Методическая разработка по теме:
«Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста».
Княжева Наталья Анатольевна
Воспитатель МБДОУ №57 «Лукоморье»
Высшей квалификационной категории
г.Северодвинск
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» В.А. Сухомлинский.
Что такое семья?
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколение. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально - нравственного облика. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.
Актуальность темы
Актуальность темы состоит в том, что детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждения, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а следственно, и уровень семейного воспитания детей.
Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Цель. Создание условий для формирования представлений у дошкольников о семейных ценностях посредством игровой деятельности.
Задачи.
1. Обогащать представления детей о семье, семейном укладе, о значимости семьи в жизни каждого человека.
2. Сформировать основы нравственных качеств личности ребенка, его начальных поведенческих позиций.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
4. Привлечь родителей к ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
5. Сформировать у родителей теоретические знания и практические навыки в вопросах позитивного взаимодействия с детьми, гармонизации детско-родительских отношений.
Формы работы:
-анкетирование родителей;
-беседы с родителями и детьми;
-родительские собрания;
-консультации, памятки для родителей;
-детские праздники (в подготовке к праздникам родители принимают активное участие: готовят костюмы, поделки и т. д);
-проектная деятельность;
-спортивные праздники;
-участие в конкурсах.
План работы
Срок реализации: 1 год.
Сентябрь
1. Анкета для родителей «Индивидуальный подход в воспитании вашего ребёнка»
2. Чтение стихотворений и рассказов о семье.
Октябрь
1. Рассматривание и обсуждение с детьми фото и иллюстраций о семье.
Ноябрь
1. Стенгазета «Ладошки» ко дню матери.
2. Интегрированное занятие «Волшебное путешествие по сказкам».
Декабрь
1. Беседа «Дружба и сила всех победила».
2. Детям совместно с родителями изготовить «Гирлянда дружбы» (каждое звено – это член одной большой и дружной семьи)
3. Выставка совместных поделок «Ёлочка – зелёная иголочка».
Январь
1. Выставка «Узоры на окне».
2. Разучивание «Колядки».
Февраль
1. Оформление стенгазеты «Папа и я, лучшее друзья».
2. Беседа с детьми о здоровом образе жизни «Полезные привычки в семье».
3. Консультация для родителей «Правила безопасного поведения дома».
4. Коллаж «Опасные предметы».
Март
1. Изготовление фотогазеты «Королева красоты» (с использованием фотографий мам).
2. Изготовление с детьми «Подарок для мамы».
3. Общий и совместный труд с детьми «Трудовые поручения».
Апрель
1. Чтение художественной литературы о домашних животных и их семьях. (Разучивание стихов, чтение сказок, рассказов).
Май
1. Рассматривание иллюстраций на тему «9 Мая». Беседа.
2. Выставка рисунков «Дом, в котором мы живём».
Приложение 1
Интегрированное занятие во второй младшей группе
«Путешествие в страну сказок»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, музыка, социализация.
Программные задачи:
1. Продолжать закреплять знания о русском народном фольклоре.
2. Учить детей эмоционально, выразительно рассказывать знакомые сказки.
3. Развивать диалогическую и монологическую речь.
4. Воспитывать желание задавать вопросы.
5. Упражнять детей в порядковом счёте в пределах 4. Развивать умение анализировать, осуществлять последовательность действий. Развивать пространственные отношения (впереди, сзади, между).Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры в игровой форме.
6. Закреплять навык ходьбы по извилистой дорожке, сохраняя равновесие. Упражнять детей в прыжках с продвижением вперёд. Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать радостное эмоциональное отношение к выполнению упражнений, при помощи участия взрослых в качестве персонажей сказки.
7. Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Материал к занятию: спортивное оборудование (дуги, плоскостные обручи, лиса (кукла, плоскостной колобок, плоскостные фигурки к сказке «Репка», лисят и рыбок по 5шт. (демонстрационный материал, карточки с геометрическими фигурами на каждого ребёнка, большие плоскостные геометрические фигуры, раздаточный материал для игры «Части- целое»на каждого ребёнка, солнышко-рисунок-оформление. Предварительная работа: заучивание закличек о солнышке в свободное от занятий время, индивидуальная работа по развитию речи (рассказывание сказок по схеме, чтение знакомых сказок, индивидуальная работа по ФЭМП (счёт до 5, сравнение совокупности предметов по количеству, ориентировка в пространстве, индивидуальная работа по физической культуре.
1. Орг. момент.
Воспитатель: Ребята давайте с вами и с гостями поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки. Хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки. Топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки. Плюх-плюх-плюх.
Пухленькие щечки. Плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки. Чмок-чмок-чмок.
Здравствуйте, зубки. Щелк-щелк-щелк.
