть на кровати рядом с ними. Старшие школьники помогали раненым писать письма. Младшие школьники собирали в лесу и на заливных лугах щавель, дикий лук, цветы и лекарственные травы, которые потом сдавали в аптеку. Город шествовал над госпиталем в Самаре (военным). В гости ездили часто. С собой везли мясо, масло, мед. Собирали книги. Устраивали концерты.

Детская память сохранила день 22 июня 1941г. «Было воскресенье. Многие семьи ставропольчан, и мы также загорали на берегу Воложки. – Вспоминает Савкина Н.П. по рассказам своей мамы. Вдруг с обрыва раздался крик:

«Детушки мои! Война!» В двенадцать часов в репродукторах раздался металлический голос диктора, который сделал правительственное заявление о начале войны с Германией. В 17 час в саду им. Воровского собрался митинг. Было более трёх тысяч человек. Люди сидели, стояли, плотно прижавшись к изгороди. Митинг открыл секретарь райкома партии Александр Викторович Агафонов. Он говорил, что надо честно работать, помочь отстоять независимость Родины. Выступали бывшие красногвардейцы, участники боев с белогвардейцами, рабочие, колхозники. В конце приняли резолюцию: «Всё для фронта, всё для победы!»

23 июня был объявлен днём массовый мобилизации. Новобранцев отправляли на фронт жители всего город, провожая с пристани. Я помню лишь слёзы, объятия. Стояла в толпе, держала маму за руку, боялась потеряться. (Мне было 3года)»

Детская память удивительно точно отражает жизнь. Ребёнок помнит иногда такое, что взрослые дивятся: «Надо же такой малыш. Разве он что-то понимает?» Может и не всё понимает, но может запомнить досконально, вплоть до малейших деталей. И особенно запоминается то, что вызвало сильные потрясения.

Например, В августе 1942г. было принято решение эвакуировать детей из Ленинграда из-за блокады города, ежедневных налётов немецкой авиации, недостатка продовольствия. Из Куйбышева в Ставрополь прибыл пароход, на борту которого находилось 120 маленьких ленинградцев. Учеников старших классов освободили от занятий. Жители города пришли на пристань встречать пароход. Шло время, а с парохода никто не выходил. Узнали, что ребятишки были настолько истощены, ослаблены, многие не могли ходить. Тогда взрослые построились в 2 шеренги. Детей передавали с рук на руки друг другу. Больших сразу грузили на подводы и отправляли в больницу; других в детский дом. Директором детского дома Полина Ивановна Лобода. Дети были легко одеты: маечка, трусики. Документов у них не было. У некоторых на шее висела бирочка из фанеры, картона, где были написаны фамилия, имя, возраст. У других и этого не было. От пережитого некоторые дети забыли свои имена. Им давали другие. Детей радужно встретили воспитатели и учителя Тихомиров П.А., Кистанова А.Н. В июне 1945г. дети возвращались в Ленинград. Некоторых детей усыновили, удочерили (Бердяев Борис, Силина Нина и др.) 23 декабря 2006г. прошла встреча бывших воспитанников детдомов г. Ставрополя-на-Волге. Пришло 12 человек. В войну Ставрополь был тыловым городом. Его не бомбили. И светомаскировку окон не заставляли делать. Помню хлебные карточки, которые отоваривали в магазине на улице Советской. Занимали очередь очень рано и целыми днями ждали привоза продуктов. Иногда по 2-3 дня.

В долгожданный день Победы в городском парке г. Ставрополя состоялся торжественный митинг, во время которого шёл сильный дождь, но его, кажется, никто не замечал. Ставропольчане обнимались, целовались, плакали и радовались победе. Многие оплакивали погибших. Некоторые получили извещения о без вести пропавших. После войны в 1946г я пошла, учиться в первый класс НСШ.

Нина Петровна после окончания школы стала учителем и добросовестно работала на благо любимого города, воспитывая подрастающее поколение.

