СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Показательные уравнения" (11 класс)

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме "Показательные уравнения"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Показательные уравнения" (11 класс)»

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ

МЕТОДЫ

РЕШЕНИЯ

УРАВНЕНИЙ

УСТНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

РАБОТА

0, a ≠ 1. Примеры. 2 x = -4,    2 x = 4,    2 x = 5. " width="640"

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ

Уравнение, которое содержит неизвестное в показателе степени, называется показательным уравнением .

Самое простое показательное уравнение имеет вид

a x = b , (1)

где a 0, a ≠ 1.

Примеры. 2 x = -4,    2 x = 4,    2 x = 5.

0 и не имеет решений при b ≤ 0. Утверждение 2. При a 0, a ≠ 1, уравнения a f ( x ) = a g ( x ) и f ( x ) = g ( x ) равносильны. Замечание. Уравнение вида a f ( x ) = b g ( x )     ( a 0, a ≠ 1, b 0) можно переписать следующим образом " width="640"

Утверждение 1.

Уравнение a x = b имеет единственное решение x = log a b при b 0 и не имеет решений при b ≤ 0.

Утверждение 2.

При a 0, a ≠ 1, уравнения

a f ( x ) = a g ( x ) и f ( x ) = g ( x ) равносильны.

Замечание.

Уравнение вида

a f ( x ) = b g ( x )     ( a 0, a ≠ 1, b 0)

можно переписать следующим образом

b , либо a f ( x ) a g ( x ) ; - Выписать соответствующее эквивалентное неравенство: если a 1 то f( x ) log a b , либо f( x ) g( x ) ; если 0 а то f( x ) a b, либо f( x ) ; - Решить полученное неравенство. " width="640"

Решение показательных неравенств проводят по следующей схеме:

- Найти область допустимых значений задачи;

- Привести неравенство к виду a f ( x ) b , либо a f ( x ) a g ( x ) ;

- Выписать соответствующее эквивалентное неравенство:

если a 1 то f( x ) log a b , либо f( x ) g( x ) ;

если 0 а то f( x ) a b, либо f( x ) ;

- Решить полученное неравенство.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ  ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ .  1. Метод уравнивания показателей. 2. Метод введения новой переменной. 3. Вынесение за скобки. 4. Использование однородности. 5. Функционально – графический

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ .

1. Метод уравнивания показателей.

2. Метод введения новой переменной.

3. Вынесение за скобки.

4. Использование однородности.

5. Функционально – графический

1. Метод уравнивания показателей Решая показательное уравнение необходимо привести их к простейшим.  1) 16 x+3 = 4 x  2 4x+12 = 2 2x ;  4x+12 = 2x;  x = -6; Ответ: -6 2) 2• 3 х+1 - 4• 3 х-2 = 150 3) 7 х+2 + 4• 7 х-1 = 347  3 х-2 (2• 3 3 – 4) = 150 7 х-1 (7 3 + 4) = 347  3 х-2 •50 = 150 7 х-1 • 347 = 347  3 х-2 = 3 7 х-1 = 1  х=3 х = 1 Ответ: 3. Ответ: 1.

1. Метод уравнивания показателей

Решая показательное уравнение необходимо привести их к простейшим.

1) 16 x+3 = 4 x

2 4x+12 = 2 2x ;

4x+12 = 2x;

x = -6;

Ответ: -6

2) 2• 3 х+1 - 4• 3 х-2 = 150 3) 7 х+2 + 4• 7 х-1 = 347

3 х-2 (2• 3 3 – 4) = 150 7 х-1 (7 3 + 4) = 347

3 х-2 •50 = 150 7 х-1 • 347 = 347

3 х-2 = 3 7 х-1 = 1

х=3 х = 1

Ответ: 3. Ответ: 1.

2.Метод введения новой переменной  Уравнения вида Аa 2х + Вa х + С = 0.  Эти уравнения сводятся к квадратным путем замены выражения a х новой переменной.  После решения получившегося квадратного уравнения возвращаются к старой переменной и решают простейшие показательные уравнения.

2.Метод введения новой переменной

Уравнения вида Аa 2х + Вa х + С = 0.