Здравствуй, мой носик. Бип-бип-бип.
Здравствуйте гости.
2. Сообщение темы и цели.
Воспитатель: Вы, ребята, любите сказки? (Да). Я тоже их очень люблю! А какие сказки вы знаете?
Дети: (называют «Репка», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «У солнышка в гостях» и т. д.)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочный
мир, в мир, где живут только сказки. А на чём мы можем туда отправиться?
Дети: На автобусе, на самолёте, на велосипеде, т. д.
Воспитатель: В этот сказочный автобус садиться нужно по билетам. А
билетами будут картинки, отгадав героя сказки, вы можете проходить в автобус.
Называйте по очереди и проходите. Тема, назови мне из какой сказки этот
герой? А теперь ты, Ксюша, назови (дети оп очереди называют героев сказок).
Воспитатель: Вот и хорошо! Все сели? Отправляемся в путь. (звучит
музыка).
3. Основная часть.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как ярко светит весеннее солнышко!
Порадуйте его, расскажите заклички, которые вы знаете.
Светит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
Солнышко-появись.
Красное покажись!
1 остановка.
Воспитатель: Интересно, ребята, а в какую сказку мы с вами попали? (на
фланелеграфе перепутались герои сказки «Репка»). Давайте поможем нашим
героям (дети рассказывают сказку и выкладывает на фланелеграфе фигурки героев сказки, соблюдая очерёдность героев и последовательность действий).
Задание: 1. Кто стоит впереди бабки (внучки, Жучки?
2 Кто стоит сзади кошки (деда, бабки?
Воспитатель: Какие молодцы, помогли сказочным героям, теперь нам пора
идти дальше.
Воспитатель: Впереди, ребятки, густой лес, деревья упавшие, автобус наш
там не проедет, придётся нам пешком дальше идти. Пойдём? - (Да).
(Подлезают под дугами)
2остановка:
Воспитатель: Ваня, спроси у мышки, почему она плачет? (на стуле сидит
мышка игрушка)
Ребёнок: Мышка, почему ты плачешь?
Воспитатель: Мышка мне сказала, что она бежала быстро-быстро от
страшной кошки не заметила, как хвостиком яичко задела и разбила. Дед да баба плачут и она не знает как им помочь.
Воспитатель: Ребята, вы догадались в какую сказку мы попали?
Дети: «Курочка Ряба».
Воспитатель: Не расстраивайся, Мышка, мы тебе поможем. Деда с бабой
утешим. Подойдите, дети, к своим тарелочкам и помогите мышке разбитое
яичко собрать (дети собирают из двух частей целое яичко).
Воспитатель: Мышка говорит спасибо, за то, что вы ей помогли. За это она
хочет научить вас играть в одну интересную игру. Я сейчас превращу вас в
маленьких мышат и мы поиграем. Раз, два, три в мышку всех деток преврати.
Физминутка:
На полянку, на лужок
Приглашаю мышек.
Эй, мышата, улыбнитесь,
Влево, вправо повернитесь,
Лапками захлопайте
Весело затопайте.
Дружно мышки покружитесь
И тихонечко садитесь.
Воспитатель: Спасибо тебе, мышка, за игру. Ну, а нам дальше идти пора
(дети прощаются). А на пути болото, а на болоте кочки! Чтобы в болото не
попасть нужно с кочки на кочку перепрыгивать (дети прыгают из обруча в
обруч).
3 остановка:
Воспитатель: А это что за сказка? (на мольберте колобок).
Колобок: Здравствуйте, детки, помогите мне от лисички убежать, гонится
она за мной, хочет меня съесть!
Лиса (кукла): А, вот ты где!
Колобок: Ты не ешь меня лисица
Вдруг смогу тебе я пригодиться.
Лиса (кукла): Ладно! Может и отпущу! Только сначала выполните моё
задание! Я вот тут рыбки наловила, да не знаю, хватит ли её моим лисятам?
Воспитатель: Дети, как узнать сколько лисят? (счёт до 5). Что нужно
сделать, чтобы узнать хватит ли лисятам рыбки?
Дети: Надо каждому лисёнку дать по рыбке (дети выкладывают под
каждым лисёнком рыбку).
А сколько рыбок? (дети считают до 5)
Всем лисятам хватило?
Дети: Да. Рыбок столько, сколько лисят-5.
Лиса: Ишь, хитрые какие! Я лисичка-сестричка хитрая, просто так не
отдам вам Колобка. Поиграйте со мной в игру «Найди свой домик»
(геометрические фигуры, на полу большие геометрические фигуры, у детей карточки или маленькие фигуры. Пока играет музыка дети двигаются, музыка остановилась, дети бегут в свои домики. Игра повторяется несколько раз, дети могут меняться карточками).