В настоящее время занимается общественной работой, являясь председателем «Общества ставропольчан» и ТОСа № 8. На прощанье она сказала нам: «Изучайте историю города, его и свою родословную, историю семьи, чтобы оставить след в истории Отчизны. Честно работайте и своим трудом делайте Родину сильнее и краще»

Ведущий: очень много подростков в годы войны были вывезены на работы в Германию. Еще одну историю военного детства мы услышали на встрече с членом совета украинского землячества «Днепро» Любовью Павловной Яровой, которая состоялась в Музее воинской славы нашей школы. Вот ее рассказ (1 и 2 обучающиеся) 11 слайд

Родилась Любовь Павловна в 1943 году в самый разгар войны в Мюнхене. Как она там оказалась?

В годы войны с оккупированных территорий Украины и Белоруссии всю советскую молодежь увозили на работу в Германию. По приезде в страну проходила как бы сортировка: слабых сжигали в крематориях, здоровых и сильных определяли на работы. Жизнь матери Любовь Павловны «спасла ее красота». Хотя, как вспоминает Яровая Л.П., ее мать и не была такой уж красивой лицом, просто была высокая, стройная, две длинные чёрные косы до колен. И вот она приглянулась служителю концлагеря и его другу Полю – французу, который стал ее будущим отцом. Ее определила на работу в дом сестры Поля немке Монике, которая была бездетной. Моника решила, что, когда девушка родит, то она заберёт ребенка, тем более, что это ребенок ее брата. Так и вышло.

После рождения Изабелль Штоффель (так вначале назвали Любовь Павловну) ее маму перевели на другую работу, и она практически не видела, как растет дочь. Иногда охрана разрешала посмотреть через забор, как девочка гуляет, какая она там красавица, в бантиках. Женщина, естественно, плачет, бывало, что одна охрана разрешит постоять ей подольше, а другая бьёт.

Война закончилась в 1945 году. И все имели право вернуться в Советский Союз, а её мама не могла оставить ребёнка. Познакомилась с Виктором (по документам Богдан), с которым в 1947 году они стали строить планы возвращения на Родину. Мама Любови Павловной за три дня до отъезда встретилась с Моникой и умоляла отдать ей ее дочь. Моника не хотела ее понять и тогда женщина сказала: «Я уеду, но ты имей в виду, что я буду всю жизнь плакать и проклинать тебя за то, что ты не отдала мне ребёнка. Тебе жизни не будет, у тебя появится болезнь, от которой ты умрёшь и попадёшь в ад». В тот же день у Моники случился удар, не зная от стресса, не зная ещё от чего, но после этого Моника так сильно испугалась, что решила, что это наказание и Изабелль решили отдать. Как плакала эта маленькая девочка, которую отдавали в другой дом от её «родной» матери, а она просто вцепилась в Монику и целовала её, обнимала. Моника дала ей свою большую фотографию, которую девочка всю дорогу не выпускала из рук. До самого пятого класса, она доставала эту фотографию из-под подушки и целовала, только так, чтобы мама не заметила этого и не расстроилась. Люба, так назвали девочку в родной семье, плохо разговаривала по-русски. И дети на улице ей вслед бросали кирпичи и кричали: «Гитлер капут!». Через всю жизнь Любовь Павловна пронесла любовь к немецкому и французскому языкам, передав ее своим детям и внукам. В первый раз свою родную маму МАМОЙ Люба назвала в пятом классе.

После войны Любовь Павловна получила высшее педагогическое образование и всю жизнь работала учителем французского языка. В 1994 году семья Любовь Павловны приехала в Тольятти и уже долгие годы она является переводчиком на встречах руководителей завода и города с представителями французских делегаций. Ведет общественную работу, помогая своему мужу Ростиславу Николаевичу в организации работы землячества «Днепро» г.о. Тольятти.

Ведущий. Одна из самых страшных страниц истории войны - блокада Ленинграда. Дети блокадного Ленинграда…400000 детей осталось в блокадном Ленинграде. После снятия блокады их осталось меньше половины. Напишите, пожалуйста, в анкете:

Сколько продолжалась блокада Ленинграда?