Эти уравнения сводятся к квадратным путем замены выражения a х новой переменной.

После решения получившегося квадратного уравнения возвращаются к старой переменной и решают простейшие показательные уравнения.

0, получим t 2 + 2t – 24 = 0. Корни полученного квадратного уравнения 4 и -6. -6 - посторонний корень. Решив уравнение 2 х = 4, х=2. Ответ: 2. " width="640"

Пример 1 . 4 х + 2 х+1 – 24 = 0.

2 2х +2 • 2 х -24 = 0.

Сделав замену 2 х = t, где t 0,

получим t 2 + 2t – 24 = 0.

Корни полученного квадратного уравнения 4 и -6.

-6 - посторонний корень.

Решив уравнение 2 х = 4,

х=2.

Ответ: 2.

0; тогда t 2 = 3 2x = 9 x . Получим квадратное уравнение: t 2 -8t-9=0; его корнями являются числа: 9 и -1. Условию t0 удовлетворяет только t=9. Решим уравнение 3 x =9. x = 2. Ответ: 2. " width="640"

Пример 2. 3 2x -8·3 x -9 = 0

Решение: Сделаем замену: t = 3 x ,

при этом t0; тогда t 2 = 3 2x = 9 x .

Получим квадратное уравнение:

t 2 -8t-9=0;

его корнями являются числа: 9 и -1.

Условию t0 удовлетворяет только t=9. Решим уравнение 3 x =9.

x = 2.

Ответ: 2.

0; тогда t 2 = 2 2x = 4 x . Получим квадратное уравнение: t 2 -12t+32=0; его корнями являются числа 8 и 4. Условию t0 удовлетворяют оба корня. Решим уравнения 2 x =8 и 2 x =4. Получаем корни исходного уравнения: x = 3 и x = 2. Ответ: 2; 3. " width="640"

Пример 3. 4 x -12·2 x +32 = 0

Решение: Сделаем замену: t = 2 x ,

при этом t0; тогда t 2 = 2 2x = 4 x .

Получим квадратное уравнение:

t 2 -12t+32=0;

его корнями являются числа 8 и 4.

Условию t0 удовлетворяют оба корня.

Решим уравнения 2 x =8 и 2 x =4.

Получаем корни исходного уравнения:

x = 3 и x = 2.

Ответ: 2; 3.

1,то за скобки выносим степень с наименьшим показателем 3 x−1 • (2 • 3 2 −6−3 1 ) =9, 3 x−1 • 9=9, 3 x−1 =1, x−1=0, x=1  Ответ: x=1 " width="640"

3. ВЫНЕСЕНИЕ ЗА СКОБКУ

Пример 1.

Решите уравнение 2 • 3 x+1 −6 • 3 x−1 −3 x =9

Решение: Так как a 1,то за скобки выносим степень с наименьшим показателем 3 x−1 • (2 • 3 2 −6−3 1 ) =9,

3 x−1 • 9=9,

3 x−1 =1,

x−1=0, x=1 

Ответ: x=1

Пример 2. Решите уравнение.  3 x + 1 - 2 · 3 x  - 2 = 25  3 x · 3 - 2 · 3 x · 3 -2 = 25  3 x ( 3 – 2/9 ) = 25  3 x · 25/9 = 25  3 x = 9  х = 2  Ответ: 2.

Пример 2.

Решите уравнение.

3 x + 1 - 2 · 3 x - 2 = 25 3 x · 3 - 2 · 3 x · 3 -2 = 25 3 x ( 3 – 2/9 ) = 25 3 x · 25/9 = 25 3 x = 9 х = 2

Ответ: 2.

0: 2 x √x+1 +7·2 x = -0.5·√x+1 -3.5 Перенесём слагаемые в одну часть и сгруппировав, разложим на множители: (√x+1 + 7)(2 x + 0.5) = 0. Область определения уравнения: x ≥ -1. У первого множителя нет корней, и второй множитель корней не имеет тоже. Наше уравнение корней не имеет. Ответ: Решений нет. " width="640"

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОРОДНОСТИ

Пример 1. 4 x √x+1 +7·4 x = -0.5·2 x √x+1 -3.5·2 x

Решение:

Поделим обе части уравнения на 2 x 0: 2 x √x+1 +7·2 x = -0.5·√x+1 -3.5

Перенесём слагаемые в одну часть и сгруппировав, разложим на множители:

(√x+1 + 7)(2 x + 0.5) = 0.

