СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме собственные и нарицательные имена существительные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала, для 5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме собственные и нарицательные имена существительные.»

Конспект урока


Предмет: русский язык, школа 49, класс 5 «А»

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Нестерова Виктория Валерьевна.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Цель урока: сформировать предметные представления учащихся о собственных и нарицательных именах существительных .

Задачи урока:

Обучающие:


  1. формировать умение различать на письме собственные и нарицательные имена существительные (на основе употребления прописных и строчных бук, кавычек);

  2. формировать умение отличать имена собственные от нарицательных по общему лексическому значению;


Развивающие:


  1. Совершенствовать умение школьников создавать монологическое высказывание (логически излагать свои мысли, аргументировать и доказывать) в процессе устного ответа по предмету;

  2. Развивать аккуратность, грамотность при письме;

  3. Развивать зрительное и слуховое внимание школьников через организацию работы с различными средствами наглядности (анализ языкового материала на слайдах, слуховое восприятие художественного текста);

  4. Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность. Пробудить творческую активность учащихся.

Воспитательные:


  1.  Развивать интерес к русскому языку. 

  2. Воспитывать у школьников интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Орг. момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее, вводное слова учителя

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте ваши тетради, запишите в них дату и вид работы.

Сегодня двадцать пятое февраля.

Классная работа. Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные». Сегодня на уроке мы с вами научимся отличать друг от друга собственные и нарицательные имена существительные.

Слушание глобальное, неоценочное, нерефлексивное, информативное.

Образец записи в тетради:

Двадцать пятое февраля.

Классная работа.

«Собственные и нарицательные имена существительные».

Слайд 1.

2. Повторение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя.

Но прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны с вами вспомнить ранее изученный материал. На прошлом уроке мы с вами изучали «Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -ек-, -ик- в имени существительном». Для того чтобы проверить, насколько вы усвоили эту тему, я проведу у вас небольшую проверочную работу.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Сейчас я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача – на месте пропущенной буквы в суффиксе слова вставить правильную букву и выделить этот суффикс. Кому не понятно? Это работа выполняется самостоятельно на отметку.

Языковой материал:

Электрический фонар..к, карманный словар..к, металлический молоточ..к, игрушечный ножич..к, складной зонт..к, гладкий камеш..к, годовалый ребеноч..к, ласковый внуч..к, махровый халат..к, бумажный корабл..к, веноч..к из васильков, синтетический ковр..к, кармаш..к для платка.


Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Собираем листочки. А теперь устно обобщим то, что вы знаете о правописании суффиксов -чик-, -щик-, -ек-, -ик- в имени существительном.

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос.

Вопросы для обсуждения:

1.В каких случаях в именах существительных пишутся суффиксы –чик, -щик?

2. В каких случаях в именах существительных пишутся суффиксы –ек, -ик- (-чик-)?





Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо запомнили правило. Самое главное – научиться отличать суффиксы чик, щик от суффиксов ек, ик. Главным опознавательным признаком суффиксов чик –щик является стечение согласных букв, как правильно вы заметили. А далее вам нужно только определить, какой согласный перед этими суффиксами находится, чтобы написать правильную букву ч или щ. Опознавательным признаком суффиксов ЕК и ИК является беглость гласного. Если гласный выпадает, пишется в суффиксе буква Е, если не выпадает – буква И.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.














Детальное слушание







Образец выполнения

Электрический фонарик, карманный словарик, металлический молоточек, игрушечный ножичек, складной зонтик, гладкий камешек, годовалый ребеночек, ласковый внучек, махровый халатик, бумажный кораблик, веночек из васильков, синтетический коврик, кармашек для платка.


Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.






Устные ответы учеников:

1. В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.

2. При выпадении гласного в суффиксе существительного в родительном падеже пишем букву Е, если гласный не выпадает – букву И ( в суффиксах ек, ик)


Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.