Что такое блокада? 12 слайд. На одной из встреч в музее школы Коротаевская Галина Капитоновна, «родом из Ленинграда» вспоминала: (рассказ 3 и 4 обучающихся)

Родилась 4 ноября 1937 года. Галина была единственным поздним ребенком Степановой Ольги Михайловны, родившейся в 1907 году в городе на Неве. Отец Галины Капитоновны - Энгельгардт Юрий Георгиевич родился 13 марта 1898 года в семье российских немцев. Девочка носила фамилию мамы, она была Степановой Галиной Юрьевной. Жили они с мамой в центре Ленинграда, недалеко от Невского проспекта в Выборгском районе на улице Социалистической.

Войну семья встретила, как и все ленинградцы, быстро перестроившись на военный лад. Отец ушел в народное ополчение, а мама продолжала работать и дежурить на крыше, спасая город от зажигательных бомб. Зима 1941 года была очень суровой и холодной. В декабре 1941 года умирает отец, его тело сожгли. Во избежание распространения инфекции по городу, умерших зимой 1941-1942, сжигали. Голод наступал. Зиму 1942 года Ольга Михайловна пережила, а 19 марта - умерла. Из своих детских воспоминаний Галина Капитоновна сохранила момент смерти мамы, потому что она была рядом с ней. Девочке было неполных 5 лет.

Весной 1942 года в городе значительно возросло число сирот. Ведь родители и старики старались в голодное время, прежде всего, накормить и обогреть детей. В апреле детский сад № 25, который посещала Галина, присоединили к детскому дому № 44 и эвакуировали по Ладоге в Ярославскую область в село Морфино. В этом же году Галю взяла на опекунство Шлюкова Валентина Михайловна и увезла в город Ярославль. Там она проживала одна на улице Софии Перовской. Муж Валентины Михайловны погиб под Москвой. В июле 1947 года Шлюкова Валентина Михайловна удочерила Галину, она стала Коротаевской Галиной Капитоновной.

Самое запоминающееся событие времен войны: сильный пожар, который был летом 1943 года. Мы жили на окраине города далеко от «Резинки» (так называли в народе район промышленных предприятий), все небо было красным, было очень страшно. Помню, мама надела на меня зимнее пальто и валенки собрала вещи в узел, мы не спали, сидели и ждали что будет; запомнился случай поединка двух самолетов, то есть воздушный бой, днем, как раз над нашими домами один самолет был сбит, с длинным дымовым хвостом полетел вниз и раздался взрыв вдалеке.

День победы 9 мая 1945 года. «Этот день мне запомнился очень хорошо. Было солнечное утро. Я проснулась и вышла на улицу. У калитки стояла мама и горько плакала. Я подошла к ней и спросила, почему она плачет, она ответила, что кончилась война. Я уткнулась в нее и тоже заплакала. На улице стояли соседи, все радовались и плакали от счастья»

В победном 1945-ом девочка пошла в 1 класс. Окончив школу, девушка поступила в Ярославский Государственный педагогический институт имени Ушинского на физико - математический факультет.

В 1969 году она вместе с семьей переехала в город Тольятти, где до выхода на пенсию в 1995 году, работа на ВАЗе. С января 2004 года является председателем общества блокадников Ленинграда. Она первая передала в наш школьный музей реликвию блокады: сумку блокадницы Данилиной А., умершей в 99 лет.

На очередной встрече в музее воинской славы школы, прощаясь, Галина Капитоновна сказала, что «.... С юношеских лет ценит в людях справедливость, доброту и совсем не уважает предательство. Сегодняшним школьникам желаю успехов в учебе и во всей дальнейшей жизни, чтобы сбылись все их мечты и желания, будьте здоровыми (обязательно занимайтесь спортом), добрыми, правдивыми, верными в дружбе и любви, уважайте родителей, учителей, близких людей и друзей, соседей. Любите и берегите свою Родину - нашу великую Россию, самое большое и богатое государство в мире. Желаю искренности в отношении друг с другом, найдите любимое дело и идите по жизни твердо и уверенно.»