Область определения уравнения: x ≥ -1. У первого множителя нет корней, и второй множитель корней не имеет тоже.

Наше уравнение корней не имеет.

Ответ: Решений нет.

0 : 3 x / 5 x = 1 ( 3/5 ) x = 1 ( 3/5 ) x = ( 3/5 ) 0 х = 0 Ответ:0. " width="640"

Пример 2. 3 x = 5 x

Решение:

3 x = 5 x

Поделим обе части уравнения на 5 x 0 : 3 x / 5 x = 1 ( 3/5 ) x = 1 ( 3/5 ) x = ( 3/5 ) 0 х = 0

Ответ:0.

0; тогда t 2 = 2.5 2x . Получим квадратное уравнение: 2t 2 +t-15 =0; его корнями являются числа: 2,5 и -3. Условию t0 удовлетворяет только t=2,5. Решим уравнение 2,5 x =2,5; x = 1. Ответ: 1. " width="640"

Пример 3.

2·25 x +10 x -15·4 x = 0

Решение: Запишем данное уравнение так:

2·5 2x +10 x -15·2 2x = 0.

Поделим уравнение на 2 2x , получим

2·2.5 2x +2.5 x -15 = 0

Сделаем замену:

t = 2.5 x , при этом t0; тогда t 2 = 2.5 2x .

Получим квадратное уравнение:

2t 2 +t-15 =0;

его корнями являются числа:

2,5 и -3.

Условию t0 удовлетворяет только t=2,5.

Решим уравнение 2,5 x =2,5;

x = 1.

Ответ: 1.

3. Функционально – графический метод

3. Функционально – графический метод

Устные упражнения 1. 1) Найти область определения выражения:  а) х ; б) (х – 1) -1 ; в) х 3 +6. 2) Сравните числа:  а) ( 1/5) 1/2 и 2 -0,2 ;  б) 5 · 0,4 1,4 и 2 · 2,5 -0,5 . 3) Вычислить:  а) 16 1/4 ;  б) 243 0,2 ;  в) (-125) 1/3 ;  г) 3 1/6 · 2 4/3 : 3 1/6 ;  д) ( х ) 8/3 · ( х ) 7/6 .

Устные упражнения

1. 1) Найти область определения выражения:

а) х ; б) (х – 1) -1 ; в) х 3 +6.

2) Сравните числа:

а) ( 1/5) 1/2 и 2 -0,2 ;

б) 5 · 0,4 1,4 и 2 · 2,5 -0,5 .

3) Вычислить:

а) 16 1/4 ;

б) 243 0,2 ;

в) (-125) 1/3 ;

г) 3 1/6 · 2 4/3 : 3 1/6 ;

д) ( х ) 8/3 · ( х ) 7/6 .

2. Какие из перечисленных ниже функций являются показательными:  а) y = 2 x ;  б) y = x 2 ;  в) y =(-3) x;  г) y =( 2/7) x ;  д) y = x;  е) y =(x - 2) 3 ;  ж) y = x ;  з) y = 3 -x .

2. Какие из перечисленных ниже функций являются показательными:

а) y = 2 x ;

б) y = x 2 ;

в) y =(-3) x;

г) y =( 2/7) x ;

д) y = x;

е) y =(x - 2) 3 ;

ж) y = x ;

з) y = 3 -x .

3. Какие из перечисленных показательных функций являются возрастающими:  а) y = 5 x ;  б) y = (0,5) x ;  в) y =(2/5 ) x ;  г) y = 10 x ;  д) y =(1/4) x ;  е) y = (7) x ;  ж) y = 49;  з) y =(14 cos( )) -x .

3. Какие из перечисленных показательных функций являются возрастающими:

а) y = 5 x ;

б) y = (0,5) x ;

в) y =(2/5 ) x ;

г) y = 10 x ;

д) y =(1/4) x ;

е) y = (7) x ;

ж) y = 49;

з) y =(14 cos( )) -x .