3.Объяснение нового материала

Прием: Слуховой диктант с элементами грамматического заания

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

Итак, ребята, а сейчас переходим к изучению новой темы. Давайте начнем с того, что запишем предложение и найдем в нем имена существительные.

Выразительное озвученное чтение языкового материала

Языковой материал:

Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал.

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос.

Вопросы для обсуждения:

1.Итак, назовите в этом предложении все существительные.

2. Как вы определили, что это существительное?

3. Определите морфологические признаки выделенных имен существительных (род, падеж, число).

4. Какую синтаксическую роль они выполняют?








Прием: оценочное, обобщающее слова учителя.

Молодцы, ребята!


Организация проблемной ситуации

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

А теперь давайте вернемся к нашему предложению и сравним два существительных: Россия (ж.р.; ед.ч.; п. п., 1 скл.) и

озер (ср. р.,мн.ч., р.п., 2 скл.).

Вопрос к аудитории

В чем еще отличие этих слов?


Прием: оценочное, обобщающее слова учителя.

Хорошо! Все правильно отметили.

Итак, делаем выводы: нарицательные имена существительные называют однородное явление или предмет.

Пример: деревня, художник.

Собственные имена существительные обозначают единичные предметы из ряда подобных. Собственные имена существительные обозначают имена, фамилии, прозвища, географические названия, а также названия исторических событий, книг, газет, журналов, заводов и фабрик, фирм, кафе и ресторанов, магазинов, пароходов, марок и сортов различных предметов. Собственные имена существительные пишутся с прописной буквы. Пример: Рождество Христово, Бородинская битва. Название газет, книг, спектаклей, фильмов, картин, пароходов и т.п пишутся с прописной буквы и заключаются в кавычки. Пример: «Евгений Онегин», картина В.М Васнецова «витязь на распутье».

Прием: ведущее слово учителя

Ребята, а теперь откройте учебники на странице шестьдесят четвертой и прочитайте теоретическую статью об именах существительных собственных и нарицательных.

Организация проверки

Ведущее слово учителя

Что нового вы узнали из теоретической статьи?

Что вам необходимо запомнить?

Оценочное слово учителя

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное.









Образец выполнения

Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал.








Устные ответы учеников:

1. Имена существительные: в глубине, России, в краю, озер, скал

2.Эти слова являются существительными, так как обозначают предмет и отвечают на вопрос что?

3. в глубине (ж.р., пр.п.,ед.ч.,), Росии (ж.р., р.п.,ед.ч), в краю (м.р., пр.п., ед.ч), озер (ср.р.. р.п., мн.ч), скал (ж.р.. р.п, мн.ч).

4. Эти подлежащие выполняют роль дополнения.


Слушание: глобальное, оценочное, рефлексивное.









Устные ответы учеников:

Россия является именем собственным, так как написано с заглавной буквы и является названием, а озеро – именем нарицательным, так как называет однородный предмет и названием чего-либо не является.

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное.





























Неозвученное выразительное чтение статьи учебника





Устные ответы учащихся

Слайд 2.






































Слайд 3.















































4. Закрепление изученного материала

Метод комментированного спиысывания

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

А сейчас закрепим изученный материал.

Ребята, на слайде вы видите текст. Ваша задача: переписать себе в тетрадь этот текст и правильно раскрыть скобки. Проверять будем устно. Кому не понятно?

Языковой материал:

У каждого народа, у каждой страны и края есть своя главная большая (Р, р)ека. У (Е,е)гипта – (Н,н)ил, у жителей северной (А,а)мерики –( М,м)иссисипи, в (И,и)ндии – (Г,г)анг. Судьба (Р,р)оссии связана с (В,в)олгой. (В,в)олга – самая большая река в (Е,е)вропе, питающая (К,к)аспийское (М,м)оре.

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя.

Ребята, молодцы! Отлично справились с заданием. Сейчас мы закрепили с вами умение определять нарицательные и собственные имена существительные в тексте. А сейчас потренируемся в нахождении и использовании этих существительных в тексте.