Ведущий: Ребята, не забываем про вопросы нашей анкеты.

Депортация – это _____? Слышали такое слово? Если не знаете, что оно означает? Послушав следующий рассказ, вам станет понятно его значение. 13 слайд: (рассказ 4 и 5 обучающихся): Гильда Александровна Конобеева (Фукс) родилась 25 марта 1937 года. Её безоблачное детство проходило на юге нашей страны в солнечном Дагестане Хасавюртовском районе, селе Новая Надежда. Оборвалось оно внезапно, когда в ее жизнь вошла война... И тот Указ от 28 августа 1941 года - о выселении лиц немецкой национальности в Сибирь, Казахстан. Война и дети. Много раз мы слышали, что на войне детей нет. Потому что война вынимает из них радость и беззаботность, оставляя в душе пустоту, которую им, маленьким, ещё нечем заполнить и получается, что дети есть, но они уже не дети. Так же закончилось и детство Гильды Фукс.

Из воспоминаний Гильды Александровны: «Ноябрь 1941 года, в село пришли подводы. Семьи односельчан с детьми погрузили и повезли в Баку, оттуда на барже по Каспийскому морю до Красноводска, где всех жителей из села загнали в товарные вагоны и поехали мы в Северный Казахстан. Дорога была долгой и тяжёлой не все доехали до места назначения - Кокчетавская область Щученский район село Новая Андреевка.

По приезду, отцов забрали в трудармию остались лишь дети и женщины». Гильде запомнился страшный холод. «Зимой дети на улицу не выходили. Когда подошло время поступления в школу 1944 год, в школу нас не взяли, мы для всех были фашистята. И в первый класс мы пошли лишь в 1947 году». Училась девочка прилежно, отличалась любознательностью, пытливым умом, высокой активностью. Очень любила родной язык - немецкий. Участница художественной самодеятельности голосистая, звонкая Гильда всегда была в первых рядах. Любимые песни патриотические такие, как «Летят - перелётные птицы», «Дороги» и другие.

Отец Фукс Гильды вернулся с трудармии в 1947 году. Но ещё долго вплоть до 1956 года по отношению к людям немецкой национальности был своего рода геноцид. Высланным по национальному приказу нельзя было без разрешения переезжать из села в село. С 12 лет за это могли избить или посадить на 6 месяцев в тюрьму. Все семьи ежемесячно должны были отмечаться в спецкомендатуре.

Ещё один эпизод из детства, который до сих пор вспоминает Гильда Фукс со слезами на глазах: «Соседка русская женщина научила нас с братом, как нужно в день Святой Пасхи христосоваться, наступил день праздника, и мы пошли по домам. Нам никто ничего не дал. Я для себя решила, вот вернётся папа кончится война никогда не пойду побираться». С тех пор Гильда Александровна на Пасху старается щедро одарить гостиницами всех детей.

1954 год - освоение целины. Жизнь в Казахстане стала более свежая. Фукс Г.А. прожила в Казахстане 57 лет, получила среднее-специальное образование, вышла замуж. Сегодня у неё четверо детей,10 внуков и 12 правнуков. Зоотехник по специальности она находила время на всё. Много читала, занималась с детьми, позже с внуками, посещала и посещает церковь.

На встрече в школе она сразила нас всех своей эрудицией в области литературы, географии, истории. В свои годы Гильда Александровна обладает высоким интеллектом, хорошей памятью и прекрасным здоровьем. Религия помогла «преодолеть озлобленность на притеснения». И сегодня она говорит: «Во мне не осталось злобы, нас таких были миллионы». За свой труд Гильда Александровна имеет много грамот, благодарностей и медаль «За освоение целины».

В 1998 году старшая дочь по распределению приехали с мужем в Тольятти, а затем и вся большая семья Конобеевых (Фукс) перебралась на Волгу, вроде как на Родину в Россию.

Ведущий: Почему сегодня мы вспоминаем события тех далеких лет? Почему тревожит память о войне даже тех, кто на той войне никогда не был? Почему вам, детям 21 века, никогда не видевшим войны, надо помнить о войне и о победе? Почему мы должны хранить память о Великой Отечественной войне и память о великой Победе?