25 8. Укажите число целых решений неравенства 9. Решите уравнение: 2 • 4 х -3 • 10 х = 5 • 25 х 10. Сколько целочисленных решений неравенства (2/5) х+1 1 принадлежит отрезку [–5;5] ? " width="640"

ТЕСТ 1.

1. Найдите корень уравнения 5 х-7 = 1/125

2. Найдите корень уравнения (1/5) 12-х =125

3. Найдите корень уравнения 36 х-7 = 1/6

4. Решите уравнение: 2 х = 16

5. Решите уравнение: 3 х+1 +5 3 х =72

6. Найдите корни уравнения 3 2х+1 -4 3 х+1 + 9=0

Если получится два корня, то в ответе запишите их произведение, если один, то его запишите в ответ.

7. Укажите наименьшее целое решение неравенства

5 2х+9 25

8. Укажите число целых решений неравенства

9. Решите уравнение: 2 4 х -3 10 х = 5 25 х

10. Сколько целочисленных решений неравенства (2/5) х+1 1 принадлежит отрезку [–5;5] ?

Проверка теста. № 1 ОТВ. 4 2 3 15 4 6,5 5 4,6 6 2 7 0 8 -3 9 1 10 -1 6

Проверка теста.

1

ОТВ.

4

2

3

15

4

6,5

5

4,6

6

2

7

0

8

-3

9

1

10

-1

6

ТЕСТ 2.  1. Найдите корень уравнения 3 х-18 = 1/9  2. Найдите корень уравнения (1/5)  11-х = 125  3. Найдите корень уравнения 9 х-2 = 1/3  4. Решите уравнение: 3 х = 27 •  5. Решите уравнение: 2 х+2 +7 • 2 х =88  6. Решите уравнение: 5 2х-1 +5 х+1 =250  Если получили два корня, то в ответе запишите их произведение, если один, то его запишите в ответ.  7. Укажите наибольшее целое решение неравенства 6 2х-7  36  8. Укажите число целых решений неравенства  9. Решите уравнение: 5 • 4 х +23 • 10 х -10 • 25 х =0  10. Сколько целочисленных решений неравенства 2 х 2  ≥16 принадлежит отрезку [– 3 ; 3 ] ?

ТЕСТ 2.

1. Найдите корень уравнения 3 х-18 = 1/9

2. Найдите корень уравнения (1/5) 11-х = 125

3. Найдите корень уравнения 9 х-2 = 1/3

4. Решите уравнение: 3 х = 27

5. Решите уравнение: 2 х+2 +7 2 х =88

6. Решите уравнение: 5 2х-1 +5 х+1 =250

Если получили два корня, то в ответе запишите их произведение, если один, то его запишите в ответ.

7. Укажите наибольшее целое решение неравенства

6 2х-7 36

8. Укажите число целых решений неравенства

9. Решите уравнение: 5 4 х +23 10 х -10 25 х =0

10. Сколько целочисленных решений неравенства 2 х 2 ≥16

принадлежит отрезку [– 3 ; 3 ] ?

Проверка теста. № 1 ОТВ. 14 2 3 14 4 1,5 5 3,5 6 3 7 2 8 4 9 1 10 1 4

Проверка теста.

1

ОТВ.

14

2

3

14

4

1,5

5

3,5

6

3

7

2

8

4

9

1

10

1

4

2x + 3 x = 2x + 3 x " width="640"
  • КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  • Одно из свойств показательной функции: a x a y равняется a x + y a x y a x - y a 2(x + y)
  • Еще одно из свойств: a x / a y равняется
  • a x / y a x - y a 2(x - y) a x y
  • Уравнение a f(x) =b эквивалентно уравнению
  • f(x) = log a b f(x) = log b a f(x) = ln b f(x) = ln a
  • Решением уравнения -4 = 2 x является
  • -2 2 0 Нет решения
  • Неравенство a x 2x + 3 при a больше 0 и меньше 1 эквивалентно неравенству
  • x x 2x + 3 x = 2x + 3 x


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!