Метод анализа языкового материала с элементами конструирования

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Следующее задание тоже представлено на слайде. Обратите внимание. Вам даны предложения. Ваша задача: вставить подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых в скобки. Задание выполняем в тетради письменно.

Образец: Город, птица, теплоход («Орёл», Орёл, орёл) – город Орёл, птица орёл, теплоход «Орёл».

Языковой материал:

1.Журнал, яркий (огонёк, «Огонёк»).

2.Коренной, усовершенствованный («Москвич», москвич).

3. Добросовестный, газета (труд, «Труд»).

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя.

Ребята, молодцы!


Метод: диктант

Прием: распределительный диктант

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

И в завершении нашего урока я проведу у вас распределительный диктант. Ваша задача: в правый столбик записать собственные имена существительные, а в левый, соответственно, нарицательные имена существительные. Будьте внимательны! Диктант будете выполнять на отметку, на листочках! Кто не понял?

Установка на работу

Итак, приступаем.

Озвученное выразительное чтение языкового материала

Языковой материал: трава, земля, Москва, гриб, Марина, Новый год, «Кавказский пленник», самовар, Новокузнецк, «Известие» ( газета ), Байкал, люди, Арктика, море, Ваня, врач, картофель, Иванов.






Организация проверки

Прием: ведущее слово учителя.

Итак, ребята, сдаем листочки на проверку


Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

Ребята, а теперь выполним следующее задание: представьте себе, что у вас потерялась собака, и чтобы ее найти вам нужно дать объявление. Напишите это объявление, чтобы в нем присутствовали собственные и нарицательные имена существительные.




.

Обобщающее слово учителя

Ребята, вы большие молодцы! Вы хорошо и точно научились отличать имена собственные от имен нарицательных. В дальнейшем нашем изучении имени существительного нам эти знания, безусловно, понадобятся!

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное








Письмо

Образец записи + комментарий учеников

У каждого народа, у каждой страны и края есть своя главная большая река. У Египта – Нил, у жителей северной Америки –Миссисипи, в Индии – Ганг. Судьба России связана с Волгой. Волга – самая большая река в Европе, питающая Каспийское море.







Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное.









Письмо

Образец записи:

1.Журнал «Огонёк», яркий огонёк.

2.Коренной москвич, усовершенствованный «Москвич».

3. Добросовестный труд, газета «Труд».











Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное.


















Письмо

Образец записи:

Собственные имена сущ-е.

Нарицательные имена сущ-ые.

Москва

Марина

Новый год

«Кавказский пленник»

Новокузнецк

«Известие»

Байкал

Арктика

Ваня

Иванов

Трава

Земля

Гриб

Самовар

Люди

Море

Врач

картофель

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.


Образец записи:

13/03/2014 г. ПРОПАЛА СОБАКА! В районе поселка Прегольский пропала немецкая овчарка, кабель, крупный, окрас палевый (черно-рыжий), на языке крупное черное пятно. Видевших, просьба сообщить по телефону: 8 911 473 11 10 или 38 70 36.Вознаграждение гарантируется.









Слайд 4.















Слайд 5.

5. Домашнее задание

Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

Ребята, запишем домашнее задание: упражнение пятьсот сорок второе на странице шестьдесят пятой. Вам нужно будет списать примеры в соответствии с требованиями современной русской орфографии и пунктуации и объяснить устно, какую роль играет прописная буква для быстрого чтения и правильного понимания смысла написанного. Посмотрите внимательно на это упражнение, есть какие-нибудь вопросы? Что не понятно?

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное


Слайд 6.

6. Обобщение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщ., заключит. слова учителя

Итак, ребята, спасибо за работу! Сегодня мы с вами закрепили умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные. Вспомнили, что они обозначают и как они пишутся. Я надеюсь, вы хорошо усвоили и поняли эту тему! Урок окончен.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное


Слайд 7.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!