Предлагаю вам, выберите подготовленные высказывания, которые кажутся вам наиболее подходят к нашему классному часу. (Листочки с предложениями собираются).

Из написанного составим текст для информационного зеркала.

Звучит музыка. «Поклонимся великим тем годам». Зачитывается полученный текст (Например, «О войне мы должны помнить, так как велика была цена за победу. Война – это горе, это лишение жизни. Дети и война несовместимые понятия. Мы обязаны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы не было повторения страшных событий, ради детей войны, ради памяти погибших на войне и уцелевших ее участников»).

Ведущий: Мы в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны. Годы идут, и уходят из жизни герои. Все меньше остается участников войны, уходят и те, чье детство выпало на военные годы, это люди 1935-1945 года рождения. Их тоже становится все меньше. А нам всё недосуг поговорить с дедушкой, с бабушкой, посмотреть старые фотографии, почитать письма с фронта, которые до сих пор хранятся в семье. Поспешите, ребята, и расспросите своих близких. А то может так случиться, что через 2-3 года уже не у кого будет спросить и об этом вы будете очень. Пока будет жива память о событиях войны, она не повторится снова. Наш классный час подошёл к концу, но разговор о Великой Отечественной войне не окончен. Пусть память живёт в ваших сердцах!

Давайте закончим классный час минутой молчания в память о всех погибших на войне.

14 слайд. Минута молчания. Звук метронома.

5. обучающийся. Несовместимы дети и война

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете.

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют,
Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдинки злобы и вражды растают.
Дружить давайте, дети всей земли,
Пусть наша дружба с нами вырастает.

Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна!
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!


15 слайд. Все хором исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»:

Заключение.

Классный час «Дети войны» поможет решить следующие задачи.

Образовательные: сформировать у детей желание получать информацию не только из интернет источников, но и от живых свидетелей событий;

познакомить учащихся с тяжелыми испытаниями, выпавшими детям войны;

донести до учащихся мысль о том, что они будущие защитники Родины.

Развивающие: развивать у учащихся чувство патриотизма;

способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей; способствовать развитию умений фантазировать, логически мыслить и делать выводы. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к людям старших поколений; сплотить коллектив; воспитать дружелюбие в ученическом коллективе.



Список использованных источников.

1.. Материалы школьного музея.

2. Интернет – ресурсы

3. Публикация проекта на сайте «Инфоурок» https://infourok.ru/user/pashkova-olga-borisovna

Приложение 1.

1. Анкета:

1. Когда началась ВОВ? Кто из дикторов объявил о начале ВОВ?

2. Какая первая республика СССР оказалась оккупированной в ходе войны?

3. Что такое Оккупация?

4. Сколько продолжалась блокада Ленинграда?

5. Что такое блокада?

6. Что такое депортация?

2. Нарезка слов: о войне - страх, горе, боль, плач, страдания, пожар, холод, голод, темно, грустно; о детстве - солнце, мир, любовь, песни, игры, веселье, сладости, ласка, улыбка, все напечатано на бумаге о войне темного цвета, о детстве – светлого.

3. Нарезка фраз для листовки.

О войне мы должны помнить, так как велика была цена за победу. Война – это горе, это лишение жизни. Дети и война несовместимые понятия. Мы обязаны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы не было повторения страшных событий, ради детей войны, ради памяти погибших на войне и уцелевших ее участников

4. Песня «Пусть всегда будет солнце» Лев Ошанин

1. Солнечный круг, Небо вокруг —
Это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Припев: Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я.

2. Милый мой друг, Добрый мой друг,
Людям так хочется мира. И в тридцать пять
Сердце опять Не устает повторять:

Припев: тот же

3. Тише, солдат, слышишь, солдат, —
Люди пугаются взрывов. Тысячи глаз
В небо глядят, Губы упрямо твердят:

Припев: тот же

4. Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце — навек! Счастье — навек! —
Так повелел человек.

Припев: тот же



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!