Лиса: Ладно уж! Отпущу Колобка, пусть бежит себе!
Колобок: Ой, спасибо, вам, ребятки, что спали меня от лисы, я побежал. До
Свидания.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Да и нам, ребята, идти дальше пора! Вот и наш автобус. Пора
в д/сад возвращаться. Занимайте свои места! Поехали! (звучит музыка).
- В каких сказках мы побывали?
- Что мы там делали?
- Мы сегодня не просто побывали в сказках, мы сделали много добрых дел,
помогли героям сказок.
- Кому мы помогали?
(Воспитатель хвалит каждого ребёнка)
- Дети, вот мы и приехали, а герои вам гостинцы передали.
Приложение 2
Конспект занятия во второй младшей группе
на тему: «Дружба».
Цель:
Развитие коммуникативных навыков у детей младшего возраста.
Задачи
1. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
2. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
3. Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.
Виды деятельности: продуктивная, игровая.
Форма проведения: игровая
Материалы и оборудование.
· Коробочка;
· Ладошки из бумаги;
Ход занятия
1.Ритуал приветствия.
Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной.
Воспитатель и дети (вместе):
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
2.Основная часть.
Молодцы, ребята! А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? Конечно нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют.
3.Игра «Слушайте внимательно!»
В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.
Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.
Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!
4.Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь, младший воспитатель вносит коробку-посылку, говорит, что принёс в детский сад почтальон.
-Ребята, что это? Откуда? Помогайте мне читать.
Почтальон прислал нам ладошки которые мы с вами обводили, он их вырезал и прислал нам.
Давайте рассмотрим их. Ребята, а ладошки у нас оказывается совершенно разные и по размеру и по цвету (дети сравнивают ладошки)
5. Беседа на тему «Что такое дружба?»
А вы — дружные ребята? (да)
А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)
А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.)
Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)
С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.)
А вы знаете, есть даже поговорки о дружбе, интересно какие?
Один за всех, и все за одного.
Молодцы, ребята! Интересная беседа о дружбе и о друзьях у нас получилась.
Вы очень много знаете о дружбе.
А сейчас покажем, какие мы дружные. (дети встают на ковре)
Чтобы нам быть дружными ребятами, надо не забывать здороваться каждое утро, не только с детьми но и со взрослыми.
6.Физминутка
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья за работу нам пора.
8.Работа в центрах (центр искусства).
Центр искусства
Давайте в знак нашей дружбы приклеим свои ладошки вокруг нашей планеты под названием Земля. Теперь во всем мире все будут дружными и сориться никто не будет
9. Рефлексия.
Все мы дружные ребята
Мы ребята-дошколята
Никого не обижаем
Как заботится мы знаем,
Никого в беде не бросим
Не отнимем а попросим
Пусть будет всем хорошо
Будет радостно, светло!
Приложение 3
Детские стихи о семье
Художественное слово способствует всестороннему развитию ребенка. Стихи о семье и детях заключаются в формировании здорового представления обо всем мире и о семье как его части. Они способствуют развитию доброжелательности, понимания, терпимости друг к другу, взаимного уважения, взаимопомощи в семье.
Семья Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! |
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
Приложение 4
АНКЕТА для родителей
Хотите узнать, какой вы родитель? Уважаемые родители! Эта анкета поможет педагогическому коллективу определить индивидуальный подход в воспитании вашего ребенка. Из предложенных вариантов ответа на вопрос подчеркните один.
1. Фамилия, имя ребенка, возраст.
2. Терпеливы ли Вы, когда Ваш ребенок капризничает, плохо ест?
Всегда иногда нет
3. Ваш ребенок послушен?
Всегда иногда нет
4. Если Вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ли ему причину запрета?
Всегда иногда нет
5. Требуете ли Вы от своего ребенка исполнения всех обязанностей,
возложенных на него?
Всегда иногда нет
6. Можете ли Вы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
могу, и всегда так поступаю
могу, но не всегда так поступаю
не могу
7. Можете ли Вы извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
могу, и всегда так поступаю
могу, но не всегда так поступаю
не могу
8. Можете ли Вы поставить себя на место ребенка?
могу, и всегда так поступаю
могу, но не всегда так поступаю
не могу
9. Можете ли Вы воздержаться от высказываний, которые могут ранить
ребенка?
могу, и всегда так поступаю
могу, но не всегда так поступаю
не могу
10. Можете ли Вы выделить ребенку один день, в течение которого он
может делать что хочет и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?
могу, и всегда так поступаю
могу, но не всегда так поступаю
не могу
11. Принято ли в Вашей семье совместное проведение досуга? (Выходы
в кино, театры, занятия спортом, семейные праздники, дни рождения, выезды на природу, общая работа и отдых на даче.